Çтамбул

Из Москвы до Стамбула лететь три часа. Почему бы не полететь, снимая на среднеформатную плёнку, кутаясь в одежду не по сезону, питаясь одними сладостями и крепким и горьким чаем, дивясь на котов и записывая впечатления от поездки. Действительно, почему бы и нет?

Самолет летит три часа, а потом упирается крылом в море и вращается: раз, другой, третий. В такие моменты я сжимаю руками подлокотники и говорю про себя «Пожалуйста, не надо так». В этот раз всё обошлось легче — замечательный режиссёр-документалист Али Хамраев рассказывал из-за соседнего кресла о своих беседах с Тарковским, вспоминал Володю Китайского и советовал посетить музей авангардной живописи в узбекском Нукусе.

«Моя жена боится летать. Она каждый раз много пьёт, чтобы растворить аэрофобию в алкоголе, а потом методично вспоминает мне все мои грешки. А из самолёта никуда и не денешься!» Лайнер плюхается на полосу, и я забываю в кармашке кресла свой ноутбук.

Стамбул разрезан Мраморным морем на две половины: европейскую и азиатскую. Впрочем, обе половины не слишком восточные: на скоростных низкопольных трамваях ездят женщины в никабах с накрашенными ресницами, а антенна сотовой связи на минарете раздаёт мобильный интернет.

Наверное, за этим сюда и ездят: чтобы сфотографировать чужую женщину без опаски, что её муж отрежет тебе голову.

21310010

Мы поселились на европейской стороне, в районе Бала́т. Выбрали его потому, что нам понравился узкий бирюзового цвета домик и потому, что в Балате не ходят туристы толпами. Отсутствие туристов греет душу, но ровно до тех пор, пока не понимаешь причину их отсутствия.

Балат — это один из самых консервативных районов города, заселённый преимущественно верующими мусульманами в свободных белых одеждах (с бородами), их жёнами в свободных чёрных одеждах (без бород), а также чумазыми детьми и особенно жалкими кошками.

Забраться в Балат оказалось непросто. Таксист подхватил нас на станции метро, а затем долго петлял по узким мощёным улицам, кляня зависший яндекс-навигатор в телефоне. Он беспрестанно бибикал, разгоняя детей и котов, разгонялся сам на любом возможном участке, вгоняя А. в приступы тошнотного ужаса.

Дорога иногда поднималась вверх под страшными углами, порой падала вниз американскими горками. Вскоре нам придётся ходить этой дорогой по несколько раз в день, стирая ноги и сбивая дыхание.

В ряду одинаковых домов и бесконечно серпантинных улиц нужен ориентир. Для нас ориентиром был краснокирпичный купол греческой православной школы. Огромное здание, похожее больше на крепость веры, чем на учебное заведение, пребывает в запустении. Похоже, что греков или вырезали, или прогнали, а сооружение оставили в назидание или для каких-то своих тюркских нужд. Теперь к нему струится тонкий ручеек туристов, питающий дюжину лавочек поблизости.

Мы живём совсем рядом с куполом, определяем по нему нужное направление и правильную автобусную остановку.

21300014

Туристов завлекают в Стамбул котами. Мол, не город, а кошачий рай — куда не посмотри, везде сидит и мурчит. На самом деле кошачьи в социальной иерархии Стамбула стоять чуть выше крысок. Они живут на улицах, опасливо сверкают глазами из мусорных баков и мастерски лавируют между мчащимися автомобилями.

Приличные коты встречаются разве что в азиатской части города. Коты европейской части жадно утащили у меня котлету из шаурмы и не знали, что делать с угощением из сырого яйца. Вероятно, они и яйца никогда не видели.

Если хочешь посмотреть на нравы народа — обратись к лингвистике его родного языка. В турецком языке встречается будущее категорическое время, повелительное наклонение и понудительный залог. На слух язык похож на езду с детской горки на предварительно отбитой заднице: и весело, и больно, и мама заругает.

В один из дней у меня заболело ухо, и А. нагуглила турецкое лекарство для закапывания. Оказалось, что ухо по-турецки — это kulak. Даже и не знали, что рисовать на бумажке.

Погода — странная до невозможности. Яркое солнце, холодный воздух и ветер, который срывает с А. её шляпу. Совершенно непонятно, как одеваться без перегрева и замерзания. Успеваешь согреться и замерзнуть несколько раз в день. Иногда одновременно.

Все пять дней надеялись, что завтра станет наконец по-настоящему тепло. Но Стамбул нагрелся только в тот день, когда мы ехали в аэропорт.

Город похож на миры Орхана Памука. Каждая антикварная лавка — целый Музей Невинности. В одной я приобрёл маленький пластиковый пакет с дюжиной бумажек. На бумажках неровной рукой нарисован город: купола мечетей, фаллические пики минаретов, чайки, парящие над городом кругами (у каждой — свой круг).

В одном из ящиков антикварной лавки лежала стопка пыльных картонных карточек с фотографиями отельных праздников. На них нетрезвые усатые мужчины и слегка полные женщины пляшут, смешно растопырив руки и ноги.

В городе всегда и везде пахнет хлебом. Кажется, что для турков он так же сакрален, как для наших родителей. Его пекут в огромных печах в каждой подворотне: из печей вырываются синие огоньки пламени и специально обученный человек вытаскивает специально созданным веслом сразу дюжину ароматных батонов за раз. Потом юноши в шлёпках и женщины в никабах разносят хлеб по домам: завтракать, обедать и ужинать.

Хлеб ароматный, из домашнего кислого теста. Его не должен касаться нож, хлеб следует рвать на ломти, выпуская клубы пара и запах, от которого урчит в голодном животе. Прямо как детстве, что осталось в сотнях километров отсюда.

По улицам ездят торговцы и мастера всех мастей. Ровно в десять по узкой и крутой улице мимо котов катит свою тележку продавец маковых рогаликов, оглашая окрестности звонким криком. Мы с А. со смехом передразниваем его: «Булкииииэ!»

В один из дней наблюдали картину: продавец остановился у соседнего дома, и положил пару рогаликов в ведро, которое свисало на верёвочке с верхнего этажа. После резвая бабушка втащила рогалики к себе, а продавцу спустила на дне ведра положенную мелочь.

Паром из Каракёй и Эминоню — я буду помнить твою верхнюю палубу. Мы ездили на нём несколько раз, спасались из мира «тараканчиков» в мир хипстерских кофеен азиатской части. Чайки кричат, теплоход лавирует между танкерами и дюжиной других пароходов. По палубе разносят крепкий чай, без которого никуда.

Пассажиры здесь самые разные: многодетные отцы, уставшие путешественники с чемоданами на колёсиках, туристы вроде нас. Между европейской и азиатской частями города давно проложили метро, но кому оно нужно, если есть паром и чай.

А. пыталась торговаться на рынке, но получилось вяло. Она пыталась купить два десятка стручков ванили за пятьдесят лир, но один из продавцов заругался на такую цену и гневно прогнал нас из лавки, а второй продал ваниль слишком спокойно для такой цены.

Еще привезли домой орехов, странную чесночно-томатную пасту и халву. В чемодане всё это славно перемешалось и пропиталось запахами друг друга. Впрочем, это вполне по-турецки.

Город пропитан духом Кемаля Ататюрка. Для турков национальный лидер — это сплав Сталина и Петра Первого. Он научил их носить европейское платье, устроил несколько геноцидов, был жестокий и справедливый. Кемаль смотрит на туристов с портретов в окнах, и банкнот.

