Лекция в Минске

Друзья, 30 января, в субботу, я выступлю в Минске, в свободном пространстве «Кто такой Джон Голт?». Буду говорить о тексте, о блоге, о хобби и прочем всяком — пока совсем не выдохнусь.

Вот фейсбучное событие, а вот тут приобретают билеты.

Приходите, буду рад познакомиться.

Два месяца в Петербурге

В середине ноября мы с А. собрали вещи по коробкам, посадили кошку в плетёную корзину с ручкой, и поехали из Москвы в Петербург.

Выехали из квартиры на Плющихе, с дедом, и через десять часов переехали в квартиру в 8 линии Васильевского острова, с роялем. Вот А. нарисовала вид из нашего окна:

Тема нашего переезда стала обязательной в последние месяцы. Друзья и новые знакомые спрашивают, зачем мы перебрались в Питер, как нам тут живётся, чем мы занимаемся. Во время бесчисленных разговоров на эту тему я стал повторяться так часто, что решил записать все свои мысли и наблюдения в одной заметке.

Скажу сразу — это не наблюдения москвича, который неожиданно перебрался в Питер. В Москве мы с А. прожили всего два года. В Питере были много раз: череповецкие подростки наведываются в город на Неве с детства.

Зачем мы переехали

А мы сами не знаем, честно. Мы с А. долго придумывали убедительный ответ на этот вопрос, но ничего толком не придумали. Лучший наш вариант звучит так: «Москва начала казаться нам знакомой и предсказуемой, начала надоедать. Мы решили переехать, пока этого не случилось».

Это близко к моему ощущению. За два года в Москве я успел поработать в трёх офисах, плавал в сентябре в Москва-реке, ездил в снег на велике по ВДНХ, ходил в гости к друзьям, изучал разные необычные места, побывал на десятках концертов и спектаклей, посещал бесконечные лекции и иногда выступал сам.

Жизнь в столице взлетела по параболе — первый год я обрастал знакомствами и набирался впечатлений, каждый день шёл за два. Но потом скорость набора высоты уменьшилась, парабола стала более пологой. Всё равно обрастаешь и набираешься, но уже медленней, словно нехотя. Это повлияло.

Еще в Москве я понял, что больше не хочу трудиться в офисе. Мне интересно сотрудничать с разными компаниями, решать разные задачи. Я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, и снова стал фрилансером.

Еще мы с А. любили ездить в Петербург. Когда у нас становилось слишком много работы, мы приезжали в Питер словно в санаторий: гуляли по городу, ходили в любимые кафе или открывали для себя новые. Нам нравилось, что жизнь в Петербурге течёт по-другому, в городе живётся и даже дышится иначе. Каждый раз, когда ехали обратно в поезде, мы словно невзначай обсуждали переезд. Со временем мысль об этом стала родной. Так что мы особо не колебались.

Я до сих пор уверен, что Москва — это прекрасный город, в котором можно каждый день жить разнообразно, никогда не соскучиться, добиться успеха и вообще быть лапочкой. Однако кроме Москвы в России есть только один приятный и удобный город. В него-то мы и перебрались.

Как мы переезжали

Наверное, это самая скучная часть рассказа. У нас нет особого опыта, которым можно поделиться.

А. немного устала работать в Я., уволилась и устроилась в стартапчик. Мы устроили гаражную распродажу вещей, вручили друзьям подросшего котёнка Пандоры, сложили вещи по коробкам. Немного переживали, что хозяин квартиры на Плющихе передумает возвращать залог, но всё обошлось благополучно.

В Питере квартира нашлась по знакомству, спасибо Кате Д., и её друзьям. Других вариантов по объявлению не нашлось, а единственный вариант я смог посмотреть лично только за неделю до переезда. Он мне понравился, и мы точно-точно решили перебираться.

Мы переезжали одной машиной, вместе с вещами. Водителя я нашёл на «Юду». Мы сперва переживали, что десять часов в дороге с незнакомым водителем пройдет так себе приключением, но всё оказалось иначе. Лёша Платов, водитель грузовичка, оказался заядлым путешественником: он месяцами колесит на внедорожнике вместе с супругой и маленьким ребёнком, ведёт инстаграм и оказался отличным рассказчиком. Всю ночь мы слушали истории о его приключениях. Получилась импровизированная лекция.

