Печа-куча

Как я уже анонсировал, в прошлый понедельник я выступал на 26 московской Печа-куче с докладом про книжки. И у меня есть некоторые наблюдения по этому поводу.

Мой рассказ будет состоять из нескольких частей. Попробую передать свой опыт участия и подготовке в спринтерских двадцатисекундносменяемых презентациях.

Приглашение

Подготовка к выступлению на Печа-куче началась с общения с организаторами мероприятия. Я имел на руках приглашение выступить на презентации, которое мне нужно было обменять на интересную, подходящую тему. Крутость темы определяла команда «Печа-кучи», с которой я вступил в весьма обширную переписку.

Нужно признаться честно — сперва я вообще не очень понимал формат мероприятия, и решил, что темой должно быть что-то мудрёное. Плюс ребята ожидали, что я выступлю как эксперт в книжной теме. Поэтому я придумал какую-то очень сложную и малопонятную штуку: «История издания “1984” Оруэлла». Разумеется, от этого быстро отказались.

После этого Дима Абрамов, с которым мы до этого задружились на фейсбуке, посоветовал мне использовать свою наблюдательность и переформулировать заметки о Москве в презентацию о разнице жизни в столице и провинции. Тема показалась очень крутой, и мы начали её разрабатывать — придумывать слайды в тезисном формате. Однако вновь быстро поняли, что оформить всё это в печакучном стиле не получится. Второй заход на посадку снова оказался неудачным, хотя я был куда ближе к цели.

Третий заход — мы снова выбираем книжный формат, но делаем упор на мой опыт работы скаутом и советы о чтении. Тема понравилась, и я быстро набросал пачку тезисов. Тезисы снова понравились, и меня окончательно пригласили на Печа-кучу.

Подготовка

Я начал готовить выступление со слайдов (как позже выяснится, это стало распространённой ошибкой). Было довольно просто подготовить два десятка слайдов по одобренным тезисам, которые при этом получились весьма неплохими. Вот они все:

Когда слайды были готовы, я отправил их ребятам на согласование, а сам сел писать речь для выступления. Тут начало ощущаться первое неудобство от форматного ограничения.

Для некоторых слайдов слова находились легко, для других — очень трудно, связки между картинками часто получались вымученными. В результате этой странной работы у меня на руках была страница текста, которую я предполагал заучить в процессе репетиций.

Попутно организаторы прислали мне несколько предложений-улучшений к презентации, которые я быстренько учёл. К этому моменту я уже чётко осознавал, что картинки за моей спиной — это полная фигня по сравнению с речью, которую я должен с ними связать.

На первых же самостоятельных репетициях стало понятно, насколько печакучный формат сложен для выступающего. Казалось бы, 20 секунд — это фухх, пара слов и всё, следующий слайд, пожалуйста. Но на деле всё оказалось совсем иначе: Печа-куча искажает ощущение времени. Некоторые слайды висят на экране целую вечность, а другие бегут друг за другом галопом. Стоит чуть изменить темп речи или переставить слова в предложении, как полузаученный текст рушится на глазах деревянной башенкой, а вместе с ним падает и впечатление от выступления.

Одним словом, я понял, что бесполезно заучивать речь. Более того, текст, основанный на слайдах, родившийся вторым, априори плох, потому что он оказывается в заложниках у картинок. Но так как у меня не было времени всё переделывать, то я решил изменить формат подготовки.

Для каждого слайда я нащупал некий ключевой текст, самый важный и самый подходящий: у меня было на руках 15-17 секунд ключевого текста на каждый слайд. А оставшиеся несколько секунд я занимал текстом-связкой, который можно легко закруглить при появлении новой картинки. Разумеется, это было немного читерским подходом, но так я смог минимизировать страх непопадания в графическую фонограмму.

Вот как это выглядело:

А вот — моя первая взрослая книжка, «Эммануэль». Я нашёл её на антресолях, оттёр рукавом от пыли и с удовольствием перечитал раз сорок. Эммануэль жила у меня на шкафу, но однажды пропала.
Я до сих пор скучаю по ней и жду её возвращения.
Когда я совсем вырос и начал работать, я установил себе правило: стал тратить 10% своего дохода на книжки. На первые деньги я смог купить всего одну, но позже на 10% дохода мог позволить себе столько книг, что и за год не прочитал бы.
Значит, я тратил эти деньги не зря.
Чуть позже меня заметили и пригласили работать в издательство «Манн, Иванов и Фербер», или МИФ. Я работал там книжным скаутом — искал и отбирал книги для издания.
Ни до меня, ни после книжных скаутов не было.

