«Архстояние» в Никола-Ленивце
Побывали с А. на ежегодном ландшафтном фестивале «Архстояние», который проходит в Никола-Ленивце.
От «Архстояния» у меня осталось две дюжины фотографий и растрёпанные, в основном приятные чувства. Однако я не уверен, что получится рассказ, адекватный масштабу события — поэтому постараюсь написать небольшое введение про Никола-Ленивец и «Архстояние», а потом поделюсь впечатлениями от мероприятия.
⌘ ⌘ ⌘
Еще пятнадцать годов Никола-Ленивец был крохотной, богом забытой деревней в Калужской области, до которой от Москвы двести вёрст с гаком. Однако всё изменилось после того, как в село приехал художник Николай Полисский.
С середины восьмидесятых Полисский был известным участником художественной группы «Митьки», став её первым московским членом. Он заработал себе имя, его картины успешно продавались, а сам Полисский путешествовал с выставками и заводил дружбу со знатными представителями творческой богемы — например, с архитектором и дизайнером Василием Щетининым, автором знаменитых кинетических скульптур.
Щетинин привёз Полисского в Никола-Ленивец, где тот вскоре выстроил себе дом с видами на калужские красоты.
В конце девяностых годов в арт-группе «Митьки» случился разлад, после которого Полисский испытал сильнейший творческий кризис. Он решил завязать с художественным ремеслом и решил перейти в новое качество — стал ландшафтным дизайнером. Никола-Ленивец вдохновлял Полисского, а соавторами первых работ стали местные жители. Сперва дизайнер просил о помощи деревенских мальчишек — они стали соавторами первых произведений.
Вскоре к работе над арт-объектами подключились и другие жители Никола-Ленивца, и постепенно полузаброшенные берега реки Угры стали заполняться причудливыми сооружениями.
К 2006 году объектов в Никола-Ленивце накопилось на целый ландшафтный фестиваль — так появилось «Архстояние», которое с тех пор проходит ежегодно. Вскоре после того как фестиваль окреп и набрал силу, Полисский дистанцировался от фестиваля.
Название фестиваля связано со знаменитым Стоянием на Угре — военным событием 1480 года, положившим конец татаро-монгольскому игу. В октябре того года на берегах Угры расположились войска Ивана III и хана Ахмата, которые так и не вступили в бой.
«Архстояние» — это удивительный творческий феномен. Талант и страсть одного человека соединились с природой и благоприятными обстоятельствами, родив на свет невозможное — место, в котором словно сами собой появляются причудливые объекты, посмотреть на которые каждый год приезжают десятки тысяч человек.
Трудно сказать, что же такое Никола-Ленивец и «Архстояние». Очевидно, что это в чём-то российский аналог Burning Man, который, как и американский фестиваль, проходит в удалённом от цивилизации месте. В то же время, это немного странное, противоречивое событие, участники которого не могут до конца ощутить задумку автора.
⌘ ⌘ ⌘
«Никола-Ленивец» работает круглый год, только летом в нём проходят несколько крупных событий: «Ночь новых медиа» и «Архстояние». Мы решили поехать на «Архстояние» — оно проходило с 25 по 27 июля.
От Москвы до Никола-Ленивца примерно три часа на машине и пять — на автобусе. По оживлённым трассам и пыльным дорогам московские хипстеры приезжают уже не в деревню, а в целый арт-кластер: с кафе, кемпингами, хостелами, парковками, сувенирными магазинами, уютными домиками, велопрокатами, вай-фаями и прочими благами цивилизации.
Мы решили заделаться дауншифтерами переночевать в простой палатке, без особых благ. Наша палатка стояла на земле, внутри мы постелили арендованные коврики-«пенки», спальные мешки и надувные подушки.
Опыт оказался относительно удачным. Внутри палатка кажется больше, чем снаружи — даже я влез в полный рост и мы смогли уместить все вещи. Однако спать на голой земле было трудно, мешали неровности родной земли. Ночью стало весьма прохладно, а днём находиться в палатке было совершенно невозможно: она нагревается словно баня. Возможно, до полного комфорта не хватило опыта, привычки, надувных матрацев и места в тени, однако в целом понравилось, надо повторить опыт.
Бытовые условия также удалось решить. В палаточном лагере есть несколько биотуалетов (кстати, комфортных — они куда лучше мерзких синих кабинок). Есть душ и раковины. Правда, вся вода закончилась еще к полудню первого дня.
Мелкие проблемы и неурядицы нас совсем не расстроили, провести пару дней на фестивале сможет даже такой капризный к бытовым условиям человек, как А. как я. А тем, кто приехал на свой машине, совсем грех жаловаться — можно брать с собой любое количество необходимых вещей.
