Антизакисание мозгов
Максим Ильяхов написал классную заметку о том, как с офисными сотрудниками случается закисание мозгов, от которого они теряют волю и превращаются в корпоративные винтики.
Я знаю о таком закисании не понаслышке — оно случилось со мной, когда одна московская айти-компания перевезла меня из Череповца в Москву.
Когда я переехал и начал работать в офисе, то понятия не имел, чем мне нужно заниматься, как строить свою работу. В результате за полгода из штатного копирайтера я превратился в офисный талисман, который веселит людей на планерках, скидывает смешные картинки в чатики и питается корпоративными слухами. Все знали, что если я нужен, то искать меня следует не на рабочем месте, а у кулера.
В работе происходило то же самое: я делал что скажут, переделывал как скажут. Вместо работы и результата я пытался со всеми подружиться, стать одновременно и эмоционально незаменимым и незаметным — казалось, что так можно спокойно быть на работе, не выделяясь. Неудивительно, что меньше чем через год меня уволили (и слава богу — это хорошо вправило мне мозги).
Из заметки Максима может сложиться ощущение, что редактор должен бегом бежать от крупных компаний, или работать с ними только удаленно и вне штата. Мол, в компаниях все душные мудаки, а ты, редактор, храни силу духа и незамутненный кристалл пользы™.
Мне кажется, что это неправильно. Я бы посоветовал каждому редактору время от времени погружаться в работу крупных компаний: идти в штат, работать с коллегами рядом, хлебнуть пару раз корпоративного говна.
Без этого приборы, которые определяют адекватность человека, начинают привирать — их нужно откалибровать. Это особенно важно для людей, которые только что закончили какие-нибудь курсы или школу. У таких ребят складывается ощущение, словно они уже знают как хорошо и правильно, ведь им преподаватели об этом рассказали. Однако на самом деле все эти знания только предстоит проверить на практике, применить к себе. Без такой проверки случается шляпа.
Ну вот например приходит редактор в компанию и видит, что там каждую неделю клиентов поздравляют: то с Новым годом, то с 8 марта. Редактор читал правильные книжки и рассылки и заявляет:
— Хватит поздравлять людей с праздниками, это всех достало!
А ему отвечают:
— Чувак, мы 3 миллиона рублей в месяц зарабатываем только на рассылках, в которых людей с днем рождения поздравляем. Ты там норм вообще?
Редактор куксится:
— Но ведь… Максим Ильяхов и Люда Сарычева писали… Вы что, думаете что Максим это придумал что ли? Это правда раздражает людей… В конце концов, Илья Бирман писал что главное не просто заработать деньги, а делать свою работу круто…
Коллеги на него смотрят как на дурачка — и правильно делают. Я этот пример кстати не придумал, я лично его наблюдал в одной компании. Сразу после того редактор сбежал почти что в слезах. Он уверен, что в компании этой у всех мозги закисли, а самом деле он просто слишком любит свои абстрактные представления о правильном и боится сталкиваться с реальным миром.
Бывает и еще хуже — когда редактор приходит раздавать советы и «парит над битвой». В компании могут довериться и сделают так, как хочет редактор, например перестанут рассылать письма с деньрожденными поздравлениями, а вместо этого будут делать полезный блог со статьями. Компания начнет терять деньги, редактора выгонят ссаными тряпками, и он пойдет раздавать советы в другую компанию. Вот Валера Попов про это хорошо писал: «Консультант хуже пидараса».
Чтобы делать крутые штуки в компании, нужно заслужить в ней профессиональный авторитет. Экс-дизайн-директор Яндекса Костя Горский рассказывал, что авторитет человеку выдают порциями. Нельзя прийти и сразу стать главредом. Сперва давай напиши рассылку. Справился — вот тебе хелп. Получилось — давай напишем текст для внутренних страниц сайта. И так, по ступенечке, ты забираешься наверх и становишься главным.
Вот на первой ступеньке или на первой паре ступенек редактору полезно повариться в корпоративном дерьме. Полезно познакомиться со всеми лично, посмотреть на внутренние ограничения, полезно показать людям что ты не стесняешься делать кучу мелкой скучной работы. Теоретически можно обойтись без этого, но тогда редактор (или любой другой сотрудник) должен уметь приходить в чужую компанию с чистой головой, готовый нормально относиться к особенностям, которые в этой компании есть. Сперва нужно понять, почему тут так, а не иначе. Менять будешь потом, когда разберешься и докажешь, что тебе это можно доверить.
Главное только в этом корпоративном аду не остаться, но это уже другое дело.
Отдельный вопрос — внештатная или удаленная работа. Я могу понять, почему обычные компании её не приветствуют, а в разных клевых компаниях вроде Студии Лебедева удаленную работу нужно заслужить, доказав что ты ответственный человек. Хоть большинство редакторов и считают, что им не нужно работать в офисе, а понимания задачи и редполитики они могут писать в кафе, реально получается это у немногих. Большинство просто вяло вафлит, закладывая недельные сроки на небольшие задачки, попутно набирая фриланс и огрызаясь на просьбы коллег сделать что-то срочно. Есть куча случаев, когда плохонький редактор в офисе обгоняет крутого редактора на проектной работе просто потому, что может быстро общаться с коллегами.
Короче говоря, редакторы!
- Прежде чем работать в «Эппл», научитесь работать в ООО «Эмейл-маркетинг-монтаж».
- В компаниях есть куча корпоративного говна, от которых закисают мозги. Ваша задача — смело пойти навстречу этому говну, привиться им, и после, получив иммунитет, уходить на внештатную работу.
- Авторитет и ответственность нужно заслужить. Не нужно думать, что если вы закончили Школу Бюро, то вы теперь боевой офицер — вы затупите, начнете приказывать с кислой миной, и ваши же солдаты вас расстреляют (если вообще доживете до первого боевого задания). Офицеров в армии всегда отправляют на передовую, «обстреливаться».
- Не начинайте сразу спорить с корпоративным говном. Нет ничего страшного в том, чтобы первое время делать, как скажут. Вы еще успеете все поменять.
- Прекращайте тыкать коллег в Максима Ильяхова. Единственный авторитет, который имеет значения — ваш собственный.