Чем Петербург отличается от Москвы

А теперь — самое интересное. Я собрал разрозненные наблюдения и впечатления переехавшего. Наслаждайтесь:

  • Секретная и главная правда о Питере: это просто большой провинциальный город. Просто крупный город с богатой историей и хорошей барной культурой, но не столица. Это проявляется в тысяче мелочей: от транспорта и общественных пространств до отношения людей к работе.
  • Питер дешевле Москвы. Сильнее всего это ощущается в кафе (цены ниже примерно на 30%) и в стоимости аренды квартиры (дешевле примерно вдвое). Кажется, что Москва оптимизирована для жизни людей со средним доходом, которые зарабатывают больше 100.000 ₽ в месяц. В Питере средний доход — это 50-70.000 ₽.
  • Питер вкуснее Москвы. Я уже писал в фейсбуке, что Санкт-Петербург кажется мне самым гастрономическим городом из всех, что я бывал. Очень много заведений на любой вкус, всё довольно доступно, развита барная культура. Питерцы умеют и любят вкусно кушать, с удовольствием ходят в «третьи места». В Москве в схожей ценовой категории либо бизнес-ланчи в «Хачапури» и «Пропаганде», либо национальный фастфуд вроде «Вай-Мэ», или же безвкусные безымянные забегаловки.
  • А вот общественные пространства в Питере плохие, их почти нет. Это особенно ощущается после Москвы с её велопрокатом и первыми велодорожками, пешеходными улицами, парками, платными парковками, лавочками. Последние пару лет в центре Москвы стало приятно находиться. В Питере же городская среда — агрессивная. Грязные тротуары, заставленные машинами, между уток в каналах плавают бутылки. Визуальная среда также отвратительная: всё залеплено рекламой, объявлениями о секс-услугах, постоянно попадаются человекоплакаты, кто-то орёт в мегафон, вывески светятся стробоскопами. Первые несколько дней я думал: «Боже, как они тут не сходят с ума от всего этого?». Но потом привык.
  • У Питера есть большой исторический центр, и нет денег, чтобы привести его в порядок. С одной стороны, это печально — город медленно дряхлеет. С другой стороны, в бедности и разрухе живёт какой-то особый дух Санкт-Петербурга. Город похож на бомжа с консерваторским образованием, который в одной руке несёт баклажку пива, а в другой — трёхтомник истории императорского двора. В Москве не представишь, что в подворотне на главной улице города на матраце какие-то хиппи курят, и машут тебе рукой, чтобы присоединялся. В Москве люди ходят на экскурсии, чтобы посмотреть на какой-нибудь старый дом с башенкой, а здесь ты можешь поселиться в такой. И платить за аренду башенки будешь меньше, чем эти туристы-москвичи платят за свою однушку на «Динамо».
  • По сравнению с Москвой в Питере все кажутся расслабленными. В столице в восемь вечера рабочий день только-только заканчивается, а в Санкт-Петербурге в четыре часа дня уже пробки на дорогах, все домой едут. В столице мне заказ из интернет-магазина могли доставить в полночь, а тут такую прыть скорее посчитают анекдотом. Одни знакомые петербуржцы предпочтут работать медленно и по чуть-чуть. Другие делают что-то вообще бесплатно или по бартеру: «ты мне, а я — тебе». Часто встречается странный подход к делу, когда предприниматели сознательно ограничивают свои интернет-магазины, чтобы не обрабатывать слишком много заказов. В Москве это посчитали бы не менее смешным анекдотом. Кажется, что столица — это про проекты, работу и деньги, а Питер — про интеллектуальный труд, ощущение от жизни и отдых.
  • Общественный транспорт в Питере отвратительный. Страшные ржавые трамваи, маршрутки в центре города, троллейбусы и автобусы с хамоватыми кондукторами. Часто транспорт переполнен и ползёт себе по пробкам. Станции метро далеко друг от друга, пешком дойти непросто. По качеству общественного транспорта Череповец окажется лучше Петербурга. В Москве он просто идеальный.
  • Зато в Санкт-Петербурге хорошо с такси — оно довольно дешёвое. Мы живём рядом с закрывшейся на время Василеостровской и частенько выбираемся в город на «Убере». Средний чек за поездку в пределах 150 ₽. Это всего в два раза дороже, чем ехать на троллейбусе. В Питере вызываешь такси всегда, когда хочешь. Иногда тебя за 100 ₽ довезут на шикарном немецком внедорожнике.
  • А вот улететь из Питера сложно. Отсюда не летает большинство привычных авиакомпаний, лоукостеров нет. Из вариантов либо лететь «Эмирейтс» с пересадкой в Дубаи (дорого), либо из Хельсинки (дорого и сложно), либо ехать в Москву (долго). А еще в аэропорт нужно ехать на маршрутке.
  • Питер — это студенческий город. Мне показалось, что сюда едут из регионов, потому что жить дешевле. Мы живём рядом с несколькими университетами, в одном из них учится много корейцев. А. иногда ходит в художественный магазин при университете: там живёт здоровый кот, а на стене объявлений висят записочки с иероглифами.
  • В плане работы Питер тоже похож на провинцию. Здесь нет крупных IT-компаний, только филиалы столичных. Зато много агентств и маленьких студий, много фрилансеров. В столице на профессиональной конференции выступит спикер из «Яндекса». В Питере докладчик расскажет про опыт продвижения мебельного магазина. Наверное, это плавно вытекает из расслабленности горожан.
  • Занятно ощущается близость Финляндии. Из центра города в соседнее государство ежедневно отправляются маршрутки. На столбах висят объявления: «Прокатаем визу» — это значит, отвезут на границу, чтобы проставить штамп. У каждого второго в холодильнике лежит скрипучий сыр или стоят банки пива «Кофф».
  • В Питере заметно меньше событий и мероприятий, но не настолько, чтобы заскучать. Сюда приезжают с концертами рок-звёзды, в крохотном вегетарианском кафе по вечерам играют джаз, проходят фотовыставки о жизни нетрадиционных меньшинств и лекции в баре. Однако всё это какие-то островки. Городу не хватает центров притяжения, таких как «Телеграф» или «Стрелка».
  • Благодаря особой творческой атмосфере в городе выживают всякие странные организации: кассетный музыкальный лейбл, сотня дизайнеров одежды, крохотные издательства, объединения художников, сквоты и многое другое. Можно просто идти по улице и случайно найти подвальный магазинчик, в котором торгуют винтажной японской аудиотехникой.
  • Считается, что Питер — это морской город. Но это фигня! Посмотреть на море в Питере не получится, все набережные к заливу застроены портами и судостроительными заводами. Чтобы увидеть финский залив, нужно уезжать за город, и там печально бродить по холодным песчаным дюнам.

