Берлин в марте
А. родился в России, но с раннего детства живет и работает в Германии. Еще учась в техникуме он увлекся фотографией, и после много лет работал профессиональным студийным фотографом. Однако его увлечение пленочными фотокамерами привело его к другой профессии — А. восстанавливает старые пленочные фотокамеры, причем занимаясь исключительно одной моделью, «Ролляйфлекс» (Rolleiflex).
Я сам много лет занимаюсь пленочной фотографией, сам снимаю, проявляю, печатаю снимки, коллекционирую камеры и пленку. Могу сказать что в целом неплохо знаю эту сферу, но А. вызывает у меня неподдельное восхищение. Я не встречал человека с таким буквально маниакальным подходом к качеству своей работы. Он организовал настоящую мастерскую с заводским оборудованием, пересобирает каждую свою камеру полностью, все настраивая и налаживая. Камеры из рук А. выходят буквально новым, часто его точность — выше точности заводской сборки.
Я лично купил у него три фотокамеры, а сейчас спрос на камеры, которыми он занимается, значительно превышает возможности А. Он восстанавливает камеры каждый день с утра до вечера, это — его полноценная работа. В месяц ему удается сделать не более 4-5 камер. При этом А. — не какой-то лохматый дед, который занимается камерами на пенсии, после увольнения с очередного умершего пленочного завода, а мой ровесник. Более того, я знаю А. лично.
Я задал А. несколько вопросов о фотографии, его пути в профессию, любимых и нелюбимых камерах и особенностях работы высококлассным мастером по восстановлению пленочных фотокамер.
⌘ ⌘ ⌘
Начну с небольшой исторической справки. «Ролляйфлекс» — это фотокамера, которую изобрел немецкий инженер Рейнольд Хайдеке в 1920-х годах. После Второй Мировой войны он наладил массовый выпуск этих фотокамер в партнерстве с Паулем Франке — в компании F&H (позднее компания стала называться «Ролляй», Rollei).
«Золотым веком» «Ролляя» стало время с 1950-х по 1980-е годы. Компания выпустила десятки тысяч фотокамер, которые сейчас считаются одним из эталонов пленочных фотокамер вообще. В 1990-х годах компания вошла в череду финансовых проблем, разделилась и прекратила свое существование. «Ролляй» больше не выпускает пленочных камер и не занимается ремонтом, а выпускает китайское говно, торгуя историческим брендом.
Не смотря на это, камеры «Ролляй» по-прежнему остаются одними из лучших. «Ролляй» — это моя любимая фотокамера, мой неизменный компаньон в любом путешествии.
⌘ ⌘ ⌘
Знакомство с пленкой «случилось не случайно». Еще моя ныне покойная бабушка заправляла проявляла пленку, и я с интересом спрашивал, зачем она полностью накрылась одеялом в дневное время суток.
Сам я начал снимать на пленку еще в школе. Моей первой камерой была мыльница с фикс-фокусом от «Вивитар», которую мне отдала бабушка, потом это был бабушкин «Зенит», он казался непостижимой машиной и обладал невиданной притягательной красотой, все эти цифры и рычажки… Позволить себе чего-то серьезного я не мог. Уже гораздо позже, когда я неплохо освоился с подаренной цифрой и снимал на Canon A1, мой знакомый одолжил мне пластиковую камеру «Хольга», которая снимала на широкую пленку 120 типа. То, что получилось на «Хольгу», мне понравилось! Большие квадратные снимки с особой пластикой, которая на 35-мм была выражена меньше.
Я перепробовал еще много камер, и подсознательно хотя Rolleiflex купил «Ролляйкорд» (Rolleicord) 3-й или 4-й модели — это относительно простая, недорогая модель от «Ролляй». Получив камеру, я почувствовал небывалую эйфорию, я был готов прогулять колледж и поехать снимать в ботанический сад. Мне ужасно нравилось снимать на пленку! Это за чувство я пытаюсь понять до сих пор, но скорее лучше оставить это на уровне тонких вибраций.
Дома у меня была самодельная полочка, на которую я ставил камеры — поставил на нее и «Роляй». Но полочка накренилась, и мой «Ролляй» упал, при этом повредился. Сейчас бы я конечно легко такую поломку починил, но тогда, более 15 лет назад, мне пришлось продать любимый фотоаппарат буквально на запчасти. Но начало было положено.
