Нашёл на шкафу старый «Агат-18», и снял на него катушку просроченной фотоплёнки.
«Агат» — это простейший советский фотоаппарат. Он размером меньше пачки сигарет, почти без настроек. При этом на обычную катушку 135 типа снимает 72 кадра — по два узких вместо одного обычного.
Недавно написал пост о пяти правилах денег, в котором совсем забыл про шестое правило. В комментариях пришёл Артур Пайкин и напомнил про него. Исправляюсь:
Откладывайте деньги
Запасной счёт с деньгами — это запасной парашют. Круто, если он не понадобится. Но если не иметь такой в сложной ситуации, то будет очень тяжело (порой даже тяжело выжить).
У меня долго не получалось откладывать деньги. Наверное это потому, что не было системы. Я давно трачу меньше чем зарабатываю, и на карте порой скапливаются приличные суммы. Они смущают — кажется, что денег много, и так легко бросаешься в большие траты.
Со временем я понял, что соблазн можно обмануть. Достаточно раскидать деньги на несколько счетов, и перед глазами иметь небольшую сумму на базовые расходы. Со временем такая финансовая жизнь начинает напоминать игру — сможем ли уложиться до следующего транша? При этом ты знаешь, что за спиной всегда есть запасной денежный парашют.
Сейчас я делаю так. Каждый раз, когда я перевожу деньги со счёта ИП на личный счёт на карте, я перевожу на отдельный счёт 1000 ₽ и «мелочь» от тысяч.
Пришло 7326 ₽ — перевожу на счёт 1326 ₽. Пришло 27.999 ₽ — перевожу 1999 ₽. В идеале это хотелось бы автоматизировать, но пока просто по привычке так делаю. Это небольшие и малозаметные суммы, но по капле собирается приличный запас.
⌘ ⌘ ⌘
Кроме этого, я стал планировать все траты выше 10.000 ₽. Делаю это так:
Понимаю, когда мне нужны деньги. Если мы говорим о путешествии — то планирую всю сумму к дате начала поездки.
Дроблю сумму на оставшееся количество месяцев. Требуется собрать 100.000 ₽ через полгода? Значит, собираем по 17.000 ₽ в месяц.
Ежемесячно перевожу на счёт 17.000 ₽ или больше. Ставлю себе события в таск-менеджер или календарь, чтобы не забыть.
Так процесс накопления средств под конкретные цели становится системой. У меня например сейчас работает четыре таких мини-счёта с регулярным пополнением. Я даже немного расслабился, потому что уверен — к моменту наступления события на его счету будет нужная сумма.
⌘ ⌘ ⌘
Пара слов о том, когда можно активировать свой запасной финансовый парашют.
Мне кажется, что копилку можно расколотить только тогда, когда нельзя быстро и бесплатно достать деньги на срочные неоткладываемые траты иными способами. Это сложная фраза, понять трудно — посмотрим на примерах.
Покупаю новые кроссовки, но на текущей карте не хватает денег. Траты откладываемые? Да. Значит, не покупаю и стабфонд не распечатываю.
Собираюсь приобрести квартиру, но не хватает трети суммы. Родители предлагают эти деньги в долг. Деньги достались на время, но бесплатно? Здорово, с благодарностью пользуюсь предложением и стабфонд сохраняю.
Получил травму за рубежом, но страховка компенсирует траты только через несколько дней? Траты срочные и неоткладываемые, поэтому придётся потратить стабфонд.
В книге «С помощью дизайна» Ральф Каплан пишет о первом поколении американских промышленных дизайнеров: Нормана Геддеса, Рэймонда Лоуи. Эти ребята подходили к своей работе настолько ответственно, что даже небольшое задание превращалось у них в эпопею с многомесячными исследованиями. Он рассказывает байку про дизайнера, которого попросили сверстать бланк, а он в ответ предложил новый концепт штаб-квартиры компании.
Эту байку я прочитал в маршрутке, когда ехал из Икеи с очередным набором ерунды. Помню, она показалась мне такой смешной и нелепой, что я едва не рассмеялся вслух и чуть книгу не выронил. Вот умора! У него бланк просят, а он небоскрёб придумывает.
Но сейчас я понял, как он был прав! Покажу это на примере редактора.
