«Пособие по креативному акционизму»

Прочитал книгу «Beautiful Trouble» — сборник статей и советов о креативном акционизме. Это перевод одноимённой книги, которая, в свою очередь, родилась из одноимённого сайта.

Авторы статей рассказывают о своём опыте изменения сложных политических и культурных систем. Кто-то пишет про демонстрации, кто-то — про мистификации и манипулирование закостенелым общественным мнением. Упор делается на необычность, на креативный и умный подход, на то, как добиться выдающихся целей малыми средствами.

Книжка маленькая, влезет в карман. Я взял её с собой в самолёт, чтобы скрасить страшные минуты взлёта, но увлёкся и прочитал всю еще до посадки. Как обычно, сделал небольшой конспект.

  1. Часто человеческое развитие определяется акциями прямого действия — когда много людей прямо показывают свои желания другой небольшой группе людей, что выбрана управлять обществом. Акции прямого действия — это нормально. Можно влиять на власть через сложную систему выборов, а можно просто выйти на улицу.
  2. Часто кажется, что на акциях прямого действия протестующие хотят подраться с полицией и побить витрины. Это не так. Их смысл в том, чтобы показать расстановку сил, чтобы сказать: «Нас много и мы хотим другого». Акции прямого действия усиливают риски для власти и бизнеса. Так протестующие обеспечивают себе свободу, комфорт, привилегии и безопасность.
  3. Власть ничего не отдаёт без нажима и отступает только перед бо́льшей властью.
  4. Только массовые и хорошо организованные акции прямого действия имеют успех.
  5. Задача акционистов — выбрать конкретную цель, создать структуру и привлечь как можно больше сочувствующих.
  6. Правила акции должны быть максимально простыми. Например, правила велопробегов «Критическая масса»: собираемся каждую последнюю пятницу месяца, держимся вместе. Если вы впереди — решайте куда ехать, если вы за лидером — то просто езжайте. Или правила битвы подушек на Уолл-стрит в 2008 году: принеси подушку, не бей тех, кто без подушки. Всё, этого достаточно.
  7. Акция прямого действия должна быть ненасильственной. Пусть ненасилие будет ключевым, стратегическим принципом.
  8. Гнев эффективен только тогда, когда у вас есть моральное превосходство перед противником.
  9. Чтобы привлечь сторонников, нужно держаться простой и понятной цели. Не «Откажемся от субсидирования военного бюджета», а «Пенсии вместо танков». Также важно не размывать свою цель на несколько. Одна акция — одна цель.
  10. Организаторы должны быть приветливы к новичкам. Важно общаться со людьми, проводя их по цепочке: прохожий → заинтересованный → сторонник → помощник организатора → активный участник и организатор.
  11. Если хотите просто привлечь внимание к своей проблеме — организуйте путешествие. Отправьтесь компанией из Владивостока в Москву пешком, или на велосипедах, или на тракторах. Попутно устраивайте митинги и привлекайте внимание прессы. Медиа любят истории маршей протеста, и о вас обязательно расскажут.
  1. Если вам нужно добиться цели, представьте что это случилось. Расскажите об этом в прессе, выпустите фейковый новостной выпуск или тираж газеты, дайте интервью. Распространите мистификацию. Грамотно организованная мистификация может вызвать убытки для бизнеса и откроет глаза на преступления политиков.
  2. Создайте предвосхищающую акцию. Если вы боретесь за парки, то покажите чем они хороши. Так, участники движения «День Парк(инг)а» выкупали все места на парковках на целый день, и разбивали там импровизированные общественные пространства. Так горожане видели, за что борются участники и чем хороши их идеи.
  1. Другой способ — самостоятельные решения. Устали ждать, когда власти нарисуют пешеходный переход? Сделайте его самостоятельно. Хотите помочь измученным безнадёжным вкладчикам? Выкупите вскладчину из долги у банка с большим дисконтом, и погасите их.
  1. Хороший акционист знает свою культуру и использует её. Он не стесняется присваивать и переосмысливать мемы, художественные произведения, песни, популярную рекламу и известных личностей. Так его идеи становятся вирусными.