Чуть позже в техникуме мой учитель машиностроения одолжил мне фотоаппарат «Ролляйфлекс 3003» — это необычная модель 35-мм фотокамеры от «Ролляя» которвя своей эргономикой напоминает СФ, с электронным приводом и маленькой шахтой. У меня как-то еще один слой увлечения добавился: не просто фотоаппараты, а еще техника, мелкая механика, красота инженерной мысли. Я купил себе такую же камеру и много путешествовал с ней — правда уже на этом этапе стали проявляться, нюансы которые позже вывели меня на сегодняшний путь (у этой модели камеры вечно были проблемы с аккумуляторами). Со временем я продал почти все камеры и купил Rolleiflex 3.5A с объективом модели «Тессар». С этой камерой у меня случилась настоящая история любви!
У меня появилась собака, я много гулял с ней, снимая на эту камеру, эта камера много где побывала. Мы с ней были «не разлей вода». Это была первая удачная покупка после многих неудач. С ней я начал снимать фотопроект о России, о месте где я родился и вырос, обыгрывая в нем свои детские воспоминания. Я снимал на нее портреты, общие планы, черно-белые и слайдовые снимки. Этот «Ролляй» с «Тессаром» — по-настоящему классная камера, любимая модель основателя компании. К сожалению, эту камеру накрыла волна Черного моря, я намертво залил ее пытаясь снять кадр как можно ближе к воде (эх, что я тогда наделал!). Тогда я закрылся на кухне, купил бутылку колы, и часов пять пытался ее починить, почистить, и даже кое-как починил. Но, конечно, соленая вода сделала свое дело, и камера начала «плыть». Пришлось продать и ее тоже.
С тех пор я попробовал еще несколько камер, в том числе «Хассельблад» (это, конечно, одна из лучших фотоаппаратов в плане качества и безотказности). Но ни одна не вливалась в фотографический процесс так органично. Я поменял несколько «Хассельбладов», «Броник», «Пентаксов», «Яшик». Но мне всегда чего-то не хватало.
Мне всегда хотелось иметь такую камеру, которая эстетически и технически давала мне то, что мне нужно, но при этом не отвлекала меня. В какой-то момент я понял что мне нужно снова ехать в Россию, и у меня нет камеры, которая мне бы нравилась. Я в очередной раз купил «Ролляйфлекс T», который опять не работал, а починить его стоило слишком дорого.
Тут все сложилось в одно. Все другие камеры меня не устраивают, я люблю «Ролляи». Но пользоваться камерой «с полки» не получается, а чинить ее в сервисе — сложно и дорого. Я понял, что я не только фотограф, но еще и любитель камер. В такой момент я сложился как фототехник.
Моя мастерская пережила несколько этапов. Когда я только начал интересоваться, то конечно же начал собирать оборудование. Я познакомился с мужчиной, который когда-то работал на заводе по производству фотокамер «Фойхтлендер», а после чинил холодильники. Он продал мне часть первого оборудования, и многому научил.
Он же научил меня пробовать самому, проверять всю информацию, которую находишь в интернете. Я учился в институте, и тратил на ремонт все свое свободное время. Мое рабочее место фотографа постепенно превращалось в место фототехника. Сейчас мастерская занимает целый этаж у меня дома.
Думаю, что около 20% моих инструментов — самодельные. До сих пор пользуюсь инструментом для снятия передней стенки, который изготовил лично много лет назад.
Первый свой коллиматор (прибор для измерения точности фокуса) я получил от того самого пенсионера, но серьезную модель чуть позже мне удалось купить в Латвии, я сам его перебрал и почистил. Некоторые инструменты я заказываю специально для себя. Отдельно я обустраивал рабочее место с точки зрения защиты. Я много работаю с химией, обрабатываю детали довольно едкими веществами.
Также веду отдельную работу с запчастями. Часть запчастей я беру от камер-доноров, часть покупаю на интернет-аукционах или достают другими путями (например, через связи с другими специалистами по ремонту и восстановлению).
На самом деле любая фотокамера — это хрупкое устройство. В отличие от «Хассельблада» или «Ляйки», которые по сути — модульные устройства, отдельные части которых можно заменять, «Ролляйфлекс» собран воедино.
С «Ролляйфлексом» нужно быть аккуратным. У меня сердце болит, когда я вижу хипстера, что бежит с болтающимся через плечо «Ролляем», который бьется о татуированное хипстерское бедро. Камон, у тебя в руках — тонкий оптический инструмент, который стоит несколько тысяч евро. Носи ты его в мягком чехле!