Ну вот, все наблюдения, которые пришли в голову. Если вам есть чем дополнить — смело пишите в комментариях.

Литературная мастерская Андрея Аствацатурова

Записался на онлайн-курс «Как написать рассказ», и вам советую.

Как писать прикладной текст мне более-менее понятно, теперь буду учиться писать художественный. Я пока не знаю, что меня ждёт на курсе, но программа вполне приятная. А еще обещают 40 лекций! Думаю, растяну удовольствие на год.

Печалит только странная система реализации материала. Нужно покупать какие-то баллы, менять их на лекции с домашкой. Жаль, что нельзя просто записаться на писательскую рассылку.

Одним словом, посмотрим что там и как. Думаю вести конспект и опубликовать его в конце. В виде рассказа, ага.

Новогодний нетворкинг

Полтора года назад я написал пост про нетворкинг. В нём рассказал, что верю в силу дружеских связей.

В комментариях к посту больше ста читателей блога рассказали о себе. Это было приятно для меня и полезно для всех. Знаю, что некоторые смогли подружиться и сделали совместные проекты.

Давайте повторим этот опыт? Расскажите в комментариях о себе:

  • Как вас зовут, где живёте.
  • Чем занимаетесь и увлекаетесь.
  • Как можете быть полезны другим людям?
  • Как с вами связаться?

Я начну в комментариях. Напишите пару слов о себе, не стесняйтесь. Поехали!