Когда редактор начинает работу, ему важно получить деньги и, возможно, немного опыта. В результате он ценит лишь насколько результат понравился заказчику. «Получилось? Круто, а заплатите денег!»
Потом работы становится больше. Редактор понимает, что он всю не сделает. Тогда он начинает выбирать задачи, что нравятся. К этой работе испытываешь привязанность, хочешь видеть её классной. Поэтому редактор может поспорить с заказчиком: отстоит свои решения, не даст испортить текст. Когда работа готова, он отпускает её со слезами на глазах, и принимается за следующую.
В какой-то момент редактор оглядывается на результат своего труда и понимает, что за спиной этого результата — крохи. Всё потому, что большая часть его работы не ожила, так и осталась текстом в гугл-доке. Где-то заказчик принял, но потом перечитал и забраковал. Где-то статья криво смотрелась на сайте и её переписали. Что-то испортил глупый SMM-щик. Одним словом, печаль. Тогда редактор решает не только писать текст, но и добиваться его осуществления правильным образом. Он идет на курс по вёрстке и покупает Скетч. Читает справочники и блоги об интернет-маркетинге, ставит utm-метки на ссылки. Он просит показать макеты статьи перед печатью в журнале и устраивает скандал, когда заголовок оказывается изменён. Когда заказчик просит поправить текст на сайте, редактор пушит в гите или стучится по фтп.
С опытом приходит ответственность за свою работу. Затем эта ответственность начинает выходить за пределы обычной редакторской компетентности. Сначала мало просто сделать, потом мало увидеть это осуществлённым — хочется почувствовать пользу, увидеть результат. От просто текста редактор приходит к созданию продуктов и принимает на себя ответственность за весь продукт в целом.
Это трудно и даже больно. Тебя нанимают сделать бланк, но ты не можешь представить свой бланк в этом страшном здании с кулером, навесными потолками и охранником, который от скуки лузгает семечки. От этого чувства можно избавиться тремя способами.
Ты работаешь только с крутанами: у них красивый офис, круассаны вместо печенек. В компании всё прибрано и настроено, везде красиво. Но таких ребят немного.
Ты подписываешь договор и приезжаешь на экскаваторе. Начинаешь переписывать всё сразу: от сайта до билбордов: пока не устанешь сам и пока получается.
Ты начинаешь ремонтировать что есть по частям. Сделали один кусок — обсудили другой. Попутно пишешь редакционную политику, становишься своим парнем на года.
Мне нравится объединять первое с третьим (пусть даже это получается хуже, чем мне хочется). Но этим невозможно заниматься, пока ты просто редактор или просто дизайнер. Любой человек с развитым чувством ответственности превращается в менеджера — иначе у него не получается выдавать результат, который его самого устраивает.
Еще важно понимать, что ответственность — это только когда тебе не всё равно. Важно показывать результат по той ответственности, которую на себя берёшь. Хочешь перестроить офис? Мы убьём тебя, если не увидим архитектурного шедевра!
Поэтому ответственность приобретают ступенчато. Чтобы перейти на следующий уровень, нужно показать успех в предыдущем. Хочешь построить офис? Сначала докажи, что умеешь создавать чертёж, можешь класть плитку и управляешь краном. Меня всё время смешат люди, которым скучно делать свои дизайны и хочется сразу спасать мир. Сначала спаси котёнка с дерева, а потом спаси одного человека. На мягких подушках не въедешь в вечность.
Я не знаю, как быстро приобрести большую ответственность. Мне кажется, что есть гарантированный способ (каким я иду) — несколько лет трудиться глупой единичной работой. Возможно, есть также быстрый и умный способ, но я с ним не знаком. Расскажите мне, если знаете.
Суть — это формальное описание задачи. Она должна описываться настолько подробно, насколько это возможно. Хорошо описанную задачу можно передать другому человеку, он прочитает и примется за дело без дополнительных вопросов.
Срок — это дата и время, когда задача будет сделана. Если конкретного времени нет, считается что задача будет сделана в указанный день до срока, когда её смогут принять. Если конкретного срока нет, то до полуночи (я пишу «до пятницы включительно»).
Результат должен быть конкретным и измеримым. Его можно прочитать, пощупать, отправить ссылкой.
Уверен, если у задачи нет сути, срока или результата, то никакой задачи на самом деле нет. Поэтому я не верю в «инбоксы», доски «Разобрать потом» и другие хранилища ненужной работы. Правда нужно? Опиши!