У «Ролляйфлекса» как камеры — очень большой ресурс, если относиться к ней бережно. Но обычно камеры покупают на «Ибее» в непонятном состоянии, это уже измученные камеры без ресурса. Неудивительно, что они легко ломаются. Но тут дело в модели самой по себе, а в возрасте и обращении. Для сравнения — ни одна камера, над которой я работал с определённого этапа моей карьеры, не вернулась ко мне обратно с поломкой. Да, раньше бывали какие-то мелочи, но у меня подход простой — я постараюсь помочь по максимуму, или просто возьму обратно. Впрочем, давно уже камеры не возвращаются ко мне.
Если вы покупаете камеру и хотите чтобы она точно работала — берите строго новый экземпляр, с коробкой (если найдете), или после сервиса. Впрочем, даже это не дает никакой гарантии. К сожалению, культура тонкой механической работы, опыт мастеров, оборудование, подход к качеству — все это уходит. «Кое-какеры» чинят камеры, а на самом деле только ненадолго откладывают поломку. Или наоборот, чинят одно, изнашивая или ломая другое. Камера после такого «мастера» может подкинуть неожиданную проблему, в любой момент.
Я видел камеру, которая выглядела совершенно как новая, но при разборке оказалось что какой-то мастер уже залезал в нее и многие детали были погнуты или установлены неверно.
Одним словом, лучший способ уберечь камеру от глупых поломок — покупать надежный фотоаппарат, после сервиса.
Ну а где еще можно купить камеру? Приходится покупать на интернет-площадках. Но проблем конечно хватает.
Первая проблема — обман. Люди выставляют несуществующие предложения, надеясь получить деньги и пропасть. Я сталкиваюсь с такими предложениями все чаще, буквально каждую неделю. Видишь приличную камеру за приличные деньги, предлагаешь приехать и забрать ее лично — и продавец пропадает. А после выставляет ту же самую камеру с другого аккаунта, в поисках менее опытного покупателя.
Другая проблема — это качество. Нет надежды купить камеру у какого-то дедушки, и брать ее в работу, такая камера «не доскачет». Купили камеру — сразу в сервис, чистить смазку, окисления деталей, чистить оптику. Ни на одну камеру, которую я купил, невозможно было снимать сразу после покупки, у них у всех были серьезные проблемы, все они требовали глубокого сервиса.
Обращайте внимание на внешний вид камеры. По моему опыту, в 70% случаев ушатанная внешне камера будет ушатанной и внутренне. Обязательно смотрите на оптику, в этой камере вы ее не поменяете.
Никогда не доверяйте продавцу на слово. Встречайтесь, смотрите, проверяйте, если есть возможность — снимайте тестовую пленку. Не стоит верить продавцам не только потому что они могут обмануть (хотя это тоже часто бывает). Просто многие сами снимают на что придется, и даже не представляют, на каком уровне качества камера должна снимать.
Мне вот например важно не только чтобы камера хорошо снимала, но и чтобы все двигалось мягко, переключалось четко. Кто-то может этой мягкости и четкости и не застал даже.
Любой «Ролляй» после сервиса, почищенный и настроенный, будет супер. Даже самый простой 3.5А.
Сам я снимаю на все, над чем работаю, ведь после сборки прогоняю каждую камеру с пленкой. Много лет у меня нет личной камеры, хотя когда-то у меня долго был 2.8F White Face.
Сейчас я потихоньку делаю себе новый 2.8F, кастомный. Я переставляю механизм с оптикой позднего периода в корпус, в который я смогу вставить сзади прижимное стекло (у 2.8F есть некоторая проблема с прилеганием пленки). В результате со стеклом камера даст такое разрешение оптики, которое не даст даже продвинутая оптика «Хассельблада».
Обожаю 3.5F — на эту камеру снимаю наверное даже чаще, чем на 2.8F. Еще мне очень нравится Rolleiflex Tele. Вот эти камеры я вероятно соберу для себя.
Мне не нравится Rolleiflex T серого цвета (она же первого типа) — эта камера в моем случае какая-то заколдованная, очень трудно сделать ее хорошо. Еще не нравятся 3.5F первого типа: вечно «заплывают» сепарацией объективы, сложный механизм.
На мой взгляд, под конец своего существования Rollei гнали откровенную ерунду. Экспертиза ушла, компания тратила очень много сил на камеры, которые так и не вошли в серию, выпускали новые камеры с «детскими болезнями».