Штука со необязательными связками между слайдов помогает легко перейти к новой картинке, не бегая возле экрана как инфарктная белка.

После нескольких репетиций я также полностью отказался от готового текста, сделав на его основе набор фраз-тезисов. На каждой репетиции речь была разной, но повторялась в ключевых словах.

Вот еще несколько советов о выступлении на Печа-куче. Многие из них могут быть банальными, но может быть они кому-то помогут.

  • Прежде чем участвовать в Печа-куче, обязательно побывайте лично на одном из мероприятий. Так вы поймёте все фишки выступлений, даже те, которых не видно на видео.
  • Вероятно, организаторы будут играть с вами в плохого и плохого полицейских (это когда вас бьют два мужика в форме, и никто из них не задаёт ласковые вопросы). Не обижайтесь и не сердитесь их напускному перфекционизму. Ребята хотят сделать лучше для вас, помочь вам с темой и тезисами — это хорошая боль. А еще они отвечают репутацией за каждое выступление, и не допустят на Печу-кучу халявы.
  • Очень важно выбрать правильную тему. В ней должны быть вы, как эксперт и личность, а также должно быть что-то интересное и полезное для вашей аудитории.
  • После того, как у вас будет готов набор тезисов, не садитесь за картинки, лучше сперва напишите целиком свою речь, сделайте её связной. Я сам редактор и знаю, как тяжело написать хороший текст, но без этого никак.

Простая психологическая техника, которая поможет написать хорошую речь: представьте, что вы сидите в кафе с друзьями, у них есть достаточно времени и интереса, чтобы слушать вас и не перебивать. Пишите так, как бы вы рассказывали всё голосом, живьём.

  • Сделать слайды — легко. Мне кажется, что в них нужно соблюсти некий баланс между клипартовостью и смысловой содержательностью. Многие выступающие используют для слайдов отвлекающие картинки, и это выглядит как шляпа.
  • Очень важно быть весёлым, аудиторию здорово расслабляет юмор, он настраивает её на одну волну с вами. Юмор — это лубрикант для спикера. Можно сделать пару слайдов откровенно смешными или провокационными.
  • Вам может показаться, что печакучный формат — это легкая фигня, но после первой репетиции поймёте, насколько были неправы. 20 слайдов, которые сменяют друг друга каждые 20 секунд — это адовый формат. Его можно сравнить с побегом от монстра, при котором вы скачете по кочкам с мешком на ногах.
  • Репетируйте, репетируйте как можно больше и чаще. Любое выступление чуть хуже самой лучшей репетиции. Прогоните своё выступление пару десятков раз. Индикатором того, что вы отрепетировали достаточно, будет лёгкая уверенность в себе.
  • Старайтесь не опираться на слайды. Так делал я, так делали многие другие, это было заметно и выглядело неважно. Пусть слайды за спиной лишь подкрепляют ваш рассказ, не становитесь рабом сменяющихся картинок.
  • Обязательно прогоните выступление в небольшой аудитории (сойдёт друг или даже кот). Попробуйте пару раз выступить, не смотря на экран и попросите рассказать, «попадали» ли вы в слайды.
  • Продумайте небольшой интерактив во время выступления, не забывайте хотя бы переминаться с ноги на ногу, показывайте иногда на слайды своим спикерским пальцем. Будьте живым рассказчиком, а не дуболомом.
  • Круто, если у вас будет опыт обращения с микрофоном. Эта простая электромагнитная палка требует некоторого опыта.

Ну, и главное — ничего не бойтесь. У вас физически не получится зафейлить даже немного подготовленное выступление, разве что вас похитят инопланетяне (это, кстати, выглядело бы круто в глазах аудитории).

Выступление

Как говорится, вместо тысячи слов:

После выступления была автограф-сессия серия вопросов и ответов:

Я бы мог написать целый пост самокритики на тему своего выступления, но не буду. Конечно, я недоволен собой, но при этом могу признать, что само выступление было вполне ничошным, особенно для новичка.

На моей Печа-куче было восемь выступлений. Часть из них оказались странными, например выступление непонятного врача-маркетолога:

Или выступление фасилитатора. Какое-то оно странное и сложное для «облегчателя», а графика за спиной Лии жила своей жизнью.