В Турции действует закон, который карает за критику Ататюрка. Запрещено носить его фамилию и дорабатывать портреты. До сих пор запрещено публиковать переписку Кемаля с женой, в которой он выступает обычным человеком, а не национальным героем или полубогом с грустным лицом.

Стамбул — это не только густой чёрный чай (который быстро вызвал у А. отвращение), но еще и турецкие сладости, называемые у нас восточными. Они представляют собой концентрированный сахар, густо пропитанный сахарным сиропом, и посыпанный орехами, настоенными на растворе сахара в сахаре. У этих сладостей нет даже вкуса, сплошной гликемический удар.

Удивительно, но я быстро подсел на все эти штуки, и скучаю по ним до сих пор.

Стамбульцы кажутся агрессивными, но миролюбивыми водителями. Клаксон в турецком автомобиле важнее любых рычагов и педалей, он пускается в действие каждые несколько секунд. Забибикать, а потом грязно выругаться, махнув раскрытой ладонью — это обязательный порядок действия при виде другого водителя. Даже уличные коты ссорятся реже.

Автобусы, трамваи, метро и прочие паромчики оплачиваются транспортной картой с видами мечетей на ней. Она здорово высасывает лиры из кармана, особенно если ты живёшь в странном религиозном районе. Как мы.

Побывали с А. в мечети. Внутрь не ходили, ощутив ментальный блок гражданина православной цивилизации. Зато зашли во двор, посидели на вечно холодных гранитных камнях. У мечети чувствуется какая-то энергетика, которую сам себе придумываешь — воздух сгущается, а само строение словно гудит. Как будто ты зашёл в электротрансформатор.

Во дворе мечети стоят надгробия, исписанные со всех сторон, да ходят особенно упитанные коты. Аллах с ними!

Кажется, что жестокость для турков — это форма существования нации. Они жестоки, потому что могут себе это позволить. Милосердие как проявление слабости. Турки жестоки словно кошка, которая убивает всех птенцов в гнезде, вместо того, чтобы утащить одного. Пусть все знают, кто здесь хищник.

Мы были возле Святой Софии, бывшего главного храма Константинополя, позже — мечети, а ныне — музее. Кажется, что стены храма красные от крови, что янычары Мехмеда Второго вырезали греков у его стен, и где-то здесь нашли тело последнего римского императора Константина, опознав его по царским сапогам с вышитыми на них орлами.

В любой относительно солнечный день на набережной Золотого Рога собираются семьи — они жарят импровизированные шашлыки на мангалах, греют адский черный чай, распространяя по округе шум, мусор и запах жареного мяса.

А. пытается незаметно сфотографировать одно из семейств, когда мне словесно цепляет другое. «Оу, Раша! Привьет!» — говорит один из мужчин и добродушно улыбается, обнажив белые зубы. Его супруга наверное тоже улыбается, но этого не видно из-под никаба.

С воды Стамбул похож на какую-нибудь Венецию, Флоренцию или иногда даже на Копенгаген. Изнутри город напоминает Тель-Авив. Наверное, все приморские города похожи друг на друга. Чайки, белые фасады, паровозные гудки и ленивые жители, которые спят днём, скучают по утрам и веселятся к ночи.

В один из дней жители нашего района устроили светопреставление с музыкой, петардами и танцами. Танцы странные — мужчины медленно двигаются, положив руки на плечи друг друга. Мы с А. решили, что они крадут невесту.

Если Стамбул — это родина шаурмы, то я — суп из лебединых крыльев. Я честно пытался питаться одним мясом в лаваше, но преуспел относительно. Шаурма здесь сухая и невесёлая, как судьба грека-пенсионера. Мясо жёсткое, из соусов какой-то странный майонез с перцем. Вместо питы то и дело пытаются завернуть всё это в батон.

Теперь кажется, что в Череповце шаурма была совершенной. Сейчас я понимаю и принимаю всю ответственность за свои слова.

Гуляя по старому городу, случайно забрели с А. в район бесконечного рынка. Забавно, как продавцы локализируют лавки с товаром, который продают. На рынке встречаются целые районы с джинсами, мочалками, шторами и даже женским бельём — хлопковые трусы лежат обильными стопками. Я ехидно показываю А. на фотографию девушки в чулках, намекая что турецкая женщина носит их под хиджабом.

«Ага, прямо как обычная европейская женщина» — отвечает А.

Одно из самых печальных впечатлений от Стамбула — это дети-попрошайки. Большинство из них не выглядело беспризорными. Скоре попросить лиру у туриста было для детей чем-то вроде подросткового спорта: кто больше напросит. Дети берут нахрапом и смотря прямо в мои карие глаза своими огромными и голубыми, здорово контрастирующими на чумазом личике.

— Не давай ни в коем случае!, — шепчет мне А. — Лучше мороженое купи. Девочка замолчала, посмотрела еще пристальнее, а затем что было сил наступила мне на ногу.

В один из дней зашли в супермаркет, решили устроить небольшую домашнюю вечеринку. В итоге пришлось печь шакшуку, благо яйца и творог есть везде. Но продукты в Стамбуле странные: скользкие оливки, солёный до ужаса сыр, сахар в сахаре опять вот, да оливковое масло в двадцатилитровых бидонах.

Открыли для себя красную помидорно-чесночно-томатную пасту. Её оказалось неплохо намазывать на хлеб. Больше кушать толком и нечего, друзья.

На тихих хипстерских улочках азиатской части несложно потеряться (и хочется это сделать). Тут каждый второй магазин — это магазин винтажной одежды, а каждый первый — это не магазин вовсе, а кофейня с харио, органическими сэндвичами и специальным котом в ошейнике.

Мы с А. рассуждаем о культурном коде хипстерских заведений: некрашенные бетонные стены, старые стулья (и всё разные), бородатый татуированный бариста в кожаном фартуке. В этот момент специальный кот отгоняет от входа других, неспециальных котов, обитающих в округе в изобилии.

На старом рынке в Кадыкёй купили домой медный поднос, отштампованный хитрым полумашинным трудом. Там довольно интересно для уже изысканных покупателей вроде нас: мы легко фильтруем туристические местечки ради аутентичных.

Туристы обычно гуляют по центральным «улочкам», а мы забираемся подальше, поближе к торговому краю. Где еще встретишь лавку с птичьими клетками, торговца вениками или мастера по изготовлению табуреток? Придумайте любую бытовую вещь, и на рынке Кадикёя для неё найдется отдельный торговец в отдельной лавке.

Сходили в старинное аутентичное кафе «Боза», где разливают одноимённый напиток. Боза готовится из ферментированного пшена с добавлением яблочного пюре и подаётся в стакане. По вкусу напиток похож на хорошо постоявший и очень густой яблочный сок.

В «Бозу» раз за разом заходят турки, быстро выпивают по бозе и шумно удаляются, иногда унося с собой баночку для родни. В кафе совершенно уэсандерсоновский интерьер: мятно-бежевые оттенки, плитка, зеркала и старое дерево. В углу, под стеклянным куполом — стакан, из которого пил бозу сам Ататюрк.

Вечером разразился дождь, который не дождь совсем, а целая буря. Солнце затянуло тучами за несколько секунд, лёгкий приморский бриз сменился мощным ветром, который дует равномерно и сильно, поднимая облака пыли и гоняя их по наклонным мощёным улицам. За ветром пришёл дождь, сначала слабый, а потом всё сильнее и сильнее. Над улицей уже низко, на глиссаде пролетел самолёт, выпустив шасси, качаясь и постанывая от штормового ветра.