Видно даже как менялась культура сборки. Старые мастера собирали камеры без ошибок. Мне однажды попалась камера поздней сборки, в которой мастер на заводе забыл прикрутить три важных болта.
Грустно смотреть на эксперименты с электроникой. Поздние модели, конечно, сложные, собраны посредственно. Электромеханическую камеру вам нужно покупать с идеей «Пока живет». Сломается — починить ее вряд ли получится.
К сожалению, фотографа, мечтающего о хорошем «Ролляе», порадовать нечем. Цены на камеры растут астрономически, дешевле чем за 1000 евро нельзя найти ничего, и то за такую цену можно купить разве что откровенный хлам.
Я советую поискать 3.5B. Эти камеры еще можно найти в хорошем состоянии, у них красивый, хороший «Тессар». 3.5А тоже можно рассмотреть. Также можно брать Rolleicord 5B с поздними «Ксенарами». Думаю, что за 2500 евро можно купить приличную камеру. Но если вы хотите 2.8F — умножайте цену вдвое.
Если у вас есть 1000 евро, и вы выбираете между ушатанным 2.8E и отличным «Ролляйкордом», я бы выбирал «Ролляйкорд».
Очень тяжело работать с камерами, которые побывали у азиатских мастеров — это вообще туши свет! Эти ребята работают в своей концепции: «А давай я сделаю тут вот так ради интереса!». Иногда встречаю фейковые White Face — люди берут обычный «Ролляй» и вставляют белый шильдик.
Еще помню случай в самом начале моего профессионального пути. Из Москвы мне прислали камеру, которая побывала у очередного российского мастера в стиле «Наумыча» (эти ребята догоняют азиатов по своей жестокой смекалке). Проблема была настолько сложной и хитрой, что я работал над камерой до полного изнеможения. Я лег на ковёр, проспал пару часов и снова принялся за работу.
Это возможно, но это очень сложно. Это на самом деле — очень сложный с технологической точки зрения процесс, который сейчас почти недоступен. Перекрашенная камера может красиво смотреться на фотографиях, но стоит взять ее в руки — все сразу становится понятно.
Одним словом, не советую.
Это очень дорогая и редкая широкоугольная камера, которую выпустили тиражом всего около 20 тыс штук. К ней можно поставить стекло, которое обеспечит идеальное прижимание пленки и даст высокую резкость по всему кадру. Если решитесь брать, я бы брал последнюю модель.
Я советую использовать с «Вайдом» призму. Призма вообще дает особое ощущение от съемки на «Ролляй». У меня был «Вайд», я поснимал на него. Но эстетически эта камера требует особого подхода, чувства широкого угла. Это специальный инструмент, не на каждый день.
Да, известных клиентов хватает, в основном в — в США. Бывали и известные русские фотографы, много коллекционеров.
Меня больше удивляют другие люди. Человек покупает камеру (например, из Японии). Я отправляю камеру… и все, я больше не получаю от этого человека ничего. Ни имейла, ни упоминания в инстаграме. Кто он? Зачем купил? Как снимал? Непонятно.
Есть еще клиент, который купил у меня 12 камер. Можете представить величину любви этого парня к «Ролляям»
Прежде всего, я не советую снимать на выдержке дольше 1/125 — вы почти гарантированно получите микро-шевеленку. Но если снимаете 1/60, то отведите автоспуск, выставите диафрагму и выдержку, и прижмите камеру к себе. Наведитесь на резкость, прижмите камеру к себе или какому-то объекту, и спускайте. Как только автоспуск готовится сработать, замрите. В сложном случае может помочь!
Я думаю что рынку очень плохо. Хорошие камеры не доходят до фотолюбителей, «Ролляй» в хорошем состоянии покупают из Азии за секунды. Конкуренция выросла, камер стало меньше, качество ухудшилось.
Из-за того что цены на камеры растут, покупать их становится все сложнее, в любом состоянии. Типичная ситуация — человек продает ушатанный «Роляй», и ставит на него цену в среднем по рынку. На него не действуют увещевания о том, что камера у него никуда не годится, что ее нужно восстанавливать.
Надеюсь, что на наш век камер еще хватит. Если я не смогу покупать за разумные деньги камеры для восстановления, то переключусь на ремонт, или снова стану профессиональным фотографом. Посмотрим! Но я смотрю в будущее с оптимизмом.
Но вообще с «Ролляями» напрашивается аналогия со швейцарскими часами. Эстетически — это очень красивая камера. Все сопряжено, все плавно двигается. Она блистает особой красотой, настоящее техническое арт-деко.