Ссылки и мысли #176

  • О том, как работает сигнальная система нью-йоркского метро: «The story of how it could take 08 years to install clocks that tell you when the damn trains are coming turns out not to be about some dinosaur fixed-block signaling system and the gleaming new technology here to replace it. It’s simpler than that: It’s the story of a large organization’s first encounter with a large software project». В фейсбуке написал перевод-пересказ этой статьи.
  • На «Дёти» — понятный рассказ про функциональный анализ: «Проще говоря, эта теорема дает условия, при которых у мясорубки существует ей обратная антимясорубка. Естественный возникающий при этом вопрос: на кой оно нам вообще надо? А надо вот зачем. Если помните, то наша основная задача в мясорубочном процессе — это зная мясорубку и получившийся фарш, найти исходные для этого фарша ингредиенты. Иными словами мясорубка и фарш — это известные величины, ингредиенты — неизвестная величина. Если наша мясорубка подходит под условия теоремы, то гарантированно для нее найдется какая–то антимясорубка, пропустив через которую известную величину “фарш”, мы получим искомую величину “мясо”».
  • Сборник ретаблос — испанских благодарственных табличек святому.
  • Другой пост, про элементарные частицы: «Как вы наверное слышали, в девятнадцатом веке ученые решили, что элементарные частицы вовсе не частицы, а наоборот волны. А в начале двадцатого придумали квантовую механику, решили, что элементарные частицы сразу одновременно и волны и частицы, нарекли их «волночастицами», породив тем самым корпускулярно–волновой дуализм. Однако уже к тридцатым годам прошлого столетия от этой концепции решили отказаться. Да–да, вот уже почти сотню лет никакого корпускулярно–волнового дуализма в науке нет. Что бы там ни рассказывали в школе, это устаревшее понятие, и ученые им больше не пользуются. Однако широкую публику решили не шокировать и пока от волночастиц вслух не открещиваться. Народу даже с дуализмом смириться, и то серьезных ментальных усилий стоит. А реальность уж куда удивительней и загадочней.  Дело в том, что любая элементарная частица это как бы хитросплетенный сконденсированный кусочек чистой энергии».
  • Инстаграм дизайнера-минималиста.
  • Мэттью Бродерик в своём эссе даёт классное представление о минимализме: «Min­i­mal­ism doesn’t fore­close ei­ther ex­pres­sive breadth or con­cep­tual depth. On the con­trary, the min­i­mal­ist pro­gram—as it ini­tially emerged in fine art of the 20th cen­tury—has been about di­vert­ing the viewer’s at­ten­tion from overt signs of au­thor­ship to the deeper pu­rity of the ingredients».
  • Классная статья о советской бытовой действительности: «С одной стороны, советские люди осознавали, что коммунистическая идея, представителями которой они воспринимаются большей частью внешнего мира, в основе своей является идеей интернационалистической, подразумевающей принадлежность ко всему человечеству. Этот внутренний интернационализм советской культуры отражался в том факте, что советский человек был, по выражению Виктора Кривулина, «существом глубоко историческим», не просто живущим в своей стране, но участвующим в «международном историческом процессе и переживающим события во всем мире на экзистенциальном уровне, как часть своей собственной личной жизни». Свойственный советскому самосознанию интернационализм, определенная открытость миру советской культуры подтверждались также вполне реальной многокультурностью понятия «советский». С другой стороны, советские люди также прекрасно осознавали, что столкнуться напрямую с людьми, живущими за пределами советской государственной границы (особенно за пределами нескольких социалистических стран Восточной Европы), у них не было практически никакой возможности».
  • Документальный мини-фильм о жизни в Монголии.
  • Кодак выпускает плёночную фотокамеру для хипстеров с удобной системой оцифровки.
