APS
В 1990-х годов компании Kodak. Nikon, Canon, Minolta и Fujifilm решили подстегнуть фоторынок и представили новый формат фотопленки — APS (Advanced Photo System, «Усовершенствованная фотосистема»). Это очень интересный формат, про который хочу рассказать.
Сперва — про саму пленку. Создатели APS решили переизобрести катушку фотопленки, избавив её от типичный проблем и дав ей новые возможности. Вот так выглядят катушки APS:
Их выпускали под разными брендами, самые популярные — Advantix от Kodak и Nexia от Fujifilm. Внешне катушка кажется похожей на обычную катушку для фотопленки, но на деле они заметно отличаются:
Вот что изменилось в катушке APS:
- Пленка в ней — уже обычной, 24 мм против стандартных 35 мм. Размер кадра также уменьшился, в APS он 16,7×30,2 мм против стандартных 24×35 мм. Создатели новой катушки учитывали возросшее качество эмульсии новых пленок, и ориентировались на любителей — поэтому уменьшением размера кадра решили пренебречь.
- В новую кассету помещалось 15, 25 или 40 кадров.
- Кассета превратилась в картридж. Из нее больше не торчал хвостик пленки, она всегда была смотана внутри и разматывалась уже в фотоаппарате.
- Форма картриджа подсказывала, как правильно вставить её в камеру. Сами камеры стали удобнее и проще в плане зарядки. Больше не требовалось раскрывать дверцу в задней части камеры, вытягивать хвостик пленки и вставлять её в приемную катушку. Достаточно было открыть небольшое окошко, поместить туда APS-кассету и закрыть окошко — камера дальше сама вытягивала пленку. Зарядка камеры стала занимать буквально пару секунд, этим можно было заниматься в перчатках.
- С краю фотопленки размещалась небольшая магнитная полоса, на которую камера могла записывать информацию: дату, время, параметры съемки и другие данные.
- Благодаря полосе можно было менять кассеты «на лету». Достаточно нажать на кнопку — камера запишет номер последнего отснятого кадра на полосу, и смотает пленку в кассету. Затем если вставить эту кассету в другую камеру, то фотоаппарат автоматически отмотает её на кадр, которым закончили снимать. Это прямо очень круто! Раньше для такого создатели фотоаппаратов придумывали сложные съемные «задники». А теперь фотограф мог держать в кармане несколько пленок с разной светочувствительностью, и быстро менять их по мере необходимости.
- Также с помощью магнитной полосы можно было отмечать кадры сразу после того, как их сделал. После кассету сдавали в лабораторию, и в ней автоматически печатали выбранные кадры.
- У кассеты были четыре состояния: «Новая», «Частично отснятая», «Полностью отснятая, но непроявленная», «Проявленная». Состояния видны в окошке на самой кассете. Камера не позволяла случайно отснять кассету заново.
Одним словом, формат кассеты APS для любительской пленочной фотографии был очень классным — настоящий шаг вперед по сравнению с привычным форматом 35-мм пленочной кассеты (тип-135), которая не менялась почти век.
Для формата APS выпускались десятки фотокамер. Большинство таких камер — любительские модели-мыльницы, или камеры со сменными объективами, которые пытаются походить на профессиональные модели. Не знаю почему, но большинство APS-камер — очень уродливые, найти среди них что-то приятное в коллекцию трудно. Наверное, влияет неразбериха в дизайне, которая свойственна 2000-м годам.
Но одними кассетами и камерами мир APS не ограничивался. Фотопроизводители решили сделать из фотопленки удобный формат для хранения и демонстрации фотографий. После проявки пленка APS помещалась обратно в кассету и хранилась прямо в ней (выпускались специальные альбомы с ячейками для кассет). Можно было купить специальную приставку размером с видеоплеер. Приставка подключалась к телевизору, в нее вставляли кассеты — и смотрели фотографии прямо на экране! Для девяностых это было просто вау-штука.
Вообще формат APS рассматривался создателями как переходный от традиционной пленочной фотографии к фотографии цифровой. В отличие от обычных фотолабораторий для 35-мм пленки, лаборатории APS не печатали снимки оптическим способом — они оцифровывали кадры и печатали их на цифровом принтере.
Однако цифровизация фотографии наступила быстрее, чем на это рассчитывали создатели формата APS. Уже спустя несколько лет после презентации новых пленок и камер цифровая любительская фотография стала повсеместной. Цены на цифровые камеры и принтеры снижались каждый год, на рынке появлялись новые модели. Кроме того, формат APS требовал переоборудования лабораторий — проявлять и печатать новую пленку в обычных машинах для 35-мм пленки было нельзя. Новых лабораторий было мало, владельцам камер приходилось искать, куда бы сдать свои высокотехнологичные пленки.
К 2010 году цифровая фотография полностью «съела» любительскую пленочную фотографию, и пленка держалась только в сегменте профессионалов. Стандарт APS не удовлетворял требованиям профессионалов — им и обычного кадра 24×36 было мало, а кадр APS был меньше на треть. В результате уже в 2001 году продажи пленки и техники APS рухнули. В 2004 году компания Kodak перестала производить новые камеры, а в 2011 году выпустили последний ролик APS.
Сегодня формат APS полностью мёртв. На онлайн-аукционах еще можно купить камеры, они обычно продаются по 10-20 евро (цена на коллекционные титановые камеры может доходить до 200 евро). Пленки все еще много, хотя она постепенно попадает в жанр сильно просроченной. Обычная цена за катушку — 2-3 евро. Приставки и другую ерунду также можно недорого купить. Еще остаются немногочисленные энтузиасты, которые снимают на APS, проявляют пленку, сканируют её, печатают. Проявить и отсканировать пленку APS можно и в Москве, в лаборатории «Среда». А еще формат APS сохранился в обозначении матриц цифровых камер, можно встретить формат матриц APS-C и APS-H.
У меня есть в коллекции и камеры, и пленки формата APS, но я не могу назвать себя фанатом этого стандарта. Хотя сам по себе он кажется мне интересным и технологичным. Если бы у технологий 2000-х годов было престижное кладбище, то APS определенно заслуживал бы там места, наряду с мини-дисками, смартфонами Nokia и другими штуками.