Япония онлайн 🎌 20 апреля

Подписался на твиттер японского англоязычного новостного издания. Типичная новость выглядит примерно так: «Токийца задержали с пятью граммами кокаина. Несчастный заявил, что наркотик ему подбросил иностранец». Ну конечно, от гайдзинов жди беды!

Сейчас час ночи среды, и под окнами прогуливаются стайки нетрезвых японцев. Подвыпившие они похожи на карикатуры на самих себя: сутулятся, шатаются, непрерывно кланяются, обнимают друг друга, краснеют. Девушки ковыляют домой на каблучищах, которые того и гляди подломятся. Интересно, что их заставляет выпивать в среду вечером?

Кстати, еще о японских вкусах. Для нас с А. это традиционный коктейль из вина и газировки. Вино должно быть непременно сливовым.

В Японии каждый, кто занимается хоть каким-то делом, обязательно носит униформу. Водитель метро, контролёр парковки, офисный служащий, рабочий, полицейский, мусорщик — у каждого своя одежда. Понимаю, как одежда формирует настроение и задаёт тон дела. Оделся офисным сотрудником — работай на компьютере. Вечером пришёл в тренажерный зал, переоделся — и вот ты уже спортсмен.

А вот токийский бездомный ночует под сакурой, укрылся от солнца прозрачным зонтом. Рядом стоит чемодан с его барахлом.

В Японии мало преступности. Типичные криминальные новости похожи на #кулакомвлицо. Так, на днях задержали опасного преступника. Он воровал поручни в вагонах метро.

Полиции очень мало, она иногда ходит или ездит на велосипедах по району. Кое-где по улицам расставлены маленькие полицейские участки, коба́ны, в которых скучают участковые.

Японцы любят жить компактно. Поэтому парковки часто двухэтажные и подземные. Парковки умудряются размещать на крохотных участках. Там, где у нас запаркуют полторы машины, у токийцев встанет дюжина. Машины развернутся на специальном круге.

Токийская молодёжь — все исключительно хипстеры. Вот типичное районное кафе:

В квартире, которую мы сняли, в туалете тоже стоит вошлет. Наш выглядит вот так:

Внешне он похож на обычный унитаз, но это только внешне. Сейчас будет немного туалетных подробностей, извините. Стоит только поднять крышку и сесть, как начинаются чудеса.

Вся сидушка подогревается и на деле оказывается большой кнопкой. На неё нажимаешь всем своим весом, и внутри начинается что-то бурлить и готовиться. После смыва над сливным бачком включается небольшой кран, в котором можно помыть руки (вода утечёт в бак и используется в следующий раз). А еще справа от туалета находится маленький пульт. На нём дюжина разноцветных кнопочек с иероглифами. С них управляют струйкой воды, которая бьёт снизу и моет. Кнопками задают температуру и мощность напора, в продвинутых вошлетах можно управлять движением воды тоже, а также включать отвлекающий звук.

Продолжим тему адской техники. Вот, например, автоматы для пополнения карточек метро:

Страшная машина со страшным интерфейсом. Она состоит из кнопок и тач-экранов, одних приёмников карт, монет и банкнот пять штук! Пользоваться ей довольно тяжело, через раз покупаешь какой-нибудь дневной проездной на электричку вместо того, чтобы закинуть тысячу йен на проезд. Внимательный читатель удивится сложнейшей схеме общественного транспорта над автоматами. Не пугайтесь, это только маленькая её часть.

Ну хоть японский книжный магазин радует. В нём всегда как дома.

Ну, и напоследок на сегодня — вид из кабины метропоезда. В Токио в кабине прозрачная задняя стенка, и можно смотреть за работой машиниста сколько вздумается. Вы знаете куда ехать, если всю жизнь об этом мечтали (как я).

⌘ ⌘ ⌘

Другие заметки из Токио читайте по тегу.

Япония онлайн 🎌 18-19 апреля

Мы летим из Москвы. И путешествие началось с того, что мы едва не опоздали на «Сапсан». Заказанное заранее такси не приехало, нам срочно подогнали другое за двадцать пять минут до отправления. В вагон запрыгнули с чемоданами и складными велосипедами в последние пару минут до отправления — фуф!