К сожалению, нас немного расстроили соседи. Первые соседи справляли нужду в кустах прямо у собственной палатки и до полуночи слушали тошнотворный гангста-рэп с переносных колонок. Вторые соседи едва не сожрали волчьи ягоды с куста (А. их спасла). А третий сосед всю ночь терзал гитару и пел песни у костра (на его счастье я слишком сильно устал, а то А. его бы не спасла).
Нетрезвых людей было на удивление много, даже несмотря на то, что нигде на фестивале не продавался алкоголь. Похоже, посетители закупились и набрались в индивидуальном порядке.
В пять утра воскресенья, когда я гулял по траве, запинаясь о женские трусы, меня пытались поймать два нетрезвых волонтёра, собираясь затащить в Лабиринт, однако я не поддался. Волонтёры убежали в лабиринт сами, нашёптывая в рацию: «Володя, мы совсем заплутали».
Особые лучи ненависти я могу послать неизвестным ребятам, которые в промышленных масштабах клепали самодельные кальяны из стеклянных стаканов и растерзанных апельсинов. К концу дня этими кальянами были завалены даже отдалённые объекты.
Думаю, главное отличие посетителей «Архстояния» от Burning Man как раз в том, что они — именно посетители, а не участники. К сожалению, для многих «раскрепоститься» означало не запустить свой маленький творческий проект, а снять бюстгальтер из-под футболки, влажной от пота.
Подавляющее число участников не очень понимали, куда они приехали, почему это фестиваль, что нужно делать, и вообще что это всё такое. Однако уверен, что всё обязательно изменится к лучшему.
⌘ ⌘ ⌘
Арт-объекты производят впечатление инопланетных артефактов или посланий высокоразвитых потомков древнеславянской цивилизации. Никола-Ленивец — это «Пикник на обочине», только со знаком плюс.
Парк ландшафтных объектов я бы условно разделил на две части, старую и новую.
В новой части находятся небольшие инсталляции и «Ленивый Зиккурат» — бревенчатая штука высотой с пятиэтажный дом, внутри которой происходило таинственное мультимедийное действо.
Самый классный объект новой части — это «Штурм неба», пирамида из лестниц. Занятно было наблюдать, как по ней забирались и мужчины и женщины, путаясь в эшеровском сочетании ступеней.
Попадались и совсем странные объекты, смысл которых понять весьма трудно.
Старая часть создана либо до первого «Архстояния», либо вскоре после — она наполнена сооружениями, созданными самим Полисским. На мой взгляд, старая часть куда атмосфернее и интереснее новой.
Обойти весь парк за один день очень трудно, объекты раскиданы волей творца на достаточно большой площади в несколько сот гектаров (особенно трудно ходить между ними в летнее пекло).
Технически проще путешествовать между ними на велосипеде, но аренда байков стоила дороговато. Поэтому мы гуляли вечером и рано утром, да так и не обошли все объекты за два фестивальных дня — отличный мотиватор вернуться снова.
⌘ ⌘ ⌘
Кроме объектов в Никола-Ленивце есть много всего интересного. Например, Ферма — настоящее хозяйство с грядками, теплицами, собственным домашним кафе и нечёткими гусями.
Завтрак в кафе медленно перетекает в обед. Обслуживают тут неторопливо, но не потому, что ленятся, а потому, что готовят по-домашнему, без поваров. Суп может закончиться, а кофе придётся подождать полчаса — он варится в самоваре.
На ферме есть небольшой магазинчик, в котором можно купить овощи с собой. Мы купили — всё очень недорого и вкусно.
⌘ ⌘ ⌘
Одним словом, вот такая выдалась поездочка. За скобками этого рассказа осталось много всякого: концерт до трёх часов ночи, воздушные змеи, приятные волонтёры и чёткая организация, гости, которые прилетали на фестиваль на вертолётах.
Получились насыщенные выходные вдали от города — сон в палатке, бургеры на природе, концептуальные объекты и хорошие люди.
Стоит ли ехать в Никола-Ленивец? Однозначно стоит — не уверен, что еще где-то в России есть подобное место, в котором гармонично объединились природа и творчество. Убеждён, ландшафтный парк будет развиваться и дальше в масштабный арт-кластер.
Однако мне кажется, что в Никола-Ленивец не стоит ехать на большие фестивали — их преимущества нивелируются толпами народа и проблемами с инфраструктурой, которая не справляется с таким наплывом посетителей. Съездите в парк в обычные выходные в августе или даже в сентябре, когда не очень жарко и почти никого нет. Уверен, Никола-Ленивец не оставит вас равнодушными. Мы с А. также обязательно вернёмся туда — это по-хорошему магическое место.