«Пособие по креативному акционизму»
Прочитал книгу «Beautiful Trouble» — сборник статей и советов о креативном акционизме. Это перевод одноимённой книги, которая, в свою очередь, родилась из одноимённого сайта.
Авторы статей рассказывают о своём опыте изменения сложных политических и культурных систем. Кто-то пишет про демонстрации, кто-то — про мистификации и манипулирование закостенелым общественным мнением. Упор делается на необычность, на креативный и умный подход, на то, как добиться выдающихся целей малыми средствами.
Книжка маленькая, влезет в карман. Я взял её с собой в самолёт, чтобы скрасить страшные минуты взлёта, но увлёкся и прочитал всю еще до посадки. Как обычно, сделал небольшой конспект.
- Часто человеческое развитие определяется акциями прямого действия — когда много людей прямо показывают свои желания другой небольшой группе людей, что выбрана управлять обществом. Акции прямого действия — это нормально. Можно влиять на власть через сложную систему выборов, а можно просто выйти на улицу.
- Часто кажется, что на акциях прямого действия протестующие хотят подраться с полицией и побить витрины. Это не так. Их смысл в том, чтобы показать расстановку сил, чтобы сказать: «Нас много и мы хотим другого». Акции прямого действия усиливают риски для власти и бизнеса. Так протестующие обеспечивают себе свободу, комфорт, привилегии и безопасность.
- Власть ничего не отдаёт без нажима и отступает только перед бо́льшей властью.
- Только массовые и хорошо организованные акции прямого действия имеют успех.
- Задача акционистов — выбрать конкретную цель, создать структуру и привлечь как можно больше сочувствующих.
- Правила акции должны быть максимально простыми. Например, правила велопробегов «Критическая масса»: собираемся каждую последнюю пятницу месяца, держимся вместе. Если вы впереди — решайте куда ехать, если вы за лидером — то просто езжайте. Или правила битвы подушек на Уолл-стрит в 2008 году: принеси подушку, не бей тех, кто без подушки. Всё, этого достаточно.
- Акция прямого действия должна быть ненасильственной. Пусть ненасилие будет ключевым, стратегическим принципом.
- Гнев эффективен только тогда, когда у вас есть моральное превосходство перед противником.
- Чтобы привлечь сторонников, нужно держаться простой и понятной цели. Не «Откажемся от субсидирования военного бюджета», а «Пенсии вместо танков». Также важно не размывать свою цель на несколько. Одна акция — одна цель.
- Организаторы должны быть приветливы к новичкам. Важно общаться со людьми, проводя их по цепочке: прохожий → заинтересованный → сторонник → помощник организатора → активный участник и организатор.
- Если хотите просто привлечь внимание к своей проблеме — организуйте путешествие. Отправьтесь компанией из Владивостока в Москву пешком, или на велосипедах, или на тракторах. Попутно устраивайте митинги и привлекайте внимание прессы. Медиа любят истории маршей протеста, и о вас обязательно расскажут.
- Если вам нужно добиться цели, представьте что это случилось. Расскажите об этом в прессе, выпустите фейковый новостной выпуск или тираж газеты, дайте интервью. Распространите мистификацию. Грамотно организованная мистификация может вызвать убытки для бизнеса и откроет глаза на преступления политиков.
- Создайте предвосхищающую акцию. Если вы боретесь за парки, то покажите чем они хороши. Так, участники движения «День Парк(инг)а» выкупали все места на парковках на целый день, и разбивали там импровизированные общественные пространства. Так горожане видели, за что борются участники и чем хороши их идеи.
- Другой способ — самостоятельные решения. Устали ждать, когда власти нарисуют пешеходный переход? Сделайте его самостоятельно. Хотите помочь измученным безнадёжным вкладчикам? Выкупите вскладчину из долги у банка с большим дисконтом, и погасите их.
- Хороший акционист знает свою культуру и использует её. Он не стесняется присваивать и переосмысливать мемы, художественные произведения, песни, популярную рекламу и известных личностей. Так его идеи становятся вирусными.