С некоторыми выступлениями была странная ерунда. Вот, к примеру, бородатый дядя, который плёл что-то про цирк и квантовую механику. Меня с первой минуты стало раздражать, что он откровенно забил на формат и превратил своё выступление в плохой перфоманс. Серия вопросов и ответов была еще хуже — аудитория откровенно потешалась над ним. Думаю, это фейл организаторов Печа-кучи.

А вот несколько очень крутых выступлений.

У Миши Дегтярёва всё получилось здорово: и слайды, которые поспевали за спикером совершенно магическим образом, и животрепещущая тема. Не зря после этого выступления сеть захлестнул вал статей об опыте интернет-депривации.

Николай Реутин рассказывал скромно, но понятно. В этой презентации круто сыграла тема.

А вот — моё любимое выступление, самое лучшее. Здесь всё великолепно: симпатичный спикер с крутой темой, доля здорового и даже чуть злого юмора, отличные слайды. Одним словом, полное погружение! Ответы на вопросы после были не хуже.

Всего было семь выступлений, все видео есть на ютьюб-канале московской Печа-кучи. В принципе, их вполне можно посмотреть все.

Похоже, что секрет хорошей презентации на Печа-куче — это сочетание крутой темы и харизмы выступающего. Если присутствуют обе эти составляющие, то получается совсем круто.

Кстати, многие недооценивают нетворкинг на Печа-куче. К примеру, ко мне после презентации подошла дюжина людей с благодарностями, предложениями и вопросами — это было очень приятно. Я видел, как люди активно общались друг с другом.

Одним словом, подписывайтесь на печа-кучный фейсбук и приходите на следующее мероприятие, а также попробуйте себя в качестве спикера — это крутой опыт.

Пространство n-1

Друзья, мы с вами живём в печальное, но интересное время. Мы — это дети интернета, жители сети, которая годами развивалась экспоненциально, проникала во все аспекты нашей жизни. Часть людей использует интернет для работы, а многие буквально живут в нём. Практически все современные люди так или иначе взаимодействуют с цифровым пространством, даже те, для кого сеть — это штука для ловли рыбы.

Однако свобода и лёгкость сети нравится не всем. Очевидно, что власть не в силах управлять интернетом, и поэтому она пытается применить к нему старые-добрые методы жесткого контроля. Ситуация с государством и интернетом напоминает сюжет голливудских фильмов про злых спецагентов и всемогущих, но добрых инопланетян, беззащитных перед человеческой алчностью и жестокостью. Одним словом, грядёт эра контролируемого интернета.

Ситуация с контролем сети всё меньше напоминает запах приятной летней грозы, и всё больше — сводки с фронта, где с одной стороны воюют чиновники на танках, а с другой — интернет-интеллигенты с боевыми клавиатурами в руках, сидящие на маффинах у рвов, заполненных капучино. Буквально каждый день люди, которые не разбираются в предмете, активно и яростно пытаются им управлять. Если бы речь шла об автомобиле, то через несколько таких подходов мы (и интеллигенты, и чиновники) пошли бы пешком. Однако в данном случае речь идёт скорее о дрессировке слонёнка методом кнута и кнута — жаль, но скоро большой и умный зверь подчинится грубой силе.

Любая цензура, в том числе сетевая — это естественный процесс. Так было в прошлом, так есть и так будет в будущем. Сановники и чиновники сжигали неугодные манускрипты прямо под авторами, которые их написали. Газеты и печатные книги тщательно цензурировались, светокопировальные машины — пересчитывались, власть изобретала тысячи способов заткнуть неугодные рты, однако рты всегда находили новые возможности донести своё мнение до интересующихся ушей. Борьба цензуры со свободой — это непрерывная гонка вооружений, она прекратится только после того, как все люди на свете сделают себе массовую лоботомию.

Можно считать, что подобная борьба является частью невидимого процесса естественного отбора, где государство выступает в роли хищника, которому на ужин достаётся самая коротконогая и больная лань, а зато все остальные лани учатся бегать быстрее и прыгать выше. С другой стороны, мало кому хочется жить в постоянной борьбе за вещи, которые кажутся естественными — за свободную информацию и право самому распоряжаться своими сетевыми интересами. В своей попытке запретить государственный медведь всё чаще наступает на ноги простым людям, которые не особо интересуются политикой и используют сеть в сугубо меркантильных интересах. Всё чаще любимые интернет-тропинки оказываются перекопанными, а плодородные сады — выпилены и распаханы под борщевик. Да и простое чтение советских газет за обедом не приносит ничего, кроме горечи и грустных мыслей о будущем. Десятки, сотни тысяч молодых людей вроде меня растут у папы с мамой латентными эмигрантами. Что же делать?

