Резьба по дереву
Сходил на «Топорную работу» — мастер-класс Михаила Кутепова: этнографа, резчика по дереву, народного мастера России.
Мы с Михаилом Кутеповым — земляки, оба родились и выросли в городе Череповце Вологодской области. Но если я обычный провинциальный хипстер с необоснованным уклоном в книжную интеллигенцию, то Михаил — учёный и мастер народных ремёсел. Он много лет прожил в глухом Усолье, восточной части Вологодской области, где изучал родные деревянные игрушки.
Вологодская деревянная игрушка — это самобытный дизайнерский объект. Она проста, функциональна и красива. За несколько веков форма северной игрушки избавилась от всего лишнего, сумев сохранить глубочайшие языческие корни.
Вологодские деревянные игрушки очень тактильные, они прямо дышат теплом. Из-за их некоторой грубоватости игрушки приятно держать в руках, водить по ним пальцами. У меня дома давным-давно завёлся коник, которого также делал Михаил. Я люблю держать его в руках, когда думаю.
На мастер-классе было три основных темы: рассказ о дереве и инструменте, вырезание коника-«минутки» по традициям села Ерга и вырезание северодвинской деревянной ложки. Приятным бонусом были этнографические рассказы о других игрушках (например, о традиционной северной кукле-панка). Мы также вырезали пару простеньких куколок, в качестве разминки и привыкания к инструменту.
Инструмент — это едва ли не главное в работе резчика. Каждый резчик подбирает комплект инструментов под себя, под задачу и даже под сорт дерева, с которым он предпочитает работать.
Резчик по дереву в основном орудует ножом. Ножей бывает превеликое множество. Михаил предпочитает ножи богородского типа — это привычные нам ножи с прямым лезвием и удобной рукояткой.
Нож должен быть острым и правильным — без зазубрин, засечек, неровностей. Резчики по дереву по совместительству еще и точильщики своего инструмента.
Узнал также, что кап, нарост на берёзе, порой ценился на вес серебра — чёрные вкрапления дюже нравились древним людям.
На мастер-классе мы резали из более простого материала — сосны и ольхи. Из сосны мы вырезали лошадку—«минутку» из села Ёрга. Минуткой её прозвали потому, что лошадка делается за минуту и примерно через минуту заигрывается насмерть.
Особого умения тут не надо: пара резов ножом, ноги согнуть, голову выпрямить — и готово.
Вот такая лошадка у меня получилась. Действительно, за минуту можно управиться (если не переусердствовать на сгибах).
Затем мы сделали коника посложней. Он вырезался из толстой щепы и его уже можно было держать в руке.
Такую игрушку делать сложней. В щепе волокна дерева располагаются вдоль, поэтому одним неаккуратным движением можно всё испортить.
На такого коника у меня ушло куда больше времени.
Наконец, пришло время деревянной ложки.
Деревянная ложка — это самобытная штука с собственной историей. Да и самих ложек бывает множество: загнутая ковырка, серебушка, скопированная с железной ложки, бутырка — её носили за поясом те, кто нанимался в бурлаки. Бывали баская и полубаская ложки (баский значит красивый).
Раньше существовали целые артели ложкарей, которые производили их тысячами. Ложки специально не делались очень крепкими, чтобы ложкари не оставались без работы. При этом зарабатывали ложкари очень мало и жили практически впроголодь — хватало только на материал да на еду.
Северодвинская деревянная ложка вырезалась для себя, а не на продажу. Поэтому она грубее и проще новгородской. Такая ложка вырубается топором, и ножом доводится в самую последнюю очередь.
Внутренняя часть ложки, или черпало, выбирается теслом, а потом — стамеской. Тесло Михаила перековано из топора.
Начистовую черпало выбирается клюкарзой — загнутой стамеской, которая сама напоминает ложку, только заточенную.
Рукоять ложки, или держало, доводится ножом.
Насмотревшись на работу Михаила, я взялся вырезать свою ложку. И вот что у меня получилось:
Вот ложки участников мастер-класса и эталонная ложка Михаила. Так сказать, групповой портрет.