Мы добежали до дома за секунду до ливня. Ветром срывало полотенца с бельевых веревок и шатало антенны. А. поймала волосами маленький камешек и испуганно уверяла меня, что на неё упал кирпич.

В дни нашего путешествия в Стамбуле проходили выборы. Весь город была увешан тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч флажков. С плакатов на нас смотрели идеальные турецкие мужчины и женщины: мужчины с очками и усами, женщины в брюках и платках.

На набережной развернулся агитационный пункт: на фуру установили дюжину мощных колонок, из которых играла предвыборная музыка. Рядом мужчины и женщины держали в руках чьи-то портреты и укоряли невидимых противников. Зрители время от времени хлопали в ладоши. Странное зрелище.

Мы жили в типичном турецком доме. Такое жилище развивается не по горизонтали, а вверх. Можно представить себе трёхкомнатную квартиру, каждая из комнат которой поставлена друг на друга и связана крутой деревянной лестницей. Минимум кирпича и камня, зато скрипучих полов и потолков в избытке. Спасибо хотя бы за узкие балконы.

Дома упираются плечами в соседей слева и справа. Многие заброшены и кое-как заколочены. Они превращаются в руины, зарастают и становятся пристанищем для чаек и котов.

В один из дней сделали маленькую вылазку к старому железнодорожному вокзалу Хайдарпаша. Его построили больше века назад как промежуточную станцию по пути в Багдад. Прекрасное здание в колониальном стиле: с ажурными окнами, звонкими залами, отражающими каждый шаг, и медными оградами, которые успели позеленеть от времени и бездействия.

Уже много лет вокзал стоит без пользы. На путях ржавеют поезда и вагоны, окошки билетных касс покрываются пылью. Вокзал собираются пустить со дня на день (по одним версиям), а по другим планируют перепрофилировать в торговый центр. В день нашего визита внутрь заносили картины для выставки. Полотна выглядели странной пародией на Ротко — казалось, что на грузовик с холстами упала цистерна с краской.

В путешествии опробовали новую технологию. Выходим из дома рано утром, пока все нормальные туристы еще спят, а Солнце слепит не так сильно. За несколько часов до полудня успеваем сделать кандидатский минимум перемещений, позавтракать и, в моём случае, отснять плёночку. Затем возвращаемся домой к обеду, и отдыхаем часов до пяти, пока жара не спадёт.

Получается успеть в два раза больше. Остаётся победить дурацкое чувство провинциального путешественника: «Что значит спать днём, ты же за границей! Должен упарываться ежедневно!»

Обратно добирались целый день, хотя самолёт летел всего два с небольшим часа. Русскоязычные пассажиры самолёта отбивали туркоговорящего пассажира от полиции с службами безопасности. Дело шло к штурму самолета и выносу сопротивляющегося тела (даже заднюю дверь открыли), но обошлось.

Аэропорт расположен так близко к городу, что взлетали довольно тихо, без виражей и рёва двигателей. Большой тристатридцатый плавно поднял нас над густозастроенными холмами и унёс домой.

Стамбул получился скомканным. Кажется, что даже за несколько дней в традиционном Балате мы не смогли сложить о нём достаточно прочное представление. Районы всё время подсовывали нам новые переулки, новые интересные местечки и заведения.

Испытание этнографичностью и толерантностью даются нам слабо, спасаемся только наблюдательностью и самоиронией. В Стамбул если и поедем, то нескоро — будем укреплять наблюдательность и самоиронию в других местах.

Ссылки и мысли #162

  • Приятное видео про хипстера, который выпиливает деревянные дужки для очков.
  • Один из клёвых инстаграмеров последнего времени. Он выкладывает мозаикой ямы в дорожном покрытии.
  • Хороший концепт лежака для парка или фестиваля: можно и книжку читать полулёжа, и носить почти что в кармане.
  • «Арзамас» радует всё сильнее и сильнее: «В Яреньге у Белого моря мне рассказали, что вместо сказителя в конце XX века рыбаки брали с собой на промысел библиотекаря, чтобы та читала книги в непогоду. А в недавней зимней экспедиции 2014 года жители Вожгоры (это Лешуконский район Архангельской области, недалеко от Республики Коми), совершенно замечательные люди и великолепные рассказчики, вспомнили выражение, что когда на 2 августа гремит гром — это Илья Муромец едет на тачке по небу».
  • Сайт, который превращает текст в бит.
  • NYT радует информационными статьями. На этот раз — материал о том, как выглядят 2000 калорий в продуктах.
  • Хорошая статья о том, как работает исправительная система: «В рамках этой же операции «Забота» мы ездили по детским домам, и меня потрясло тогда вот что: в Москве мы приехали с комиссией к мальчику, который, выйдя из детдома, как и положено было тогда, получил однокомнатную квартиру. Он нас решил угостить чаем. Взял обычный чайник, насыпал туда сахару, чаю, налил холодной воды и поставил греться. Он никогда не видел, как чай делается — в детдоме он получал уже готовый чайный напиток. Так он жил. Конечно, ничего страшного в том, что он не знал, как заваривается чай, нет, но вся система отношений, помимо жилищных, была механически взята из детского дома и перенесена в обычную открытую группу». Всё больше склоняюсь к мысли о том, что такое исправление никого не исправляет.
  • Прохожие показывают последнее фото, сделанное на телефон.
  • Британский гик-путешественник рассказывает о том, как он уже несколько лет путешествует по миру с одним рюкзаком (и показывает, что у него там внутри).
  • Клёвый лондонский таймлапс.
  • О том, как читают заключённые: «Еще часто так бывает: отличная книга, но ей делают такую обложку: обнаженная женщина, ножи какие-то. Мне не разрешают такие книги выдавать. Приходится мне своих помощников просить. Даю им маркер и они на голых женщинах рисуют платья, купальники. Раньше мы замазывали гуашью. Так в камерах ее стирают. А вот маркер уже не смогут!».
  • Лаура Кеннингтон планирует в одиночку проплыть на каяке по Волге. Она русского не знает и надеется на помощь.
  • Сборник бесплатных ресурсов для творческих людей: картинки, шрифты, вот это всё.
  • Глеб Калинин рецензирует лекцию Петра Щедровицкого: «То, что человек понимает, никогда не совпадает с тем, что хочет сказать говорящий. Интересное упражнение — ведущий зачитывает некий текст, все слушатели пишут, что они поняли. По словам Петра Георгиевича, уже на втором изложении начинается веселье. Отсюда практика задавать вопрос «Правильно ли я понял, что вы хотите сказать» — это культура коммуникации».
  • Известный трек Эминема на языке глухонемых.
  • О том, как трудно было печь мацу в Советском Союзе: «Международные еврейские организации организовали срочную отправку посылок с мацой, однако большинство из них было задержано на таможне. Зато в «Правде Востока», «Известиях», «Биробиджанер Штерн» и других газетах появились написанные как под копирку письма возмущенных «еврейских трудящихся», клеймящие «непрошеных благодетелей» и призывающие их «забрать свои тряпки обратно»».
  • Дуйн Далтон рисует классные минималистичные почтовые марки.
  • Коллекция визитных карточек, которыми старинные кавалеры приглашали дам на свидания.
  • Сайт, который транслирует изображения облаков из разных уголков Земли.
  • Видеопутешествие в Новую Зеландию.

Календарь и таск-менеджер

Две программы, без которых не могу жить: Things и Sunrise. Даже не представляю, как существовал в дремучие времена, когда их еще не было.