Что еще думаю о задачах:
Любая деятельность должна быть разбита на задачи. Разбивать следует до тех пор, пока результат не станет измеримым и независимым.
«Сделать сайт» — это не задача, а проект. В нем участвует дизайнер, редактор, программист и менеджер, у каждого из них свои задачи. Даже «Сделать дизайн сайта» — это не задача, потому что для дизайна нужно иметь структуру и текст. А вот «Написать и утвердить текст» — это нормальная редакторская задача. За неё отвечает один человек, есть суть и понятен результат. Остаётся только понять срок.
Лучше иметь кучу маленьких формальных задач, чем одну большую непонятную.
Все задачи должны быть описаны: и рабочие, и личные. Более того, описание личных задач формирует правильную рабочую привычку. К нам с А. собираются гости на чай? Я отправляю ей событие в календарь.
Внутри компании или команды полезно иметь единый вид задач. В идеале каждая задача выглядит как карточка, всё на своём месте. Можно сразу браться и делать.
В задаче должно быть всё, что потребуется для её выполнения. Если чего-то нет — значит, это две задачи, а не одна.
Если результат задачи нельзя получить или утвердить сразу, то это две задачи. Например, сделать черновик и чистовик текста после правок.
Если не понимаешь, с какой стороны подступиться к работе — возможно, суть, результат и сроки сформулированы плохо. Иногда полезно переформулировать их.
Составление задач — это как поездка на поезде: скучно, но безопасно. Работа без задач — это полёт на самолёте с капитаном, который не знает куда лететь.
Когда мы с А. жили в Москве, то постоянно ездили в Петербург на «Сапсанах», когда переехали в Питер — начали покупать билеты в другую сторону. За три года я купил, наверное, сотню билетов и получил чёрный пояс по РЖД.
Главная проблема в этом деле — найти самый дешёвый билет. Иностранные туристы, бизнесмены и командированные покупают билеты когда нужно за любые деньги, нам же хочется поехать на выходные и не тратить 15.000 ₽ на обе поездки.
Чтобы купить дешевый билет я просматривал все даты на два месяца вперёд. Это глупый труд, который нужно автоматизировать. Так мы с А. придумали бота для Телеграмма, и сделали его. Встречайте — @sapsanasapbot.
Бот собирает данные о всех доступных билетах на «Сапсан» три раза в час, анализирует их и отправляет в чат самые выгодные предложения.
Бот понимает простые команды, например такие:
В Москву за 4000
или
В Питер в марте
или
В Москву рано утром на выходные
⌘ ⌘ ⌘
Сейчас у бота есть два главных ограничения:
Он показывает только ближайший дешёвый билет.
Он ищет обратный билет на следующий день.
Это потому, что мы делали программу под наши нужды: поехать во вторую столицу на два дня и одну ночь. Полезно, если у вас ждут дела в Москве или бары в Петербурге. В будущем мы улучшим робота, но пока он работает так.
@sapsanasapbot — это проект выходного дня для нас. Мы будем рады, если вы посоветуете бота друзьям и расскажете, каких функций в нём не хватает.
Спасибо!
Вторая тройка лекций оказалась более практической, чем теоретической, поэтому идей выписал немного.
Лекция 4, «Проблемы композиции. Возможности жанров»
Понимание мира порождает язык.
Ваш создаваемый мир должен быть цельным. Язык, понимание мира, стиль и всё прочее должно работать на одну идею. Всё это следует объединить общим инстинктом.
Герой произведения существует в своё житии, в несколько этапов. Чудесное рождение героя → Искушение → Отречение от чувств (но не через слова, а через раскаяние) → Чудеса через благодеяния → Мученичество и смерть.
Хотите просто создать произведение? Напишите фотографию, или сфотографируйте и опишите.
Если хотите сделать стиль христианским, то начинайте предложения с «И…» или поставьте глаголы и сказуемые раньше подлежащего.
Лекция 5, «Сюжет как изображение рефлекса цели»
Хотите разбираться в построении сюжета? Ходите в театр и читайте пьесы.
Сюжет — это трёхчленное целое. Начало вы переживаете как зерно, конец — как созревший плод, а середину как процесс превращения зерна в растение.
