Чему я научился в Гетвеар
Я работаю медиадиректором в Гетвеаре — компании, которая производит джинсы по дизайну и мерке пользователей. Работаю в штате вот уже полгода, а если с периодом выполнения разовых проектов, то набежит целый год.
Когда я уходил в Гетвеар из МИФ, мне казалось, что я такой спецназовец, обвешанный книжными знаниями о маркетиге и стартапах, казалось, что я всё знаю и умею. Дайте мне точку опоры, я переверну джинсовую отрасль. На деле оказалось, что я — типичный новобранец, которому пришлось учиться множеству вещей. И я учился.
Вот штуки, которые я усвоил:
- Недовольные будут всегда. Мы шьём действительно крутые джинсы, не самые лучшие в мире, но уже почти-почти. Однако мне регулярно приходится сталкиваться с людьми, которые показательно недовольны. Из ста потенциальных клиентов пять-шесть человек неожиданно примут очень жёсткую позицию и начинают яростно критиковать компанию, в которой они ничего не купили, и не собираются. Особенно ярко это проявляется в ЖЖ, где каждый второй превращается в опытного мастера джинсовых дел. Оказывается, у нас неправильные лекала и машины, а шьём мы не в Индии, а где-то в Китае. Ну, разумеется, у нас слишком дорого для такого колхоза. Сперва меня всё это немного обижало, но потом я смирился. В любом деле есть недовольные люди, которые недовольны просто так, без повода, просто в качестве хобби. Наверное, если бы мы продавали эликсир бессмертия, то нашлись бы те, кто считал его слишком горьким.
- Маркетинг из книжек не работает. Я раньше очень много читал книг о маркетинге, менеджменте, переговорах. Так вот: большинство из них — полная фигня, не имеющая отношения к реальности. Время людей и книг о традиционном маркетинге ушло. Сейчас большинству знаний можно научиться самостоятельно, на практике. Всякие там штатные маркетологи похожи скорее на Олимпийского мишку — вроде и без него хорошо, и отпускать жалко.
- С руководителем надо быть на «ты». В компании, где ты вынужден разговаривать с руководителями на «вы» приходится не работать, а исполнять обязанности. Можно быть отстранённо-вежливым с уборщицей, но не с техническим директором или с руководителем. Для того, чтобы понимать коллег с полуслова, нужно подружиться, понимать друг друга. Я никогда раньше не работал в компании, где генеральный директор предлагает остановиться в Питере у него, а креативный директор надевает на голое тело женский джинсовый халат и включает веб-камеру в скайпе. Таких ребят не хочется подводить.
- Нужно правильно оценивать трудозатраты. Идея, без оценки трудозатрат — это просто
тленидея. Я пару раз жестко ошибся с оценкой трудозатрат своих рекламных идей и теперь просто умножаю свои представления о них на два. Сделать совместный проект с популярным блогом — это не два часа, а минимум четыре. Важно учитывать не только чужое время, но и своё тоже. Всё это очень сложно и важно, и не всегда приятно — порой приходится отказываться от крутых идей просто потому, что у нас нет ресурсов их воплотить. Стартап похож на гепарда — стоит ему пару раз промахнуться и не поймать антилопу, то всё, третьего раза больше не будет. - Клиентский сервис — это всё. Компания, которая предлагает реальный продукт в сети, основана на клиентском сервисе. В условиях, когда любую вещь можно купить или заказать у нескольких продавцов примерно за одинаковое количество кликов, круче всех оказывается тот, кто может предоставить лучший сервис. Я еще в МИФе привык учить людей скачивать книжки и искать почту автора, так что мне было относительно легко, но всё равно испытал некоторую ломку. Клиенты бывают разные, кто-то может себя живой гадюкой обмерять и потом грозиться прислать её нам вместе с джинсами, которые не получились. Каждый член команды каждый день отвечает на вопросы, подсказывает, помогает. Нужно быть вежливым с каждым, даже с десятилетним школьником, который не знает, как ему залогиниться
и зачем. Мне один раз пришлось рассказывать о Гетвеаре сотруднику израильской службы безопасности — он ушёл довольный, записав адрес сайта на листочке. - Обходиться малыми средствами. Гетвеар — это стартап, и у нас нет больших денег на маркетинг. Я не могу потратить бюджет на рекламные растяжки в центре Москвы или две полосы в «Эсквайере». Приходится обходиться тем, что есть. Можно лично договориться с блогером на обзор сервиса, подарив ему джинсы, и получить в результате чрезвычайно эффективную рекламу практически бесплатно. Экономичность и аккуратность вносят в процесс маркетинга элемент творчества, стратегической игры. У нас очень крутые показатели эффективности рекламы, дяди из книжек не поверят таким цифрам. И всё потому, что мы учимся решать сложные задачи малыми средствами.
- Швейцарский ножик. В современном мире уже не нужны суперкрутые ребята в одной отрасли — нужны специалисты, которые могут делать хорошо несколько смежных дел. Особенно сильно это ощущается в стартапе, мы здесь все Эдварды-руки-ножницы. Технический директор может нарисовать простую промостраничку и сверстать её. Креативный директор одной рукой придумывает идеи, а второй ведёт документацию американского представительства. Я вот и текст пишу, и социальные сети веду, и придумываю рекламные концепции. Причём это не затыкание брешей, а нормальная, активная работа на несколько фронтов одновременно. Порой непросто, да, но и опыт копится по нескольким направлениям сразу. Одним словом, если хочется быть крутым чуваком, нужно развивать себя в смежных отраслях, и хобби не забрасывать.
Я раньше никогда не работал в маленьких компаниях, всё время садился на корабль, в котором мне сразу давали отдельную каюту. Когда я пришёл в Гетвеар, компания была похожа скорее на вёсельную лодку. Тёма Поликарпов пересел на нос, чтобы мы с ним вдвоём не утопили корму, и мы поплыли. Сегодня компания уже похожа на трёхпалубную яхту, и мы постоянно растём. Участвовать в процессе роста — это очень здорово. Наверно, похожие чувства испытывает пятидесятилетний мужчина, который вдруг влюбляется в двадцатипятилетнюю девушку. Вчера он спал с женой в разных комнатах, а сегодня краснеет в аптеке, как мальчик.
Ладно, пойду драить свою палубу. У нас топ-менеджеры отличаются от матросов тем, что драят свою палубу в два раза тщательней.