BBC Styleguide, саммари

BBC Styleguide — это интересный для чтения сборник стандартов, норм и правил написания текстов в новостной службе Бибиси, самой крупной и авторитетной информационной корпорации мира. BBC Styleguide создан на основе многолетнего опыта авторов и редакторов службы, он написан приятно и просто. Читать его одно удовольствие.

BBC Styleguide

Нужно понимать что Styleguide написан на английском для англоязычных читателей, однако его обязательно нужно прочитать любому копирайтеру или новостному редактору вне зависимости от языка владения.

BBC Styleguide распространяется бесплатно в формате .pdf, скачать его можно отсюда.

Ну а теперь, как обычно, саммари:

  • Написание новостей — это процесс взаимодействия со своей аудиторией. С аудиторией нужно быть честным, открытым и позитивным.
  • Будьте аккуратны с аббревиатурами. NATO знают все, но что такое NASDAQ понимают очень немногие. Нужно расшифровывать сложные и непонятные аббревиатуры.
  • В новостях следует аккуратно использовать пассивный залог. Активный залог придает речи живость и красоту, пассивный — строгость.
  • Американизмы нужно стараться использовать в обращении к американцам, общаясь с британцами лучше пользоваться британским английским.
  • Говоря о действии, сначала говорите о субъекте действия (кто сделал), а лишь потом о самом действии (что было сделано).
  • Найдите список письменных клише и старайтесь избегать их.
  • Уточняйте значения любых непонятных для вас слов по словарям, не позволяйте себе писать о незнакомом интуитивно. Словарь — лучший друг новостника.
  • Обратите особое внимание на слова, близкие по написанию, но разные по значению (омонимы, паронимы и другие). Яркий и всем знакомый пример — это надеть и одеть.
  • Три раза уточняйте правильное написание фамилий, географических мест и названий.
  • Обращайте внимание на переносимые и используемые иностранные фразы. Всегда ли они действительно означают то, что вам кажется?
  • Жаргонизмы следует использовать очень аккуратно или не использовать вообще.
  • Умейте правильно писать цифры и числа в тексте. Не смешивайте текстовое и числовое написание цифр, никогда не смешивайте в одном тексте проценты и реальные числа, не суммируйте проценты и убедитесь что правильно оперируете с ними (например, утроение числа на самом деле приводит к его увеличению на 200%, а не на 300%).
  • Не попадайтесь в ловушки ошибочных представлений. Франкенштейн это не имя монстра, а фамилия его создателя. Голландия это не название страны, а только область в Нидерландах (но язык в Нидерландах голландский). Одного пенса не бывает, но бывает одно пенни. «Черный ящик» это на самом деле оранжевая сфера.
  • Умейте правильно употреблять косвенную речь. Убедитесь, что вы использовали в косвенной речи все, что сказало нужное вам лицо. Если вы вынесете за пределы косвенной речи малую часть того, что сказал человек, вы по сути сделаете эту часть своими словами.
  • Старайтесь выдерживать ритмику текста. Для того, чтобы проверить это достаточно прочитать текст вслух. Гладко ли он читается, нет ли в каких-то его частях провалов или наоборот, мест с нарастанием напряжения? В отличие от дружеского рассказа, новости должны быть гладкими и безэмоциональными.
  • Упрощайте, упрощайте, еще раз упрощайте! Замените все сложные конструкции простыми и понятными словами. Не нужно говорить «совершенно уникальный», достаточно сказать просто «уникальный».

Очень советую прочитать BBC Styleguide всем имеющим дело с текстом, а также тем, что изучает английский. Море свободно распространяемого опыта, этим грех не воспользоваться.

Система Orphus