Три уровня активизма

Мир — довольно сложное и неуютное место. Вокруг нас полно людей с отсталыми патриархальными взглядам, склонных к насилию, коррупции и несправедливости. Наверное, средний человек скажет, что в мире много чего можно поменять.
 
И его меняют люди, которых называют активистами. Например, политик Алексей Навальный — активист, который борется против коррупции. Урбанист Аркадий Гершман — активист, который борется за комфортную городскую среду. Феминистка Залина Маршенкулова — активистка, которая борется за права женщин. И таких активистов — тысячи, миллионы. Кто-то борется за экологию, за права котов, за права меньшинств, за все, что людям кажется важным и своевременным. Я лично считаю что активизм вообще — это мощный драйвер роста человечества, сопоставимый наверное с наукой или культурой.
 
Вокруг активизма и активистов — много скандалов. Одни люди наезжают на феминисток, феминистки внутри сообщества могут спорить. Это нормально, такое поведение возникает, потому что у активистов вообще есть три направления приложения усилий.
 
«Наружу». Люди хотят изменить мир вокруг, и делают что-то для этого. Например, условная блогер-феминистка снимают видео на Youtube, которые учат девушек говорить «Нет» или рассказывают о важности контрацепции.
 
«Вокруг». Активисты часто спорят и даже ссорятся между собой, пытаясь выстроить иерархию. Отсюда возникают конфликты: одни феминистки считают других «неправильными», не поддерживают их. Оппозиционные политики часто ругаются друг с другом, борясь за звание лидера. Порой такая борьба может быть непримиримой и жестокой. Люди «снаружи» активизма говорят: «Да вы посмотрите на них, грызутся внутри — а что будет, если они добьются своего?». А внутри активистам и активисткам «неправильные» соратники кажутся опаснее врагов, они думают: «Люди с „кривыми“ взглядами тормозят, меня избавление от них в долгосрочной перспективе улучшит мое влияние „наружу“».
 
«Изнутри». Часто активисты используют свои прогрессивные взгляды для того, чтобы копить эмоциональный капитал и привлекать сторонников. Для этого они натурально издеваются над людьми, которых в общем можно причислить к миру «снаружи». К примеру, полиамор издевается над людьми традиционных взглядов на брак, политик смеется над бюджетниками, феминистка нападает на женщин, которые укоренились в патриархальном обществе.
 
Обычно все три вида борьбы («Наружу», «Вокруг» и «Изнутри») происходят одновременно. Можно рассматривать их как три вектора. Я признаю за активистом право на все три, однако, составляя впечатление о нем, смотрю всегда на некий результирующий вектор. Из имеющихся у меня наблюдений я пытаюсь понять, в какую сторону направлен этот вектор.
 
Приятно, когда для меня активист в среднем действует «Наружу». Вот так я воспринимаю к примеру Алексея Навального. На мой взгляд, его взгляды по отношению к сторонникам («Вокруг») или национальным меньшинствам («Изнутри») направлены в другую сторону, но в среднем для меня его польза для «Наружу» значительно больше.
В случае, когда активизм направлен «Вокруг» или «Изнутри», я обычно его не поддерживаю. Хотя я понимаю откуда он берется, понимаю таких людей. Пример для меня — одна женщина-фотограф, сторонница полиаморных взглядов. Мне не нравится, что она использует свой популярный инстаграм для издевательства над людьми, которые ее взгляды не приемлют. Такое я не разделяю, так что не закажу ни фотосессию у нее, ни в инстаграме подписываться не буду.
Система Orphus