«Ролляй-книга»

Есть пленочные среднеформатные камеры Rolleiflex («Ролляйфлексы» или «Ролляи»), которые я считаю пожалуй лучшими камерами для пленки 120 типа в мире. Компактная, аккуратная, технически изящная и почти что совершенная камера стала чрезвычайно популярной с конца 1950-х годов.

Еще в 30-х года вышла книжка Вальтера Херинга «The Rollei Book». Мне с оказией досталось уже VI её издание, 1954 года выпуска.

Книжка Херинга — это одновременно и подробный рассказ о возможностях камеры «Ролляйфлекс», и учебник пленочной фотографии вообще. Она написана линейно: начиная с возможностей камеры, через базовые принципы фотографии к особенностям съемки портретов и пейзажей, проявке, видам пленок. Можно сказать что и спустя век книжка будет и интересной, и полезной (особенно начинающему фотографу).

Из-за профессиональной редакторской деформации я не могу читать старые технические книги просто так. Мне всегда доставляет удовольствие рассматривать их: иллюстрации, особенности верстки.

Я не удержался и отсканировал несколько разворотов книги, чтобы показать и вам.

Нравится как Херинг верстает на некоторые страницах «уши» — небольшие иллюстрации, врезом в границы страницы... Их значение тут просто номинальное, они визуально разбавляют большие блоки текста.

У него в книге редко можно встретить 2 или даже 1 страницу вообще без иллюстраций. Читатель может «присесть глазом» на них, передохнуть.

Всё что можно показать — показывают наглядно.

А вот эта иллюстрация — просто класс. Как красиво сочетают растровую графику и иллюстрацию. Посмотрите на сочетание размеров кеглей, выделения.

А тут видно как подогнаны фотографии «Ролляев». У крайнего справа вертлюг рычага взвода явно не влезал в кадр, а поясняющее поле справа резать не хотели. Ну ничего, чуть вылезет за край кадра!

И опять — все показывают наглядно. Если пишут про бленду — показывают фото без нее и с ней. Как говорится, вместо тысячи слов.

И даже ошибки в фотографировании наглядно показывают! С одной стороны, сразу видишь что будет если снимешь неправильно. И в обратную сторону тоже работает: если что-то получилось неправильно — понятно в чем искать косяк. Бедные девушки, сколько же раз им пришлось прыгать с забора!

Панораму надо показывать па-но-рам-но.

Красиво сверстали инструкцию по установке «Ролляйкина»: небольшими последовательными иллюстрациями по краям разворота, а поясняющий текст оставили в центре.

И опять — наглядно показывают недо-и переэкспонирование кадра.

Впрочем, иллюстрации удаются не всегда. Вот с этой на мой взгляд перемудрили. Разобраться что происходит — тяжело, особенно неопытному человеку.

И напоследок — несколько разворотов с рекламой разной фотографической продукции. Какая красота, а!

Ээх, сейчас так уже не делают! Вот и остается только старые книжки разглядывать. Хорошо что на пленку все еще можно снимать, в том числе на «Ролляй».

Летние поляроиды, часть 2

Чем больше снимаю на разные поляроиды, тем больше влюбляюсь в эту едва живую технологию. Идеальный фотографический альбом для зарисовок, по-хорошему небрежный.

Красота и брак

Продолжая тему поляроидов. К сожалению, кассеты для мгновенной фотографии — чувствительная штука. Они боятся перепадов температур и особенно боятся времени. С годами химическая смесь внутри каждого кадра высыхает и меняет свои свойства. Если отснять такой кадр, то из камеры он выползет бракованным.

Но я в таких кадрах нахожу какую-то особенную красоту. Ждешь снимок, а выезжает современное искусство. Симпатичные мне «работы» я собираю в отдельную коробочку. Вот некоторые из них.

Шиберы «Поляроида»

В последнее время я много снимаю на «маленькие» кассеты «Поляроид» (тип 600, SX-70, Spectra).

У каждой кассеты «Поляроида» есть защитный слой из плотного темного картона — шибер (или darkslide по-английски). Когда кассету вставляют в камеру, шибер автоматически выезжает (можно считать что это такой нулевой кадр). После этого можно смело снимать, а шибер предполагается выкинуть за ненадобностью.