Хотя нет, я помню. Я купил в газетном киоске у заводской проходной дешевый планировщик. Он был плоским, длиной в неделю. В нём я старательно расписывал задачи на каждый день. Я тогда только-только начинал работать, хватался за кучу проектов сразу: от создания 1000 вопросов для викторины до написания новостей в сельскохозяйственный сайт.

Договорившись с потенциальным работодателем, я старательно расписывал задачи на недели и месяцы вперёд. Большинство из этих проектов быстро протухали, и я грустно вычеркивал их из будущих календарный дней. В какой-то момент я листал плоские странички вперёд, а они были всё чёрные. Кладбище несделанных задач.

Одним словом, я придумал все эти ваши хипстерские сервисы до того, как они стали модными.

Календарь

В календарь я записываю все без исключения события, которые имеют привязку по дате или времени. Вот какие правила у моего календаря:

  • Для разных групп событий у меня разные календари. Например, есть календарь «Встречи» — для встреч и созвонов. Для путешествий есть календарь «Путешествия». Для денег — календарь «Деньги», куда я вношу даты авансовых и постоплатных платежей от клиентов, с которыми у меня заключены постоянные договора. Это выглядит паранойей, но деле оказывается удобной фичей — можно переключаться между группами событий, словно между слоями в графическом редакторе.
  • Для встреч и созвонов я обязательно присылаю приглашение людям, с которыми буду общаться. Это стало естественным, как мыть руки до еды.
  • Обязательно устанавливаю оповещения о грядущем событии. По умолчанию обо всех событиях календарь уведомляет меня за час. Но этого мало. Для большинства добавляю еще два: за сутки и за 15 минут до.

  • Стараюсь добавить дополнительную информацию: адрес, телефон, краткое описание, ссылки. Для путешествий прикрепляю электронные билеты. Всё это зальётся в облако и будет всегда под рукой.

Я долгое время пользовался обычным маковским календарём, но потом подглядел у Ната Sunrise и перешёл на него. Мне понравилось классное мобильное приложение (например, оно показывает погоду). Еще радует, что в Sunrise подключаются сторонние аккаунты (например, Trello). Получается такой пульт календарного управления.

Кроме прочего, у Sunrise есть веб-версия. Всё это работает по-человечески, не теряет события и бесплатно (сам не понимаю, почему). Одним словом, советую.

Таск-менеджер

За менеджер задач у меня работает Things. Я пробовал кучу других сервисов, от системных Задач до монструозного OmniFocus — всё раздражало. Things тоже раздражает, но чуть меньше, поэтому мы пока вместе.

Вот как устроены моё управление задачами:

  • В Things попадают все задачи, сам факт выполнения которых важнее времени. У задач есть даты выполнения (обычно несдвигаемые), Иногда задачи в таск-менеджере дублируются в календаре.
  • Для отдельной работы создаю проекты. Например, есть отдельный проект для Амплифера, отдельный проект для путешествий, отдельный проект для отправки и получения почтовых отправлений.
  • Для ежедневных рутинных задач у меня есть повторяющиеся события: посмотреть лекцию на «Арзамасе», залить отсканированные бумажки на «Безумный сканер», опубликовать свежепрочитанные мемуары на полке «Букмейта». Регулярные рабочие задачи также настроены повторяющимися.

  • Я стараюсь добавлять в Things все задачи, которые приходят на ум. Конечно, не упарываюсь до уровня «Почистить зубы», но добавляю даже задачи вроде «Поиграть на фортепьяно». Такие задачи помогают прикинуть в уме свой день. Кроме того, порой действительно можно забыть про фортепьяно или зубы, если себе не напомнить об этом (бывают и адские дни).
  • У Things есть возможности, которыми я не пользуюсь. Например, никогда не складирую задачи в папку «Разобрать», а сразу выбираю им дату и проект. Также не пользуюсь тегами, но страдаю от того, что к задачами нельзя написать нормальное текстовое описание с буллитами. Не хватает геопривязки задач (идёшь мимо почты — приходит пуш, что надо забрать посылку), нет чек-листов.

Разумеется, у Things есть мобильное приложение (правда, стоит оно своих отдельных немаленьких денег). Приложения синхронизируют задачи по облаку.

Вот два самых главных приложения в моей жизни. Если завтра их отобрать у меня, то я быстро превращусь в слепого и беспомощного котёнка. А потом, наверное, пойду к заводской проходной за плоским еженедельником.

Для меня Sunrise и Things — это воплощение самой сути системы GTD. Если сформулировать три правила бытового тайм-менеджмента, то получится следующее:

  1. Задачи и дела нужно записывать для того, чтобы освободить голову и не думать о них больше. Если перенести задачу в систему, то она больше не крутится в голове и не тратит драгоценные ментальные ресурсы.
  2. Если задача или дело не зафиксированы в системе, то можно считать, что их нет.
  3. Система должна быть сильнее человека. Я жму руку человеку, который старательно заносит задачу «Позвонить маме», не надеясь, что завтра вспомнит об этом. Привычка записывать дела и задачи должна быть железной.

А как у вас обстоят дела с календарём и таск-менеджером? Какие инструменты используете? Какие принципы исповедуете?

#MBLT15

Посетил конференцию о мобильных технологиях — MBLT.

В последнее время посещаю довольно много конференций — нравится слушать умных людей и попутно заниматься своими делами. Еще успеваю вести конспект выступлений.

Ну а еще я соскучился по хтоническому деду, который ходит на все конференции в Digital October и мучает докладчиков своими вопросами.

Яков Зубарев, Parallels

  • Разница между бегунами Хусейном Болтом (поставил рекорд в 2013) и Джесси Оуэном (рекорд от 1936) — 4,26 метра. Однако всё, что изменилось в беге за 70 лет — это специальное синтетическое покрытие и блоки, от которых отталкивается спортсмен.
  • Одна из самых дорогостоящих вещей — это переключение контекста.
  • Misrosoft Word бесконечно увеличил производительность труда при работе с текстом и высвободил тысячи рук и умов.
  • Google такая дорогая компания потому, что она увеличивает производительность труда сотен миллионов людей, каждый день. Потому можно спрашивать себя: «Как мой продукт увеличивает производительность труда».
  • Через пять лет люди перестанут разделять устройства на смартфоны, нетбуки и планшеты. В будущем всё это будет компьютерами.

Шахар Вайссер, Gett

  • Три года назад такси приходилось заказывать за час до поездки. Сейчас среднее время подачи — это 5 минут. В марте 2013 года минимальная стоимость поездки — 450 рублей, а сейчас — 150 рублей.
  • Чтобы быть успешным на рынке масс-маркета, нужно взять любое из качеств (скорость, качество, сервис), и улучшить его в несколько раз.
  • Мы не говорим о том, что такое плохо, а что такое хорошо. Мы просто создаём экосистему, которая поощряет положительное поведение людей.
  • Единственный ценный актив — это время. Всё остальное можно купить или выучить. Любая услуга, которая экономит время, автоматически получает повышенное внимание. Перемещение, уборка, еда, даже выгул своей собаки.
  • Мне трудно представить безработицу в стране, когда полно сервисов по поиску работы. Любой специалист может легко загрузить себя на 80%.
  • Дно снижения цены — в 100% загрузке вашего сотрудника. Сколько можно снижать стоимость поездки на такси? До тех пор, пока таксисты не будут загружены на 100% и останутся довольны своими доходами.
  • Мобильные приложения — это единственное по-настоящему демократичное место. Людей нельзя заставить пользоваться приложениями, которые им не нравятся.
  • На рынке мобильных приложений неплохо быть вторым. В некоторых случаях это даже лучше. Конкурент уже пришёл и обработал рынок для вас.
  • Среди мобильных приложений для вызова такси хорошо работает факт подражания своей аудитории. Когда друзья говорят: «Как, ты еще не ездил на Убере?», ты начинаешь ездить.
  • На 100 млн долларов, вложенных в маркетинг, Gett получает 400 млн долларов прибыли. В некоторых сегментах — 800 млн.
  • Не бойтесь направлений, которые сложны — они сложны и для других игроков тоже. Если вас это не останавливает, то вы выигрываете.