Летим авиакомпаний «Японские Авиалинии» (Japan Airlines). На это есть две причины. Во-первых, она единственная позволяет взять с собой велосипеды в багаже бесплатно. А во-вторых, она летает из Москвы на «Дримлайнере».

«Дримлайнер», или Boeing 787 — это клёвый новый самолёт. Если вы не следите за всем этим миром, расскажу вкратце. Это лайнер, наполовину сделанный из композитных материалов: он легче и прочнее обычных алюминиевых самолётов. «Дримлайнер» тратит на 20% меньше топлива благодаря новым двигателям. В нём полно всяких необычных мелочей. Например, электрически затеняемые иллюминаторы вместо традиционных шторок. Я много читал и смотрел про этот самолёт, и вот выдалось полетать на нём.

Как обычно, Япония начинается с туалета. Вместо обычного туалета на «Дримлайнере» японской авиакомпании установлен вошлет — туалет со струйками тёплой водички. Нет, ну чтобы вы знали.

Лететь в Токио девять часов. За это время за окном успевает стемнеть до полного мрака, и рассвести снова. Почему-то в «Дримлайнере» нет проблесковых маячков на концах крыльев (или их просто не видно). Самолёт летит в жутковатой темноте.

Если вы когда-нибудь летали в Израиль, то знаете — путешествие начинается еще до его начала: с допроса в аэропорту, характерных пассажиров. Полёт в Японию «Японскими Авиалиниями» похож (только никаких допросов, конечно). На зоне регистрации пассажиров встречают японцы-представители: кланяются, заводят беседы с соотечественниками, обмениваются визитками. Посадка на рейс занимает ровно пять минут. Я не шучу! Никакой задержки рейса, толкучки у гейта, никаких потерявшихся в дьюти-фри пассажиров. В 16:45 объявили посадку. в 17:10 мы взлетели.

Перед вылетом у гейта случайно встретил пилотов и подарил им по экземпляру линогравюры. Ночью ко мне подошла стюардесса и передала подарок от экипажа: подписанную открытку и наклеечки с самолётами. Приятно!

Традиционная японская электроника начинается прямо в аэропорту. Она какая-то тепло-ламповая, с кнопочками, индикаторами, чеками, выдуваемыми струями воздуха с разных сторон. Того и гляди превратится в боевого робота.

У Токио два аэропорта: Нарита и Ханеда. Из обоих добираться весьма неудобно. Токио — супербольшой город, и аэропорты удалены километров на 50 от окраин. Из Нарита ходит дорогой экспресс, что-то среднее между «Аэроэкспрессом» и «Сапсаном». Но мы добирались на обычной пригородной электричке, такой как в аниме. Поезд ехал часа полтора и собрал все возможные станции в восточной части города.

Вкус Токио для меня — это матча-латте из «Старбакса». Да, знаю, во всех странах мира старбаксы совершенно одинаковы, а вот в Японии они другие. Так они добавляют в кофе зеленый порошок чайного дерева матча. В результате напиток похож на что угодно, кроме как на кофе. Ну да ладно.

Ничего необычного — дедушка выписывает мотороллерам штраф за стоянку на велопарковке. Выписал пару штрафов, а потом поднял и аккуратно поставил велосипеды. Кажется, в японцах сильно это прекрасное чувство: они не могут пройти мимо, если что-то не в порядке.

Если бы мне в юности рассказали, что официально сниму первую квартиру в Токио, я бы рассмеялся. А сегодня так и случилось — впервые подписал контракт на аренду жилья. В контракте написано, что нам с А. нельзя затаскивать в квартиру пианино, нельзя держать птиц и нельзя разбрасывать по полу ногти. Ну и другие мелочи расписаны тоже. Крохотная квартира с балконом в велосипедной доступности от центра обошлась нам в 170 тысяч йен (это чуть больше 100 тысяч рублей).

А во дворе агентства недвижимости отцветает последняя сакура.

Девушка пополняет карточку метро в розовом автомате-роботе. Ничего необычного, проходите мимо.