Сам не знаю почему, но я начал собирать эти шиберы. Кажется, по ним можно проследить, как компания пытается превратить ненужную ерунду в объект дизайна и создатель настроения (тем более что ей это ничего не стоит).

Сперва после банкротства «Поляроида» компания-преемник «Импоссибл» начала печатать на шиберах название своего бренда, и больше ничего.

Видимо это им быстро наскучило, и они решили нанести на картонку цитату из «Автостопом по галактике»:

После они придумали печатать 101 совет о правильном фотографировании на «Поляроиде». Судя по тому что у меня скопилась стопка шибером с советом №1, и больше никаких советов я не видел — идея не очень зашла.

Затем они видимо решили расслабиться и просто наносить на шиберы постмодернистские слоганы. Уже лучше!

И наконец, в «Импоссибл» решили вернуться к идее с советами. Но теперь каждый совет начали сопровождать картинкой в минималистичном стиле. Такой шибер уже совсем не хочется выбрасывать.

А еще у «Импоссибла» иногда выходят лимитированные серии кассет. В некоторых из них можно найти свои шиберы (буду считать их коллекционными):

Kodak Ektachrome Infrared

Проявил катушку фотопленки Kodak Ektachrome Professional Infrared — это настоящая инфракрасная фотопленка, ныне почти исчезнувшая.

Такая фотопленка не производится с 2011 года. Сейчас ей торгуют на интернет-аукционах, причем стоимость одной катушки начинается с 30-40 долларов. Но я с оказией недорого купил ее на «Ибее». Просто заметил что продавец выставил несколько катушек разной ерунды, и среди них была катушка «Инфрареда». Я быстро сделал продавцу ценовое предложение и за символическую цену выкупил всю пачку.

Особенность инфракрасной пленки в том, что она... инфракрасная (то есть с повышенной чувствительностью в диапазоне 700-900 нанометров, при этом остальные цвета также смещаются и чувствительность к ним снижается. Раньше инфракрасную фотопленку использовали в аэрофотоснимках — на них поглощающие красный свет растения и потоки воды выглядели контрастными. Сегодня инфракрасная плёнка останется уделом редких ценителей странной фотографии. Катушек такой пленки осталось совсем мало, цены растут. Кроме того, вся пленка оказывается сильно просроченной и теряет свои свойства.

Также важно отметить, что пленка — очень чувствительная. Её нужно хранить строго в морозилке, в плотно закрытой непрозрачной баночке. После экспонирования пленку важно проявить в течение нескольких дней, причем для этого используется особый, вымерший сейчас процесс AR-5. Я понимал что моя катушка мало того что очень просрочена, так и скорее всего хранилась кое-как. А еще берлинские фотолаборатории, увидев маркировку AR-5, отказывались проявлять ее по слайдовому процессу E-6. Пришлось протирать пыль с собственной машины и разводить старую химию от «Тетенала».

Честно говоря, проявляя я на успех не надеялся — всё-таки моя плёнка просрочена уже 25 лет, а химия — больше года. Кроме того, я не использовал при съемке фильтры, которые блокируют или уменьшают долю других спектров видимого света. Но, открыв бачок, я кое-что разглядел. Это, конечно, не настоящая инфракрасная слайдовая фотография (скорее какая-то инфракрасная дуохромовая), но для опыта сойдет. Итак, инфракрасный Берлин!

Москва, август 2019

Поснимал немного Москвы в августе 2019 года. Снимал на ультракомпактную камеру Rollei 35S (писал о ней в отдельном посте) на кинопленку Kodak Vision 250D.

И бонусом — немного фотографий Москвы и Череповца на Rolleiflex 2.8F. Плёнка — Fuji Acros Neopan 100, Kodak Ektar, Ilford HP5.

Азиатское путешествие, часть 4

Продолжаю показывать слайды из большой коллекции, которую снял неизвестный мне немецкий путешественник в Азии. В этой части будут фотографии из Мьянмы, Таиланда, Гонконга и Японии (по крайней мере, я узнал эти места).

Это четвертая часть, вот — третья. А сколько их еще будет — я и сам не знаю.