Мне кажется, что для большинства людей, не отмеченных божественной печатью за свои права, действенным путём спасения от грубой реальности может стать эскапизм. Если принять за n текущую реальность, с глупыми чиновниками и странными законами, то нам стоит переместиться в пространство n-1.

Пространство n-1 — это место для ненасильственного сопротивления реальности. В нём можно сфокусироваться на работе, хобби, семье, перестать ежеминутно думать о плохом и строить бесполезные прогнозы о будущем. «Они от нас того и хотят — чтобы мы заткнулись и сидели в своих норах» — скажет гневный читатель, и, как мне кажется, будет неправ. Я думаю, что не существует никаких «оних», а есть только мы, и наше душевное равновесие. Человек, не поражённый вирусом боязни за будущее, не изнурённый постоянными страхами, способен сделать для улучшения ситуации куда больше интернет-психопата, начитавшегося новостей и предсказаний, которые почти никогда не сбываются.

Пространство n-1 — это место, в котором работает принцип «делай, что должен, и будь что будет». Я не верю, что своими бесполезными попытками влиять на интернет власть нанесёт ему ущерб, который сеть не сможет отыграть и нивелировать. Нами управляют люди, которые с одной стороны не могут сломать интернет, а с другой стороны — не могут запретить его. Попытки превращения интернета в интранет сложны и неочевидны, по сравнению с другими, куда более серьёзными проблемами государства. Эра контролируемого интернета практически не затронет пространство n-1.

Пространство n-1 — это место, свободное от политики. Это некий новый общественный договор, в котором люди предлагают оставить в покое интернет в обмен на то, что власть откажется от его насильственного ограничения. Уверен, государство согласится на это, и подпишет договор. Да, это неправильно, но я не считаю, что такой пакт о ненападении продержится долго. Это просто способ выждать время, когда люди со старыми парадигмами мышления уйдут, пока сеть не наберёт силу, достаточную для игнорирования любых ограничений. Как и будущее, такая сила есть и сейчас, просто она распределена неравномерно между людьми и странами. Нужно только чуть подождать. И ждать осталось уже недолго.

Я исповедую образ жизни сетевого эскаписта: наблюдаю за плохим и чуть посмеиваюсь над ним. Я верю в то, что фокусирование на работе и увлечениях полезнее обдумывания грустных новостей. А еще я верю в могущество и силу сети, которые растут на наших глазах не смотря на все попытки их ограничить. И если слонёнка еще можно напугать кнутом, то слона — уже не получится.

«Удовольствие от χ»

Сборник эссе о математике и жизни в стиле весёлого повествования о страшном мире цифр, игреков и прочих логарифмов.

Как и многие другие прекрасные вещи в этом мире, «Удовольствие от x» сперва появилась в виде цикла статей в журнале «New York Times», и только потом добралась до своего читателя в виде книги. От статей «Удовольствию» досталось два качества, которые можно смело записать книге в преимущества: лёгкость слога и способность быть читаемой с любой из тридцати не связанных друг с другом глав.

Система исчислений вавилонян основывалась на числе 60, в чём отразился их безупречный вкус, так как 60 — это исключительно приятное число. Его красота внутренняя и не имеет ничего общего с человеческой анатомией. Шестьдесят — это наименьшее число, которое можно разделить нацело (без остатка) на 1, 2, 3, 4, 5 и 6. И это только начало (есть еще делители на 10, 12, 15, 20 и 30). Из-за своей уникальной делимости число 60 куда более приемлемо, чем 10, для любого вида расчётов или измерений, которые представляют собой деление на равные части. Когда мы делим час на 60 минут, или минуту на 60 секунд, или полный круг на 360 градусов, то питаемся идеями мудрецов Древнего Вавилона.

У меня от книги остались противоречивые впечатления. С одной стороны, я с огромным удовольствием почитал несколько интересных статей о прикладной математике (например, о статистическом ранжировании в веб-поиске или о том, какие бывают бесконечности). С другой стороны, моё техническое образование строит мину от желания быстренько и простенько объяснить сложные вещи вроде математического анализа, от которого они становятся только непонятней и сложней. Книгу буквально разрывает между классными главами и откровенно никудышными.