В метро как-то так:

Кстати, японцы очень любят очереди. Они у них появляются нетленными и аккуратными. Для очереди уже нарисована разметка на полу. Кажется, что в Японии очередь священна. В этом у нас с японцами есть много общего.

Еще на каждой станции метро есть камеры хранения. Я слабо понимаю, кто ими пользуется, но они есть и работают. Хотя вру, в прошлую поездку сам что-то оставлял.

Ну и последняя зарисовка из сегодняшнего метро. Пока один человек мыл и немножко ремонтировал эскалатор наверху, второй обставил всё знаками и стоял внизу с грозным видом, прямо в каске. Безопасность превыше всего!

Так, я немало сегодня написал всякого. Не уверен, что дальше смогу продолжать в том же темпе, но постараюсь.

⌘ ⌘ ⌘
Другие заметки из Токио читайте по тегу.

Япония онлайн 🎌

Привет, друзья!

С 18 апреля по 19 мая я живу в Токио. По этому случаю блог преображается. Вместо обычных постов я буду вести живую трансляцию своего путешествия — расскажу о наблюдениях и впечатлениях от японской столицы.

Эту запись я буду обновлять каждый день, а может и чаще. Все записи доступны по тегу «Япония». Аригато кудасай маас!


Друзья, если вам нравится мой токийский дневник — подпишитесь на мою рассылку. Мне будет очень приятно. А если вы уже подписаны, то расскажите о ней своим друзьям. Спасибо!

Продаю фотоаппарат Canon 5D mkII с объективом 24-105 L

Друзья, за ненадобностью продаю свой зеркальный Кэнон.

Я купил фотоаппарат в 2010 году, и с тех пор он побывал со мной в дюжине стран. Раньше я любил снимать всё подряд, даже снимал и монтировал небольшие видеоролики. Однако в последний год цифровая фотография перестала меня радовать. Вчера я посмотрел свои фотографии в камере и понял, что за год отснял на него всего несколько десятков кадров.

Мне жаль, что фотоаппарат в отличном состоянии простаивает без дела. Так я решил его продать.

Вот немного формальных описаний:

  • Состояние камеры: между хорошим и отличным. Ничего не бито и не оцарапано.
  • На камере стоит зум-объектив Canon 24-105 L USM с автофокусом и стабилизатором изображения — лучший объектив для фотографа-путешественника. На объектив с рождения надет защитный фильтр. Я снимал объектив с камеры его только пару раз за пять лет. Так что ни в объективе, ни на матрице не видно пыли.
  • Немного пыли есть внутри механизма объектива. Она иногда поскрипывает, когда двигаешь колёсико зума. Я не заметил, чтобы это хоть как-то мешало съемке и влияло на изображение.
  • Фотоаппаратом отснято несколько тысяч кадров (при ресурсе в 150 тысяч снимков).
  • В камере вставлена карта памяти SanDisc Ultra на 32 гигабайта.

В комплекте с камерой: ремень из самолётного ремня безопасности, зарядный блок, бленда к объективу.

Еще отдаю простенькую вспышку Vivitar 2800 D. Она старенькая, но освещает хорошо. Правда, она быстро ест батарейки, поэтому я использую аккумуляторы. Приложу восемь аккумуляторных батареек и зарядное устройство к ним.

За всё это прошу 65.000 ₽

Передам камеру лично в Москве или Петербурге, или отправлю курьером за свой счёт в другой город. Пишите: sergey@sergeykorol.ru

«Искусство как ремесло» и «Фантазия»

Прочитал две книжки Бруно Мунари.

Это две небольшие, карманного вида книжицы. По содержанию и объему они ближе к большим статьям или эссе, к тому же наполовину книги состоят из рисунков и схем. Я прочитал обе за два часа.

Они обе примерно об одном и том же. Мунари пишет о творческом мышлении, решении дизайнерских задач, о поисках фантазии и проблемах в графической среде.