Чехов: «В органическом произведении начало превращается в конце в свою противоположность».
В произведении должна быть контрастность, она обнажает более глубокий смысл.
Нужно видеть каждый эпизод в контексте начала и конца всего произведения.
В произведении должно чувствоваться сквозное действие, которое связывает воедино все части произведение. Если сквозного действия нет, то произведение развалится.
Сюжет — это последовательность действий, который совершает герой, прикладывая к этому усилия.
Напряжение в сюжете должно нарастать постепенно, и не должно скакать.
Сюжет — это история о том, как кто-то поставил перед собой цель, преследовал её и что из этого вышло (так называемый рефлекс цели).
Лекция 6, «Проблема композиции и проблемы жанров»
Чтобы стать художником, сначала полюбуйтесь красотой окружающего мира. А потом подумайте, что эту красоту породило.
Если вы хотите создавать красоту, ничто не должно вас отвлекать. Нельзя создавать красоту, если через час следует мыть посуду.
Эстеты любят готовые сюжеты.
Если вы читаете книгу, и чувствуете, что «нравится» или «не нравится» — постарайтесь понять, что сказал автор. Если вам скучно или весело, если отложилось в сознании — разберитесь, почему так?
В произведениях встречается так называемый каталог: перечисление предметов или действий, связанные общей нитью. Часто его используют для того, чтобы показать динамику в статической сцене. «Он ехал и видел из окна дуб, раскатистую иву, кусты терновника».
⌘ ⌘ ⌘
Часть I • Часть II • Часть III • Часть IV • Часть V • Часть VI • Часть VII • Часть VIII • Часть IX • Часть X • Часть XI • Часть XII • Часть XIII • Часть XIV
Я люблю в свободное время смотреть всякие онлайн-курсы, лекции и мастер-классы. Обычно когда думают о таком, то вспоминают Курсеру. В каждой компании найдётся адепт, который расскажет, что за ней будущее, и обычные университеты должны вымереть.
У меня с Курсерой долго не срасталось. Я несколько раз брался за какие-то прикладные программы, но каждый раз сбегал после первой недели. Месяц назад решил, что нужно наконец попробовать по-настоящему, и записался на курс о фотографии от Нью-йоркского музея современного искусства.
Чтобы сформулировать впечатления, нужно прежде понять свои ожидания. Я ожидал чего-нибудь вроде «Арзамаса», уроков Аствацатурова или «Открытого Университета» — блок познавательных уроков о единичном культурном феномене (в моём случае это была фотография). Тем более что в фотографии я вообще полный профан, даром что инстаграм имею.
Теперь расскажу о том, как соотнеслись ожидания с впечатлениями. Предупреждаю сразу — это мой первый, почти случайно выбранный курс на Курсере, возможно на других курсах всё устроено иначе. Но я буду писать как есть и что думаю на самом деле.
Курс состоит из недель (в моём их шесть), каждая неделя — из уроков, каждый урок — из частей. При этом часть — это обычно либо видео на 2-3 минуты, либо три абзаца текста. Получается что курс — это адское количество небольших элементов, по которым приходится бесконечно кликать. Чтобы пересмотреть старый материал, приходится искать его в куче других. Зачем так сделано — непонятно.
Кстати, трёхминутные видео считаются на курсе длинными. Бывают еще видео в минуту! Что это за ерунда? Почему не смонтировать все эти кусочки в один десятиминутный ролик? Блин, да я кликаю по навигации дольше, чем смотрю.
Материалы все разные по качеству. Порой кажется, что меня провезли на машине через какую-нибудь Ригу: вот тут у нас красивый центр, брусчатка и башенки, а тут трущобы и пьяные бомжи матом ругаются. С курсом было аналогично. Сперва покажут видео, где женщина в стерильном интерьере с рядом одинаковых шкафов в перчатках фотографии перелистывает. А затем, в дополнительных материалах выложат наскоро отсканированные страницы книг, с искажениями и чёрными полосами, которые тяжело прочесть.
В конце каждой недели — тест, совершенно адский. Он похож на экзамен у придурковатого преподавателя в институте. От тебя требуют заучить, в каком году какой фотограф выставлялся в музее, и разбавят это вопросами типа «Почему красивый снимок красив». Половина вопросов кажутся бессмысленными, их приходится решать перебором. При этом почему-то можно сделать только три попытки за восемь часов. На второй неделе я просто бросил это дело.
