Эдвард Хоппер
Привет, друзья!
В виде небольшого эксперимента (прежде всего, над самим собой), я решил немного рассказать о художниках, которые мне очень нравятся. Начнем мы, пожалуй, с Эдварда Хоппера.
У Хоппера есть одна наиболее известная картина, которую знают все пользователи Mac — она среди прочих предлагается в качестве фонового изображения для рабочего стола. Картина называется Nighthawks, «Полуночники»:
Это даже не картина, это чертеж. «Полуночники» тщательно сконструированы и поражают своей геометричностью. Огромная витрина кафе, превращающая его в аквариум. Молчаливые, не снимающие шляп мужчины и женщина, которая пытается занять себя разглядыванием собственных рук. Официант, который боится или заискивает перед ними и узкая полоска света, которая отделяет этот театр от уличной темноты.
Если Айвазовкого можно назвать мастером рисования воды, то Хоппер — это мастер изображения одиночества. Он достиг в этом какого-то высшего искусства. Герои его картин невероятно одиноки даже будучи нарисованными рядом с другими людьми. Для усиления эффекта в ход идут острые, словно бритва, тени, чернота за спинами и четко выверенная геометричность форм.
Зритель часто оказывается в роли наблюдателя-вуайериста. Хоппер рисует женщин подчеркнуто сексуальными, а мужчин — мучительно безучастными. Все это напоминает первые пять минут порнофильма, которые вырвали из сюжета и растянули до бесконечности.
Художник мастерски противопоставляет все, до чего только может дотянуться: люди против природы, люди против ночи, белое с белым, людей с людьми, желание с невозможностью удовлетворить его, гнетущее ожидание и ощущение нереальности происходящего…
Мощная эстетика одиночества, разочарование в окружающем мире, красивые, но бесполезные вещи, жажда, для утоления которой вечно не хватает последнего глотка, электрический свет, пышные груди и безучастные лица. У Хоппера есть даже картина, из которой он демонстративно выгнал людей и вынес мебель. Ему достаточно только света и тени.