Может быть, вся эта суета вокруг семантики кажется вам глупой, так как порядок, в котором числа перемножаются, не имеет никакого значения, то есть в любом случае 7×3=3×7. Хорошо, но тут напрашивается вопрос, на котором я хотел бы остановиться подробнее. Является ли этот переместительный (коммутативный) закон умножения a x = b x a таким очевидным? Помню, меня еще в детстве он удивил, возможно и вас тоже.

Чтобы привнести немного магии, представьте себе, что вы не знаете, чему равно 7×3, и поэтому складываете семёрки: 7, 14, 21. Теперь поменяйте местами сомножители и складывайте тройки, получается 3, 6, 9… Чувствуете ли вы нарастающее недоумение? До сих пор ни одно из чисел в этих перечнях не совпало, но пойдём дальше: 12, 15, 18, а затем — ах! — 21.

Одним словом, книжка вышла неплохая. Человек, далёкий от технического образования найдёт её занятной и познавательной, а обладатель синего диплома с тиснением в виде гайки местами будет хмурить бровь.

Ссылки и мысли #112

Обо всём

Дизайн

Видео

Цитаты

  • В тюрьме отчетливо проявляется традиционное для патриархальной культуры овеществление и одновременно с тем идеализация женщины. Женщина-вещь, женщина-сексуальный объект презирается, в то же время женщина-мать — священна. Согласно Традиции, мать следует уважать и любить, хотя на практике отношение к матери со стороны заключенного может быть вполне приземленным и потребительским. Часто она рассматривается лишь как источник передач и материальной помощи. Тем не менее, оскорбить ее или же публично продемонстрировать свое неуважение — недопустимо. Женщина-супруга, в зависимости от ситуации, может быть и вещью, и идеалом. Она находится в нестабильном положении между ролью «матери» и «сексуального объекта». Важной темой является супружеская верность. Часто мужья очень рискуют, постоянно звоня своим спутницам жизни по запрещенным мобильным телефонам, пытаясь контролировать каждый их шаг и устраивая дистанционные сцены ревности. Заигрывать с женой другого заключенного — серьезная провинность, за которую может побить не только сам муж, но и весь коллектив. Отдельная категория женщин — это «заочки», подруги по переписке. С появлением мобильных телефонов и дешевого интернета общение с ними стало гораздо более простым и необременительным. Отношение к ним еще более потребительское, чем к женам и любовницам, часто их попросту коллекционируют по меркантильным соображениям, и прекращают всякое общение после освобождения. → 
  • Видимо, ощущение имени — это какой-то, условно говоря, всплывший на поверхность сигнал на предмет именно личных, набранных с течением жизни и сложившихся в итоговую систему акустических, семантических и социальных впечатлений. Я бы это уподобил, например, отношению мужчин к женской косметике: кому-то нравится яркая косметика, кому-то нет, кому-то заметная косметика вообще не нравится; при этом, я полагаю, со стороны женщины есть какие-то критерии выбора, по которым она ту или иную косметику пользует (или не использует ее вообще), и критерии эти каким-то образом коррелируют с характером и привычками — что, в итоге, выливается в мужские обобщения на сей счет и, соответственно, влияет на их финальные предпочтения. → 
  • Есть очень популярное старперское мнение, что мол посмотрите, раньше парфеноны строили, а сейчас гавно панельное. О, какие машины были, а сейчас Форд Фокусы.
    Сложно удержаться от восторга и умиления глядя на какие-нибудь ретро швейные машинки или мебель, интеллигентные вывески, изящную архитектуру. Все так продуманно, гармонично, аккуратно. А потом выходишь из музея и концентрация кривых, вульгарных и некрасивых вещей вырастает вдесятеро. Только все забывают, что все старые вещи, которые дожили до наших дней, прошли через очень узкую воронку. Страшные и скучные вывески сняли и сожгли к чертям, а самые красивые остались. Уродливые и плохо построенные дома разрушили, а самые лучшие отреставрировали. Потрясающую резную мебель восстанавливают по рисункам, а сколоченные из говна и палок табуретки забывают. Можно даже сказать, что это естественный отбор.Чем дальше, тем круче становится мир. Если бы мы могли посмотреть через 300 лет на то, что останется от нашей эпохи, все сегодняшние скептики восхищались бы. Ведь останется очень мало и только самое лучшее — дюжина потрясающих домов, несколько картин, заоблачно дорогая мебель, десяток сайтов и приложений (которые будут выглядеть нелепо, но мило), пара музыкальных исполнителей. А через 1000 лет останется еще меньше, планка качества задерется на невероятную высоту, и оно будет восхищать еще больше. → 
