Индекс авиационной развитости

Развитость стран оценивают по-разному: по доходу на душу населения, уровню счастья, размеру пенсии, объему инвестиции.

Мне кажется, что развитость стран можно оценивать по авиационному сообщению. В развитой стране люди летают часто, в ней много аэропортов и авиакомпаний. В неблагополучном государстве граждане сидят дома и трясутся на плацкартной боковушке возле туалета.

Оценить это нетрудно, есть даже специальные сервисы — например, «Флайтрадар». Он показывает нам такую картину:

Это живая карта воздушного авиасообщения над миром. Её интересно разглядывать, кликать по самолёту и узнавать историю полёта. Однако сейчас не об этом.

На карте видно, что над Европой небо усыпано самолётами, настоящий воздушный муравейник. Видно, что из Европы тянется «мост» на Ближний Восток, потом дальше в Азию: Индию и Китай. Затем, через Юго-Восточную Азию — в Японию.

Россия на этой карте выглядит большим белым пятном. Кое-какое авиасообщение еще есть из Москвы в крупные города: Екатеринбург, Казань, Новосибирск, но остальная территория страны выглядит пустынной. Прямо как Африка внизу.

Можно возразить: в Европе живёт около 500 миллионов человек на небольшой территории. Но возьмём к примеру, США. В Штатах проживают 320 млн человек (в 2 раза больше, чем в России), и территория больше европейской. Из Нью-Йорка в Калифорнию летят пять часов без пересадок (из Москвы во Владивосток — восемь). Вот как выглядит карта авиационного сообщения над США:

Над Штатами сейчас находится более 4000 самолётов. Над Россией — около 200. Это число изменится в нашу пользу, когда в США будет ночь, а у нас наступит утро (люди чаще летают днём). Но всё равно разрыв катастрофический.

Билет на самолёт в Штатах стоит дорого, дороже чем на внутренние российские авиалинии. Но люди всё равно летают очень часто, могут себе это позволить. Страна охвачена сетью аэропортов, они есть даже в небольших городках. Кроме того, есть много аэропортов для бизнес-джетов, базы легкомоторной авиации и даже небольшие персональные аэродромы.

Можно бесконечно выводить индекс бигмака, спорить о цене барреля нефти и литра кефира. Но 146 миллионов Россиян по-прежнему не летают на самолётах, не перемещаются по стране или делают это очень неудобно и медленно. Кажется, что доступность современного сервиса хорошо показывает уровень жизни в государстве. Боюсь, что он у нас ближе к Африке, чем к Европе.

Система Orphus