«Искусство как ремесло» и «Фантазия» написаны в середине XX века, однако читать их интересно и сейчас. Радует, что книжки — понятные, простые. Мне кажется, их можно вручить подросшему ребёнку, и он не соскучится. Я почувствовал, что Мунари был по-хорошему безумным человеком, с которым всегда интересно.

Книги переведены и изданы в издательстве Дмитрия Аронова. Там же вышла его третья книга, «Рисуем дерево» — но она показалась мне слишком простой. В эту рецензию я её не включаю.

Выписал небольшой конспект из «Искусства» и «Фантазии».

 

  • Плод фантазии, как и плод изобретательской и креативной мысли, устанавливается из соотношений, устанавливаемых умом между известными ему вещами. Очевидно, что нельзя сопоставлять вещи, которые нам неизвестны, или то, что известно, с неизвестным. Нельзя понять, как соотносятся кусок стекла и какой-нибудь пфзвс.
  • Фантазия начинает работать, если человек привык устанавливать ассоциативные связи между вещами. Человек ограниченный и малообразованный не может обладать большой фантазией.
  • Если мы хотим, чтобы ребёнок вырос творческим человеком, надо сделать так, чтобы он запоминал (в меру своих возможностей) побольше разной информации.
  • Народная культура — это постоянное творчество, немыслимое без фантазии, креативности, изобретательности. Все накопленные в этом процессе объективные ценности складываются в то, что называется традицией — бытовой, художественной или какой-нибудь еще. Но фантазия и критичность не стоят на месте, и когда какие-то ценности оказываются превзойдёнными, они заменяются новыми. Таким образом, традиция — это постоянное обновляемая сумма объективных ценностей, без которых невозможно представить жизнь людей. Коллективное творчество должно постоянно обновляться, если не хочет прийти к застою.
  • Кинг-Конг в знаменитом фильме начала XX века был огромной моделью. К скелету из стали крепились резиновые мускулы, работавшие как мускулы настоящих животных. Чтобы покрыть его, понадобилось сорок медвежьих шкур. Внутри этого чучела находились шесть аниматоров. Чтобы получился голос Кинг-Конга, записали речь льва, снизили его на октаву и прокрутили в обратную сторону.
  • В те времена, когда любое морское плавание длилось бесконечно долго, моряки развлекались тем, что делали модели своего или какого-нибудь другого корабля, помещая их потом в осушенные бутылки. Вначале модель делали со сложенными мачтами и парусами, потом она вставлялась в бутылку, из которой оставались торчать нити, необходимые для поднятия парусов. Предварительно бутылку промазывали изнутри гипсом, чтобы закрепить модель. Затем надо было только потянуть за нити, чтобы поднять мачты и паруса. После нити обрезались. В наши дни, когда моря можно перелететь за несколько часов, бутылки за время рейса остаются недопитыми. Вот почему нам вряд ли когда-нибудь удастся увидеть модель самолёта в бутылке из-под кока-колы.
  • Карандаш, украденный у Рафаэля, не поможет стать великим художником.
  • Нетворческий человек неспособен решать стоящие перед ним задачи, и вынужден прибегать к помощи более творческих людей, чем он сам.
  • Знание не подавляет личность. Совершенно неверно думать, что невежество даёт нам больше свободы. Наоборот, чем лучше мы владеем техникой, тем яснее можем выразить себя, тем больше форма будет соответствовать содержанию. Между тем часто приходится видеть это несоответствие: множество произведений искусства содержат в себе послание, которое не доходит до адресата, то есть до публики.
  • Некреативному человеку трудно приспособиться к неизбежным переменам в жизни. Так многие родители перестают понимать подросших детей.