Как правильно приглашать на встречи

Я регулярно созваниваюсь с коллегами по разным делам. Заметил, что часто люди зовут на созвон вот так:

Мне такое приглашение не нравится.

О чем? Непонятно, о чем будем разговаривать. Это важно, потому что иногда для разговора нужно подготовиться: почитать материалы, исследовать вопрос, может быть даже сделать первую версию того что планируем обсудить.

Надолго? Иногда думаешь что созвон быстренький, а он растягивается на час.

Когда? Из-за того что неясен предмет разговора, непонятен его дедлайн. Нужно прямо сейчас созвониться потому что дело горит, или можно завтра, или вообще через неделю? Иногда пугаешься и бросаешь все дела, а на другом конце у собеседника просто идея какая-то возникла.

Короче говоря, звать на созвон надо так:

Всё равно всю эту информацию о созвоне лучше бы знать. Мне приходится переспрашивать это у коллеги, теряя время. Нафига? Лучше заранее все написать.

И еще немного советов:

  1. Хватит спрашивать «Когда тебе удобно?». О своем удобстве я позабочусь сам, лучше сразу скажи когда удобно тебе.
  2. Для экономии времени и увеличения вероятности получить ответ всегда выгодно заботиться о собеседнике, предоставляя ему как можно больше информации для принятия решения. Это окупается.
  3. Созвон нужен для диалога. Если подозреваете что собеседнику нечего сказать, то лучше написать. Например, не нужно звонить чтобы рассказать какой новый способ решения проблемы вы придумали. Собеседник же ничего об этом не знает еще: он либо возьмет паузу чтобы подумать, либо ляпнут что-то просто потому что его спросили (есть и такие люди).
  4. Чем выше человек в рабочей цепочке, тем дороже его время и тем сложнее должен быть процесс вызванивания его. Прокляты компании, когда кто-то может просто прислать тебе приглашение или забронировать время в твоем календаре, подразумевая что ты точно будешь.
  5. Дважды прокляты люди, которые просто звонят без предупреждения.

Rolleiflex 6001 и Rolleiflex 3003

Записал небольшой видеорассказ о двух зеркальных фотокамер последнего периода существования компании Rollei — среднеформатной Rolleiflex 6001 и малоформатной Rolleiflex 3003.

Lomochrome XR

Есть такая компания — Lomography. Она выросла из сообщества энтузиастов, которые придумали когда-то само слово «ломография»: фотографирование разной ерунды просто так, «от пуза». Со временем они разрослись: начали производить свои фотокамеры и фотопленку. Обычно фотоплёнку они «перепаковывают»: покупают у других производителей большими рулонами, мотают в свои баночки с хипстерским дизайном, и продают с наценкой. Но иногда, редко, они пытаются сделать что-то сами.

Попробовал фотопленку, которую в «Ломографии» создавали сами путем экспериментов. В компании пытались создать пленку со измененной спектральной чувствительностью. Если обычная пленка пытается передавать цвета примерно так же, как видит их человеческий глаз, то пленка от «Ломографии» эту передачу цветов смещает. В ней голубой цвет уходит в зеленую сторону, зеленый и желтый становятся оттенками фиолетового и так далее. Скорее всего ребята из «Ломографии» пытались передать эффект легендарной инфракрасной фотопленки Kodak Aerochrome, которую уже давно не выпускают и которая стоит очень дорого.

От «Аэрохрома» в названии остался «-хром», превратившись в «Ломохром». Обычно такие «-хромы» означает, что пленка — слайдовая, но плёнка от «Ломографии» проявляется по обычному цветному процессу С-41. Производитель заявляет плавающую чувствительность: от 100 до 400. От того, какую чувствительность выберешь, зависит оттенок: он может быть и слегка-фиолетовым, и насыщенным словно индиго.

Я купил катушку пленки и отснял её с чувствительностью в 400 единиц. Снимал на Pentax 67 105 1:2,4, все мерил встроенным экспонометром. Вот несколько примеров:

Ну что сказать — это конечно не «Аэрохром», но для любительских целей сойдет. Нужно купить пару катушек на будущее, а то плёнку распробовали и они уже много где закончилась.

↓ Следующая страница
Система Orphus