Илья Красильщик, «Медуза»

  • Главные правила новостного издания на мобайле: 1. Длинные форматы не нужны. 2. Оставляем только самое важное, избавляемся от информационного шума. 3. Все читают на ходу, поэтому только мобайл. «Медуза» на своей практике опровергла 1 и 3. Мы хотим быть везде, но первую очередь — в вебе.
  • Медуза сделана на базисе mobile first: сначала мобильная версия, потом десктопная.
  • Месячная аудитория в вебе в 20 раз больше, чем в мобайле.
  • Наше приложение читают до работы и после. Веб-«Медузу» читают, наоборот, днём (на работе).
  • Топ материалы мобильного приложения и веб-версии «Медузы» почти не пересекаются.
  • Мобильные пользователи лояльней. CTR в приложении в пять раз больше.
  • Ядро «Медузы» — это news junkie.
  • Пока люди ходят в офис и сидят за компьютерами, веб будет занимать большое место в нашей жизни.
  • Мобайл не победил веб. Он просто появился и занял место, которое пустовало.
  • На мобильных пользователей невозможно прожить, хотя их удобно монетизировать.
  • Кто бы мог подумать, что недорогим и эффективным рекламным каналом в 2015 году окажется реклама в ежедневной почтовой рассылке.

Дмитрий Навоша, Sports.ru

  • Два года назад у нас не было приложения вообще, а сегодня у нас 75% посещений приходятся на приложения.
  • В США популярна концепция второго экрана: когда спортивные зрители смотрят телевизор, у них в руках телефон с дополнительной информацией: интервью, статистика, фотографии.
  • Мы достали часть основного функционала приложения sports.ru, мы создали приложение, которое конкурирует с основным и опережает его.
  • Не бойтесь каннибализации одних сервисов другими. Если не вы сами, то другие съедят вас.
  • Не пытайтесь запихать в приложение всё, что есть на вебе. Придумайте приложение отталкиваясь не от того, что у вас есть, а думая о том, как юзер будет использовать его.
  • Люди не любят сложные меню в приложениях. Они хотят информацию сразу. Это еще одна причина, почему выстреливают тематические приложения.
  • В мире мобильных приложений меняется философия восприятия мобильных приложений. Вместо pull (когда пользователь сам приходит за информацией) приходит push (когда мы уведомляем пользователей).
  • Приложения sports.ru сообщают о голах на 1-2 секунды быстрее, чем их показывают по телевизору в прямой трансляции.
  • Писать комментарии в приложениях тяжелее, но люди пишут их чаще, чем в вебе.
  • Люди уходят в мобильные приложения из веба навсегда.

Вот такая была конференция. Если вы проводите конференцию и хотите пригласить меня в роли конспектора или даже выступающего — пишите: sergey@sergeykorol.ru

Попрошайки

В Москве немало попрошаек — я сталкиваюсь с ними каждый день по несколько раз. Обычно люди стараются взаимодействовать с ними как можно меньше, но я решил наблюдать и записывать наблюдения.

За год жизни в столице накопил такой списочек:

  • Если у попрошайки нет возможности остановить проходящих мимо людей, то их конверсия в подаяния чрезвычайно низкая. Такие ребята скорее надеются на милостыню, чем просят.
  • Глупые ребята сидят или стоят в случайных местах: на улицах. Ребята поумнее встают там, где велик поток людей: в подземных переходах. Еще более умные ребята занимают позиции там, где люди снижают скорость движения: у дверей метро или магазинов. Часто попрошайки работают там, где люди вынуждены долго стоять на месте. Например, они всегда есть на переходном переходе через Смоленскую площадь, где десятки людей и машин ждут зелёного сигнала светофора.
  • Многое зависит от «предложения» — фразы, которой попрошайка пытается завязать контакт. Типичные фразы вроде «Уважаемый», «Братишка», «Друг», «Молодой человек» — звучат фальшиво и не работают. Однажды ко мне обратились «Эй, высокий!» — я улыбнулся про себя, и от неожиданности остановился. Мне трудно представить фразу, которая работала бы очень хорошо. Наверное, это должно быть чем-то модным и неожиданным. «Эй, хипстер!»
  • Я встречал попрошаек, которые максимально похожи на обычных людей и обыгрывают ситуацию «Блин, кончился проездной и кошелек дома забыл!». Приятный внешний вид помогает попрошайке пробить барьеры. К сожалению, такие ребята обламываются на предложение просто провести их через турникет. Короче, если вы хотите быстро набрать полные карманы мелочи, нужно выглядеть как утка как обычный парень и вести себя как обычный парень.
  • Раздражают люди, которые «якорят» людей, засовывая им в руки копеечную безделушку. Обычно это трубочка от коктейля. Человек останавливается, смотрит на трубочку, пытается отдать обратно — попрошайка не берёт и начинает быстро рассказывать про благотворительность, больных детишек, протекающие крыши храмов и прочее.
  • Бывает немного иная ситуация. Попрошайки-пауки смиренно ждут, когда кто-нибудь провзаимодействует с ними самостоятельно, а потом активизируются и требуют денег. Так действуют, например, ростовые куклы на Арбате. По пешеходной улице бредут грязные Чебурашки или олимпийские Леопарды, и ждут, когда их обнимет ребёнок или сфотографирует турист.
  • Неприятный тип попрошаек мимикрирует под уличных музыкантов. Обычно это сиплый, вечно молодой и пьяный парень с гитарой, который лабает что-то из классики русского рока, лабает в меру сил и таланта. Вокруг него бродят девушки с шапками и пристают к прохожим. Иногда пристают очень навязчиво и агрессивно, пытаясь выяснять отношения с теми, кто демонстративно не подаёт. Разумеется, к уличному творчеству всё это не имеет отношения. Подозреваю, что «активные продажи» в этом случае повышают конверсию подаяний.
  • Заметил, что хорошо работают уличные музыканты, продавцы и попрошайки, у которых есть фишка. Например, в чехле виолончелиста на фотографии смирно сидит шарпей. На Арбате есть женщина, которая стоит с котом и собирает ему на операцию. Еще в центре встречается женщина преклонных лет, которая воодушевленно кружится под музыку из небольшого проигрывателя. Она вовлекает людей в танец, а потом просит денег.
  • Очень раздражают люди, которые пытаются собрать «на операцию», водят с собой девочек в медицинских масках и говорят надрывным голосом. Я не видел, чтобы им кто-нибудь когда-нибудь подавал. Они не вызывают сочувствия.
  • Еще редко вызывают сочувствие люди без ног или те, кто демонстрируют свои травмы и язвы.
  • Мне нравятся попрошайки, которые не просят деньги просто так, а меняют их на свой талант, пусть даже самый скромный. Они поют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. Люди любят платить за услугу, пусть даже они её не заказывали. Это снимает блок в сознании людей.
  • Не знаю, можно ли назвать торговцев барахлом попрошайками, но среди них встречаются профессионалы экстра-класса. Они садятся в вагон метро, и за минуту между станциями устраивают маленькое представление со своим товаром: счищают шкуру с яблока или продают игрушки-липучки, показывая их возможности прямо на вагоне. Видно, что всё это очень тщательно отрепетировано, похоже на маленький стендап.
  • Странно, что попрошайки не учатся выделять маленькие житейские проблемы горожан, и не пытаются их решить за деньги. Почему летом в жару на улицах не продают прохладную воду? Почему в дождь у метро не торгуют бахилами или дешевыми зонтиками?

