Рассылка Главреда

Читатели регулярно пишут мне письма в стиле: «Посоветуй, что почитать о редактуре, где научиться?». Я обычно советую это:

Продвинутый курс Главреда— это лучшее, что есть о редактуре и тексте на русском языке.

Все люди пишут текст: студенты, бухгалтеры, бабушки, порноактёры, профессиональные блогеры и космонавты. Поэтому пройти курс полезно всем людям, даже феминисткам.

У курса есть две опции: обычная и продвинутая (с домашкой). Я советую брать с домашкой, хоть она и дороже в три раза. Без практики новые знания усваиваются плохо. Кроме того, 4500 рублей — это совсем не дорого. Алё, потом всю жизнь будете пахать на новых текстовых знаниях!

Я советую не испытывать иллюзий от рассылки Главреда. Она не превратит вас в хорошего редактора. В хорошего редактора превратитесь сами: после того как три года проработаете таксебешным редактором, сходите в плавание верхом на паруснике и понюхаете кокаину в свитере, как у Хемингуэя. Но начать лучше с Главреда.

Серьёзно, просто пойдите и подпишитесь. Через полгода себя не узнаете.

Не благодарите.

Самоограничения

Я люблю самоограничения. Самоограничение — это принцип, по которому ты действуешь строго определённым образом. Носишь монохромную одежду, фотографируешь на плёнку, слушаешь один джаз и встаёшь обязательно с нужной ноги. Только так, и не иначе!

Когда-то всё это казалось мне бредом, а люди, которые так делают — упорными сектантами. Ну блин, зачем сознательно себя ограничивать, когда вокруг столько всего интересного, разного! Но со временем я понял: вокруг столько всего, что уже не получается это осознать и зафиксировать. Я не могу удержать в себе разнообразие, и выбор между вещами становится неосознанным. Когда нравится всё, то не нравится ничего. Или ты просто берёшь первое попавшееся.

Вернёмся к монохромной одежде. Я уже писал, что в моём гардеробе нет цветных вещей, нет вещей с лейблами или надписями. Когда я прихожу в магазин или шоу-рум, я сразу вижу, из чего теоретически могу выбрать себе обновку. Обычно это несколько предметов одежды, они висят где-нибудь в углу. Мне редко что-то подходит или нравится, и поэтому я стараюсь познакомиться с дизайнерами одежды. Прошу сшить что-то для себя, слежу за ними, дружу. Кажется,что еще чуть-чуть, и я сам начну создавать свою одежду. Еще я стал ощущать себя иначе в такой одежде, чувствую себя уверенней, спокойней. Ничего этого не было бы, если бы я мог прийти в любой магазин и купить первую попавшуюся футболку с принтом.

Или, например, плёночная фотография. Я перестал публиковать в блоге свои цифровые снимки, и сменил старый добрый Canon на среднеформатную плёночную Mamiya. Плёнка — это дорого, долго и непредсказуемо. Один кадр обходится мне примерно в сто рублей, поэтому каждый снимок приходится выстраивать. Порой постоишь, подумаешь и уберёшь камеру обратно в рюкзак. Плёнку проявляешь и сканируешь через неделю после съемки, и кадры оказываются маленьким сюрпризом. Часто клёвый кадр получается испорченным (например, если ошибся в настройках фотоаппарата), а какой-нибудь средненький неожиданно выстреливает. Одним словом, начинаешь чувствовать фотографию. С цифрой всё иначе, особенно со снимками на мобильном. Быстро отщёлкал кучу бесплатных кадров, выбрал, обработал, наложил фильтр и мгновенно залил в сеть ради лайков. Цифровая фотография — это тот случай, когда творчество уступает место селекции из полуслучайно получившегося. Если бы я продолжил снимать на цифру, то не научился бы думать о фотографии, не начал бы всматриваться в чужие понравившиеся снимки, не пытаться разгадать их. Сейчас вот начинаю ограничивать себя еще дальше, и снимать только на чёрно-белую плёнку.

Самоограничения бывают разными. Можно, например, писать текст исключительно из трёх абзацев. Или начинать все слова в предложении с разных букв. Или никогда не использовать слово «или». Сначала это кажется глупостью, затем вызовом, а потом — классным способом подстегнуть свою креативность. Ты всю жизнь делал так, а теперь приходится делать иначе. Всю жизнь ходил по городу одной привычной дорогой, а теперь решил, что каждый раз будешь ходить разными. Или каждый раз разными, и только в тени.

Инфостиль — это тоже самоограничение. Ты не используешь стоп-слов, и точка! Без стоп-слов писать труднее, чем с ними. Порой вырезаешь их из текста со слезами, они там как родные сидят. Но через это самоограничение ты начинаешь лучше чувствовать текст. Неосознанность уступает место осознанности.

Самоограничения ты сам себе выбираешь, это приятно. Ограничения — это не навсегда, а до тех пор, пока хочется или нравится. Еще полезно заниматься этим даже когда не нравится — чтобы понять, почему именно не нравится.

Большинство людей и так занимаются самоограничениями всю жизнь, но только неосознанно — просто перебирают разное и останавливаются на том, что нравится. Чем взрослее, сложнее и интереснее человек, тем больше у него таких пунктиков.

А еще бывают обратные самоограничения (или самонеограничения). Это когда ты в качестве ограничения запрещаешь себе ограничивать себя в чём-то. Например, начинаешь слушать всю музыку подряд. Или носить случайно купленную одежду. Или укатывать в магазине тележку с чужими продуктами и покупать её. Это жестокий к себе, но занятный и довольно действенный способ катапультироваться из зоны комфорта.

