«Атлант расправил плечи»

Прочитал я тысячестраничный эпос о главенстве разума и денег.

 

Атлант расправил плечи
 

Начнём, пожалуй, с того, что книгу я прочитал подозрительно быстро — всего за пять дней. Когда я первый раз взял в руки этот внушительный бумажный кирпич, пахнущий тонкой еловой бумагой и крохотным нанокеглем, то сразу представил себе занятые чтением долгие зимние вечера где-нибудь в Норильске — казалось, что только скучная полярная ночь даст время и силы на такой опус. Однако книга втянула, словно хороший немецкий пылесос — я ходил с ней из гостиной в спальню, из спальни — на кухню (нет, в ванную с собой я книгу не брал). «Атлант» засасывает, хоть повествование и не отличается саспенсом.

Вообще говоря, это очень сложная и многогранная книга, о ней можно долго говорить и спорить. Однако для начала её стоит просто взять и прочитать, что я вам и советую. Сейчас же я просто выскажу несколько своих отрывочных мыслей о книге.

Во-первых, это не роман, это пьеса. Да-да, самая настоящая пьеса, которую можно играть в театре прямо с листа. Нужно только будет нарисовать простейшие декорации. Всё дело в том, что книга Эйн Рэнд построена на диалогах и многологах главных героев. Если из книги отжать прямую речь, то текста останется на тоненькую брошюрку непосредственного действия. Так что готовьтесь к сценам вида: «Войдя в лифт, он нажал на кнопку 1, повернулся и сказал… (17 страниц монолога)». Пьеса роман похожи на древнюю болтологическую RPG — один произнес речь, потом второй, потом третий, потом первый произнес еще одну речь. Читателю же предстоит плавать в этих огромных диалогах. Впрочем, я бы не сказал, что это очень скучное занятие.

Во-вторых, меня удивила какая-то особая садомазохическая сексуальность в описании постельных сцен. Прежде всего главная героиня романа последовательно спит со всеми тремя другими главными героями, и каждый акт их, эмм, единения преподносится как великое идеологическое чудо. Они не занимаются сексом, скорее морально поглощают друг друга, изменяясь при этом. По словам автора, они еще и влюбляются друг в друга, так что к концу книги я окончательно запутался в том, кто чей парень. А еще их занятия любовью похожи на какое-то жесткое порно — герой-мужчина жадно берёт героиню, разрывая на ней одежду, а она упивается его грубой силой.

– Я никогда не пользовалась особой популярностью в школе, и меня это не особо волновало, но теперь я поняла причину. Причина просто невероятна: меня недолюбливают не потому, что я все делаю плохо, а потому, что я все делаю хорошо. Меня не любят потому, что я всегда была лучшей ученицей в классе. Мне даже не нужно учиться. Я всегда получаю отличные оценки. Может быть, для разнообразия начать получать двойки и стать самой популярной девушкой в школе?

Франциско остановился, взглянул на нее и ударил ее по лицу.

Земля закачалась у нее под ногами.

То, что она ощутила, можно было измерить только бурей чувств, вспыхнувших у нее в душе. Она знала, что убила бы любого другого человека, посмевшего поднять на нее руку, чувствовала неистовую ярость, которая придала бы ей силы сделать это, — и такое же неистовое удовольствие от того, что ее ударил Франциско. Она чувствовала удовольствие от тупой, жгучей боли и привкуса крови в уголках губ. Она почувствовала удовольствие от того, что вдруг поняла в нем, в себе и в его побуждениях.

Каково, а? Я, кажется, начинаю понимать, почему «Атланта» не заставляют читать в школе — сексуального садизма в книге хоть отбавляй.

В-третьих, Эйн Рэнд мажет свой эпический холст густым, толстым мазком в пару красок. Социализм и любое проявление бескорыстия у неё рисуются чёрным, традиционная модель, основанная на денежном эквиваленте — белым. Тот, кто любит капитализм (в хорошем смысле этого слова) будет упиваться книгой, находя в ней множество поводов для подтверждения своих взглядов. Лично я привык многое делать бесплатно и скорее альтруист, так что мне трудно понять многие моменты в мотивации главных героев.

Ну а еще лично меня сюжет со второй половины книги откровенно разочаровал. Автор так умело нагнетала трагизм, ткала покрывало Тайны, а под конец всё сдулось — монстры оказались ненастоящими, летающая тарелка из картона, вместо световых мечей — фонарики, а вместо бластеров — водные пистолеты. Диалоги Рэнд пишет качественно, а сюжетом особо не заморачивается, что есѣм жаль.

В любом случае, книгу нужно взять и прочитать, не пугаясь объема. Она местами странная, местами глупая, но в общем и целом в этих трёх томах выражена суть той философско-денежной системы, по которой мы сейчас живём.

⌘ ⌘ ⌘

Система Orphus