⌘ ⌘ ⌘
Купить камеру от А. можно на его официальном сайте, следить за работой над ними и новостями — в инстаграме @magicflexcamera.
Смотрите мои фотографии на «Ролляй» в одном из рассказов про Японию. Все цветные снимки сделаны на него.
Всем привет! И с вами снова наша регулярная рубрика — отборные фотографии на «Полароид».
Я довольно много снимаю на разные «Поляроиды»: от форматных 4×5 до бытовых типа 600. Лучшие снимки я иногда показываю в блоге. Можно относиться к ним как к зарисовкам моей жизни.
Так получилось, что с осени 2020 года я гоняю на электровелосипеде «Ван Муф» (Van Moof). Расскажу что это за зверь такой, и почему я потратил 2,5 тыс евро на электровелик.
Я долгое время пользовался складными велосипедами: «Стридой» в Москве, «Бромтоном» в Берлине (писал даже их сравнительный обзор). В этом обзоре 1,5 года назад я называл «Бромтон» лучшим велосипедом, что у меня был: легкий, прочный, быстро складывается, удобен для путешествий. Но поездив на нем год во всех сезонах, я понял что мне нужен другой велосипед для каждодневных поездок.
Одним словом, со временем созрел для большого электрифицированного велика, который не страшно оставить где угодно, на котором можно поехать в велопутешествие с вещами, и который сделает легкой даже дальнюю поездку. Выбор однозрачно пал на «Ван Муф». Вот и он:
Вообще если посмотреть на городские велосипеды, но выбор будет примерно из такого:
На вид это или какие-то велики-качки с огромными колесами, мощными рамами, кнопочками и экранчиками, или какие-то гибриды-франкенштейны из обычных велосипедов с моторчиками и батареями на раме. Выглядит все это непривлекательно, да и стоит дорого — от 1000 евро. А еще и работает кое-как, да и не избавляет от страха кражи. «Ван Муф» же устроен совсем по другому.
Дизайн. Велик — красивый. Он выглядит как велосипед, который сделали бы в «Эппл» или «Мудзи». Строгие формы, никаких наростов-батареек, никаких кнопочек и экранчиков. Люди вообще удивляются, что он вообще электрический, может ехать 30 км/ч на расстояние до 80 км. Где, мол, у него все? А все спрятано внутри и не раздражает. Еще есть небольшой монохромный матричный экранчик, который микро-отверстиями светится изнутри рамы. На экранчике показывают текущую скорость, уровень заряда и передачу.
Управление. «Ван Муф» полностью автоматический. Крутишь педали — он помогает ехать. Велик сам переключает скорости, сам понимает когда тебе нужно больше помощи, а когда — меньше. Живое воплощение принципа «дизайн без дизайна». Велик сам узнает тебя когда ты подходишь к нему, сам включает свет, сам выбирает уровень торможения. Красота!
Вспоможение. Этот велосипед — не электромотоцикл с педалями. Ехать нужно своими силами, велик только поддерживает тебя, снимая с ног лишнюю нагрузку. По ощущениям едется на нем в 2 раза легче, чем на обычном. Можно стабильно ехать 25 км/ч на протяжении 30-40 минут, и не запыхаться (но все же напряжение и усталость будут, незначительные). При желании можно «поддать газку» кнопкой «Буст» на руле. Вообще с «Ван Муфом» я привык ездить быстро, 20 км/ч уже ощущаются самой базовой скоростью (на «Бромтоне» 20 км/ч на протяжении 15-20 минут — это пахота).
Батарейка. Батарейки в велике хватает в среднем на 100 км, после он отключает вспоможение (но продолжает еще некоторое время переключать передачи автоматически). Батарея несъемная, она внутри рамы. Заряжается велик через адаптер за 4 часа (за 1,5 часа зарядится на 50%).
Приложение. Велосипед связывается с мобильным приложением, в котором можно выбрать один из 4 уровней поддержки. Также в приложении есть продвинутые опции (например, можно настроить на какой скорости велик будет включать каждую из 5 передач).
Блокировка. В велосипед встроен умный замок — он блокирует заднее колесо изнутри и не дает катить велосипед. Более того, если попытаться унести его или даже наклонить, «Ван Муф» включит сирену. Я просто приезжаю, слезаю с велика, нажимаю ногой маленькую кнопочку на оси заднего колеса, и иду по делам. Чтобы разблокировать велосипед, достаточно нажать на кнопку в приложении или пропикать секретный 3-значный код кнопкой звонка на руле.
