Милостыня
Среди множества неожиданных впечатлений от Москвы есть и неприятные. Одно из них — это большое количество попрошаек различных видов.
Я вырос в городе, где попрошайки отсутствуют как социальный класс. Они есть, но похожи скорее на городскую достопримечательность или рок-группу на пенсии — сидят себе у церкви, пьют чай из пакетиков и кормятся подаянием со свадеб. В Череповце дать нищему бумажку давно превратилось в забавную традицию.
В Москве всё совсем иначе. В большом городе несколько человек старательно, ежедневно спекулируют на моей жалости и берут в заложники мою совесть. Трясуны кошмой, женщины с ватманом, исписанным грустными письменами, безногие на тележках, бабушки с печальными глазами — я встречаю их постоянно, в каждом переходе.
Человеку свойственно помогать другим людям, оказавшимся в беде. Однако я никогда не подаю просящим милостыню. У меня есть на это основания:
- Моё сострадание — это очень интимное чувство, я не хочу показывать его на людях и не люблю, когда к нему прилюдно призывают. Я верю в то, что благотворительность в любом виде должна быть постоянной и тайной. Хочу сам решать, кому помочь, а кому нет, и не хочу, чтобы очевидный отказ в помощи расценивался другими как признак душевной чёрствости. «Не хочешь — не подавай!» — скажут некоторые. Советую потрогать свои чувства, проходя мимо просящего милостыню — стыдометр будет зашкаливать. Это не случайно происходит, именно на это и надеются люди с побитой эмалированой кружкой в руках.
- Улица — это не место для денежной помощи. Но все вокруг хотят именно денег! Голодный не просит еды, бездомный не желает помощи с ночлегом или звонком домой. Деньги обесценивают реальную возможность помочь, и скорее похожи на желание откупиться от просящего, приобрести индульгенцию, поставить мысленную галочку: «Выручил». Всё это ерунда, не обманывайте себя. Хотите помочь — сперва спросите, какая помощь нужна, а только потом тяните купюру.
- Мне кажется, что институт помощи нищим в мегаполисе уже давно полностью себя дискредитировал. Просьба о помощи превратилась в большой, обстоятельный бизнес, со своим распределением ролей. Наши глубинные, природные желания помогать ближним используются в качестве насоса для перераспределения денег в карманах. Думаю, вы сами постоянно читаете о надводных частях этих айсбергов. Нужно называть вещи своими именами — это спекуляция на чувствах и обман. Если вы хотите помочь по-настоящему, то делайте это через благотворительные фонды или организации (например, через доктора Лизу).
Я не призываю сажать бездомных в следственный изолятор или набивать автозак жалкими бабушками. Проще и выгодней игнорировать попрошаек, совершать ненасильственное сопротивление. Люди, которые давят на жалость, сильней всего чувствуют настроение в толпе. Думаю, у попрошайничества не слишком высокий запас прочности — как только уровень равнодушия станет выше, голодные немедленно насытятся, обездоленные обретут кров и больные волшебным образом излечатся.
У финансовой помощи в городе есть и другая сторона медали. Есть люди, которых я называю «останавливающими» — им я стараюсь по возможности помогать. Это уличные музыканты и люди, которые меняют милостыню на свой труд.
Держать кружку для подаяний может каждый, у кого есть хотя бы одна рука. Помогать такому человеку не хочется. Но человеку, который просит награды за свой труд, пусть даже самый простой хочется подать. Это уже не милостыня, а гонорар, причём честно заработанный.
В берлинском метро я видел пожилого бездомного, который весьма выразительно читал стихи. Чуть позже молодой парень тоже читал, но рэп — под аккомпанемент простенького магнитофона. Я видел, как бездомные продавали газеты о бездомных. Разумеется, труд тут чисто символический, но он есть (они еще были в состоянии рассказать о своей газете на плохоньком английском). Уличные музыканты всегда благословенны, даже паршивые игроки на скрипке собирают бумагу и мелочь. Некоторые создают руками сувениры или предлагают рисунки.
Посмотрите на то, как работает сила притяжения. Встаньте в переходе рядом с уличным музыкантом и смотрите на людей, которые проходят мимо. Многие из них разойдутся с источником звука, сделают несколько шагов, а потом останавливаются, шарят по карманам и возвращаются, чтобы воздать за труд. Уличные музыканты могут останавливать людей в толпе и возвращать их к себе с наградой. Но в этом нет стыда, и волшебства нет — всё честно и заслуженно, удовольствие меняется на медь.
Продавать свой труд и свои способности — не стыдно. Не хочешь — не покупай, но тут ты находишься в рамках рыночных отношений и не чувствуешь себя чёрствым сухарём.
Уличные музыканты и бедные люди, зарабатывающие своим трудом — это душа города, то, что делает нас живее и человечнее. Простые нищие в переходах — это паразиты нашей совести. Я всегда помогаю первым и никогда не подаю вторым.