  • Занятно о социологии интернета: «Идея и, можно сказать, утопия интернета возникала на рубеже 1980–90-х, когда многие — хоть европейские мыслители, хоть советские диссиденты — говорили о глобализации, об идее единого человечества. Интернет был частью этой идеи, возьмите для примера хотя бы масштабную, по всему миру организованную кампанию за преодоление «цифрового неравенства». Сейчас о глобализации в публичном пространстве говорят все меньше — и с меньшим пиететом; мысль, что мы сделаем нечто для всего человечества, постепенно отходит на второй план, и место интернета в истории идей меняется. И пусть у интернета нет государственных границ — все равно с его появлением люди не стали вдруг общаться с незнакомцами с другого конца земного шара, если эти незнакомцы им не нужны. Наоборот, в интернете возникают новые очерченные сообщества. От идеи тотальной экспансии интернет больше переходит к идее объединения вокруг каких-то тем, интересов, мест. Например, сейчас очень популярны сервисы, совмещающие геолокацию и общение: мы сидим в кафе, и у меня в чате могут быть люди, которые тоже сидят в этом кафе. Мы с ними общаемся, но потом я уйду отсюда и, может быть, больше никогда их не увижу, — а может быть, мы познакомимся, если я сюда регулярно хожу».
  • Коллекция инструкций по использованию различных предметов.
  • Длинный-длинный таймлайн, на который нанесли человеческую любовь к еде. Получилась история кулинарии с древности до наших дней: с литературными отсылками и цитатами.
  • Все ракетные взлёты 2015 года в одном видео.
  • Не устану никогда читать я «Арзамас»: «Мой самый длинный кейс — это история человека, который, когда ему было 23 года, выпал из окна, сломал позвоночник и потерял возможность передви­гаться самостоятельно. И в силу этих обстоятельств он, в частности, начал продавать наркотики, в основном психоделические. Когда мы с ним встретились, ему было 42 года, он продолжал употреблять и передвигаться на коляске. Для меня он был примером человека с мультимаргинальным статусом, всесторонне исключенным — есть такой вариант методологии, когда мы изучаем именно крайние случаи, чтобы показать самые яркие черты процесса. При этом важно понимать, что в нормативном понимании такой человек может быть исключен из очень разных сфер жизни, но при этом включен в огромное количество других сфер, которые для нас закрыты и незаметны. Я думаю, вы можете себе примерно представить, какова жизнь инвалида в нашей стране — тем более инвалида-опорника, тем более мужчины, с которым это произошло в самый расцвет жизни, период активного взросления и перспектив. Оказалось, что наркотики сыграли в его жизни очень важную поддерживающую роль и они стали для него способом адаптации к новым условиям. На первых порах это и адаптация к боли, и психологическая адаптация, и возможность зарабатывать деньги. Он создал себе невероятный образ жизни: купил японский автобус с ручным управлением, благодаря которому стал очень мобильным — гораздо более мобильным, чем многие люди, имеющие возможность передвигаться. Грубо говоря, он создал вокруг себя пространство, в котором он казался абсолютно нормальным. Доходило до абсурдных вещей: чтобы развивать моторику, он делал трубочки из всяких странных вещей — скотча, проволок, ракушек — всего, что попадалось под руку. И делал это настолько искусно, что один петербургский канал однажды приехал снять репортаж о прекрасном инвалиде, который, сидя у себя в автобусе, делает чудесные диковинные украшения».
  • Энциклопедия американского бульварного чтива.
  • Всё больше люблю журнал «Зона»: «Пеший путь из Москвы в Забайкалье тогда занимал больше года и обходился государству минимум в 125 рублей на одного заключённого. Отправить каторжника из Иркутской губернии на Сахалин – больше двух тысяч верст только до Охотского моря – стоило еще дороже, почти 150 рублей. За первые три года существования каторги на остров сумели доставить всего 665 приговоренных, затем новых заключенных на Сахалин не поступало целых восемь лет: слишком дорогим, тяжелым и долгим было пешее этапирование на край империи».
  • Музей промышленного дизайна из шестидесятых.
  • На «Нью-Йоркере» вышел рассказ о «Мюдзи» — японской «Икеа». Не знал, что  «Мюдзи» производит U-образные макароны из отходов обычного макаронного производства.