  2. Идеальный культурный символ — это свободное означающее. Используйте в качестве символа нечто просто, понятное, уже имеющее значение: цветок, рука, белая лента, флаг. Свободное означающее обрастает новыми смыслами, приумножается со временем.
  3. Устройте инсценировку, чтобы показать абсурдность господствующих идей. Например, актёр может напасть на двух других актёров, изображающих геев, и обвинить их в мерзком разврате. Цель инсценировки — вовлечь окружающих людей, вызвать их возмущение. Так на помощь геям может прийти человек традиционных взглядов, просто потому что видит несправедливость. Такие спектакли производят большое влияние на зрителей.
  1. Чтобы сорвать выступление противника, используйте ненасилие и творчество. Если облить человека грязью или ударить, то это вызовет гнев и отторжение противоборствующих идей. Вместо этого можно осыпать политика-гомофобы радужными блёстками или запеть песню на его выступлении. Заставьте оппонента выбирать из двух зол: жёстко пресечь вашу акцию или уйти со своего выступления.
  2. Используйте шутовское электоральное партизанство. На выборы выходят партия политиков-гномов или гей-двойник провластного конкурента, и показывают несовершенство традиционной избирательной системы. У шутов нет цели избраться, они критикуют своим существованием. В политической программе шутов следует чередовать смешное и серьёзное. Пообещайте в случае победы выдать всем гражданам красные шерстяные носки и… провести выборы местных руководителей полиции.
  3. Идеальная акция прямого действия гордится отсутствием лидеров и распределённостью. Она словно никем не управляется, но достигает своих целей. В такой системе нельзя арестовать какого-то лидера, без которого всё развалится.
  4. Если без лидеров не обойтись, представляйте ими тех, кто сильнее всего подставлен под удар. Это привлечёт к ним повышенное внимание и защитит от тайных нечестных действий.
  5. Любой акции нужна популярность. Однако популярность не возникнет сама. Делайте за СМИ их работу: снимайте и выкладывайте видео, выпускайте пресс-релизы, готовьте фотографии в хорошем качестве, делайте заявления в социальных сетях.
  6. Не забывайте, что цель вашей акции — это общественное мнение. Вряд ли политик изменит своё решение, если вы обсыпете его блёстками. Однако он сделает это под напором тысяч людей, которые разочаруются в нём из-за нелепого или грубого поведения.
  7. Если протест объявлен вне закона, сделайте его повседневным и доведите до абсурда. Нельзя устроить митинг? Просто толпитесь на улице. Нельзя кричать слоганы? Просто пойте или хлопайте в ладоши.
  8. Бейте врага его оружием. Политики заявляют о безопасности питьевой воды? Принесите на встречу воду и предложите её выпить. Здание передумали признавать аварийным? Пригласите на встречу на крыше здания.
  9. Сделайте невидимое явным. У вас из крана течёт чёрная вода? Наполните ей аквариум и выставите на площади. Боретесь против загрязнения природы? Принесите в общественное пространство животное, которое умерло от этого загрязнения.
  10. Используйте доброту. Вместо того, чтобы бить машины, которые запаркованы на тротуаре, можно дарить подарки тем, кто паркуется правильно. А неправильно запарковавшимся выдайте шутовской штраф от клоуна-полицейского.
  1. Если вы устали от несправедливости, создайте временную автономную зону. Это пространство, где действуют ваши законы и правила. Организуйте фестиваль на природе со своей валютой и бесплатными образовательными курсами для бездомных. Создайте общественное пространство, где не действуют государственные гомофобские законы. Ваши сторонники могут отдохнуть и сплотиться во временных автономных зонах.
  2. Помните о том, что любая общественная сила испытывает кризис идентичности и стремится к изоляции. За изоляцией следует маргинализация. Важно не допускать выдуманной элитарности, приглашать новых членов.
  3. Также важно бороться с экспрессивностью действий. Всегда приятно перекрыть улицу или разбить полицейскую машину. Однако акция не должна нарушать закон просто так, без следования стратегии и не ради достижения цели.
  4. Объединяйтесь, общайтесь, изучайте, ставьте цели и достигайте их. Всё возможно.
Система Orphus