Антивор. «Ван Муф» — электронный велосипед. Кроме системы блокировки, в него встроен мобильный передатчик с сим-картой и GPS. Если велосипед украдут, то за дело берется специальная команда велосипедных антиворов — они выслеживают положение велосипеда по координатам и с полицией изымают его. Поэтому воры не крадут такие велики и не особо ими интересуются: зачем морочиться и тащить куда-то орущий сиреной байк, если его электроника заблокирована и «Ван Муф» сам наводит на тебя преследователей? Кроме того, если в течение 2 недели велик не вернут, «Ван Муф» выдаст точно такой же или новее (правда, такая опция стоит 250 евро за 2 года, воспользоваться ей можно только 2 раза и только если ты не забыл заблокировать байк кнопочкой на колесе).
Сервис. В Берлине есть сервисный центр «Ван Муфа». Ты просто приезжаешь, оставляешь вел — и через день забираешь его, все бесплатно (первые 2 года). Когда велосипеду нужно на техобслуживание, он сам сообщит через приложение. Ну а еще время от времени велосипед сам скачивает себе апдейты ПО. Киберпанк!
Ощущение. Велик совершенно особенно ощущается. Он не скрипит, в нем ничего не хрустит. Это натурально айфон с педалями. Еще в нем куча мелких мелочей, которые радуют. Например, к велику прилагается шикарный набор инструментов и ножной насос. Или когда пытаешься сдвинуть его с места не разблокировав, он противно орет и показывает на экранчике череп. Или например в инструкции по сборке написано: «Всё. Теперь хлопните хлопушку», и в наборе инструментов правда есть хлопушка. Одним словом, чувствуется что его делали крутые ребята, со вкусом.
⌘ ⌘ ⌘
По сумме качеств «Ван Муф» — практически идеальный городской электровелосипед. Но чтобы уравновесить его качества, расскажу и о недостатках:
Кстати, А. тоже завела себе «Ван Муф», только другой модели (у меня — S3, а у нее — X3), и другого цвета. Велик для нее вообще изменил отношение к Берлину: она стала легко гонять на дальние расстояния и слезла с иглы общественного транспорта. Раньше она опасалась ездить на маленьком «Бромтоне» среди немцев на больших байках с сумками и детьми (в Берлине ездят много, активно и грубовато), а сейчас сама возглавляет любой пелотон на велодорожке.
Наши «Бромтоны» мы по-прежнему любим и храним собранными дома, но они теперь для нас прочно стали великом для путешествия в Японию или еще куда. Впрочем, какие сейчас путешествия — разве что на «Ван Муфе» гонять по городу.
Прочитать больше подробностей и посмотреть больше фоток можно на сайте «Ван Муфа». Я же могу смело рекомендовать его.
Купил в прошлом году пленочную фотокамеру «Фойтлэндер Витесса» (Voigtländer Vitessa) с объективом Ultron 50 1:2.0. Великолепная камера и невероятный объектив — напишу о них подробнее позже. Скажу только что такого удовольствия от снимков я не получал ни от Leica M6 с «Ноктом» или «Зуммикроном», ни с Contax G2, ни вообще от любой 35-мм пленочной камеры в своей коллекции.
К камере шли три небольшие брошюрки, которые очевидно прилагались к ней к моменту покупки в 1960-х годах, и с тех пор лежали без дела. Непорядок! Я вообще считаю что технический дизайн 60-х годов, особенно немецкий — это прямо самый классный, любимый дизайн вообще. Вот, смотрите сами (листайте влево).
Или вот:
Ну, или вот:
Заранее отмечу, что нет никакой «новой этики». Все эти вещи — это обычная «старая» этика, которую мы просто раньше старались не замечать или не замечали потому что нам это было выгодно.
Поучаствовал в тестировании нового берлинского аэропорта, «Берлин Бранденбург».
Аэропорт этот примечателен примерно… всем. Начиная с названия (представьте если бы аэропорт «Шереметьево» назывался «Москва Московская область»), и заканчивая его невероятной историей.