Одним словом, подумайте над самоограничениями и попробуйте. А если уже практикуете — расскажите в комментариях о том, как себя ограничиваете.

Konica FP

Пофотографировал на Konica FP.

Это японская механическая зеркальная фотокамера. Особо про неё сказать ничего не могу — хороший фотоаппарат, «крепко сбитый», как и все камеры из Японии. Снимать на неё было приятно. А вот и немного результата:

Ссылки и мысли #169

  • Прекрасный Талеб: «Чем дольше существует изобретение, тем больше вероятность того, что оно будет существовать еще очень долго. Люди пользовались глиняной и стеклянной посудой несколько тысяч лет назад, они пользуются ей сейчас, и, скорее всего, будут пользоваться через тысячу лет. Если технологии меньше 20 лет, вряд ли она протянет еще 20 лет. Хрупкость не дружит со временем. Мы уже не пользуемся настольными компьютерами, их заменили ноутбуки и планшеты. Но мы по-прежнему читаем книги и будем читать их и через 500 лет».
  • Документальный фильм про насекомых.
  • Документальный мини-фильм о Ванкувере, в котором голливудские режиссёры снимают всё, что угодно: от Токио до Праги. Вот только сам Ванкувер не снимают.
  • О том, как философия панк-рока работает в бизнесе: «“It’s not like I dreamed any of this stuff up. For me, it’s all derived from very practical stuff. If you have $100, your budget for your project is $100. If it costs $101, you can’t do it. So you make sure it doesn’t cost $101. And if you have a week to get something done, then you get it done in a week. Because if it takes eight days, the band goes back to Belgium without their album,” he says».
  • Винтажные презервативые упаковки.
  • Блумберг как всегда хорошо пишет про Эппл: «Apple has such unprecedented resources (roughly $200 billion in cash on hand) that it’s been able to collect many of the world’s top specialists, across a variety of fields, and stash them for a rainy day. A former executive not authorized to speak for this story suggested that Apple’s $3 billion acquisition of Beats last year had nothing to do with headphones; it was about buying Beats Chief Executive Officer Jimmy Iovine’s savant-like knowledge of the music business. “If you need to solve a particular problem, usually the best person in the world already works here,” says Dye».
  • О том, как менялось Солнце за 43 года.
  • Макс Бодягин — о том, зачем он пишет: «Когда я пишу, то испытываю такое эмоциональное напряжение, которое не сравнить ни с чем. Это больше всего похоже на тяжёлый наркотик: сначала всепоглощающий приход от вдохновения, потом ломка, когда ты утыкаешься в тупик, потом восторг открытия, когда ты выбираешься из этого тупика. Это круче горных лыж, круче влюблённости и круче всего, что можно предположить».
  • Заставки из кино в стиле пиксель-арта.
  • Калифорнийский художник создаёт коллажи из фотографий, которые он покупает на блошиных рынках.
  • Документальный фильм про подъем на горную вершину Мьянмы.

«Москва как место проживания»

Прочитал замечательную книгу о Дмитрие Петровиче Сухове — архитекторе и реставраторе.

«Москва как место проживания» — это рассказ о Сухове, щедро проиллюстрированный схемами, чертежами, акварельными рисунками, планами и другой графикой. В книжке всего 190 страниц, но читается она неспешно, с долгими остановками на разглядывание.

В книге есть несколько лейтмотивов. Самый важный и печальный — о том, как увлечённый архитектурой и любящий Москву человек сталкивается с варварскими попытками разрушить и перестроить город. Кажется что с двадцатых годов прошлого века ничего толком и не изменилось.

Так, в тридцатые Сухова попросили составить список важнейших столичных церквей — якобы для сохранения и реставрации. Сухов составил документ, и древние памятники уничтожили прямо по списку.

«Москва как место обитания» — это отличная книга для всех, кто любит столицу. Можно детям давать вместо сказок, чтобы учились на красивых картинках и Волхонку от Войковской отличали.

Любитель-2

Пофотографировал на фотокамеру, которая в три раза старше меня самого.

Это очень простой среднеформатный фотоаппарат. Пластиковая коробочка с парой линз, раздвижная шахта из тонкого штампованного железа, несколько крутилок и рычажков — вот и всё.

Снимать на «Любитель» очень сложно. Камера не нянчится с тобой. Забыл перемотать плёнку? Вот тебе двойная экспозиция. Сам следи за счётчиком кадров (вместо которого окошко в тыльной стороне), сам выставляй все параметры.

Даже фокусировать сложно. Приходится ловить реальность в плавающем солнечном пузыре на призме, а для точной фокусировки откидывать маленькую лупу. При этом кадры часто уходят в молоко даже при идеальных условиях.

С Любителем чувствуешь, как было тяжело нашим дедушкам и бабушкам.

Кажется, что у камеры есть налёт нуара. «Любитель» — тёмная в различных смыслах камера. А еще она очень неторопливая, словно разговор на берегу реки под дешевое сладкое вино.

Из двенадцати кадров мне понравились только эти четыре (еще парочка ню-фото останется для тумблера). Я было зарядил в камеру вторую плёнку. Но на середине процесса понял, что вставил катушку не той стороной и всё насмерть засветил. «Любитель» любителя не простил.

Vector

Хочу рассказать о Vector — онлайн-школе городских предпринимателей. Его создали в институте медиа, архитектуры и дизайна Стрелка.