Одним словом, идеальный попрошайка максимально похож на нормального человека, он улыбается, говорит вежливо. Он стоит там, где люди замедляются, останавливает и привлекает людей фишкой. А еще он не просит, а меняет на деньги свой скромный талант или труд.

А что вы думаете о попрошайке? Подаёте? Встречаете необычных?

«Мужчина и женщина»

Прочитал книгу Наталии Лебиной о бытовых аспектах советской «оттепели»: от внебрачного секса до нейлоновых носков

Это довольно небольшая (170 страниц) книга о культурных аспектах советского быта. По сути это исследование того, как жили наши дедушки и бабушки — на основе научных источников, архивных свидетельств, фотографий, с упором на личные отношения.

Книга написана академично и довольно занудно (как и полагается настоящему исследованию). Её основную мысль можно сформулировать так:

В Советском Союзе 1960-х было мало красоты и сексуальности на общественном уровне. Но при этом всё было: аборты, добрачный секс, модная одежда — это создавал отдельный «тайный» мир.

А сейчас — избранные цитаты из книги:

  • Публичное пространство 1950-х годов было важнейшим местом для общения мужчин и женщин. Мужчины и женщины знакомились или на танцах, или на домашних вечеринках. Этот факт, подтверждённый социологическими опросами, нанёс мощный удар по официальной риторике — она заявляла, что людей объединяет труд, а не отдых.
  • Газета «Смена» от 15 января 1924 года в материале «Смерть тустепам» рассказывала, что в одном из комсомольских клубов под музыку песни «Смело, товарищи, в ногу», танцующим предлагается исполнять танец «За власть Советов», в ходе которого они импровизированно изображают «все периоды борьбы рабочего класса». Неудивительно, что молодые люди, собиравшиеся в клубах на вечера, предпочитали вальсы, польки, танго и тустеп.
  • В конце 1930-х годов в города приехало много деревенских парней и девушек, для которых гулянка с пляской была самой распространённой формой выражения полового символизма, знакомства, проведения досуга.
  • Обязательной частью послевоенных школьных праздников были костюмированные карнавалы и балы на манер дореволюционных. И это в весьма голодные годы! Школьные вечера, как писали современники, «представляли собой странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Ростовой».
  • Танцевальные пристрастия у Аксёнова выступать маркером социальной позиции личности. Суперположительный Зеленин из «Коллег» всегда предпочитает вальс, легкомысленный Карпов — фокстрот, а скептически настроенный Максимов знает о существовании буги-вуги.
  • Бродский вспоминал о своём школьном детстве: «Помню, во время урока кто-нибудь проползал под партами через весь класс к столу учительницы с единственной целью — заглянуть к ней под платье и выяснить, какого цвета сегодня на ней трико. По завершению экспедиции он с драматическим шепотом возвещал классу: «»Сиреневые»».
  • Литератор Яцкевич вспоминает: «Еще в 1944 году мы увидели фильм «Серенада солнечной долины», где на экране люди целуются, тогда как в советском суперфильме «Свинарка и пастух» влюблённые герои всю картину поют о дружбе».
  • В конце 1960-х годов добрачные половые контакты поддерживали 62% молодых мужчин и 55% молодых женщин. До совершеннолетия половая жизнь начиналась у 14,5% девушек и 52,5% юношей.
  • Советский бытовой язык заставлял людей искать новые формы для обозначения сексуальных отношений. Так, наряду со словом «дружить» появилось слово «встречаться».
  • Для многих молодых людей-шестидесятников местом первых половых опытов становился подъезд.
  • Новый обряд бракосочетания требовал специальных нарядов, колец. В конце 1961 года в Ленинграде был создан закрытый салон для новобрачных, где наряду с кольцами продавались многие дефицитные бытовые вещи. Одновременно возникла мошенническая практика: люди подавали заявление на регистрацию только чтобы получить талоны в салон и приобрести дефицит, а до свадьбы дело не доходило.
  • В шестидесятых господствовал идеал трудящейся женщины-матери. По словам Таллина, женщина представлялось как нечто среднее между коровой и генератором.
  • Причиной исключения самарского механика из рядов партии стало следующее: «моральное разложение, вызванное сожительством с женщиной и уход из семьи».
  • Пышные женские причёски как в кинематографе осуждались. Она делалась в парикмахерской и не расчёсывалась неделями. Для её создания парикмахеры сами варили лак из мебельного лака и одеколона.
  • Журнал «Работница» советовал женщинам мыть волосы мылом или горчицей не чаще одного раза в 10-15 дней.
  • В середине 1960-х годов мужчину-«волосатика» могли остановить на улице, принудительно постричь, не пустить на занятия в школу или институт. М. Сафронова от задержания милицией спасла серебряная медаль, которая случайно оказалась у него в кармане. Сочетание длинной причёски и серебряной медали так удивили милиционеров, то они отпустили «волосатика» с миром.
  • Герой романа Битова «Пушкиной дом» так описывал наведение женской красоты: «Его радовала закопчённая железная вилка, которую Фаина уходила калить на кухню на газе, возвращалась, отставив руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной лёгкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла ресницы уже накрашенные».
  • Советские дома моделей в начале 1960-х годов не разрабатывали образцов «мужской молодежной моды», этого понятия вообще не существовало. И двадцатишестилетний манекенщик Васильев демонстрировал одежду для мужчин зрелого возраста. Для создания правдоподобного образа ему приходилось рисовать морщины на лбу и впадины под глазами.
  • Васильев испытывал повышенное внимание КГБ перед каждым заграничным показом. В средине 1960-х ему удалось отказаться от «почётной» должности «стукача». Васильев ярко описал трудности работы манекенщика. «Я же единственный мужчина-манекенщик в показе коллекции, мне нужно часто менять костюмы. Переодеть носки не успеваю, поэтому перед показом надеваю сразу четыре пары и снимаю по одной.
  • В Ленинграде шестидесятых годов было очень трудно купить готовую одежду. Лёгкая промышленность только-только восстановила довоенные объемы производства. Шили мало и примитивно. В магазинах лежали страшные серые пальто и платья немодных фасонов.
  • О. Яцкевич вспоминает: «Попался мне как-то польский журнал «Вице Варшава» и там на развороте стоит Ренье князь Монако с светлом пальто с поднятым воротником — элегантно до безумия. Фотография отложилась в памяти, посему я пошёл в магазин «Ткани». Вижу бобрик светло-песочного цвета и подумал: «А что, если сшить такое же пальто?». Купил ткань недорого — и в ателье. Портной, пожилой еврей говорит: «О, я вам сделаю такую штучку — в Голливуд поедете и там вас будут снимать. Чтобы я так жил!». Получилось весьма неплохо. Пальто из бобрика вызывало восторг друзей и полное неприятие толпы. Захожу в гастроном и сзади: «Вот вырядился!». Я бы достаточно скромен и стеснителен, и мне не нравилось такое внимание. Потом какая-то старуха сказала: «Вот шут гороховый!». В общем еще два-три замечания — и я утром отнёс пальто в скупку».
  • В хронике есть свидетельства драк за швейные машины в универмагах. В розницу сильно изношенные «Зингеры» продавались за 800-850 рублей. Хлеб стоил 12 копеек.
  • Известный советский модельер А. Игманд вспоминает: «У меня был приятель по кличке Шнапс, который из обыкновенных туфель делал платформы. Он разрезал автомобильную покрышку, вырезал по контуру подошвы и прикреплял к ботинку. В народе такие ботинки назывались «танками»».
  • Советские полуботинки «Скороход» конца 1950-х годов весили 1 кг 200 г.
  • Обычные мужские трусы-«семейники» были дефицитом и выглядели неважно. Некоторые мужчины носили вместо них плавательные трусы. А те, кто хотел выглядеть особенно пикантно, покупали и носили детские трусики, которые придавали «тугую элегантность».
  • В конце 1920-х годов выпускались ткани с рисунками «Комсомол за работой», «Участие красноармейцев в уборке хлопка», «Коллективизация», «Военно-морской флот». Женщины были вынуждены шить себе одежду с изображением лампочек, сеялок, заводов и аэростатов.
  • Б. Рейн впоминал, что один из его приятелей узнал о новейшей американской ткани «дакрон» — и поклялся достать себе из неё костюм. На это ушло года три. На поверку оказалось, что это ужасная синтетика — аналог советского лавсана.
  • Варвара, героиня романа Ю. Германа «Я отвечаю за всё», летом красила ноги в коричневый цвет и рисовала сзади шов, чтобы создать иллюзию чулка на ноге.
  • В период оттепели вошли в моду синтетические носки, у которых была резинка (обычные носки крепили на лодыжке манер чулка — с зажимом и поясом. Ленинградский художник Ковенчук щеголял по городу в нейлоновых носках и ставил ногу на витрину, ловя завистливые взгляды прохожих.
  • Вершиной советской обувной промышленности явились ботинки из прорезиненного войлока на толстой резиновой подошве, которые грустно прозвали «Прощай, молодость».

