О дизайне пленочных фотокамер

Я очень люблю пленочную фотографию и коллекционирую пленочные фотокамеры.

Дизайн пленочные камер — это большая дисциплина, в сфере исследования которой десятилетия развития техники и десятки тысяч моделей фотоаппаратов: от старых до современных, от обычных до совершенно уникальных, глядя на которые думаешь: «как это вообще работает». В этом посте я не претендую на академичность или последовательность, а просто хочу показать, как примерно камеры развивались и какие они бывают.

Лично я в развитии фототехники выделяю несколько периодов. Начнем с первого — деревянного.

Первые фотокамеры собирались из доступного и недорогого в обработке материала — дерева. Для скрепления и управления использовались элементы из латуни и стали.

Характерный элемент камер той поры — кожаный мех, которым наводились на резкость. Снимали тогда конечно же на фотопластины.

Чем старше камера деревянного периода, тем больше в ней стальных деталей. В объективе появляется затвор, и фотографу больше не приходится снимать и надевать на него крышечку, управляя выдержкой. Диафрагму также можно менять вращением кольца — раньше фотограф вставлял пластинки с отверстиями разного диаметра прямо в объектив.

Со временем дизайн начинает усложняться. Вместо тяжелого деревянного корпуса создатели камер используют стальной: железные пластины навешивают на подвижные шасси с помощью грубых болтов. Так камеры постепенно переходят к железному веку.

Камеры железного века выглядят нарочито грубо. Заметно, что технологии обработки корпуса еще несовершенны. Порой кажется, словно фотоаппарат выструган из куска стали, который обработали напильником.

Формы камер обычно грубые — прямоугольные. В дизайне много выточных элементов, которые несложно производить из стали: круги, шайбы, а также штампованные пластины. Детали камер соединяются винтами, которые демонстративно показывают. Мол, смотрите, я — механизм!

Декоративность и тщательность отделки постепенно уходит в прошлое. Камеру все реже украшают элементами. Стальной корпус начинают прятать под клеенные накладки из кожи и дермантина. Внутри камера останется стальной, а снаружи уже похожа на сумку.

Фотокамеры со столь нелюбимыми мне мехами уходят в прошлое — отныне они уже не появятся, за исключением редких экземпляров. При этом последние «меховые» камеры стальной эпохи выглядят подтянутыми, утонченными, легкими.

С технической стороны стальная эпоха — время максимального технического усложнения камер. В это время пленочные фотокамеры окончательно формируются такими, какими мы их знаем. Оформляются форматы: 120, 135, 127 и другие. Развиваются зеркальные механизмы, встроенные селеновые экспонометры. По сложности камеры догоняют хорошие механические часы.

Последние попытки примирить наводку на резкость с мехами отмирают, отправляя в небытие пронзительные по своей нелепости механизмы.

В жанре «двухглазых» камер рождается «Ролляй», одна из лучших и конструктивно совершенных среднеформатных фотокамер.

Простенький сперва «Ролляйкорд» становится «Ролляйфлексом», моей любимой фотокамерой.

На пике стальной эпохи камеры стремятся к миниатюризации. Оформляются стандартные виды 35-мм фотокамер.

Фотокамеры переходят в аллюминиевый период. Вообще мне трудно нащупать границу между ними. Где-то на самой черте разделения камеры становятся легче, в них появляется больше декоративных пластиковых деталей.

В конце алюминиевого периода камеры выглядят привычно. Порой трудно понять, что перед тобой — старый пленочный фотоаппарат или современная цифрозеркалка, которая под него максируется. Камеры этой поры стараются казаться нарочито функциональными. В них много рычагов управления. Чем профессиональнее, тем лучше.

В это же время рождаются замечательные складные фотоаппараты «Поляроид» — с трудом дожившая до наших дней ветвь, в которой можно учуять эстетику камер деревянного периода.

В конце алюминиевого века фотография популярна как никогда. Рынку требуется много недорогих и простых камер, рассчитанных на массового потребителя. Так начинается пластиковый период пленочной фотографии.

Сперва строгий корпус хоть как-то пытается держать рамки приличия.

Но постепенно расслабляется.

И наконец приходит к привычной нам пленочной «мыльнице» — такая камера была в каждом доме. Кто их нас не снимал родню со вспышкой в лоб и красными глазами, а после отмечал на конверте фотографии для печали: 14, 15А, 18…

И наконец, финальный аккорд развития фототехники — титановый. В этом коротком периоде уже вымирающие от цифрового метеорита фотопроивзодители пытались заработать на лакшери-сегменте, собирая высококачественные мыльницы в титановых корпусах. Так появились «фотокамеры дантиста» или «фотокамеры адвоката» — считалось, что только эти профессии могут позволить себе аппарат ценой с мотоцикл.

Последние образцы профессиональных пленочных фотокамер выглядя совсем неотличимо от своих цифровых аналогов.

Собственно, вот и последняя остановка. На сегодняшний день производство пленочных камер практически остановилось, в мире выпускают всего несколько моделей: F6 и FM10 у «Никона»:

 

И «Ляйка» производит пару супердорогих моделей, например M-A.

Ну и еще с трудом выжившая компания «Поляроид» выпустила пару моделей, реинкарнацию камеры с ее старым дизайном:

И свежо выглядящую камеру I-1:

Пара этих камер и дюжина других образуют мгновенный период, в котором мы с вами сейчас и находимся.

Система Orphus