«Берлин Бранденбург» — это аэропорт-долгострой. Его строят с 2006 года, а сдать по проекту должны были в 2011. В процессе работы увеличивались сроки и смета, возникали десятки и сотни новых трудностей. Довольно большой аэропорт строили «вавилонским методом» — десятки подрядных организацией трудились над ним одновременно, не имея полного и однозначного плана строительства. В результате к моменту открытия у здания выявили критические неисправности (например, система пожарного дымоудаления, наоборот, нагнетала дым в помещения), и «Берлин Бранденбург» бесконечно доделывали, переделывали, и снова доделывали. Вокруг этой истории есть множество подробностей (например, недавно в аэропорту заменили сотни экранов — старые годами работали, не показывая никаких рейсов, и выгорели). Или, например, раз в несколько дней специальные люди проходили по большому отелю при аэропорте и спускали воду в унитазах — так полагается делать по правилам эксплуатации. Одним словом, не похоже что это недоразумение появилось в Германии, столице порядка (на самом деле нет).
Впервые я оказался в нем на экскурсии в 2017 году. Нас привезли на автобусе, кратко провели на фойе с пустыми стойками регистрации. Тогда аэропорт в целом выглядел готовым, хотя большинство берлинцев в неформальном тотализаторе «Откроется ли в этом году?» ставили на «Нет». Но вот 2020 год, и… аэропорт наконец доделали.
С середины лета до конца осени в «Берлине Бранденбурге» проходят тестовые дни. Желающим предлагают зарегистрироваться на сайте, и, если повезет, то аэропорт пригласит в назначенное время сыграть роль пассажира. Мне повезло пройти такое тестирование 6 октября, за несколько недель до официального открытия аэропорта.
Новый «Берлин Бранденбург» находится недалеко от одного из двух текущих аэропортов, «Шёнефельд». Я привычно приехал к «Шёни» на городской электричке, с великом. Ну, думаю, преодолею 10 км между ними по дороге, благо она есть на «Гугл-картах». Но на деле уютная велодорожка довольно быстро сменилась какими-то котлованами и заборами, а после и вообще уткнулась в пустое 4-полосное шоссе с разделителем, которое петляла куда-то в сторону аэропорта. Холодно, ветер, я на велосипеде, возвращаться неохота — ну я и поехал по шоссе. Вскоре вокруг начался трафик: какие-то машины с изумленно глядящими на меня водителями, грузовики с щебнем! А дорога вдруг начала превращаться в эстакаду! Одним словом, я доехал, изрядно перепугавшись, даже руки тряслись немного. Страшнее всего было представлять как поеду обратно…
Впрочем, на территории возле аэропорта заметно, как тут все запущено. Кажется, я был тут первым велосипедистом и пешеходом на многие годы.
Лучший способ отойти от проблемы — погрузиться в решение новой. У меня почему-то не оказалось куар-кода, который присылали всем тестерам в письме, и меня отправили в сервисный центр. Сотрудница сервисного центра не смогла найти меня в базе и просто заново зарегистрировала меня (правда, полагающийся всем тестерам сэндвич в новой регистрации из колбасного стал вегетарианским).
После с кодом меня пустили в здание аэропорта. Правда, тестирование проходило «задом наперед»: тестеров регистрировали в зале прилета, между багажных «крутилок». У нас проверили паспорта, выдали всем фирменную масочку с самолетом и мешочек с ништяками: кружкой, ручкой, значком и парой бутербродов. В кружки всем желающим наливали воду или кофе. После выдали роли. Моя была такая: один чемодан, без ручной клади, нельзя пользоваться тележками для вещей. А еще мне досталась редкая роль — я должен был играть роль инвалида-колясочника. Лечу, я, кстати, в Тель-Авив.
Кому-то достались и другие роли. Были люди с кучей багажа. Были с самодельными картонными коробками с надписью “Tier” — в них лежали плюшевые игрушки котов и собак. Были люди с лыжами и сноубордами. Кто-то играл роль слепого, кто-то — молодого родителя. Часть пассажиров тестировали подземную станцию электричек и эвакуацию из нее (согласно роли, в их вагоне происходило задымление).
После нас централизованно «выпустили» в аэропорт, и все разбрелись по своим рейсам. Я пошел на стойку регистрации «Эль-Аля», собираясь «вылететь» в Тель-Авив. Сотрудник на стойке регистрации, увидев мою роль, позвонил куда-то и вызвал сотрудника службы помощи маломобильным пассажирам, попросив приехать за мной на кресле с колёсиками (по-немецки оно называется «ролль-штуль»). Я сел на лавочку рядом и принялся рассматривать мир вокруг.
