Уильям Тёрнер
Друзья, позвольте продолжить свою небольшую серию художественных рассказов, начатую с Эдварда Хоппера. Сегодня у нас в гостях Уильям Тёрнер. Входите, Уильям, ставьте свое ведро с акварелью в углу, сумку с кистями и стермянку поставьте здесь. А где ваш холст? Что? Не проходит в дверь?
Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер — это последний романтик рок-н-ролла пейзажной живописи, британский Айвазовский, неземной красоты человек и один из моих любимых акварельных художников.
Я долго отбирал картины, которые хотел показать вам. Это достаточно непростая задача — за свою долгую и плодотворную жизнь Тёрнер оставил благодарным, но по большей части мало что знающим о нем самом потомкам более трехсот больших полотен, десятки тысяч рисунков, набросков, эскизов и графических дневников. В Великобритании его картины хранятся в специально выстроенной для этого галерее, но даже ценители Тёрнера со знатоками иногда обнаруживают в запасниках нечто совершенно новое и неизвестное для себя.
Иногда мне кажется, что Тёрнер не рисует, а выжигает свои картины. Это не художник, а лазерный широкоформатный принтер — мощные всполохи застывшего света, огромный, нечеловеческий пожар на каждой картине. Тёрнер мог бы рисовать арт к «Звездным Войнам», ему только надо бы перерисовать парусники в зведолеты и постараться провести хотя бы несколько прямых линий.
Для Хоппера люди — это манекены для краш-теста, которые он старательно рассаживает в картине, а потом разбивает о тяжесть жизненной ситуации. Для Тернера люди вообще не имеют никакой ценности — он рисовал их потому, что тогда было просто принято рисовать людей. Художественное мясо, три мазка на каждого человека. Даже свой автопортрет Тёрнер нарисовал с каким-то видимым пренебрежением, постоянно скатываясь в импрессионизм.
Архитектура — отдельная тема творчества Тёрнера. Сначала он старательно вырисовывает сложные викторианские постройки и интерьеры, а потом, злорадно хохоча, смазывал прямые линии. Огромные, нечеловечески мощные здания на картинах Тёрнера плавятся и дрожат, словно свеча в доменной печи.
Говорят, Джозеф любил рисовать вслепую, не глядя на холст. Наверное, где-то недалеко от его мастерской круглосуточно работал маленький акварельный заводик. Да-да, тот самый, справа от мастерской по производству холстов и кистей.
Тёрнер не жалел ни себя, ни красок, ни зрителя, ни классическую живопись. Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер закончил собой период солнечных полотен, могучих пейзажей, пятиметровых холстов, парусников и многотысячных баталий. Это был художник, который умел рисовать в классической технике как никто другой. Но ему просто было скучно в рамках канонов, он видел мир иначе. Здорово, что есть возможность насладиться этим миром вместе с ним.