⌘ ⌘ ⌘

 

  • Пора понять: покуда искусство отстраняется от жизненных проблем, оно мало кому интересно. В наши дни, в нашей массовой цивилизации, необходимо, чтобы художник сошёл с пьедестала и занялся вывеской для мясника (если сумеет).
  • Когда предметы, которыми мы пользуемся каждый день и сама среда, в которой мы живём, станут произведениями искусства — тогда можно будет говорить, что жизненное равновесие достигнуто.
  • Почти всегда форма утилитарного объекта, будь то пишущая машинка, бинокль, кресло, вентилятор, холодильник или кастрюля, если она хорошо продумана, увеличивает объем продаж.
  • Однажды я спросил у инженера, спроектировавшего мотороллер, почему он выбрал краску определённого цвета, и тот ответил, что эта краска была дешевле.
  • Красоту следует понимать не как абстрактную проблему, прикладываемую к техническому решению, но как соответствие формы содержанию — подобно тому, что мы наблюдаем в природе.
  • Дизайнер — это художник нашей эпохи. Не потому, что он гений, а потому что его рабочий метод восстанавливает контакт между искусством и публикой; потому что готов скромно и компетентно ответить на любой вопрос, возникающий в том обществе, в котором он живёт; потому что знает своё ремесло, технику и средства, наиболее подходящие к  решению любой дизайнерской задачи. К конце концов — потому, что соответствует человеческим нуждам своей эпохи, помогает разрешить определённые проблемы, позабыв про стилистические предпочтения и саму ложную идею «божественности» художника, возникшую при разделении искусств.
  • Всякий предмет сегодня ценится настолько, насколько его форма отвечает назначению, материалы адекватны конструктивным возможностям и производственным расходам, насколько логично структурированы отдельные его части. Одним словом, это разговор о соответствии.
  • Разумеется, рекламный плакат, плохо сделанный, но повсюду развешанный, в конечном счете тоже достигнет своей цели, но этой же цели можно достигнуть с меньшими усилиями и с большим удовольствием.
  • Дизайнер с собственным стилем, известным априори, — это нонсенс. В работе дизайнера не может быть собственного стиля. При проектировании любого предмета (радиоприемника или экспериментального объекта) его единственная забота — прийти к такому решению, которое подсказывают как отдельные элементы, так и весь объект в целом и его назначение.
  • Невозможно просто взять стиль и приложить его к конкретному случаю. Требуется определённое соответствие — продукта и формы, продукта и цвета.
  • Сегодня у людей больше нет времени останавливаться на улице, изучать плакат, прикидывать, как он соотносится с их внутренним миром, и лишь после этого решать, интересен он им или нет. Коммуникация должна быть точной и происходить немедленно.
  • Существует предел простоты конструкции, за который нельзя зайти, но дойти до него — это потрясающе. Позже, благодаря подражаниям и многочисленным вариациям на тему изначально спонтанного объекта, становится видно, сколько требовалось предварительной работы, чтобы достигнуть такой простоты.
  • В магазинах автозапчастей вы наверняка видели пёстренькие плетёнки из соломы, лозы, пластика и чего угодно, предназначенные для того, чтобы исправить неудобство и отсутствие вентиляции автомобильных кресел. Существуют довольно громоздкие приспособления, призванные кондиционировать воздух в машине. Значит, эта проблема тоже не решена при проектировании салона. Кроме того, продаются насадки на бамперы, потому что «родные» бамперы слишком низки, или слишком высоки, или слишком хрупки. Но зато обводы прекрасны, стремительны, элегантны, а цвет — необыкновенно дерзкий!
  • Сегодня большая часть наших действий обусловлена знаками и символами, задействованными для коммуникации и передачи визуальной информации. Каждый символ и каждый знак наделены точным интернациональным значением: любой человек в любой части света знает, как ему надлежит поступать, оказавшись перед тем или иным дорожным знаком. Мы должны двигаться согласно указаниям этих знаков, под страхом наказания. В публичном месте наши передвижения строго ограничены во всем, что касается скорости, направления, последовательности, линейности, возможности остановиться. Получается, что никто не может делать, что вздумается. Каждый из нас выступает частью более обширного организма — человеческого общества; и подобному тому, как в нашем теле каждый маленький орган должен пребывать в гармонии с остальными органами, точно так же мы должны передвигаться в гармонии с остальными людьми.
  • Плохие вещи во всем мире выглядят одинаково. Только лучшему стоит учиться, только лучшему стоит учиться. Каждая страна великолепна в чём-то одном — и все одинаковы во всём остальном.
  • Прежде чем отправиться восвояси, я заметил висевшую у входа в магазин медную сковородку. Конечно, это была не совсем сковородка: в центре её виднелись стрелки и цифры. Итак, это были часы. Для кухни, разумеется, раз в форме сковородки. Каковы же в таком случае должны быть часы для туалета?
  • Понимать детей — всё равно, что понимать котов. Тот, кто не понимает котов, не понимает детей и не любит их.