Примерно год назад я был в гостях в Стрелке. Ребята делились со мной идеей — они хотели переупаковать опыт и знания института в онлайн-курс. Помню, тогда эта идея мне не слишком понравилась: казалось, что тема городского предпринимательства размыта и непонятна. Но спустя полгода Дима Абрамов позвал меня уже на презентацию проекта. «Вектор» появился на свет.

⌘ ⌘ ⌘

Я стал одним из первых пользователей и учеников «Вектора». Я читал статьи и уроки, смотрел видео.

Внутри у «Вектора» всё просто. Есть курсы (например, «Как исследовать город креативными способами»). Внутри курсов — уроки, текстовые статьи или видео. Встречаются тесты. Всё это здорово структурировано, история водит своего читателя за ручку.

В конце курса предлагают сделать свою историю — лонгрид. Лонгрид верстается в простеньком, но функциональном редакторе на манер редимага.

Я не удержался и сделал свой лонгрид тоже. Он про то, как развить небольшие бизнес-проекты на базе горнолыжного курорта, который пустует летом.

⌘ ⌘ ⌘

Вектор мне очень понравился. Я по-прежнему думаю, что в нём немного городского предпринимательства, но у онлайн-школы есть другие, куда более важные свойства:

  1. Вектор основан на знаниях и опыте Стрелки. Кажется, есть два способа прикоснуться к этому: пойти учиться в Стрелку (сложно и долго), или подписаться на Вектор (быстро и недорого).
  2. Студент Вектора — это сам-себе-журналист. В школе можно сделать лонгрид, который приятно показать коллегам или потенциальным работодателям. Кроме того, создатели Вектора с удовольствием пиарят хорошие статьи.
  3. Онлайн-школа стоит недорого — 800 рублей в месяц. За месяц можно пройти все уроки и написать лонгрид (он останется на сайте навсегда). Это на порядок дешевле любых других курсов и школ.

Одним словом, клёвая штука. Подписывайтесь!

Ссылки и мысли #168

  • Александр Каличава ведёт блог, в котором описывает свою жизнь после ампутации ноги.
  • О том, как делают мескаль.
  • Занятно, когда пишут про твой дом: «Когда мы были в начальной школе, после уроков мы часто ходили с друзьями в булочную, покупали четверть «Бородинского», уходили на «бугор» (спуск к Ростовской набережной) и там сидели, ели хлеб и смотрели на реку. Одним из главных знаков того, что в стране что-то происходит, стало исчезновение хлеба. Я растерянно осматривала пустые лотки и не знала, что и думать. Потом за хлебом стали выстраиваться очереди, потом сменилась власть, хлеб появился, вместе с ним на кассе появилась жвачка, а вот булочная однажды сдала позиции. Ее пытались защищать как местную достопримечательность, но силы были не равны. Теперь на ее месте магазин, торгующий элитными винами (на фото ниже). Но зато угол «Булочной» остался в кино – мимо него проезжает Савранский в конце фильма «Покровские ворота».
  • Лара Симонова пишет про структурирование электронной почты.
  • Классное интерактивное объяснение разной скорости движения времени.
  • Видео про мастера по дереву. Его умирающая от рака бабушка попросила сделать гроб.
  • Забавные космические аварии: «Что произошло? При старте ракеты от нее должны были отделиться два кабеля — питания и управления. Однако кабель управления был длиннее, чем нужно — его взяли с боевой ракеты Redstone. Кабель изогнули и зафиксировали, надеясь, что этого хватит. Не хватило — крепеж оказался слаб, и, когда ракета уже поднималась в воздух, кабель управления отделился после кабеля питания. В результате на ракете на 29 миллисекунд пропало заземление с кабеля питания. Ток пошел через реле, в норме срабатывающее в конце полета, и переключил его. Двигатель отключился, ракета упала обратно на старт, не успев высоко подняться и, поэтому, сев на стартовое сооружение без повреждений. По окончании активного участка сбрасывалась система спасения, она улетела в сторону. Система разделения не включилась — она ждала невесомости, а акселерометр показывал честное одно «же», нормальное для стояния на стартовом столе. На корабле сработала парашютная автоматика, и, по данным барометрического высотомера (высота меньше 3 км) выбросила парашют. Спустя 30 секунд, не «почувствовав» натяжения строп парашюта, автоматика выбросила и запасной парашют. ЦУП оказался в сложной ситуации. На старте стояла полностью заправленная ракета. Малейший порыв ветра — парашюты наполнятся, и ракета завалится на бок. Подобраться к ней, чтобы хотя бы срезать парашюты, нельзя — никто не даст гарантии безопасности людей. Некоторые горячие головы в ЦУПе даже предложили выстрелить по бакам из винтовки, чтобы пробить дырки для слива компонентов. Победил здравый смысл — ракету просто оставили на сутки, чтобы ее аккумуляторы разрядились. Повезло — все эти сутки не было ветра, после разряда аккумуляторов парашюты срезали, а ракету успешно сняли со старта».
  • Симпатичный иллюстратор-минималист.
  • Классный пост о путешествии в Германию.
  • На Вандерзине — про эпилепсию: «Сейчас наш уговор с эпилепсией таков, что я пью по 4 таблетки в день — столько нужно, чтобы меня не сбил с ног разряд очередного припадка. Больше не стою в метро у края перрона, держусь подальше от воды, а также если захочу, то вряд ли смогу стать хирургом или парикмахером из-за случайных подергиваний конечностей. Лечить зубы приходится только в клиниках, при которых существует бригада скорой помощи, так как анестезия может спровоцировать припадок. Я ношу с собой специальную карточку с предупреждением, что у меня эпилепсия, что делать, если у меня случится «эпизод», моим адресом, телефоном врача и близких. Кроме того, я не могу позволить себе больше бокала вина и вечеринки до утра: алкоголь и бессонные ночи — главные триггеры приступов. Самое большое разочарование в том, что я больше не могу работать ночью, — писать в это время суток было для меня максимально продуктивным. Я, можно сказать, эдакий невольный ЗОЖовец. Я даже научилась завтракать стабильно — чувствую себя будто в санатории. Как только просыпаюсь, нужно выпивать первые две таблетки, а если сделать это на голодный желудок, то стошнит. Плюс следом я закидываюсь таблеткой фолиевой кислоты — чтобы содержать в порядке мою женскую репродуктивную систему, которая грустит от ударной дозы противоэпилептических медикаментов».
  • Видео про лондонскую мастерскую, в которой производят балетные пуанты.
  • Блог с фоточками французской уличной эклектики.
  • Ведомости — про гуманитарную проблему с мигрантами: «Перед миром стоят три всеобъемлющие проблемы. Мы свидетели неостановимой деградации планетарной экосистемы. На наших глазах продолжает шириться пропасть между богатыми и бедными. И в-третьих, есть еще одна и очень большая проблема: это разделение между теми, кто хочет жить только с людьми, которые выглядят и говорят, как они, и теми, кто полагает, что разница в цвете кожи, вере и языке – не препятствие для общежития, при условии, конечно, что пришельцы будут разделять принципы терпимости, которые, собственно, и сделали возможным их прибытие сюда».
  • «ПостНаука» запустила платные образовательные курсы.
  • Красивые фотографии серфингисток.