Я до сих пор не могу понять и сформулировать идею, которую авторы курса пытались пронести сквозь него. Что мне дают эти уроки? Для чего я их смотрю? Мне, конечно, интересно смотреть видео и узнавать новые истории, но они не чувствуются связанными красной нитью.
Учиться по-английски — тяжело. Я довольно неплохо владею им, как мне кажется, но всегда слушал и читал с напряжением. Представляю, как трудно проходить курс по математике или физике, где важна терминология.
Одним словом, я разочарован. Лекции о фотографии показались мне курсом ради курса — без пользы, но с некоторым интересом. Тесты дурацкие и ничего не определяют. А сама Курсера показалась мне странной. Не верю, что она может победить традиционное образование.
Скорее всего, мне просто не повезло с курсом, и нужно когда-нибудь сделать еще одну попытку. Пока я собираюсь с силами — поделитесь своим опытом? Какие онлайн-курсы проходили? Что посоветуете?
Рассказ о музее дизайна, который создаётся сейчас в Москве силами энтузиастов: «Discarded financial documents, burnt archives at dachas [countryside houses], and metal closets missing keys for more than a decade. A Russian spy drama? It’s actually the true story behind the building of the Moscow Design Museum’s archive».
Правила жизни Патрика Суэйзи: «„Грязные Танцы“ не потому, что я там отлично двигал задницей, а потому что смешная еврейская девушка заполучила крутого парня — при этом она не была секси, но у нее было большое сердце».
Клёвый плоттер, который оставит без работы каллиграфа.
На любимом «Арзамасе» — эпическая подборка из 50 поэтов-женщин. Прочитал всех с удовольствием, наказал самому себе познакомиться с некоторыми поближе. Одни жизнеописания чего стоят: «Шимборска опубликовала за жизнь сравнительно немного — около 350 стихотворений. Когда ее спрашивали почему, она отвечала: „У меня дома есть мусорная корзина“».
Финансовая грамотность — это трудный навык. Не знаю как вам, мне он даётся с болью и кровью. За каждой крупицей знания стоят потерянные деньги и нервы.
Это выстраданный опыт, и я хочу им с вами поделиться. Уверен, всё из написанного вы уже знаете сами. Если так — рад, что в мире полно людей смышленее, чем я.
Деньги — это то, что на счету
Раньше я с удовольствием распределял деньги, которые получу через пару недель, месяц. Мы договоримся о работе, я выставлю счёт на предоплату, а в голове уже строятся сладкие картинки, на что я их потрачу. Еще бывало так: ждёшь очередной перевод через две недели, и пока тратишь его из денег, что уже есть — сам у себя берёшь в кредит.
Это опасно. В жизни бывает всякое: банк может впасть в кому, заказчик — попасть в больницу или просто затянуть срок оплаты. Ты потратил почти всю наличность в ожидании перевода, а он будет только через неделю (если вообще будет). Так случается личный кассовый разрыв.
Со мной такое случалось несколько раз. Вроде бы тебе должны несколько кругленьких сумм, но на карточке осталась пара тысяч. Давай, объясни в магазине или баре, что ты почти что миллионер!
Теперь я оперирую только теми деньгами, которые уже у меня. Все будущие платежи я фиксирую, но не думаю о них. Нужен новый ноутбук — куплю, когда придёт перевод через месяц. Заказчик обещает заплатить через неделю? Вот когда заплатит, тогда и посмотрим.
Деньги не на счету — это виртуальные деньги, обязательства. Их нельзя тратить, учитывать, обещать другим людям.
Деньги нужно держать у себя
В Москве я регулярно ходил в стоматологию, которая не принимала карточки. Мне приходилось каждый раз бегать в банкомат, и снимать оплату за лечение: иногда 5 тысяч, иногда — 20. Счета за лечение всё время были неровные, вроде 6722 ₽. А так как я записывался сразу на несколько посещений на месяц вперёд, то обычно отдавал ровную сумму, и соглашался сохранить сдачу на моём счету, чтобы воспользоваться ей в следующий раз. Так я каждый раз «замораживал» несколько сотен рублей своих денег в стоматологии, где они копились. А потом я уехал в Питер и забыл про них. Хоть деньги остались там, но они всё равно что пропали.