 

Ссылки и мысли #161

  • Продуктовые градиенты, господа.
  • Дмитрий Чернышев интересно рассказывает о поездке в район чернобыльской катастрофы.
  • Разбор закона о защите прав потребителя в контексте обмена или возврата товара. Понравился, например, вот такой хак: «Но если вы не нашли ничего подходящего или вам по каким-то причинам нужно вернуть деньги, тогда могу рекомендовать разве что такой алгоритм. Обрисуйте продавцу следующую перспективу: вы возьмёте аналогичный товар, через день вернётесь, скажете, что этот товар тоже не подошёл по фасону, и попросите обменять на аналогичный – и так до тех пор, пока вам обоим это не надоест. Закон теоретически это позволяет – ведь к «аналогичному» товару, который вы получили взамен первоначально купленного, применяются те же правила об обмене и возврате. Скорее всего, продавца такая перспектива не обрадует и он выполнит ваши требования».
  • Авиапарад над Москвой глазами авиадиспетчера.
  • Большая и структурированная коллекция плакатного дизайна.
  • Фотограф Джеймс Моллисон путешествовал по миру и фотографировал детские игровые площадки.
  • Анна Савина потихоньку публикует на медиуме отрывки из своей дипломной работы об объяснительной журналистике: «В тексте Ринеарсона много технических описаний, но он использует короткие и интересные анекдоты, чтобы удерживать внимание читателя. Например, в третьей главе «Designing the 757» подробно описан забавный тест, которые должны проходить новые модели самолетов: в их окна из воздушной пушки запускают куриц, чтобы проверить прочность иллюминаторов. Американский писатель и ученый Дон Фрай считает этот эпизод отличным примером «золотой монеты» или «печенья Oreo» — так он называет интересный момент, которым можно подбодрить читателя и убедить его читать дальше. «Примерно на половине любой длинной статьи читательский интерес и энергия ослабевают. […] Так что нам нужно поместить что-то замечательное как раз перед этим моментом, что-то, что ободрит их — награду за то, что они прочитали так много», — пишет Фрай».
  • На аукцион выставили большую коллекцию шпионских фотокамер.
  • Огромный и классный пост Лизы Жуковой об адовом состоянии российского книжного мира: «Вот Дмитрий Песков признается, что в школе не любил “Анну Каренину”, сразу переходя к выводам: “наверное, это наша общая проблема – самые серьёзные произведения нас заставляют читать в самом юном возрасте, мы это воспринимаем как пытку”. Вот член общественной палаты Роман Дощинский, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы, во время обсуждения списка обязательной для изучения литературы зачитывает План Даллеса и призывает задуматься: “вот к чему может привести поощрение различной вариативности в образовании”. Вот комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы совместно с российским книжным союзом рассказывают о планах по «патриотизации литературы», призывая убрать из школьной программы романы Достоевского и Толстого. Высказывается депутат Ярослав Нилов, который еще недавно настаивал на привлечении режиссера Тимофея Кулябина к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. По словам Нилова, школьную программу нужно кардинально пересматривать: “по себе могу сказать — в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих – сложно и рано!”. Обычно подобные новости на этом и заканчиваются, что не так интересно, но в этом случае в Госдуме творится настоящий праздник духа и депутата поддерживает Роман Путин, племянник нашего президента, занимающий должность председателя Русского академического фонда. Он сообщает, что в школе «Войну и мир» тоже не читал. Выступлю сейчас в роли типичного пользователя фейсбука, простите, но может их по этому принципу туда и отбирают? Масонская ложа двоечников?»
  • Потрясающие истории раздолбайства ядерщиков на атомных электростанциях: «Как-то раз в начале 1980-х инженеру полночной смены в зале БЩУ позвонил сотрудник с площадки перезагрузки топлива и сказал, что что что-то свалилось внутрь реактора. Инженер приказал тут же сделать запись о падении в подобающий журнал на перезагрузочной платформе. После затянувшегося молчания сотрудник доложил, что тросик, на котором висел зажим, оборвался. Так что зажим вместе с журналом покоился в воде внутри реактора. Инженер-реакторщик распорядился немедленно остановить все работы впредь до поимки зажима. Через час нервной рыбалки зажим удалось выудить из реактора. Вся информация из промокшего и слегка радиационно зараженного журнала была аккуратно переписана в свеженький сухой, который подвесили на новеньком зажиме на новеньком тросике».
  • Леонид Парфёнов рассказывает о том, как он снимает свои фильмы: «Естественно, были придуманы замещения, фоны. Потому что для того, чтобы фотография жила… Не то что я так себя люблю… ну, люблю, конечно… Но ее нужно согреть внутренне, там должно быть какое-то движение, какие-то взаимоотношения между нами сегодняшними и тем снимком. Потому что красная цена хронометража — пять секунд, ну семь — вы ничего не сумеете разглядеть. Вот семья на покосе, над Шексной… Это просто не вяжется с экраном. Вы привыкли на нем к динамике. И нам нужен был такой вот песочек, чтобы такой уклончик шел — и я по этому песочку… Песок, и трава, и вода, они-то неизменны. На чем все и строится, что из XXI века можно перейти на сто лет раньше. И нам нигде не попадался песочек. Я уже плюнул, думаю, ладно, купим полсамосвала песку, это недорого стоит в масштабах бюджета фильма, насыплем в нужном месте и снимем. Но на турбазе, где мы жили, снимая Кивач, вдруг нашелся такой откосик. В общем, ерунда, но из такой ерунды все и состоит. Поэтому, в принципе, получается делать один фильм в год-полтора».

О детских рисунках

Сегодня утром шли с А. по пешеходному мосту через реку Москву и увидели такую картинку:

По мосту растянуты пластиковые баннеры, похожие на огромные и мутные файлы для документов. В баннеры вставлены десятки, сотни детских рисунков: с кошками, птичками и суровыми милиционерами. Проходя мимо этих рисунков у меня слетела шляпа я ощутил чувство неприязни.