Одежда

Хочу рассказать о своём отношении к одежде.

Вообще я очень люблю одежду. Это моя страсть и существенная часть трат. Я изучаю одежду, изучаю свои ощущения в ней, дружу с дизайнерами, коллекционирую и даже заказываю одежду специально для себя.

Считается, что мужчине фу таким быть. Мол, одежда — это тряпочка чтобы прикрыть срам. Но это не так. Одежда — это язык, отражение характера человека. По одежде и обуви человека можно сказать многое: насколько он эстетичен, аккуратен, хочется ли с ним дружить.

Так получилось, что за последний год мой гардероб изменился кардинально. Я сформулировал для себя три принципа в одежде, в которых придерживаюсь неукоснительно:

  1. Монохромная минималистичная одежда.
  2. Одежда российских дизайнеров.
  3. Натуральные материалы.

Сейчас — чуть подробнее обо всём этом.

1. Монохромная минималистичная одежда без лейблов

Я люблю чёрный и белый цвета — они хорошо резонируют с моим самоощущением. Кроме того, я люблю оттенки серого. Вся моя одежда — этих цветов. Если сфоткать меня и наложить чёрно-белый фильтр из инстаграмма, то ничего не изменится.

Нравится, как японский дизайнер Йоши Ямамото сказал про чёрный: «Это самый спокойный и самый вызывающий цвет». Черный везде уместен. Черный и белый — практичны. Всё сочетается со всем. Они помогает не выделяться, и, когда нужно, способны выделить чрезвычайно.

Одежда — это сообщение. В чёрном и белом есть философская самодостаточность через отречение. Ты словно говоришь: «Я не хочу привлекать или отталкивать, мне хорошо быть самим собой». И мне это нравится.

Стиль одежды, которую я ношу — это что-то между скандинавским и японскими минимализмом с уклоном в health gothic. Люблю вещи свободного кроя, с минимумом деталей и отделки. Предпочитаю вещи без узоров, текстур и надписей.

Одним словом, чёрный — это новый чёрный.

2. Одежда российских дизайнеров

В России шьют отличную одежду, друзья. Более того, одежда от российских дизайнеров оказывается качественней одежды иностранных брендов, которые при этом стоят в пять раз дороже.

Футболка от Асос за тысячу рублей не может быть качественной. Её шьют в Бангладеше руками шестнадцатилетней девочки из самой дешевой ткани, которую удалось найти. Затем маркетинг и логистика накручиваются на копеечную вещь. Большинство масс-маркета шьётся так.

Российский дизайнер носит свою одежду сам. Поэтому он ищет хорошую ткань и даже ездит за ней заграницу. Он покупает отличную фурнитуру, упарывается над кроем и качеством изделия. У него за спиной нет вице-президентов и других дармоедов. Кроме того, в среде российских дизайнеров одежды сильная конкуренция. Всё это делает одежду качественной.

Мои любимые дизайнеры одежды родом из Санкт-Петербурга. Мне кажется, что я знаком с большинством питерских брендов (А. знакома лучше, потому что многие не шьют мужскую одежду). Вот несколько из них, что я люблю особо.

Это только бренды, которые шьют мужскую одежду. Женских брендов в несколько раз больше. А еще кроме этих ребят есть еще десятки совсем маленьких дизайнеров. Часто это один или два человека, которые сами шьют вещи, и делают это очень здорово.

Если вы так же любите одежду, как и я — советую подружиться с дизайнерами. Присылайте им фотографии вещей на себе или в путешествиях, спрашивайте как дела, подпишитесь на их сообщества.

В любой ситуации предпочитайте вещи российских дизайнеров.

3. Натуральные материалы

Я люблю лён, хлопок, шерсть, кожу. Здесь нет никакого сложного объяснения, просто мне тактильно нравятся эти материалы.