  • Выбор места для дата-центра с точки зрения физического Интернета сродни процедуре иглоукалывания: место выбирается скрупулезно, с почти маниакальной тщательностью, чтобы можно было в полной мере использовать те или иные его возможности. Поскольку конкурирующие компании отчаянно сражаются за выгодные позиции, быстро выясняется, что одни места лучше других, в результате чего в них приходит все больше дата-центров. Крупнейшие дата-кампусы начинают расти в одних и тех же уголках планеты, подобно снежному кому. → 
  • Существует синдром одной двери: когда есть пять дверей, но открыта обязательно будет всего одна. Рациональному объяснению это не поддается. Пространство само структурируется так, что создает эффект бутылочного горлышка. Пожалуй, здесь и заключается главная мысль, отношение власти к пространству: нужно, чтобы люди шли не потоком, а строем, а для этого необходимо поставить преграду. → 
  • Там дальше лес и виноградники. Я хотел пойти посмотреть виноградник. Когда-то мой друг купил несколько полян в лесу у Старого Крыма, это село — бывшая татарская столица Крыма, и поляны эти — бывшие татарские хозяйства, брошенные, когда татар депортировали. В принципе там заповедник, но эти поляны по документам — сельскохозяйственные территории, их можно купить в частную собственность. У татар были сады — абрикосы, груши, яблони, персики, какие-то ягоды. Когда за садом 50 лет никто не ухаживает, он становится лесом, но таким особым лесом, где вдруг среди тиса и ясеня растут дикие персики. Мне хотелось посмотреть, как превращаются в леса виноградники. Мне кажется, это поучительная картинка, что-то вроде руин, только из растений — не так горько. Но наш шофер меня туда не пустил. «Туда нельзя идти! Там все заминировано!» Интересно, когда всех уже давно или депортировали, или убили, в деревне никого, даже собаки уже не живут, а мины — живые, ждут, вдруг кто зайдет. → 
  • Вот, скажем, классицист Ш. рассказывает студентам, что при разговоре о культуре Римской империи следует помнить, насколько невелика была прослойка подлинно образованного населения. И что вся интеллектуальная элита времен Цезаря могла бы поместиться в два-три автозака. → 
  • Тетрагаметный химеризм случается когда две яйцеклетки оплодотворяются двумя сперматозоидами, а потом сливаются в единую зиготу. Если сперматозоиды пришли от разных отцов, то получившаяся химера будет иметь трех родителей. → 
  • — Танька. Ты больная. Тебе надо к психиатру.
    — Отчего же мне? Смотрите, вам неуютно в тишине — почему? Да потому что вы не можете остаться наедине со своими мыслями. Так, может, это вам надо к психиатру?
    Все внимательно на меня посмотрели. И Верка членораздельно, внятно пояснила: — Нет, нам не надо. Тебе надо. Потому что нас больше. → 
  • Надо перестать бежать, начать дышать полной грудью и прекратить считать пустые разговоры пустыми разговорами. Потому что это те маленькие мелочи, которые делают нас счастливым и делают нас собой. → 
  • Юля Вишневская читала своё «Письмо к Андре Жиду»:
    Ты нажимаешь на педаль,
    твой «Форд», как гений гнойных трасс.
    Ты не философ.
    Не педант.
    Обыкновенный
    педераст.
    Твои глаза глядят печальней
    и всё смыкаются, плотней,
    чем две сургучные печати
    на тёмно-сером полотне. → 
  • С местными медиагигантами производителя «Виноградного дня» роднит запутанная структура собственности: компания, товарный знак и патенты формально принадлежат фермеру из Нальчика и ещё нескольким не связанным друг с другом физлицам, а финансовые показатели упорно не раскрываются. Несмотря на это, спор с ФАС из-за названия «Фейхуовый день» удалось урегулировать достаточно быстро — теперь этот напиток, считающийся в линейке женским, называется «День фейхоа». → 
  • Оказывается, если ваше заведение находится на пути следования важных государственных персон, то цветы, деревья и прочие элементы декора на веранде нужно ставить так, чтобы у снайперов ФСО была возможность простреливать пространство. Ничто не должно загораживать обзор стрелкам. → 

«Делай фест»

Любимый мной сервис для организации и проведения событий Exchang.es скоро проведёт в Москве «Делай фест». Это фестиваль, на котором умеющие могут научить желающих.