Компании любят «замораживать» у себя деньги клиентов. Одни предлагают привезти ноутбук под заказ через месяц, а заплатить за него сейчас. Другие сдают квартиру и просят залог, который вернут, когда ты уедешь. Эти деньги могли бы быть у меня на счету: я вкладывал бы их в путешествия или просто получал банковский процент.
Поэтому я борюсь за каждую такую сумму. Прошу не брать предоплату, предлагаю уменьшить залог. Нужно купить билет на концерт? Куплю за час до начала или за сутки до повышения цены.
Лучшее место для денег — на моей карточке, в моём кошельке.
Сначала другим, потом — себе
Я ценю свои обязательства перед другими людьми. Поэтому всегда вовремя плачу налоги, арендную плату за квартиру, рассчитываюсь с дизайнерами и разработчиками, которые помогают мне с блогом и рабочими проектами.
Обязательства — это как «деньги не на счету» только наоборот. Они лежат на карточке, но не твои. Если их потратить, то платить всё равно придётся, но из других денег (которых пока нет). Они смущают: на карточке лежит 300.000 ₽, из которых 200.000 ₽ — чья-нибудь оплата. Мне кажется, что денег много, вероятность случайной покупки повышается.
При этом важно соблюсти гармонию с принципом «держи деньги и у себя». Например, если мне нужно заплатить 100.000 ₽ налогов, то я узнаю, можно ли сделать это за пару дней до окончания срока уплаты. Если да — буду держать их у себя, на специальном отдельном счету, и заплачу в последний срок. Чтобы не забыть, поставлю событие в таск-менеджер или отмечу это в календаре.
Деньги бывают «умными»
Когда мне было двадцать, у меня была одна дебетовая карточка, которую мне выдали в институте, чтобы зачислять на неё стипендию. Она была какая-то экстремально простая, даже цифры на ней были не объемные. В кошельке жила одна эта карточка, да пара сотен наличных денег. Помню, я смотрел какой-то фильм —
в нём герой Джеймса Белуши присваивал бумажник миллионера, и вместе с ним личность несчастного. В одной из сцен Белуши открывает портмоне, а там штук сорок карточек, разных цветов, разных банков. Я в этот момент думал: «Этот миллионер наверное дурак! Нафига столько пластика таскать с собой, кому это нужно?».
Только спустя несколько лет я немного понял, как работает банковская система. Денег мало, а банков — много, поэтому они конкурируют за клиентов и их средства. Чтобы завлечь клиентов, банки придумывают всякие программы лояльности, новые продукты, скидки, карты. Часто эти штуки действительно выгодные, грех ими не воспользоваться.
Недавно Рокетбанк начислял 5% кэшбека за покупку авиабилетов в «Уантутрипе». Я об этом не знал и купил себе билеты по другой карте. А мог вернуть часть потраченного. Про специальные карты с милями я не говорю.
В путешествиях всякие сервисы по аренде автомобилей или «Эйрбиэнби» замораживают страховку на карте. Если вместо своей дебетовой карты отдать им кредитку, то заморозят и разморозят средства банка, а мои деньги останутся при мне.
В Гонконге пользуются гонконгскими долларами. Если расплачиваться рублёвой картой, то деньги сперва переведут в доллары или евро (зависит от платёжной системы), а потом — в гонконгские доллары. С каждой операции система снимет небольшой процент, так что в конце наберётся заметная переплата. Поэтому выгодно иметь долларовую карту и расплачиваться ей, благо перевести деньги с рублёвой можно за минуту.
Да, я понимаю, вокруг куча этих карт, вкладов, спецпредложений. Разбираться во всём этом неохота, особенно когда полно других дел. Но блин, мир так устроен. Пользуешься одной картой — не знаешь о предложениях от других банков. Получаешь средства и тут же снимаешь их в банкомате — теряешь кэшбек.
Финансовая неграмотность обходится дорого. Круто, когда можешь себе позволить одну платиновую карточку и финансового менеджера, который управляет твоим расходами. Однако что-то мне подсказывает, что это скорее признак пижона и мота. Не зря у миллионера из фильма было столько карт, мсье знает толк в экономии.