Одежда из натуральных материалов обычно стоит дороже, но и служит дольше. Я стараюсь ухаживать за ней: стираю в холодной воде, кожаные изделия жирую после попадания влаги. Вот только за кроссовками никак не ухаживаю.

Вообще концептуальная одежда и кожаные вещи чуть менее удобные, чем сноубордический рюкзак или карго-штаны с карманами на коленях. Но меня это не смущает. В том, чтобы носить чуть неудобную одежду, есть какое-то мазохическое удовольствие, как в татуировках.

⌘ ⌘ ⌘

И еще несколько правил:

  • Нельзя делить одежду на парадную и повседневную. Это приводит к тому, что в гардеробе появляется несколько по-настоящему любимых вещей, которые бережёшь, а каждый день приходится надевать старые удобные джинсы и разношенные кроссовки. Одежда должна быть одна, в ней можно и в театр, и мусор выносить. На крайний случай можно держать немного специфической одежды: для спорта, похода за город.
  • Легко покупайте базовую одежду: футболки, водолазки, свитера, бельё. Вы это будете носить и в старости, так что она никуда не пропадёт. Я легко могу представить себе, как покупаю сто одинаковых чёрных футболок. Не покупайте сразу «по случаю», или сезонную — она стоит дорого и приобретается надолго. Ваше отношение к ней должно быть бескомпромиссным. Нужно, чтобы сидело отлично и хотелось в этом два года проходить. Огромный Second Friend Store забит новой одеждой, которую купили на эмоциях и не надели ни разу.
  • Одежду нужно уметь носить. Если обычного человека нарядить в концептуальную одежду, ему точно будет некомфортно. Важно приучить себя к ней, прижиться, подружиться, приручить. Хорошая одежда, как и хороший джаз, требует привыкания.
  • Смело покупайте хорошую обувь. Кожаные ботинки не могут стоить дёшево (условно дешевле 100-150 долларов).
  • Глупый носит одну рубашку каждый день, и за пару месяцев затаскивает её. Умный держит дома дюжину рубашек, носит их по очереди, и они служат ему несколько лет. С обувью аналогично.
  • Одежду, которая не нравится, или не подходит по стилю, лучше сразу выбрасывать или отдавать нуждающимся. У любимой заношенной рубашки есть волшебное свойство перекочёвывать из пакета «Буду на дачу ездить» в шкаф с повседневными вещами.
  • Я стараюсь не покупать несколько вещей одной марки сразу. Случалось так, что классные внешне вещи, которые оказывались не очень удобными в носке, менялись после стирки. Покупая вещи по очереди, я отсеиваю неудачные марки. Кроме прочего, приятно чувствовать себя коллекционером одежды.
  • Хорошую одежду иностранных брендов лучше всего покупать на распродажах в Fott и аналогичных магазинах.
  • Чтобы понять, какая одежда нравится, не нужно ходить на модные показы. Достаточно смотреть на людей вокруг, отличать тех, кто хорошо одевается. Я люблю читать блоги-мудборды, например такие или такие. Кроме того, полезно зайти в хороший концепт-стор и посмотреть, что там висит.
  • Приятно привозить одежду из путешествий. Впрочем, с моим XXL это почти никогда не удаётся.

Роза Хутор

Конец августа я провёл на Verba Camp — летнем лагере для студентов и сочувствующих. Мы жили в пустующих горнолыжных отелях вместе со школой фотомоделей, двумя молодыми хасками и дюжиной рабочих, среди гор и канатных дорог, в полусотне километров от моря.

Я никогда не был в детских лагерях, но, как мне кажется, «Верба» похожа на типичный из них. Только вместо вожатых у ребят были Красильщик с Амётовым, вместо хождения строем — лекции, вместо костров — костры с молодым краснодарским вином.

Сорок человек студентов прилетели из разных мест: половина из Москвы, половина половины — из Питера, а оставшиеся из Белоруссии, Владивостока, Самар с Рязанями, а кто-то даже из Бангкока. За две недели студенты успели передружиться и даже немного перевлюбляться. Не знаю, как много конспектов они вывезли с собой из гор, но точно вынесли что-то важнее и нужнее, чем просто знания.

Всех нас вытащили из привычных комфортных сред, и погрузили в новую. Мы жили в Роза Хуторе — олимпийском горнолыжном курорте. До него от Адлера едут на электричке, а потом поднимаются на канатной дороге на небольшое горное плато, в тысяче метров над уровнем моря. Здесь пусто и скучно: один небольшой магазин, один бар-столовая, колючая проволока по периметру, и канатка, которая останавливается в семь. Кто-то назвал это место горной тюрьмой (может быть даже я сам), но какая разница? Говорят, в заточении всегда приходят самые лучшие мысли.

Еще двадцать лет назад на этих местах не было почти ничего. Не было ничего здесь и двести лет назад, но затем эстонцы-переселенцы основали в округе городок Эстосадок. Один из эстонцев не захотел жить со своими, и переселился в горы, на хутор. Его звали Рооз, и в честь всей этой странной истории век спустя назвали полупустой горнолыжный курорт, где нет уже ни роз, ни эстонцев.

Вместе с нами жил лагерь фотомоделей от «Авант Моделс». Модели учились кушать, дышать, спать и ходить под чутким предводительством властной и мягкой женщины, Нади Сказки. Они питались пять раз в день, поголовно носили леггинсы, часто трепались по телефону и выглядели отстранённо. В «Вербе» про моделей складывались маленькие мемы. Например, что в кабинку канатки влезает восемь человек, или шестнадцать моделей.

