Газетная ментальность
Можно долго гадать и рассуждать об характерных различиях между нами, русскими, и всеми этими иностранцами. Немцы скучные и педантичные, американцы толстые и грубые, британцы чопорные, итальянцы горячие, а французы — надменные. Однако все эти предрассудки мгновенно растворяются, стоит только человеку приехать в другую страну и купить любой местный журнал.
Вот, к примеру, страничка журнала из Нового Орлеана — мне прислали его в подарок три года назад. Эта одна из страниц раздела, предлагающего рекламную информацию.
А теперь давайте перенесемся с американского юга на север, в холодную Аляску. Вот страничка местного журнала:
Можно заметить, что все рекламные объявления в обоих журналах являются частью некой общей рекламной системы, макета журнала. Они спокойно и ненавязчиво предлагают свои услуги — название компании или фирмы, контактные данные и пара предложений интересного текста, который в англоязычным мире называется copy (именно от этого слова произошло название профессии копирайтер — copywriter).
Между рекламными объявлениями чувствуется своеобразное уважение, они словно говорят «Вы можете выбрать меня, а можете — моего соседа справа или слева, его услуги ничуть не хуже моих». В написании текста для таких объявлений заключается большое мастерство чистого копирайтинга — нужно в одном-двух предложений интересно рассказать о компании или сервисе, завлечь клиента.
А теперь давайте посмотрим на типичную череповецкую рекламную газету:
Видно разницу? Я не говорю про огромное, ничем и никем неконтролируемое разнообразие цветов и шрифтов. Пределы ответственности и интереса каждого рекламодателя ограничены размерами прямоугольника его объявления — в них он творит то, что захочет. Никто не задумывается о том, чтобы предложить покупателю полезную информацию о своей компании — главная задача это ударить в глаза диким сочетанием цветов и картинок-клипартов, надерганных из сети. Страница череповецкой рекламной газеты в два раза больше американской, но на нашей помещается 13 объявлений, а на странице газеты из Аляски — 44.
Европейская и американская культура отличаются единством, общностью — люди чувствуют себя частью своего мира, не бездумными винтиками, а нужными деталями системы. В возможности быть частью общего заключается особое удовольствие, нам пока недоступное. Границы нашего мира заканчиваются за пределами двери нашей квартиры. Подъезд, улица, город, страна — все это чужой, враждебный для нас мир. Главные различия наших ментальностей легко проследить даже на страницах газет и журналов. Многие говорят — они богатые и сильные, а у нас начни делать и все разворуют, Навальных на всех не хватит. Но ведь шрифты, цвета и дизайнерские макеты никто не разворует! Для того, чтобы сверстать красивую рекламную страничку не нужно тратить миллионы бюджетных денег, достаточно потратить пару тысяч рублей на несколько хороших книжек по типографике и журнальной верстке да посидеть несколько дней за работой. Самая главная проблема в том, что пока это просто никому не нужно. Остается только надеяться на то, что со временем мы вырастем в области графического и художественного восприятия.