Мне очень нравится концепция фестиваля — каждый человек может понять, в чём он особенно интересен и силён, а потом побывать в роли учителя, провести мастер-класс для всех желающих. Попутно можно пообщаться с крутыми ребятами вроде Димы Карпова или Дани Трабуна, найти новых друзей и просто здорово провести время.

Одним словом, я рекомендую вам поучаствовать — это классный опыт. Ну, или просто внесите событие в свой календарь и сходите на него. Я тоже приду.

Плёночная Москва #2

Надеюсь, я вам не надоел со своими плёночными фотографиями столицы?

В этот раз поснимал Москву на Olimpus µ-III 80. На вид — обычная плёночная мыльница, а на деле классная камера с быстрым, точным автофокусом.

Камера даёт достаточно приятную картинку, но в работе мне не очень понравилась. Она перенасыщена какими-то сервомоторами, постоянно жужжит, поднимает вспышку, двигает объективом и крышечкой, пытается предугадать мои действия и помочь, но на деле только мешает. Еще чуть раздражало её навязчивое желание бахнуть вспышкой.

В любом случае, спасибо Гоше за камеру.

Немного цветных фотографий:

И еще чуть-чуть — чёрно-белых:

⌘ ⌘ ⌘

Небольшое объявление. Если у вас есть плёночная камера (желательно среднеформатная, но и обычная тоже подойдёт) — я буду рад взять её на неделю и пару плёнок. Спасибо!

Coub

Я долгое время думал, что практически невозможно создать новую, растущую социальную сеть с активным сообществом, собственными мемами. Однако появился Коуб, и я пересмотрел своё отношение.

С социальными сетями есть одна фигня — невозможно придумать что-то новое в том, что уже придумано. Помните, сколько айфонофотографических стартапов умерли в тени Instagram? Любой новый видеохостинг обречён быть вторым после Youtube. Это происходит потому, что людям удобней, приятней пользоваться обжитыми сервисами.

Любая социальная сеть — это замок на скале. Какие-то ребята, пришли и построили его, и теперь нельзя просто взять и построить еще один замок рядом, места больше нет. Но можно сделать что-то другое, пещерный город или город, плавающий в озере на подушке из старых пластиковых бутылок. Просто «новое» никому больше не нужно, нужно «новое новое», которое объединяет разносторонние сущности, позволяет взглянуть на привычные вещи с иного угла.

С Коубом случилась подобная история. Коубы — это что-то среднее между анимированными изображениями и видеороликами. В них есть затягивающая музыкальность клипов и очень мощный виральный фактор. Кроме того, коубы обладают большим количеством ограничений: десять секунд на… чёрт, я даже не знаю, как объяснить на что. Пусть будет десять секунд на коуб. Видите, как зацикленные музыкальные гифкоролики впитали в себя несколько различных вещей, и стали самостоятельным явлением? Это показатель того, что перед нами новая социальная сеть.

Я долгое время не воспринимал коубы всерьёз, пока в один из дней не распробовал их по-настоящему. И с тех пор я регулярно слежу за сообществом, смеюсь над внутренними мемами, создаю коубы сам. Это какая-то странная магия, гиф-алкоголизм.

Коуб — это настоящая социальная сеть, в которой почти нет скучных персонажей, но зато полно ребят с хорошим чувством юмора. Это лепра или двач, засунутая в определённый формат самовыражения, тысячи людей, которые используют этот формат на все сто.

С недавних пор Коуб стал важной частью моей информационной диеты. Я регулярно создаю коубы, улыбаюсь (или хмурюсь) чужим, подписываюсь на крутых ребят и воспринимаю сервис как способ черпнуть кружкой творческого настроения или плеснуть обаратно, пока хоть ложкой.

Пару недель я познакомился с Антоном Гладкобородовым, создателем Коуба и немного пообщался с командой. Это очень крутые ребята, которые рулят свой сервис в правильном направлении. Уверен, через пару лет коубы станут такой же привычной вещью, как аудио или видео. Советую вам уже сейчас знакомиться с форматом, смотреть на чужие коубы и делать свои.