В один из дней прогулялся по тропе здоровья. Тропа оказалась горной и вынесла моё дыхание вон уже на первой трети. Дорога забиралась вверх спиралью, пересекая тоненькие ключи, и спасала заграждением от острых поворотов. Спустя час я нашёл небольшую купель и позавтракал, сидя на деревянном самодельном столе. Еще спустя час я обогнул водопад в четыре ведра и вышел практически в том же месте, что и зашёл. У тропы здоровья было ответвление на тяжелую часть маршрута, но туда мне не хватило ни сил, ни терпения.

За две недели я видел море трижды. Два раза — из окна поезда Москва — Адлер, который последнюю часть пути катится прямо по галечному пляжу. За окном проносились пальмы, загорелые люди разных возрастов, редкие уединённые нудистские пляжи за гаражами, надувные бананы, яхты и сторожевые катера, спасательные вышки и кафе «Элегия». Я смотрел на всё это из-под одеяла — кондиционер в поезде сутки морозил уставших отдыхающих.

За две недели я поездил на самых разных канатных дорогах. Катался на больших тридцатиместных кабинках, которые ползут по трём тросам со скоростью черепахи, и жутчайше раскачиваются от бокового ветра. Проплывал над землёй на открытых райдерских подъемниках, которые приезжали в совершенную глушь, в самый конец трассы у подножья заповедника. В кабинках на Розу Хутор я проехал полсотни раз, превратив путешествие над землёй в рутину. Кажется, моя аэрофобия отошла на два шага назад.

В одну из ночей на лагерь напала гроза. Выглядело и ощущалось это специфично. В окне виднелось какое-то облачное молоко, и шёл сильный дождь параллельно земле. Гроза шлёпала по гостинице порывами-ладошками, срывая сушащиеся полотенца и плавки. Непрерывно била молния, расцвечивая облака вокруг в ванильно-малиновый коктейль. Ветер тёк по горе прямо через отель, отчего воздух выл в дверях покруче любого канадского волка. Это закончилось так же стремительно, как началось — гроза уплыла вниз, в сторону Сочи. На следующий день там утонут два человека, а в море поднимутся торнадо.

Так и не смог понять, зачем люди едут в Адлер, особенно из Москвы. В поезде я встретил женщину, которая ездит тридцать лет подряд в один и тот же санаторий. Кажется, что это отдых вопреки среде и собственной природе. Тем не менее, половина студентов «Вербы» регулярно катались на море, некоторые вроде Л. проводили там почти все дни. Наверное, в морской воде есть какая-то магия, к которой я почти полностью резистентен.

«Роза Хутор» — это символ борьбы природы и человеческой инфраструктуры. Люди пришли сюда не с миром, привели с собой экскаваторы и полипропиленовые трубы. Они перекапывали небогатую горную почву, выкорчёвывали деревья, рыли бесконечные траншеи для кабелей и водоводов. По холмам вставными зубами торчат вышки канатных подъемников и снеговые пушки. Раны холмов укрыты синтетической плёнкой, чтобы эрозия не мешала человеческим планам.

Впрочем, всё это безнадежно. Человек верит в порядок, но природная страсть к энтропии оказывается сильнее. Человек смертен, а природа вечна. Экскаваторы заржавеют, провода сгниют, башни и пушки сломает ураганом, но горы останутся тут навсегда, трава и лес вырастут снова. Они уже прорастают, прямо сквозь наспех сделанные дороги и бетонные площадки. Глупый человек не понимает, что уже проиграл.

Свет в горах слоится, рассеивается неравномерно, как под водой. Сперва воздух поглощает волны красного спектра, и горы вдалеке вместо тепло-зелёных кажутся голубоватыми. Если посмотреть еще дальше, на десятки километров вперёд, то из голубоватых склоны становятся серыми, монохромными.

Сотрудники вымершего на лето отеля развлекаются как могут. Вечером они катаются на скейтбордах по опустевшим полам столовой, играют в настольный теннис или в футбол на приставке. После десяти они облепливают барную стойку и шумно галдят, пытаясь скрасить горное одиночество. «У нас сегодня вечеринка «Все свои!»» — заявляет один из них, но быстро теряет ко мне всяческий интерес. Очевидно, что я не свой.

Раньше всё это было кавказским заповедником, но несколько гор вывели в человеческое пользование. Водитель джипа везёт нас полутрезвых по полугорной полудороге и рассказывает, что вчера медведь напугал повара их маленького хипстерского бара. Через несколько дней я случайно окажусь в одной канатной кабинке с экскурсоводом, и тот дополнит животную картинку бобрами и канадскими волками. «От волков жизни нет, расплодились!» — грустно вздыхает экскурсовод.

В «Вербе» ощутилось, как тяжело и приятно жить вне привычной среды. Время и пространство сгустились, словно мёд. Каждый день был так сильно похож на предыдущий, что сомнения в последующем дне не оставалось. Квадратный омлет на завтрак, лекция до обеда, затем салат и практика, вечером бутылка вина в последней кабинке фуникулёра. Ложишься поздно, встаёшь рано — как раз к завтраку и квадратному омлету.

В горах спится по-другому. Кажется, что час сна засчитывается за два, и уже в семь утра ты лежишь отдохнувший и бодрый. Разве что только сны не снятся, совсем. От этого теряется ощущение преемственности дней и кажется, что каждое утро просыпается какой-то другой человек, наследующий крохи твоих воспоминаний.