Откуда у нас такой культ детского рисунка? Почему везде можно встретить импровизированные выставки каляк-маляк?

Эти рисунки нельзя назвать творчеством — в них нет посыла и труда, ребёнок рисует подобные картины пачками, не умея отличить хорошую от плохой. Более того, все эти картины плохие, и взрослые понимают это. Я никогда не видел взрослого, который всматривался бы в детские рисунки, все проходят мимо.

Не имею ничего против студенческих или ученических работ. Однако считаю, что детские рисунки — это вещь для личного, семейного архива. Они должны лежать в папочке рядом с снимками малыша на горшке или фотопортрета с измазанной в каше рожей. Пускай бабушки показывают это друг другу и умиляются. На публике это выглядит пошло. Детские рисунки не воспитывают вкус ни взрослых, ни детей.

Однако выставка — это еще ладно. Часто конкурс детского рисунка приравнивают к конкурсу праздничного плаката. Нужно нарисовать картинку к юбилею Победы? Организуем конкурс, и выберем Васенькину мазню. Устами младенца глаголет истина, и его руками рисуются логотипы и иллюстрации.

Любое искусство и творчество — это удел профессионалов. Непрофессиональное творчество оскорбляет эстетический вкус независимо от того, детское оно или взрослое.

Ссылки и мысли #160

  • Развенчание мифа о «пальце императора» на железной дороге Санкт-Петербург → Москва: «Железная дорога была построена по прямому направлению, что было ошибкой, обусловленной отсутствием нормальных карт и волей начальства —«строить прямо». Через овраг речки Веребьи линия проходила по уникальному девятипролетному мосту высотой 53 м и общей длиной 590 м — самому высокому на тот момент в России. Его проектировал и строил молодой инженер, впоследствии известный теоретик мостостроения М.И.Журавский. Он применил ферму американской системы «Гау», но разработал теорию ее расчета, при этом чуть ли не впервые в мире сделал ее неразрезной на все 9 пролетов. Ферма состояла из деревянных поясов и раскосов, стянутых железными тяжким. Опыт первых же лет эксплуатации показал все недостатки «прямого варианта». Подъем из оврага в сторону Москвы был не только самым крутым на всей линии — 8,2 тысячных, но очень длинным, затяжным. Маломощные паровозы того времени физически не могли вытянуть наверх тяжелые составы, их приходилось расцеплять в Бурге и проводить частями по 10-12 вагонов, для чего на этом участке дежурили четыре дополнительных локомотива. При спуске тормоза вагонов перегревались, теряли эффективность, и хотя прямолинейность линии спасала от тяжелых последствий, к Мстинскому мосту поезд вылетал иногда с непозволительно большой скоростью. Станция Веребьинская находилась на уклоне перед самым мостом, что вносило много трудностей в ее эксплуатацию».
  • Алексей Черенкевич побывал в большинстве белорусских замков (есть и такое чудо), и составил по ним подробный гид.
  • Справедливо об ущербности национальных государств: «Когда-то средневековая система казалось человечеству правильной и справедливой. Потом, по мере развития общества она начала расшатываться — и рухнула под напором демократов, значительная часть которых, кстати, происходила из сравнительно привилегированных слоев общества. Сейчас большинство людей воспринимают сословную систему – и ее подобия, типа северокорейского сонбуна — как воплощение несправедливости. Думаю, что когда-нибудь так будет восприниматься и нынешняя система национальных государств».
  • Симпатичный блог с техническими гифками.
  • Интервью с исследователем человеческой памяти: «Трудно себе представить, но еще 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их бабушка с дедушкой. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая. Люди, например, не знали и не могли знать, как они выглядели в детстве. «Я» — это я сейчас. Если человек был относительно состоятельным, то он мог еще в зеркало посмотреть, а простой крестьянин мог разве что услышать, как соседские девки говорят: «А парень-то видный!» И все. То есть все, что для нас сейчас развернуто в длинную историю, в те времена ограничивалось примерно двумя-тремя годами. Обычные люди даже не знали, сколько им лет. Ну и не очень интересовались».
  • Симпатичное видео Антарктики, снятое с дрона. Всё-таки беспилотные летательные аппараты меняют наше представление о реальности. Еще пять лет назад подобные видео были вау, а сейчас — ну так, прикольно.
  • Антон Реппонен рассказывает о балансе профессионального и личного: «Я не хотел бы работать в продакт-компании, или, как это сейчас называется, стартапе. И я не думаю, что хотел бы сейчас заниматься только одним проектом. Мне нравится работать с разными проектами, с разными людьми и над разными вещами. Сейчас мы делаем 4 личных проекта, и ничего из этого мы не делали раньше. Я учусь, как делать часы, изучаю индустральный дизайн. Я никогда не делал приложение с нуля с такой бизнес-моделью, как у Urban Walks. Я никогда не снимал документальные фильмы, вообще без понятия, как это делается. У меня есть возможность учиться новому, и это мне намного интереснее, чем если бы я делал один продукт по 8 часов в день на протяжении года или двух. Хотя этим я не хочу сказать, что, работая в стартапе, даже над одним проектом по 8 часов в день, ты не учишься ничему новому. Конечно, учишься, но совершенно другим вещам».
  • На «Йоде» вышел огромный рассказ об истории Арбатской площади.
  • Отрывок из книги про Ленинград периода оттепели: «К новым формам досуга, связанным с распространением в быту автомобилей, можно отнести путешествие автостопом. Это явление пришло в СССР с Запада в конце 50-х годов, где в это время была уже довольно развитая система организованного использования для туристических целей попутных автомашин. Останавливая автомобиль, человек предъявлял водителю специальный жетон и так мог проехать часть пути. К началу 60-х годов автостоповское движение стало реальностью и в советской действительности. В Ленинграде, например, оно зародилось в 1961 году, и по талонам «Автостопа» за первый год ленинградцы проехали 150 тыс. км, а за 1963 год — уже 10,5 млн. км. Желающему путешествовать этим предельно дешевым способом в областных советах по туризму при профсоюзах выдавались книжки «со знаком остановки машин на обложке». Кроме того, за очень небольшую плату поклонники автостопа приобретали талоны на проезд. Водитель, взявший пассажира, как предполагали организаторы, теоретически мог собрать эти талоны, затем отправить их в совет по туризму и получить шанс выиграть в специальной лотерее шоферов­автостоповцев. Однако это была трудоемкая и малоэффективная работа. Более выгодной водителям представлялась система сдачи талонов «Автостопа» в бухгалтерию собственных предприятий для получения денежной компенсации. Но эта идея тоже оказалась трудновыполнимой».
  • Подборка классных иллюстраций на тему «блистающей» научной фантастики.

Давайте знакомиться?

Год назад я написал пост про нетворкинг, который стал самым популярным постом в моём блоге. В комментариях к посту мои читатели представлялись, рекомендовали свои социальные сети и блоги, и даже предлагали работу. Знаю, что в комментариях к тому посту подружилось и сработалось несколько моих читателей.

Давайте повторим этот опыт?

Пожалуйста, расскажите о себе в комментариях к этой записи:

  • Напишите, как вас зовут и чем занимаетесь.
  • Приложите ссылку на блог, социальные сети, портфолио.
  • Расскажите, как другие люди могут помочь вам: советом, работой, связями.
  • Покажите эту запись своим друзьям.

Поехали!

↓ Следующая страница
Система Orphus