Если что, вот мой аккаунт. Расскажите своё отношение к коубу. Понимаете, пользуетесь, любите?

Анонс Печа-кучи

Друзья, в понедельник, 21 апреля, я буду выступать на 26 московской Печа-куче.

Печа-куча — это очень необычный и интересный формат презентации: 20 слайдов будут автоматически сменяться каждые 20 секунд. Никаких скучных докладчиков в мятых галстуках и аудитории, светящейся экранами мобильных телефонов. Только динамичность, только хардкор!

Программа 26 Печа-кучи обещает быть насыщенной — компанию мне составят очень крутые ребята, и я постараюсь выступить достойно. Всё состоится на Дизайн-заводе флакон в пространстве Loft, начало в 20:00. Будет слоу-кофе от «Чёрного», вкусняшки и много неформального общения.

Одним словом, буду рад вас видеть. Не забудьте предварительно отметиться в событии на фейсбуке или exchanges.

Ответы на вопросы

В комментариях к этому посту вы можете задать мне любые вопросы, пожелать что-то, поблагодарить или проклясть.

Дизайнер головного мозга

Чем больше я общаюсь с дизайнерами, тем яснее понимаю, что дизайн — это не профессия и не род деятельности.

Дизайнер — это профессиональная деформация мозга, это следующая степень развития человека. Когда человек становится дизайнером, он начинает видеть мир по-другому, и обратного пути у него уже нет.

Дизайнер вечно недоволен, он постоянно раздражён несовершенством этого мира. В каждой проблеме он видит задачу, причина для внутреннего неудовлетворения легко превращается в повод для действия. Дизайнер словно снимает с глаз розовые очки, окружающая действительность становится для него объемной, поверхность котлов — щербатой, цвета выглядят ярче, и всё вокруг работает по другим законам. Он чувствует зуд, он не может спать, всё вокруг требует его участия, переосмысления и улучшения. Дизайнер — это человек, который живёт с раздражённым чувством прекрасного.

Дизайнер — это не фотошопщик, а решатель проблем. Он может вообще не уметь рисовать, быть безруким, немым и слепым одновременно, и при этом успешно решать сложнейшие дизайнерские задачи. Дизайнер — это штурмовик, у которого в арсенале дюжина прокаченных умений: от способности договариваться с людьми и управлять командой до умения приварить тракторную ось к третьей ступени ракеты-носителя, причём в полёте и с закрытыми глазами. Из-за способности видеть мир иначе дизайнер часто становится поводырём для своей команды, он учит работать программистов, редакторов, верстальщиков и даже своих непосредственных начальников. Он словно горячий нож входит в масло человеческого сопротивления переменам. Для него нет никаких перемен, дизайнер — это человек из будущего.

Дизайнеру всё равно кем работать: арт-директором, грузчиком, порноактёром, лётчиком или инструктором по грудному вскармливанию. Ему всё вокруг интересно, его мозг функционирует как огромная мельница, которая перерабатывает мир вокруг в миллиарды гигабайт впечатлений, наблюдений и новых идей.

Дизайнер никогда не отдыхает. Нельзя двигать пиксели на работе, а дома вечером варить пельмени, душить диван и смотреть телевизор. Задачи требуют постоянного напряжения, а решение может прийти в любой момент. Всё новое в этом мире рождается в уме людей, которые чувствовали своё недовольство в повседневной жизни. Так на свет появляются телевизоры с изогнутыми экранами, ортопедические диваны и плоские автоматические винтовки, которые легко умещаются под матрацем.

Дизайнер испытывает сексуальное вожделение к способности учиться, за хорошую книгу или удивительную вещь он продаст собственную девственность (причём несколько раз). Окружающие люди чувствуют их величие и суперспособности, и нанимают латентных дизайнеров на любые должности и под любыми предлогами. Дизайнер делает мир лучше одним фактом своего существования. Задачи и вещи, к которым он прикладывает руку, становятся священными и излучают особое тепло, в котором неосознанно греются миллиарды людей, слепых, словно недельные котята.

Дизайнерское могучее сверхнапряжение не проходит для них даром. Вселенная награждает их странностями и особенностями, делает непонятными другим людям. Дизайнеры живут вокруг нас, присмотритесь внимательней, дотроньтесь до них руками. Чувствуете тепло? Это горит костёр, на котором эти страстные еретики пылают во имя улучшения нашего мира.

↓ Следующая страница
Система Orphus