Мне нравилось пить из горных ручьёв и смотреть на звёзды. Большая медведица в горах — действительно большая, и это неудивительно: ведь я ближе к ней на целую тысячу метров. Я любил ехать один в кабинке канатной дороге и напевать себе под нос. Мне нравилось находить тропы, которые запрещены или заброшены — такие тропы приводят к самым странным и необычным местам. В горах всё как в жизни, но только чуть по-другому, и всегда холодно утром в тени.

Горы подсказывают сойти с привычного маршрута, предлагают погулять ногами по склону, а не по шрамам на своей спине, которые оставил жестокий трактор. Это интересно, но чревато: ходить по горам вниз куда легче, чем подниматься наверх. Пятнадцать минут спуска ради замечательных горах видов возьмут своё сполна при подъеме наверх, особенно если нет тропинки. Я регулярно оказывался в такой ситуации, и домой вернулся изменённым: теперь дыхание не сбивается, а ноги не боятся ступенек. Появился горный иммунитет.

В последний день я ушёл вниз, почти к самому подножию горы. Я шёл сперва по заброшенной олимпийской дороге, мимо ненужного горнолыжного стадиона, затем спускался по трассе, к самой последней станции подъёмника. Спустившись, оказался почти без сил, допивал последнюю воду и смотрел наверх, где оранжевый камаз ползал по склону. Размером он был не больше муравья. Судьба послала мне Мишу, продувальщика снежных пушек. Мы проговорили полчаса о горах перевалах, лавинах и том, как начинать работу в семь утра, а затем Миша забросил меня наверх на квадроцикле. Остаток пути я проделал самостоятельно, на последнем заряде внутренней батарейки.

За две недели ничегонеделания тело и ум так привыкают к расслабленному графику, что сопротивляются самой мысли о возвращении в привычную среду. Кажется, что твой мир не там, а тут, среди гор, кусачих лошадей, «Звезды Тамани» и кроссовок, покрытых пепельной серой пылью. В последние пару дней, когда я остался совсем один в гостинице, необходимость расставания с лагерем сложилась в настоящий поствербный синдром. Заброшенный отель и горы берут в заложники, много работы и мало игры делают из Джонни глупого мальчика.

Прогулки в горах — это сплав мазохизма, спорта и невозвратимости. Наверное, так чувствует себя спортсмен, который обязательно должен добежать до финиша. Нельзя просто так взять и сойти с тропы, нельзя не дойти. Вот и шагаешь, черпаешь ладошками ледяную горную воду, пьёшь по три глотка и проводишь по шее холодной и влажной рукой. Дыхание привыкает через неделю, тело — через две. Спустя две недели после возвращения мышцы скучают по ежедневным нагрузкам, и хочется обратно.

В горах краски природы кажутся десатурированными. Лес и трава зелёные, вода голубая (или серая после дождя), но эти цвета какие-то странные. Словно кто-то наложил на окружающую реальность хипстерский фильтр инстаграмма. А почва тут вообще каких-то непонятных оттенков: от пепельно-серого до голубого.

Роза Хутор — это курорт, который не стесняется быть курортом, и даже наоборот, использует это слово по-максимуму. Тут показушно дорого, показушно нечего делать. Башня с часами в центре и отели-новоделы пытаются походить на Венецию или Гент, а получается Киевский вокзал и безвкусные новострои. Кажется, что внутри они картонные, и специальный человек по вечерам ходит среди этих декораций, чтобы зажигать лампочки в окнах.

Сотрудники отеля устроили импровизированную школу маунтинборда, на которую я так и не успел попасть. Учителя и ученики катались на склоне за отелем по утрам, и перед обедом развешивали сушиться на заборе свою пыльную защиту. Если случайно пройдёшь мимо во время занятий, то нетрудно увидеть облака песка и услышать крики: «Попой, попой тормози, не бойся!»

Если хорошенько попросить Катю, то она добудет лимон для чая, принесёт блинчики со сгущёнкой вместо надоевших малиновых, или выдаст контрабандную модельную еду. За две недели Катя стала для нас гастрономическим другом и спасителем. Кому-то должно быть стыдно за то, что он прикидывался вегетарианцем и получал еду вкуснее (даром, что без мяса). Спасибо, Катя!

Из развлечений ценились два: поехать вверх и поехать вниз. Вверх ездили за впечатлениями, вниз — за местным вином. Часто первое объединяли со вторым. Наверху, на высоте 2200 метров на самой вершине Роза пик, стоит лошадиная станция с прогулками для туристов, проложены тропы для машин и людей. Туристы приезжают на автобусах, а потом поднимаются на канатке, но холод и ветер быстро сгоняет их вниз, вместе с их шлёпанцами и крикливыми детьми.

За две недели в лагере сложился особый язык, понятный только его участникам. Например, все безошибочно ориентировались в понятиях верха и низа. Верх — это Роза Плато, горная тюрьма и обитель лагеря. Низ — это Роза Хутор, небольшой городок из кафе и отелей и магазинов на берегу Мзымты, откуда участники лагеря ездили домой на канатке. Те немногие, кто не выучил расписание её работы, частенько ездили на автобусе для персонала, или на такси.

Всё время хотелось протянуть руку и потрогать трос канатной дороги. Он только кажется толстым и надёжным, а на деле — тоненькая ниточка, на которую нанизаны десятки человеческих душ в тонких стеклянных кабинках. Ниточка тянет нас сквозь туман и пропасть, выгружая на станциях. Те, кто приехали вниз, чувствуют себя спасёнными. Те, кто приехал вверх, грустно предвкушают обратную дорогу. А трос вращается равнодушно, двигаясь по алым роликам передаточного механизма.