Российские дизайнеры одежды

Рассказывал в блоге о том, что люблю российских дизайнеров одежды, ношу модернизм и авангард, предпочитаю чёрное.

С тех пор часто просят посоветовать дизайнеров и марки одежды. Поэтому я решил собрать в одном посте все, что мне нравятся и в которых я уверен. Бренды расположил здесь в случайном порядке — как вспомнил.

 

NNedre
139dec

Список буду дополнять.

Линейная подача информации

Мой любимый «Арзамас» подготовил развлечение на праздники — матрицу со всякими интересными фильмами, статьями и другими материалами.

Кликаешь на пересечение и получаешь рекомендацию:

На первый взгляд это круто — медиа, все дела. Но на самом деле круто только для тех, кто забежал, кликнул и распарил результат в фейсбук. Есть еще другие ребята, вроде меня. Мы хотим прочитать всё, все эти рекомендации. Приходится идти и кликать на всё. Неудобно!

А вот, например, лонгрид об истории чтения на «Экономисте». Он представлен в нескольких видах: для тех, кто любит слушать, читать на стилизованной книге и в веб-версии.

Если на странице много информации — нужно придумать, как вывести её всю сразу.

«Как люди видят»

Прочитал книгу блогера Дмитрия mi3ch Чернышева «Как люди видят». Дмитрий предлагает книгу бесплатно.

Дмитрий как бы писал книгу о фотографии, но быстро сдался. К сожалению, примерно с первой страницы она напоминала длинную несвязную лекцию обо всём на свете: с занятными историями, повторениями сказанного, иногда — с баянами и мемами.

Вот, выписал немного интересных фактов:

  • Не бойтесь воровать идеи – это не вещи. Идей от этого меньше не становится. Все равно сделать так же у вас не получится, да это и не надо. Это нужно для вдохновения и для поднятия внутренней планки как можно выше.
  • Художники учатся рисованию, копируя великие картины. Начинающие кинематографисты переснимают планы из классических фильмов. Для фотографа хорошее упражнение – переснимать чужие фотографии, которые ему нравятся.
  • Чтобы научиться видеть интересный сюжет, нужно сначала научиться строить интересный сюжет. Из любых подручных материалов – чем проще они будут, тем лучше. Попробуйте, например, с помощью коробка спичек рассказать историю Ромео и Джульетты. Возьмите атлас звездного неба и нарисуйте свои собственные созвездия – представьте себя первым человеком на Земле, дающим имена созвездиям. Придумайте, как снять ветер без вывернутого зонта и летящей шляпы. Или попробуйте снять время. Или выберите любое стихотворение, которое вам нравится, и сделайте фотографию по его мотивам.
  • Вдохновение можно найти везде. Как-то в заурядной надписи «Метро Текстильщики» я увидел и метр, и текст, и стиль.
  • Не бойтесь выглядеть чудаком в глазах окружающих. Один мой знакомый, занимающий высокий пост в крупной компании, ушел из нее и стал фотографом, когда вдруг осознал, что не смог вспомнить ни одного события за весь прошедший год.
  • На рисунках часто изображают стремительно несущийся автомобиль с овальными, а не круглыми колесами. Овальные колеса на старых фотографиях объясняются низкой скоростью работы затвора в шторных фотокамерах. Это было время повального увлечения скоростью и считалось, что такое искажение как нельзя лучше подчеркивает стремительность. Потом из фотографии овальные колеса плавно переселились в комиксы.
  • Сьюзан Зонтаг считала, что писатель должен состоять из четырех человек: одержимого, глупца, стилиста и критика. Первый поставляет материал, второй позволяет ему выйти наружу, третий отвечает за вкус, четвертый — за интеллект. В великом писателе присутствуют все четыре, но вы все равно можете быть хорошим писателем, если в вас есть только первые два, потому что они самые важные.
  • За свою жизнь великий японский художник Хокусай больше 50 раз менял имя, каждый раз делая это имя известным, и каждая перемена означала новый период творчества.
  • В 2000 году провокационный художник Марко Эваристти провел перформанс в художественной галерее «Трафоль», в Дании. Посетители увидели десять блендеров, в каждом из которых плавала золотая рыбка. Любой из зрителей мог нажать на кнопку и уничтожить её. Через час один из посетителей нажал на кнопку. Тут же была вызвана полиция, которая отключила электричество. Директор галереи был обвинен в жестоком обращении с животными, предстал перед судом и был оштрафован на 2000 датских крон. Самое интересное было в том, что посетители галереи фактически разделились на три группы. Был садист-зритель, решивший нажать кнопку. Были многочисленные зрители-вуайеристы. А остальные были моралистами, осуждающими псевдоискусство. Но никто не заставлял никого убивать рыбок. Зрители фактически сами создали такую напряженную атмосферу, что один из них не выдержал и нажал кнопку.
  • Томазо Кампанелла в конце XVI века организовал заговор с целью освободить юг Италии от ананского ига. Заговор раскрыли. От смертной казни его спасло только обилие грехов – его обвиняют не только в преступлении, но и в ереси и передают церковному трибуналу. Его долго пытали. Потом по- садили на кол на сорок часов. Каким-то чудом Кампанелла выжил. Его приговорили к пожизненному заключению. И в тюрьме он написал свою утопию – «Город Солнца». Он не мог даже сидеть – писал лежа. Он не мог держать карандаш в изувеченной кисти – и привязывал его к руке.
  • У Юрия Лотмана есть история про Питера Устинова. Когда режиссера спросили, почему он снял «Билли Бадда» черно-белым, а не цветным, он ответил, что ему хотелось, чтобы фильм был правдоподобнее.
  • Под конец жизни у Клода Моне развилась катаракта. Зрение резко ухудшилось, Моне жаловался друзьям на сильные боли и на то, что видит все как в тумане. И в возрасте 82 лет он дал согласие на удаление хрусталика в левом глазу. Теперь свет мог беспрепятственно проникать через отверстие (афакия). У людей в глазах находятся три пигмента, реагирующих на синий, красный и зеленый цвета, каждый пигмент отвечает за определенный цвет. При этом пигмент может реагировать и на цвет, относительно близкий спектрально к тому, за который он отвечает. Пигмент, реагирующий на синий, реагирует и на фиолетовый, но слабее, и совсем слабо на ультрафиолетовые волны. У большинства людей хрусталик в глазу не пропускает ультрафиолетовую часть спектра, однако у художника, после удаления хрусталика, глаз стал реагировать на ультрафиолет. И Моне стал видеть ультрафиолет как лиловый или голубой цвет. Лилии, которые мы видим белыми (во всяком случае, большинство из нас), он видел светло-голубыми.
  • Пилоты тренировались с фотокамерами вместо пулеметов. Потом пленку проявляли и по ней определяли, кто победил в воздушной дуэли.
  • Картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда!