- Идеальный культурный символ — это свободное означающее. Используйте в качестве символа нечто просто, понятное, уже имеющее значение: цветок, рука, белая лента, флаг. Свободное означающее обрастает новыми смыслами, приумножается со временем.
- Устройте инсценировку, чтобы показать абсурдность господствующих идей. Например, актёр может напасть на двух других актёров, изображающих геев, и обвинить их в мерзком разврате. Цель инсценировки — вовлечь окружающих людей, вызвать их возмущение. Так на помощь геям может прийти человек традиционных взглядов, просто потому что видит несправедливость. Такие спектакли производят большое влияние на зрителей.
- Чтобы сорвать выступление противника, используйте ненасилие и творчество. Если облить человека грязью или ударить, то это вызовет гнев и отторжение противоборствующих идей. Вместо этого можно осыпать политика-гомофобы радужными блёстками или запеть песню на его выступлении. Заставьте оппонента выбирать из двух зол: жёстко пресечь вашу акцию или уйти со своего выступления.
- Используйте шутовское электоральное партизанство. На выборы выходят партия политиков-гномов или гей-двойник провластного конкурента, и показывают несовершенство традиционной избирательной системы. У шутов нет цели избраться, они критикуют своим существованием. В политической программе шутов следует чередовать смешное и серьёзное. Пообещайте в случае победы выдать всем гражданам красные шерстяные носки и… провести выборы местных руководителей полиции.
- Идеальная акция прямого действия гордится отсутствием лидеров и распределённостью. Она словно никем не управляется, но достигает своих целей. В такой системе нельзя арестовать какого-то лидера, без которого всё развалится.
- Если без лидеров не обойтись, представляйте ими тех, кто сильнее всего подставлен под удар. Это привлечёт к ним повышенное внимание и защитит от тайных нечестных действий.
- Любой акции нужна популярность. Однако популярность не возникнет сама. Делайте за СМИ их работу: снимайте и выкладывайте видео, выпускайте пресс-релизы, готовьте фотографии в хорошем качестве, делайте заявления в социальных сетях.
- Не забывайте, что цель вашей акции — это общественное мнение. Вряд ли политик изменит своё решение, если вы обсыпете его блёстками. Однако он сделает это под напором тысяч людей, которые разочаруются в нём из-за нелепого или грубого поведения.
- Если протест объявлен вне закона, сделайте его повседневным и доведите до абсурда. Нельзя устроить митинг? Просто толпитесь на улице. Нельзя кричать слоганы? Просто пойте или хлопайте в ладоши.
- Бейте врага его оружием. Политики заявляют о безопасности питьевой воды? Принесите на встречу воду и предложите её выпить. Здание передумали признавать аварийным? Пригласите на встречу на крыше здания.
- Сделайте невидимое явным. У вас из крана течёт чёрная вода? Наполните ей аквариум и выставите на площади. Боретесь против загрязнения природы? Принесите в общественное пространство животное, которое умерло от этого загрязнения.
- Используйте доброту. Вместо того, чтобы бить машины, которые запаркованы на тротуаре, можно дарить подарки тем, кто паркуется правильно. А неправильно запарковавшимся выдайте шутовской штраф от клоуна-полицейского.
- Если вы устали от несправедливости, создайте временную автономную зону. Это пространство, где действуют ваши законы и правила. Организуйте фестиваль на природе со своей валютой и бесплатными образовательными курсами для бездомных. Создайте общественное пространство, где не действуют государственные гомофобские законы. Ваши сторонники могут отдохнуть и сплотиться во временных автономных зонах.
- Помните о том, что любая общественная сила испытывает кризис идентичности и стремится к изоляции. За изоляцией следует маргинализация. Важно не допускать выдуманной элитарности, приглашать новых членов.
- Также важно бороться с экспрессивностью действий. Всегда приятно перекрыть улицу или разбить полицейскую машину. Однако акция не должна нарушать закон просто так, без следования стратегии и не ради достижения цели.
- Объединяйтесь, общайтесь, изучайте, ставьте цели и достигайте их. Всё возможно.