Новый «Эктахром»
В конце 2018 компания Kodak выпустила в продажу фотопленку Ektachrome E100.
Появление этой фотопленки — это большое событие для аналоговых фотографов. Ведь последние 20 лет производство пленки только сокращалось. В мире черно-белой фотографии все было еще неплохо, но в мире позитивной (или слайдовой) пленки оставался только один производитель — японская компания Fujifilm. При этом Fujifilm последние пару лет взяла явный курс на сокращение производства пленки (фотографы горько шутили, что компанию уже пора переименовывать в просто Fuji).
И вот в 2017 году Kodak объявил, что возобновляет производство Ektachrome — знаменитой слайдовой пленки. Kodak производил её с начала 1940-х годов. Астронавты снимали на нее на орбите и на Луне, фотографы-путешественники фотографировали на эту слайдовую пленку в джунглях (и после печатали снимки в National Geographic). Однако в 2013 году производство «Эктахрома» было прекращено. До недавних пор на аукционах еще удавалось купить катушку-другую просроченной фотопленки, даже я снимал несколько раз на такую. Однако цена на пленку выросла до недоступных 2-3 тысяч ₽ за ролик, а старая пленка сильно теряла в цветах, и снимать на нее ответственные сюжеты было небезопасно.
Прекращение выпуска «Эктахрома» было большой печалью для пленочных фотографов. Представьте, что компания Nike вдруг прекращает выпускать кроссовки, вообще. Любители комфортной спортивной обуви покупают втридорога поношенные кроссовки на барахолках, но в целом настроения пессимистичные. Пройдет еще несколько лет, и люди навсегда забудут ощущения кроссовок на ногах.
И тут в 2017 году «Кодак» объявил о том, что возобновляет производство «Эктахрома». Точнее сказать, компания начинает долгий процесс восстановления этого производства. Ведь за несколько лет оборудование застоялось, цепочки поставщиков нарушились, старые сотрудники уволились, документация растерялась. Инженерам «Кодака» потребовалось больше года на то, чтобы по крупицам восстановить и наладить производство. Ведь недостаточно выпустить какую-нибудь слайдовую пленку — фотографы ждут тот самый «Эктахром». На тесты и настройку производства потребовался целый год. И вот в ноябре 2018 года «Эктахром» был готов.
В мире плёночных фотографов наблюдался невероятный ажиотаж. Пленка появлялась в фотомагазинах небольшими партиями в 100-200 роликов, и ее раскупали мгновенно. «Эктахром» разлетался словно самые горячие пирожки. Наглядный пример произошел со мной. Я увидел в инстаграме берлинского «Фотоимпекса» пост о том, что к ним завезли несколько десятков роликов. Я прыгнул на велосипед и спустя 20 минут был в магазине, но пленки к тому времени уже не осталось! В сообществах пленочных фотографов в фейсбуке друг за другом сыпались мольбы о паре роликов и проклятья нерасторопным магазинам. В Москве пленка появилась только в декабре.
Фотографы-счастливчики уже успели написать свои посты с тестами пленки еще в прошлом году, и я наверняка буду одним из последних. Но вот и я отснял и проявил катушку нового «Эктахрома». И вот он какой:
В целом можно сказать смело — это если не тот самый «Эктахром», то нечто довольно к нему близкое. На мой взгляд, цвета стали чуть-чуть более сливочными, но по-прежнему узнаваемо приятные и теплые. Лайк!
Как и всегда, «Эктахром» любит хороший яркий свет, и просит снимать себя на свету с недодержкой в 1 стоп.
А вот темноту «Эктахром» выдерживает слабо, на мой взгляд похуже привычных мне слайдовых пленок от «Фуджи» — изображение сразу «уползает».
Одним словом, хорошая пленка. «Эктахром» хорош по всем фронтам — он и дает «сливочную» картинку, и разнообразит выбор слайдовой пленки на рынке, который теперь выглядит так:
При этом «Эктахром» оказывается примерно на 1-2 евро дешевле роликов «Провии» и «Вельвии». Хотя если мне потребуется снимать ответственные сюжеты, я все же выберу привычную для себя «Провию».
Чтож, ждем когда «Кодак» переживет волну ажиотажа вокруг «Эктахрома» и подготовит выпуск пленки 120 типа — я снимаю почти только на этот формат и тогда наверное будут мешать «Эктахром» с «Провией». Вот такие пироги!