В любом случае, спасибо Диме за книгу.

Японский степлер

Год назад купил в токийском канцелярском магазине странную штуку. Это степлер, который скрепляет бумагу без металлических скобок.

Степлер работает просто и изящно. В него вставляют бумагу и нажимают пальцем на рычажок. В прозрачном пластиком окошке видно, что бумагу прорезают два фигурных ножа: один вырезает из неё прямоугольный язык, а второй делает для него отверстие в листах и продевает внутрь.

Получается простое и довольно надёжное соединение. Удивительно, почему у нас не используют и даже не продают такие степлеры.

«Про Марию Карповну Михайлову»

Купил по случаю крохотную, но чрезвычайно тяжелую эмоционально книжку «Про Марию Карповну Михайлову» от издательства «Красный Матрос».

На первый взгляд, внутри ничего особенного — обычные стариковские письма. Мария Карповна жалуется на здоровье, условия содержания в доме престарелых, спрашивает о жизни, благодарит за посылки и делится нехитрыми планами на будущее. Однако между строчек читаются глубочайшая тоска и одиночество.

«Письма из страшного дома» — это последние слова и вздохи умирающего человека. Он уходит из жизни расстроенным, окружённый чужими людьми, которые обижают, подворовывают, плохо кормят и не заботятся о нём. Это записки человека, который потерял всех родных и близких. Всё, что у него осталось — это тонкая почтовая ниточка с людьми, которых он никогда не видел и не увидит никогда. Читать это тяжело до чрезвычайности.

Никогда бы не подумал, что крохотная книжка-брошюрка в сто экземпляров за сто рублей может ввести меня в такое печальное состояние.

↓ Следующая страница
Система Orphus