Создайте распределённую защиту
В январе в банке «Интеркоммерц» ввели внешнее управление, деньги клиентов застыли на счетах. Я хорошо помню этот день, ведь на карте «Рокетбанка» хранились все мои свободные деньги. У меня не получилось заплатить за обед в кафе, не получилось купить продуктов, снять в банкомате. Формально на счету оставалась солидная сумма денег, но пользоваться ей я не мог. К счастью, у меня были средства на счету ИП — я смог вывести их на карту А., и мы не умерли с голоду. А что, если бы я жил на острове в Таиланде?
Так я на себе убедился — деньгам нужна распределённая система. Я завёл себе еще одну карту в другом банке, затем еще одну. Кроме одного счета ИП я открыл второй, запасной. Теперь чувствую себя уверенней.
У одного банка могут отозвать лицензию, у двух сразу — вряд ли. У трёх точно не отзовут.
Если у вас одна карточка, как было со мной когда-то, но нет желания разбираться в рокетбанках — просто сходите в «Сбербанк» и заведите самую дешёвую дебетовую карту, которую сможете. Пускай она лежит дома запасной.
Саммари
Распоряжайтесь теми деньгами, что на счету, а не теми, что скоро заплатят.
Не «замораживайте» деньги в предоплатах, держите средства у себя.
Сначала платите по обязательствам, и только потом — себе.
Разберитесь в банковских продуктах — будете экономить.
Не держите все деньги в одном банке, не ходите с одной картой в кармане.
По пятницам я буду присылать письмо с сетевыми находками, интересными статьями и ссылками. Вам будет что лениво полистать, посмотреть во вкладках браузера и пересказать друзьям за бокалом вина в баре.
Рассылка — платная. Подписка на неё стоит 100 ₽ в месяц, оплата списывается автоматически с карточки читателей.
Сейчас я покажу примерный выпуск рассылки, а потом расскажу о ней подробнее.
Почему я решил завести рассылку?
Мне нравится делиться интересным и полезным.
Так получилось, что за годы я превратился в информационного маньяка. Люблю узнавать новое, и ежедневно трачу часы на чтение. У меня больше тысячи подписок в RSS ридере и несколько десятков почтовых рассылок, а еще твиттер, каналы в телеграмме, фейсбук, бумажные журналы и книжки.
Я понимаю, что у моих читателей свой стиль жизни. Мало кто может часами сёрфить в интернете, людям интересно почитать отборное, подписаться на сливки. Поэтому я решил выступить информационным куратором. Интернет большой, источников информации слишком много. Но я найду интересное и соберу в рассылке.
А еще мне нравится ограниченность, даже коллекционность рассылки. Я планирую вести её долго, годами. Рассылку не получить иначе, кроме как подписавшись. Уверен, постоянным читателям будет интересно смотреть, как она меняется, эволюционирует.
Что будет с блогом и социальными сетями?
Блог, канал в телеграмме, фейсбук — всё будет обновляться не реже, чем раньше. Рассылка — это новая сущность, а не замена старому.
Почему именно рассылка?
Рассылка — это отличный инструмент для регулярного получения информации.
Её не отфильтрует фейсбук своей дурацкой лентой. Читатели не пропустят рассылку твиттере. Она не перемешается с личными сообщениями в телеграмме.
Я оформляю её как захочу. Буду вставлять коубы, аудиофайлы и чёрти знает что еще.
Рассылку читают когда будет желание и время. Она лежит в почте и ждёт своей участи.
А еще рассылка, прости господи, монетизируется легче других каналов.
Почему рассылка — платная?
Сбор и анализ информации — это труд, пусть даже он приносит мне удовольствие. Поэтому я прошу читателей поддержать меня.
100 ₽ в месяц — это небольшие деньги. По цене французского багета читатели получат четыре письма такой же длины. Думаю, это справедливое предложение.
От рассылки легко отписаться. Нажмёте на ссылку в подвале письма — и всё, больше деньги списываться не будут. Если возникнут какие-то проблемы, то я пойду и решу их или верну деньги.
Мне нравится мысль о том, что в будущем я сосредоточусь на информационном кураторстве и будут зарабатывать преимущественно этим трудом. Пока платная рассылка — это эксперимент и первый шаг к этому.
А еще подписка — это лучший способ сказать мне спасибо за то, что я делаю в интернете. Если вы читаете мой блог, следите за мной в фейсбуке и в других местах — подпишитесь на рассылку.