Котёнок Шрёдингера

Сегодня наши котята отправились к своим новым хозяевам.

Братец и Сестрица были такими:

А стали — такими:

Нам каждый раз очень жаль расставаться с котятами. За пару месяцев мы к ним очень привыкаем. И в последние пару дней и часов перед их отъездом в новый дом я ощущаю особое состояние, которое называю чувством кота Шрёдингера.

Я смотрю на котят, которые играют или мирно спят, и чувствую, что они словно застряли между мирами. Котята одновременно принадлежат нам, нашему дому, и одновременно — своему новому дому, в который вскоре переедут. Порой я даже вижу их слегка бестелесными, словно они плавно перетекают из одного состояния в другое.

Похожие чувства я испытываю сам, когда готовлюсь к путешествию или переезду. Наверное, в такие моменты каждый из нас — немного котёнок.

½

Часто люди говорят: «Как быстро время пролетело! Кажется, только вчера начали путешествие, а уже домой собираться…» И действительно, часто не чувствуешь движение времени, не ощущаешь как убывают деньги или вещи.

Я раньше сам страдал от этого, но научился бороться. У меня есть способ, как ощущать уменьшение чего-либо и не чувствовать себя обманутым в конце.

В начале я делю на два отрезка, и живу первым. Когда он заканчивается — я делю на два второй, затем делю на два оставшуюся половинку.

Например, я поехал путешествовать на две недели. Первую неделю живу и не думаю о времени. Затем делаю так же три дня, затем — день, потом утро. В результате у путешествия возникает какая-то временная пульсация. Я не зачёркиваю палочки на стене, но время от времени ощущаю происходящее и чётко знаю, сколько времени осталось. При этом не чувствую давления между этими пульсациями.

У такого метода есть еще один приятный бонус: ты всегда чувствуешь себя в середине временного промежутка. Всегда есть запас: можно съездить в другой город, погулять утром, выпить чашку кофе или обняться на прощанье.

Наверное так можно поступать и в любых других исчерпанных вещах, например в еде или деньгах. Однако я думаю что кушать всегда стоит поменьше и помедленней, а деньгам нужна другая система.

Ссылки и мысли #181

  • Ночные иллюстрации Питера Харриса.
  • На кикстартере собирают средства на клёвую бритву со сменными лезвиями.
  • На «Медузе» замечательные фотографии Гумилёва с его комментариями: «10-го апреля на пароходе Добровольного флота „Тамбов“ мы вышли в море. Какие-нибудь две недели тому назад бушующее и опасное Черное море было спокойно, как какое-нибудь озеро. Волны мягко раздавались под напором парохода, где рылся, пульсируя, как сердце работающего человека, невидимый винт. Не было видно пены, и только убегала бледно-зеленая малахитовая полоса потревоженной воды. Дельфины дружными стаями мчались за пароходом, то обгоняя его, то отставая, и по временам, как бы в безудержном припадке веселья, подскакивали, показывая лоснящиеся мокрые спины, Наступила ночь, первая на море, священная. Горели давно не виденные звезды, вода бурлила слышнее. Неужели есть люди, которые никогда не видели моря?»
  • Замечательный путеводитель по Древней Греции от «Арзамаса».
  • Крутые внешние линзы для смартфона.
  • Ребята из «Импоссибл Проджект» теперь выпускают не только плёнку для «Полароида», но и обновлённую версию фотоаппарата тоже.
  • Для любителей часов — десять новинок с часовой выставки в Базеле.
  • Переиздание знаменитого руководства по фирменному стилю NASA.
  • Сервис, который сохранит воспоминания навечно.

«Поэзия»

Дочитал наконец замечательный учебник поэзии, изданный Институтом языкознания РАН.