Туда-сюда сновали пассажиры-тестеры в зеленых жилетах. Полицейских и сотрудников служб безопасности было в два раза больше, чем пассажиров. Ходили уборщики, другие тестеры катались на колясках и водили плюшевых собак на тележках, бегали люди в жилетках другого цвета с надписью «Свисс эйр контрол тим». У стоек регистрации «Эль-Аля» стояли сотрудники израильской службы безопасности в штатском, вполголоса переговариваясь на иврите (каждый, кто летал «Эль-Алем», знает что пассажиров досматривают и опрашивают с особой тщательностью). Разве что моё инвалидное кресло никак не приезжало — а до окончания посадки оставался час! В ожидании транспорта я успел и один из сэндвичей съесть, и даже вздремнул немного.Наконец, за мной пришли две хрупкие турецкие девушки с раскладной каталкой. Меня усадили и с немалым усилием покатили в сторону контроля безопасности.
Мы с вами проходили этот контроль десятки раз. Но, думаю, никто из вас раньше не делал это в кресле-каталке. Это, скажу я вам, очень сложно! Сложно снять пиджак, сидя в кресле. Сложно укладывать вещи в лоток, который находится на уровне лица. Сложно проезжать через рамку, неудобно сидя проходить осмотр и ощупывания (сотрудники службы безопасности еще долго с фонариком осматривают коляску снизу). Кроме того, было довольно стыдно что мне досталась такая роль, и двум девушкам пришлось катить на коляске здоровенного парня.
После меня покатили через чистую зону. В большом холле, где должны располагаться магазины дьюти-фри, был полный раздрай — повсюду кучи строительного мусора, проводов, ничего не готово. Не знаю как они собираются успеть доделать тут все к 1 ноября. Наконец, со мной случилось самое удивительное прохождение границы. Настоящие сотрудники немецкой пограничной службы, сидя в настоящих кабинках, просто посмотрели на меня, улыбнулись и пропустили дальше.
Дальше все было довольно обычно: ожидание в зале, пропикивание билета… Мне, как пассажиру на коляске, впервые удалось первым попасть на борт. Впрочем, вместо самолета нас рассадили в 4 автобуса. А после мы целый час катались по аэропорту, видимо эмитируя процедуры подготовки к вылету и посадки. Особенностью тестирования было и то, что «вылетали» мы в Тель-Авив, а «прилетали» из Амстердама.
Территория аэропорта выглядит из автобуса огромной и пустой. Тут и там стоят какие-то контейнеры, стоянки с бетонными плитками с дырочками заросли травой. На перроне стоят десятки лайнеров «Изи-джета» с зачехленными двигателями и заклееными технологическими отверстиями — видимо, они не первый месяц пережидают здесь ковид. Зато повсюду — огромное множество бизнес-джетов. Ими заставлены все свободные пространства, они ездят туда-сюда, взлетают и садятся (во времена ковидных ограничений спрос на перелет бизнес-джетами вскладчину вырос на сотни процентов).
Ну, и наконец, самое простое — «прилет», транспортировка в зал выдачи багажа, а после — выход в город. Я, выйдя, даже слегка расплакался от стресса: никогда часами не говорил по-немецки, кроме того приходилось все время находится в легком напряжении. К счастью, обратно нашелся длинный, но безопасный путь на велосипеде. Я прыгнул в электричку и занял «Ван Муфом» место для инвалидов. Я — Авраам Коэн, колясочник, имею права (на самом деле нет, но поезд был пустой и я решил нарушить).
Сейчас проходят последние тестовые дни (часть из них — ночные). А еще пару дней назад администрация аэропорта получила последние разрешения, и значит с 1 ноября 2020 года «Берлин Бранденбург» наконец откроется (одновременно с этим закроются аэропорты «Шёнефельд» и «Тегель»). Вот такие пироги.
Не знаю, удастся ли мне еще хоть раз в жизни побывать на тестировании аэропорта, но эту галочку я уже поставил. Теперь и вы знаете, как все выглядит.
В 1988 году Карен Шахназаров снял фантасмагорический фильм «Город Зеро». Незамысловатый сюжет про инженера, который приезжает в провинциальный город, встречается со странным и непонятным, а после не может выбраться из города, превращается в сложную историю с кучей исторических отсылок.
Но мне в фильме понравился даже не сюжет, а чрезвычайно красивая картинка. Фотографично поставленные кадры, классный свет и цвет. Это тот фильм, в котором можно выключить мозг и просто визуально наслаждаться.
Вот, сделал несколько скриншотов по ходу.
Если соберетесь посмотреть — ищите восстановленную версию, она просто прекрасна.