В один из дней поднялся с моделями на три сотни вертикальных метров, до следующей станции канатной дороги. Там нашу экспедицию ждала дыхательная гимнастика в заброшенном на лето кафе. Мы поднимали руки вверх, двигали диафрагмами и дышали плечами под расслабляющую музыку со сборника «Медитация». Сперва всё это казалось мне странным и смешным, но вскоре я втянулся и спустя час спускался вниз с приятной усталостью в теле. В этот день завтрак был вкусным как никогда.

Время от времени канатная дорога останавливается вместе с пассажирами. Кабинка ползла поступательно, но тут раз — и замирает. От инерции трос начинает раскачиваться вверх и вниз, кабинка описывает сложные параболы в воздухе, наводя на пассажиров волны веселья и ужаса. Иногда сразу после этого звучит голос из динамиков на башнях, который звучит неразборчиво, и иногда пугающе. В такие моменты приятно сказать вслух: «Кажется, говорят, чтобы готовились — трос сейчас оборвётся!», а затем с каменным лицом наслаждаться произведённым эффектом.

В горах я вновь почувствовал небрезгливость, которую не испытывал с самого детства. Можно запустить руку в древесную щепу на берегу реки, попить из ручья или из одной бутылки со всеми. Приятно посидеть на горячем камне, и не отряхиваться после этого. Кажется, что в горах не живут вирусы, и грязь здесь какая-то органическая, веганская. Можно просто расслабиться и ощутить радость кинестетика.

Горный таксист — это не работа, а что-то среднее между традицией и биологическим видом. Надменные мужчины с загаром и седой щетиной, ожидающие жертву в обочечной тени. Они демонстративно не пристёгиваются и пытаются сделать так, чтобы ты сам не пристегнулся. «Самоубийца, а если в горах придётся выпрыгнуть из машины?» — объяснят мне один. Пока такси бесконечно вращается вверх по горному серпантину, водитель бесконечно треплется, не стесняясь пассажиров. Он призывает невидимую собеседницу поехать на море без купальника, говорит о том, что его посещают плохие мысли и размышляет о мартовских генах, которые передались от дедушки. Мы ехали и с трудом сдерживали смех, но наверху терпеть уже не было сил.

К середине второй недели лагерь расслабляется. Лекции переносятся легче, и студенты чаще пишут в телеграммовский чат, чем в блокноты. Относительная близость к морю и курортное настроение делают своё дело. Лектора проще встретить в баре, чем за кафедрой, а студенты присылают друг другу себяшки в купальниках. Л. признается, что у неё с собой их не меньше десяти. Неудивительно, что мы так редко видели её в лагере.

В один из дней съездил в Адлер, в Олимпийский парк. Гулять там оказалось печально до невозможности. Под палящим солнцем на заасфальтированном гектаре приземлилось полдюжины космических кораблей из матового и белого. Подступы к ним перекрыты заборами — десятками километров разных заборов. Выглядит это так гнетуще, что я сбежал спустя полчаса, и больше не появлялся.

Горы — это зубы, покрытые до половины зелёным хвойным налётом. Примерно на полутора тысячах метров пролегает граница климатических зон, где лето длится не дольше двух месяцев в году. Мох выигрывает у леса, в ложбинах ущелий тает прошлогодний снег, слежавшийся до плотности белого камня. Если присмотреться, то можно заглядеть на лысых склонах крохотные белые точечки. Это безрассудно цветут цветы, предчувствуя скорую зиму.

Если долго смотреть на гору, то видно, как она понемножку разрушается. От склонов откалываются камни и сыплются вниз, чтобы набрать безумную скорость и прочесать собой склон, или чтобы застрять в ближайшем кустарнике. То, что выглядит вечным, на самом деле плавно погибает. Это смерть, растянутая навечно. Это старение нельзя остановить, им можно только тихо наслаждаться, растягивая три своих глотка на высоте две тысячи метров.

За две недели вещей и снов накопилось на маленькую книгу. У меня не было сил их сортировать, едва успевал фиксировать. Чувствовал себя гонзо-курицей, которая несётся со скоростью две заметки в час, и еще пытается осмыслить написанное. Осмысливать упорно не получилось. Кроме того, к концу второй недели в лагере случилось переполнение буфера и я просто перегорел — не было сил ни работать, ни учиться. Жаль, себя не поставишь на паузу.

Каждый день А. присылает мне фотографии котёнка. Кажется, всё опять повторилось, только вместе четверых котят у нас всего один, да и я уехал в Адлер вместо Мумбаи. Я пакую с собой дюжину катушек с плёнкой, веточку кипариса и баночку горного мёда. Последний раз еду вниз по канатке, и она особенно страшно застревает на самом высоком месте. Чтобы успокоиться, звоню маме и поздравляю её с днём рождения.

Я уезжал отсюда с печалью застоявшегося человека. Поезд накатывал медленно, перемещая меня между морем и горами. Проводник бренчал штампованными подстаканниками, соседки болтали без умолку. Было грустно, но я много увозил с собой (и дело даже не в чемоданах). Не уверен, что хочу вернуться в Роза Хутор. Но уверен, что хочу вновь увидеться с этими людьми в другом месте. Думаю, это скоро случится.

↓ Следующая страница
Система Orphus