Струп-эффект

В книге Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength авторы описывают забавную штуку — американская контрразведка активно использовала Струп-эффект для разоблачения советских шпионов, работающих под прикрытием.

Для начала вкратце расскажу про Струп-эффект. Это известный опыт, лежащий между психологией и лингвистикой. Суть его заключается в следующем: скрытый контекст слов, которые мы читаем, влияет на восприятие смысла этих слов и на скорость их чтения. Под скрытым контекстом слов подразумевается шрифт, которым они набран, размер шрифта и, конечно же, цвет.

Эффект был впервые описан Джоном Ридли Скоттом Струпом. Этот американский исследователь давал испытуемым для прочтения следующий текст:

Черный Синий Красный Желтый

Синий Оранжевый Белый Голубой

Большинство испытуемых читали вторую строчку текста медленнее — мозг все время буксовал и подавал сигналы «Эээ, это слово написано не тем цветом, о котором говорится!». Струп провел целое клиническое исследование своего эффекта — в нем есть всякие скучные заключения о том, какие участки мозга задействованы во время чтения цветного текста.

Есть также разновидность Струп-эфекта, которая называется стрессовый Струп-эффект. Для демонстрации этого эффекта людям дают читать цветные строчки текста во время сильных эмоциональных переживаний (например, во время теста на алкоголь или восхождения на гору Эверест). Восприятие обмануть очень трудно, и особенно трудно обмануть восприятие речи и текста.

К примеру, человек родился в России и жил в ней до, предположим, 18 лет, а потом уехал в Штаты и стал там шпионом, отрицающим свое русское прошлое и заявляющим, что по-русски он совсем не говорит. Если такого шпиона поймать и подсунуть ему цветной текст, в котором транскрибированные русские названия цветов будут раскрашены в цвета, которые они имеют в русском языке, то шпион неосознанно прочитает их быстрее, чем прочитал бы их обычный американец. Знание русского языка в данном случае служит своеобразным противоядием от Струп-эффекта. Можем проверить:

Goluboy Zeleny Orangevy Krasny Cherny Siniy

Ах да, чуть не забыл. Это же стрессовый Струп-эффект, так что не забудьте предварительно вогнать себя в состояние стресса! I nikomu ne priznavaytes, slyshite!

А еще Струп-эффект иногда используют дизайнеры, которые не боятся китча. Самый известный пример — это дизайн логотипа магазина одежды Blue, созданный Стефаном Загмайстером.

Blue
Несмотря на то, что название магазина переводится как «Голубой», Стефан написал его черным на оранжевом фоне. Это вызывает мощный когнитивный диссонанс, однако в данном случае минус на минус дает жирный плюс.

Система Orphus