Чему я научился в Аййо

Недавно исполнилось три месяца моей работы в Аййо.

Это значит, что я три месяца живу в Москве, хожу на работу в офис, взаимодействую с живыми коллегами и учусь решать задачи, которые раньше не решал.

Моя работа в Аййо стала самым мощным выходом из зоны комфорта за много лет профессиональной деятельности. И эти три месяца уже дали некоторые результаты — я кое-чему научился и многое переосмыслил. Вот несколько самых главных уроков.

Круто, когда работа каждый день ставит перед тобой мощные задачи, когда каждая задача — вызов всем твоим профессиональным способностям. Однако на деле всё оказывается иначе, особенно если работаешь в компании с множеством точек опор с реальностью. Оказывается, есть много небольших и несложных задач, которые, тем не менее, нужно делать, и делать хорошо.

Написал колонку в «Лук Эт Ми»? Молодец, иди напиши пять предложений интерфейсных текстов для мобильного приложения. Сделал редимаг? Здорово, а теперь нужно придумать синопсисы для киноновинок, слоган для промо-страницы или текст на кнопку. Большие и увесистые задачи на деле оказываются разбавленными большим количеством маленьких проектиков.

Не стыдно потратить полдня на три абзаца текста, особенно если его увидят миллионы человек, а потом за оставшиеся несколько часов написать три абзаца, которые мало кто прочитает — и они должны быть сопоставимо качественными.

В коллективе нельзя хорошо работать без навыка управления проектами. Когда-то я писал, что дизайнер — это тоже менеджер. Так вот: копирайтер — это тоже дизайнер.

Просто писать текст — это весьма базовая работа, с которой при должном уровне подготовки и опыта справится любой человек. А нужно уметь задавать вопросы, не лениться копать в сторону сути, уточнять, переспрашивать, разбираться, контролировать, даже если задача лежит не в моём поле ответственности. Всё, в чём я задействован, становится моим полем ответственности, и я не могу успокаиваться до тех пор, пока задача не сделана хорошо.

Часто кажется, что задачи решаются словно сами собой. Одни шестерёнки движутся, а механизм обрастает новыми шестерёнками, однако маленькие детальки не умеют сами совмещаться в правильном порядке. Просто кто-то взял на себя ответственность, стал главным и управляет проектом. Часто таким человеком становится не руководитель, а, к примеру, дизайнер или тестировщик, часто им становлюсь я. Это не менеджерский прокол, а естественный ход вещей: управление берёт тот, кто хочет довести дело до конца, кто смотрит вперёд, тот, кому это важно.

Я слишком долго сидел за спинами взрослых дядей и делал то, что они скажут, настолько долго, что почти разучился брать ответственность, и испытываю настоящую ломку. Приходится пересиливать себя, заставлять, сколь бы страшным это ни казалось.

Одно их моих плохих качеств — это неумение говорить «нет», отказывать в ситуации, когда моя помощь создаст больше проблем, чем пользы.

Часто меня даже не нужно было отправлять на амбразуру, я вызовусь сам, прибегу и закрою собой пулемётное гнездо, но потом окажется, что заткнул не чужое, а своё, и не гнездо, а миномётную батарею. Скромность во мне неприятно сочетается со стеснительностью — так я, вздохнув, брался за работу, о которой не имел никакого представления. А всё это потому, что не мог сказать «нет».

Потребовалось немало сил и грабельных шишек для того, чтобы я научился отказываться и делегировать. К примеру, моих дизайнерских навыков хватило на то, чтобы сделать графику к этому посту, но критически не хватало для вёрстки редимагов. Я помучался-помучался, и понял, что лучше доверить это дизайнеру, а самому сосредоточиться на тексте (как бы мне ни хотелось делать всё самому). Здорово учить новые навыки, но этот процесс не должен замедлять процесс решения рабочих задач.

Пожалуй, это главные штуки, которые я переосмыслил. Есть еще штуки поменьше, списком:

  • В команде нет специального человека, который занимается клиентским сервисом. Каждый сотрудник решает вопросы пользователей или может быстро делегировать задачу.
  • Нужно собирать всю доступную информацию о среде, в которой работаешь, читать конкурентов, знать их новости.
  • Также важно с первого дня структуровать свою работу: хранить тексты в одном месте, держать под рукой все пароли. Порядок всегда наталкивается на энтропичное сопротивление, его нужно преодолевать.
  • Обычно нет нужды делать быстро и не слишком качественно, лучше чуть подумать и сделать круче, хоть и медленней.
  • Очень важно знать всё о своей компании. Сколько у нас фильмов в базе? Чем мы отличаемся от конкурентов? Какие фильмы скоро выйдут? Кто за что отвечает, у кого спросить, если сломалось?
  • Если ты работаешь в сфере кино, то должен быть киноманом, работаешь сантехником — различать канализационные трубы по звуку. Можно не любить кино больше жизни, но обязательно хорошо разбираться в нём.

Ну вот, такие мои университеты. Получилось немного эмоционально и путано, и, возможно, банально. Думаю, в будущем разовью эту тему.

Система Orphus