Пока читал, думал о формате рецензии. Напрячься и написать её в стихах? Или собрать любимые стихи из книги? Или привести пару занятных цитат? В итоге решил, что всё тлен, и никакая рецензия не сгодится.

Лучше расскажу как есть.

  1. «Поэзия. Учебник» — это книга на 850 страниц. Она на треть заполнена стихами, и еще на две трети — их объяснением.
  2. Объяснение стихов читать скучно. Обычно они выглядят так: «Название стиха — это не просто слова, в них есть смысл». Или так: «Время в стихотворении может не совпадать со временем жизни автора». Такое обычно декламирует рассказчик без должной харизмы, или преподаватель университета. Предположим, что второе ближе к истине.
  3. В книге полсотни глав, но они не связаны общим сюжетом. Можно открывать книгу в любом месте. На мой взгляд, это неплохо, особенно для такой толстой книги, поколение фейсбука оценит.
  4. Учебник в названии книги — обман. Книга не учит поэззии как ремеслу, разве что учит пониманию стихов на базовом уровне.
  5. Создатели книги собрали вместе десятки авторов, малоизвестных широкому кругу любителей. За это «Поэзию» можно расцеловать в твёрдую чёрную обложку. Я нашёл для себя несколько новых поэтов, и с удовольствием читаю их.
  6. Еще учебник полезен тем, кто никогда поэзией не увлекался, и путает Мандельштама с Раммштайном. Просто читаешь все стихи подряд, пытаешься уловить разницу между авторами, пробуешь разное. Так складываешь отношение к поэзии в целом.
  7. Примерно треть стихов в книге вообще непонятны без контекста. Однако этого контекста в книге как раз нет. Тут читатель либо хмыкнет и перелистнёт туда, где понятно, либо пойдёт и будет обкапывать полюбившийся стих со всех сторон, чтобы он наконец вылез наружу.

На мой взгляд, это знаковая книга. Мне раньше не встречалось такой обширной и понятной широкому кругу людей книги о стихах. Если вам попадётся — смело покупайте и читайте. Не бойтесь солидного объёма, читайте просто стихи без объяснений.

Линогравюра

Вырезали и отпечатали новую визитку путешественника — линогравюру.

Прошлую визитную карточку мы создавали высокой печатью, и нам понравилась графичность такого метода. В линогравюре оказалось еще больше теплоты и ламповости.

Как понятно из названия, линогравюра традиционно вырезается из линолеума. На поверхность наносится рисунок, а затем резцами выбираются все светлые участки. Нетронутые печатаются краской.

Линогравюра требует точности и тонкости, сложные рисунки печатать непросто, особенно с непривычки. Наш эскиз (слева) оказался крупноват и сложноват, и мы упрощали его на ходу. Вот А. переносит его на пластик.

Линолеум или пластик режут резцами вроде тех, что работают с деревом. Разве что среди гравюрых резцов больше тонких, для аккуратных штрихов.

Вырезать по линолеуму или пластику оказалось нетрудно, это мягкий и податливый материал. Главное не вести длинных стружек, чтобы случайно не прорезать линию. Нужно аккуратно выбрать всё, что должно остаться белым. Особенно непросто с тонкими тёмными линиями — их приходится оставлять, выбирая материал с двух сторон до неё.

Свою гравюру мы резали примерно час. Затем прокатали готовую и еще чуть подрезали, где было «грязно» в линиях.

Дальше всё просто. Вырезанную гравюру (её, кстати, называют доской) красят твёрдым валиком и кладут на станину. Сверху кладут лист бумаги, накрывают войлоком и проводят тяжелым валиком, чтобы рисунок отпечатался.

IMG_7437

И так каждый раз. Покрыл краской → приложил → прокатил → снял.

И каждый отпечаток получается разным. Всё зависит от того, как прокрасил: где больше нанёс краски, а где меньше. Кроме того, с каждым отпечатком доска чуть-меняется, продавливается.

Всего мы сделали 32 отпечатка. Вот они лежат и сохнут.

Мне очень понравился и процесс, и результат. В нём есть аналоговость и ручной творческий труд.

↓ Следующая страница
Система Orphus