Вот уже месяц как я подсел на «Арзамас» — полчаса в день провожу за уроками русской литературы, истории живописи и средневековых телесных наказаний.
В основе «Арзамаса» — классная концепция о сфокусированном гуманитарном знании. Все учили в школе Пушкина и про Жанну д’Арк знают. Но только учили и знают в рамках школьной программы, без историй, деталей, фактов. События и персонажи встают в памяти плоскими картонными фигурами, словно утки и зайцы в бродячем тире. Вроде бы знаешь, но и рассказать нечего.
«Арзамас» действует иначе. Вместо огромных глыб знания — маленькие кусочки. Вместо обзорной экскурсии — фокусировка на небольшой, специальной теме. Похабная лирика Лермонтова. Средневековый театр. Подделки древней литературы. Этнография цыган. Про это мало пишут и говорят, и поэтому это всегда интересно.
Другая особенность «Арзамаса» — в правильной подаче материала. Каждая тема обозревается в нескольких уроках (от двух до дюжины). В основе урока лежит видеолекция эксперта, окруженная сомном текстовых историй и статей. Аудиалы слушают, визуалы увлечённо читают, и никто не уйдёт обиженным.
Я не сразу распробовал это всё. Казалось, зачем мне знать про греческий проект Екатерины и несоветскую философию СССР? Однако понимание и удовольствие пришли со временем, и сейчас каждый свой вечер я заканчиваю на «Арзамасе» — смотрю в экран усталыми и влюблёнными глазами.
Чего и вам советую.
Я напросился слушателем в продюсерскую школу Headliner на «Стрелке». Буду ходить туда по вечерам с понедельника следующей недели. Обучение продлится целых пять недель.
Знаниями обещают делиться крутые ребята: от Куснировича и Долецкой до Шнура. Правда пока не знаю, как выглядит обучение — в виде лекций, разбора проектов, адского угара на перегруженных фендерах и еще как-нибудь. Но, думаю, это будет очень интересно и душеспасительно.
Всего будет 20 занятий — думаю, мне хватит на серию постов с цитатами. Кроме того, планирую публиковать отрывочные заметки в твиттер.
Записывайтесь, если вам тоже интересно поучаствовать. Может быть, будем сидеть за одной партой и пить один смузи на двоих.
Так получилось, что начало этого года стало для меня музыкальным. Я записался на курсы фортепьяно, куда хожу вот уже второй месяц. Кроме этого, я практически случайно попал на урок вокала. Фортепьяно и вокал стали для меня сильными эмоциональными переживаниями — впервые за много лет я стал чувствовать музыку, действительно учиться ей.
♬♪♫♬♯♪
Про фортепьяно пока рассказывать рано, играю слишком мало даже для небольшого обзорного поста по теме. А вот про уроки пения рассказать хочется, хотя бы на уровне фиксации впечатлений и ощущений.
Начнём с небольшого предисловия. Петь я всю жизнь не умел совершенно. Конец предисловия.
И это не шутка! Я никогда не пел, не мог попасть голосом ни в одну ноту и даже не знал, чтобы для этого нужно делать. Казалось, что люди вокруг все немного волшебники и могут то, о чём я не имею ни малейшего представления. Из вокальных данных мне было доступно только «резонаторное мычание»: в детстве, лёжа в ванной, я заставлял голосом отзываться на звук этот огромный чугунный сосуд.
Людям стыдно признаться в том, что ты не умеешь что-то (особенно если это легко даётся окружающим). Поэтому миллионы безголосых людей живут себе тихонечко, спасаясь фразами «Что-то не хочется» или «Я сегодня не в голосе». Как будто я хоть когда-то бываю в голосе, ага…
На первый урок пения я пришёл полной дубиной. Преподаватель Анна выгнала из комнаты наглого кота Серёжу, села за фортепьяно и попросила спеть что-нибудь. Я что-то стыдливо и старательно продекламировал «Ёлочку» на манер плохого поэта у станции метро. «Замечательно!» — сказала преподаватель Анна, и мы начали учиться.
♬♭♬♯♫
Вот немного впечатлений и наблюдений с занятий:
♯♪♬♪♬♯
Я не знаю, насколько хорошо может научиться пению молодой мужчина с нулевым музыкальным опытом и без способностей. Однако я не ставлю перед собой амбициозных целей, мне нравится сам процесс.
Отдельная приятность в том, как пение сочетается с фортепьяно. Кажется, что эти уроки хорошо сочетаются друг с другом. Я стал лучше понимать музыку: не на уровне субдоминант и смены тональностей, а просто на уровне того, как она устроена, как действует.
Если вам кажется, что вы совсем не умеете петь или что делаете это плохо — сходите к преподавателю, хотя бы на одно-два занятия. Конечно, вы не превратитесь в солиста оперетты и рок-звезду. Однако сразу поймёте, что на самом деле всё умеете, только не знаете об этом.
Сегодня ездил в Икшу за коробкой, полной старых виниловых пластинок. В коробке оказалось много интересного, а среди этого интересного попалась вот такая штука:
Внутри лежит прямоугольная картонка с отверстием в центре:
Передняя сторона картонки — знакомая каждому позднесоветскому ребёнку «волшебная» картинка, которая меняет свой вид от угла наклона. Но на заднюю сторонку картонки действительно наклеена маленькая гибкая грампластинка. Её диаметр всего 98 мм!
Я вставил картонку в проигрыватель и попробовал проиграть её, но мой новомодный хипстерский проигрыватель винила отказывался извлекать звуки. Дорожки с композицией нарезаны так близко к отверстию, что проигрыватель говорил: «Всё уже кончилось, давай что-нибудь другое». Пришлось его вручную проводить по дорожкам, словно слепого кокаинового наркомана.
На пластиночке оказался записан какой-то куплетик в пару минут длиной. Пластинка накрепко приклеена к картонке, так что никакой второй стороны не предусмотрено.
Я немного почитал об истории таких штук. Оказывается, в тридцатые годы в СССР выпускалось немало таких «звуковых открыток»: с пластинкой, нотами, фотографией певца и местом для небольшого письменного сообщения. Позже на курортах умельцы записывали звуковые поздравления отдыхающих на тоненькие плёночки, приклеивали это к фотографиями и отправляли родственникам.
Одним словом, удивительная вещица. Буду внукам показывать.
“In warm July and sunny May the colonel goes on a holiday.
When dreary winter does return, he thinks: it’s the lieutenant’s turn!”
Ну и с тех пор меня туда постоянно приглашают. Прошел испытание».
Побывал на конференции «Коммуникации в кубе».
Это вторая конференция за неделю, на которую я попадаю (еще одну упустил). Довольно утомительно потратить два полных дня на конференции, но это того стоило — я познакомился с интересными людьми и узнал много нового.
Не уверен, что в ближайшее время найду в себе силы на такой же конференц-марафон, но если вы знаете интересные события — пишите, буду рад принять участие.
А теперь, по традиции, конспект интересных выступлений:
У Петра было необычное выступление — половину выступления он говорил так, как не стоит говорить на конференции TED, а потом разыграл сценку, сделал реверс, и стал настоящим. Это было забавно, всем в зале просто разорвало шаблон.