Рассылка — первый месяц
Я написал и сверстал четвёртый выпуск своей рассылки — он отправится к адресатам уже через пару дней. Это значит, что прошёл месяц с момента её запуска. Время подвести небольшие итоги.
Сначала немного цифр:
- С 13 марта на рассылку подписалось 326 человек, отписалось — 16. Сейчас у меня 310 активных подписчиков.
- Читатели подписываются ежедневно, обычно по 3-4 человека в день. Иногда бывают всплески новых подписчиков после постов-анонсов в социальных сетях. Отписываются обычно по 4-5 человек после каждого выпуска.
- Каждый выпуск читает более 90% получателей рассылки. В среднем каждый читатель открывает письмо 3-4 раза, более 60% переходят по ссылкам в письме.
- После каждой рассылки я получаю по 10-15 ответов. Читатели ругают за опечатки, делятся своими любимыми статьями, предлагают улучшения. Это здорово мотивирует!
А сейчас расскажу о том, как всё устроено.
Если статья кажется мне стоящей, я отправляю её в Покет. Обычно это каждая вторая статья.
В Покете у меня единовременно не более 30 статей — столько я могу прочитать за неделю. Если я вижу, что статей становится слишком много (например, 100), то прихожу и чищу список, избавляясь от всех наименее ценных.
Статьи в Покете читаю снизу вверх (кажется, это называется стеком). Иногда делаю исключение ради особенно вкусных. В день я просматриваю примерно 10-15 статей. В среднем каждую вторую удаляю, не дочитывая. Так в неделю через меня проходит более 150 статей «гросс». Еще какое-то количество материала я читаю сразу по ссылке и в Покет не отправляю.
Для каждой рассылки я отбираю 5-7 наиболее интересных материалов. Мне важно, чтобы я сам прочитал и сказал «Вау, нифига себе!», или прочитал и задумался. Думаю, в будущем будет больше статей второго типа, и рассылка станет сложнее для чтения.
Пишу и храню текст обычно в гугл-доке. У меня там устроена система из кучи папочек, к которой я привык. Перефразируя писателя Пугачева, в ней я удобно устраиваюсь словно в самом себе.
Текст редактирую два или три раза. Мне обычно нравится, как я пишу с первого раза, поэтому редактура — это скорее шлифовка. Я убираю повторы, речевые обороты, правлю орфографию. Напоследок загоняю текст в Яндекс.Спеллер, чтобы выловить опечатки. К сожалению, он находит не все, и читатели жалуются. Один особо странный даже отписался из-за них.
Рассылку отправляю из «Мейлчимпа», там собираю готовый выпуск.
У рассылки есть шаблон, который нарисовал Андрей Кулагин и сверстал Артур Пайкин. Собирать выпуск в нём несложно и недолго. Последним штрихом вставляю иллюстрацию, которую рисует А. — новую к каждому выпуску. На иллюстрации традиционно изображен я в разных жизненных ситуациях (обычно в баре).
Когда я пару месяцев назад задумывал рассылку и решил делать её платной, то изучал способы это реализовать. Сначала я пошёл в Яндекс.Кассу, но там оказалось всё очень сложно — требовалось писать свой бекэенд и хранить данные по всем платежам. Потом я смотрел на Пейпал, но там всё еще сложнее. Наконец, я наткнулся на Клаудпейментс и очень рад. Ребята оказались Рокетбанком в мире коммерческих платежей. Интеграцию с ними я прошёл за пару дней, включая проверку службы безопасности.
Единственный минус — мне пока не удалось синхронизировать Клаудпейментс (где живут платежи) и Мейлчимп (где живут подписчики). Из Клаудпейментс можно выгружать список всех заплативших в формате .csv, но файл сильно замусорен дополнительной информацией. Мейлчимп такой файл не принимает, а чистить его каждый раз вручную сложно. Поэтому после каждого платежа я копирую адрес подписчика и вношу его в базу Мейлчимпа. Пока таких писем пара в день, я не устаю и мне даже приятно. Если вдруг рассылка вырастет, то придётся придумывать механизм автоматизации этого дела.
Когда я задумывал рассылку, то на самом деле не имел понятия, сколько человек подпишется в первые пару дней. Десять? Тысяча? С одной стороны, мой блог за последний месяц посетило более 50.000 человек, с другой стороны тут надо подписаться и оставить карточку, что не все захотят сделать.
У меня было три цели:
Набрать 100 подписчиков в первые пару дней.- Набрать 400 подписчиков в первый год и выпускать рассылку два раза в неделю.
- Набрать 1000 подписчиков и сделать подписку ежедневной.
400 подписчиков принесут рассылке самоокупаемость. Это значит что читатели в складчину оплатят мне время, которое я трачу на создание выпусков. Разумеется, я не разочаруюсь и не умру с голода если этого не случится так быстро, но это было бы приятно.
Я специально решил сделать стоимость подписки небольшой, в 100 ₽. Повышать её не планирую. Мне кажется, 100 ₽ в месяц — это доступная сумма для любого современного человека. Уж лучше я буду дольше окупать свой труд, но зато больше читателей смогут подписаться.
Есть еще глобальная цель. Я верю, что через несколько лет моя рассылка станет популярной. Я стану для своих читателей фильтром в мире информации и буду подавать к столу самые вкусные материалы, да еще и правильно приготовленные. Это работа приносит мне удовольствие, а моим читателям принесёт пользу. Посмотрим, как пойдёт дальше.
Если вы еще не подписались — самое время сделать это. Я в порядке исключения могу прислать первые выпуски рассылки (но скоро прекращу это делать). Если вы уже читаете меня — расскажите о рассылке друзьям. Спасибо!