Конспект литературной мастерской, часть II (лекции с 4 по 6)

Продолжаю смотреть и конспектировать уроки литературной мастерской Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова.

Вторая тройка лекций оказалась более практической, чем теоретической, поэтому идей выписал немного.

Лекция 4, «Проблемы композиции. Возможности жанров»

  • Понимание мира порождает язык.
  • Ваш создаваемый мир должен быть цельным. Язык, понимание мира, стиль и всё прочее должно работать на одну идею. Всё это следует объединить общим инстинктом.
  • Герой произведения существует в своё житии, в несколько этапов. Чудесное рождение героя → Искушение → Отречение от чувств (но не через слова, а через раскаяние) → Чудеса через благодеяния → Мученичество и смерть.
  • Хотите просто создать произведение? Напишите фотографию, или сфотографируйте и опишите.
  • Если хотите сделать стиль христианским, то начинайте предложения с «И…» или поставьте глаголы и сказуемые раньше подлежащего.

Лекция 5, «Сюжет как изображение рефлекса цели»

  • Хотите разбираться в построении сюжета? Ходите в театр и читайте пьесы.
  • Сюжет — это трёхчленное целое. Начало вы переживаете как зерно, конец — как созревший плод, а середину как процесс превращения зерна в растение.
  • Чехов: «В органическом произведении начало превращается в конце в свою противоположность».
  • В произведении должна быть контрастность, она обнажает более глубокий смысл.
  • Нужно видеть каждый эпизод в контексте начала и конца всего произведения.
  • В произведении должно чувствоваться сквозное действие, которое связывает воедино все части произведение. Если сквозного действия нет, то произведение развалится.
  • Сюжет — это последовательность действий, который совершает герой, прикладывая к этому усилия.
  • Напряжение в сюжете должно нарастать постепенно, и не должно скакать.
  • Сюжет — это история о том, как кто-то поставил перед собой цель, преследовал её и что из этого вышло (так называемый рефлекс цели).

Лекция 6, «Проблема композиции и проблемы жанров»

  • Чтобы стать художником, сначала полюбуйтесь красотой окружающего мира. А потом подумайте, что эту красоту породило.
  • Если вы хотите создавать красоту, ничто не должно вас отвлекать. Нельзя создавать красоту, если через час следует мыть посуду.
  • Эстеты любят готовые сюжеты.
  • Если вы читаете книгу, и чувствуете, что «нравится» или «не нравится» — постарайтесь понять, что сказал автор. Если вам скучно или весело, если отложилось в сознании — разберитесь, почему так?
  • В произведениях встречается так называемый каталог: перечисление предметов или действий, связанные общей нитью. Часто его используют для того, чтобы показать динамику в статической сцене. «Он ехал и видел из окна дуб, раскатистую иву, кусты терновника».

⌘ ⌘ ⌘

Часть I • Часть II • Часть III • Часть IV • Часть V • Часть VI • Часть VII • Часть VIII • Часть IX • Часть X • Часть XI • Часть XII • Часть XIII • Часть XIV

Система Orphus