Конспект литературной мастерской, часть I (лекции с 1 по 3)

Смотрю понемногу лекции литературной мастерской Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова.

Лекций в курсе всего 40, хватит на год, если слушать по одной в неделю.

По старой привычке я веду конспекты каждой лекции. Однако не хочу через год опубликовать необъятный лонгрид, поэтому буду публиковать конспекты частями, по три лекции в посте. Сегодня будет первая часть.

Напоминаю, что конспекты веду прежде для себя, чем для других. Поэтому некоторые заметки могут быть непонятны, вы уж извините. Советую посмотреть лекции самостоятельно, чтобы лучше во всём разобраться.

Лекция 1, «Происхождение рассказа»

  • Рассказ отличают небольшой объем, малое число действующих лиц и одна сюжетная линия. Однако кроме этого в рассказе всегда есть проблема, случайность.
  • Рассказ появляется тогда, когда возникает непредвиденная сложность.
  • В начале любого повествования всегда есть баланс, который потом нарушается и возникает история.
  • В рассказе важен переход главного героя. Был грешником → стал святым.
  • Согласно Проппу, все волшебные сказки восходят по структуре к одной единственной прото-сказке. Она выглядит примерно так: ущерб → отправка из дома → встреча с дарителем → встреча с предметом поиском → поединок → возвращение или погоня → свадьба или изменение статуса. Этот базовый сюжет дополняется другими подсюжетами. Всего Пропп описал 31 подсюжет.
  • Когда с концепцией Проппа познакомился Родари, он нарисовал картинки про основные подсюжеты Проппа и выкладывал их на стол во время детских литературных курсов. Дети быстро создавали связные сказки, которые рассказывали сами себе.
  • Позже компьютер пытались научить методу Пропп, чтобы он писал сказки автоматически. В 1977 году появилась система Клейна, которая генерировала сюжеты.
  • Позже метод Пропп развил американский учёный Джозеф Кэмпбелл. Он написал знаменитую книгу «Тысячеликий Герой». Он пришёл к аналогичному выводу: все мифы о героях укладываются в схему из 17 элементов. Книга Кэмпбелла вдохновила Джорджа Лукаса на создание сценарий «Звёздных Войн». Сегодня многие фильмы и книги создаются по его методу.
  • У Проппа и Кэмпбелла разные теории о том, почему все мифы на свете похожи. Кэмпбелл был поклонником идей Фрейда и объяснял единство сюжетов вытесненными сексуальными комплексами, коллективным бессознательным. А Пропп считал, что в сказках отражается религия родового строя, что это ритуальный материал. По Проппу сюжет сказки обычно вращается вокруг обряда инициации мужчины в племени. Под влиянием христианских священников мифы перестают быть сакральными и становятся просто историями.
  • Считается, что в человеческой психике есть две потребности: к упорядоченности и беспокойству. Человек колеблется между двумя потребностями. Литература синтезирует две эти потребности и снимает напряжение.
  • Люди любят истории, потому что легко ассоциируют себя с героями. Им самим хочется пуститься в такое путешествие. Они помогают утолить тоску по чему-то странному, волшебному, удивительному. С этой стороны мифы влияют на нас так же сильно, как на наших предков.
  • Схема Пропп-Кэмпбелла хорошо работает в фантастике и фентези.
  • Хорошая драматическая история получается с героями, которые хорошо знают друг друга. Но схему прото-мифа трудно проявить в бытовом рассказе, в мифе герои друг с другом не знакомы.
  • Богатство сказки не в композиции, а в том, как разнообразно воплощается каждый элемент.

Лекция 2, «Проблемы стиля и композиции»

  • Где бы вы ни находились, имейте при себе записную книжку.
  • Не стесняйтесь воровать у других авторов. Они на то и существуют.
  • Иногда нужно писать о вещах, про которых вы вообще ничего не знаете.
  • Есть миф о том, что писатель пишет под вдохновением. До конца XVIII века такого мифа не было — люди писали как работали.
  • Люди часто пишут под воздействием нового опыта (например, автор влюбился). Но людям читать об этом неинтересно.
  • Субъективную эмоцию нужно сделать объективной, представить предмет, который мог бы вызвать такие ощущения у другого человека, придумать образы. Найти что-то, что нужно другому.
  • Правда — это скучно. Это как, как есть на самом деле. Правдоподобие — это другая вещь, которая, наоборот, всех волнует. Это то, какой жизнь должна быть. Правдоподобное произведение может быть самым фантастичным. При этом важно, чтобы у него была внутренняя логика.
  • Хорошее произведение пишет само себя. Часто автор хочет написать об одном, а в итоге получается противоположное. Например, «Отцы и дети» Тургенева.
  • Начинающему писателю лучше начинать с зарисовок, рассказов. Писать роман в 23 года — это странно.
  • Чтобы хорошо писать, важно ощущать время, в котором мы существуем.
  • Художник и писатель видят не проявление красоты в мире, а потенциал к этому проявлению.
  • В повседневной жизни мы подражаем тому, чему нас научило искусство.
  • Писатель создаёт перспективу, а бытовой разум копирует.
  • Искусство занято собой, оно не отсылает к реальности.
  • Еще двести лет назад люди не ощущали красоту природы, пока Руссо и романтисты не начали обращать на это внимание.
  • Искусство не имеет практической цели и не соотносится напрямую с моралью.
  • Эстетизм — это гедонизм, он построен на ощущении удовольствия.

Лекция 3, «Идея рассказа»

  • Часто начинающие писатели переживают, что у них не хватает яркого материала. Поэтому они пытаются перенести в художественную прозу документалистику. Писатель начинает шокировать читателя.
  • Детство — это настоящая кладовая писателя.
  • Помимо самого материала, который просится на бумагу, должна быть цель, должно быть важно что-то сказать.
  • В рассказе всё должно бить в одну точку, в одну идею общего построения.
  • Нельзя садиться за работу, пока нет главенствующей цели.
  • В новелле должна быть ось, которая вращает всё построение.
  • Писатели часто сравнивают своё сознание с насыщенным раствором. В него попадает крупинка соли, и всё мгновенно застывает правильным образом.
  • Писателя часто выручает случайность.
  • Часто писатели придумывают конец, и потом из него разворачивают произведение в обратную сторону. Так например делали Замятин и Эдгар По.
  • Шкловский: «На развалинах будущей работы переживаю ощущение единства материала».
  • Произведение может проходить триаду Гегеля из тезиса, антитезиса и синтеза. Изначальное утверждение (тезис) отрицается антитезисом. Затем синтез отрицает антитезис, забирая часть от тезиса.
  • Из триады Гегеля вытекает традиционная трёхчастная структура рассказа, она же совпадает с теорией мономифа. Под воздействием обстоятельств меняется герой.
  • Идея — это плод долгой работы.
  • Найдите тему, которая вас беспокоит, и начинайте думать от этого. Старайтесь писать о том, что может изменить вашу жизнь.
  • В жизни ваши мысли, доводы и концепцию могут проверить. Однако в литературе всё иначе. Ваше произведение несёт проверку само в себе. В произведении можно доказать любую идею. Важно, чтобы это было сделано убедительно с художественной точки зрения.
  • Идея ни разу не прозвучит в тексте, но должна быть различима с самого начала. При этом идея не должна выпирать, превращать характеры в марионеток.
  • Идея должна быть одна. Хорошего произведения из двух идей не получится.

⌘ ⌘ ⌘

Часть I • Часть II • Часть III • Часть IV • Часть V • Часть VI • Часть VII • Часть VIII • Часть IX • Часть X • Часть XI • Часть XII • Часть XIII • Часть XIV

Система Orphus