О том, как я работаю

Меня часто просят рассказать о том, как я работаю, о том, как выглядит мой день и мои инструменты. Я обычно отнекиваюсь, поскольку считаю, что вряд ли смогу рассказать что-то интересное. Однако вдруг решился — зафиксирую своё творческое и рабочее окружение хотя бы для себя самого.

  • Считаю свою работу в большей степени ремесленной, чем творческой. Я стесняюсь показывать свои художественные тексты, а информационный текст для веба может писать любой человек с двумя руками и двумя глазами. Можно даже с одним глазом и одной рукой.
  • Моё любимое рабочее время — это утро. Пик продуктивности приходится на 10-11 часов утра, около 16 часов я теряю настрой примерно наполовину и стараюсь закончить работу. Вечером мне работается чрезвычайно плохо, я трачу много времени и сил, тружусь на износ.
  • Стараюсь разбивать день на две равные половины: утром делаю небольшие задачи, до десяти за раз. Затем иду гулять и обедать, а после приземляюсь в каком-нибудь кафе ради второй половины рабочего отрезка.
  • Дома почти не могу работать. В любом месте мне работается лучше, чем дома. Люблю фоновый шум, разговоры других людей. Информационный шум настраивает, помогает сосредоточиться. А вот под музыку наоборот, не могу писать совершенно, даже двух строчек не свяжу. Скорее жду лета, когда смогу трудиться на лавочке в любом парке.
  • Со мной не случается творческих настроений или креативной хандры. Я просто работаю когда мне хочется, а мне хочется всегда. В любой момент времени я могу открыть ноутбук и заняться делом.
  • У меня редко случаются задачи, которые требуют моего внимания больше чем на час. За час я могу написать довольно много, целую большую статью. Я легко ныряю в «поток» и выныриваю из него, поэтому частенько прерываюсь на чтение социальных сетей и сопутствующих статей, общение. Моё амплуа — серийный спринтер.
  • Писать несложно, редактировать сложнее. На редактуру текста требуется в два раза больше времени, чем на такой же свежий, собственноручно написанный текст (который снова нужно отредактировать).
  • Я пишу обезличенно, в стиле без стиля. Стараюсь добавить щепотку юмора, когда это получается. Люблю принцип «юмор в глазах смотрящего» — когда ты вроде бы не шутил, а читатель улыбнулся про себя. Жалею, что хороший юмор непредсказуем, словно голодная абиссинская кошка.
  • Иногда случается, что задача «не идёт». Я пробую текст и так, и эдак, но каждый раз из-под пальцев выходит какая-то недостойная шляпа. Это случается, когда я устал или расстроен. В такой ситуации стараюсь отложить работу, почитать, прогуляться. Вообще любая физическая активность здорово встряхивает и обнуляет настроение.
  • Не знаю, что такое прокрастинация. Когда мне нужно сделать работу, но не хочется, я просто беру и начинаю делать. Задача затягивает. Еще заметил за собой такую штуку: когда мне не хочется заниматься задачей, то, вероятно, мне недостаточно информации, чтобы её выполнить. Если вся информация есть под рукой, то написание и редактура текста становится для меня простой, едва ли не механической задачей.
  • Через несколько часов активной работы я вхожу в какой-то форсажный режим. В таком состоянии я хватаюсь за несколько задач сразу, веду активную переписку, правлю одновременно несколько текстов. Кажется, что даже увеличивается температура и учащается сердцебиение. В форсажном режиме получается сделать больше дел, но я его не люблю из-за повышенного расхода сил. Еще из него непросто выйти, это состояние так просто не отпускает.
  • Пишу текст обычно в iA Writer Pro или даже в «Заметках», сохраняю всё в Google Docs. Я пробовал много всяких хипстерских программ для написания и редактирования текста, но все они отваливались органическим образом.
  • Создаю для каждого проекта папочку в Google Drive, которую расшариваю заказчику. В неё же складываю нужные файлы.
  • Помню, удивлялся пару лет назад, когда на Курсе Максим Ильяхов рассказывал, что сам рисует структуру лендинга или правит текст в коде, делая пуши в GitHub. Сейчас я сам так делаю и удивляюсь уже тому, как можно работать иначе. Для меня нет большой проблемы поправить что-то в скетч-файле или даже в вёрстке сайта. Всё сильнее ощущаю, как мне не хватает базовых способностей в программировании и дизайне.
  • У меня есть вялотекущая проблема с грамотностью: я пишу быстро и частенько оставляю после себя в тексте ошибки. Лечу это Орфограммкой, копипащу текст в Pages и смотрю на подчёркивания. Помогает не всегда, каюсь.
  • Тексту хорошо отлежаться и остыть после написания. Я обычно даю ему сутки: прихожу на следующий день и читаю свежим взглядом. Бывает, что приходится всё переписать с нуля и еще на день отложить. Это время стараюсь заложить в срок сдачи текста.
  • Для совместной работы с заказчиками использую Trello. В нём есть чек-листы, дедлайны, разграничения ответственности, подгрузка документов Google Docs — красота!
  • Люблю Things и не представляю, как без него жить. В последний год использую его особенно активно. Если задача не записана в Things, то она для меня не существует — мгновенно забуду. Люблю, что приложение синхронизируется в облаке между компьютером и телефоном. Сейчас у меня несколько десятков открытых задач самого разного свойства: от «сдать кровь и написать об этом в блог» до «внести правки в редакционный план».
  • Инбокс держу сухим и чистым. Если на письмо можно ответить быстро, то я делаю это сразу, а потом переношу его в нужную мне папочку. В ином случае создаю задачу в Things и переношу письмо в папочку. Десять писем в папке «входящие» — кошмар для меня.
  • Предпочитаю общение в электронной почте любому другому общению. На втором месте стоит чат в фейсбуке, потом слэк, потом скайп. В крайнем случае общаюсь по телефону. Телефон не люблю из-за невозможности зафиксировать разговор и из-за того, что часто звонок приходит в неподходящий момент. В день мне приходит несколько десятков писем по работе и личным делам. На письма отвечать люблю и не устаю от этого. Скучаю по временам, когда люди общались только перепиской, делали это обстоятельно и красиво.
  • Для меня творчество и системность находятся в прямой зависимости друг от друга. Когда мне не хватает креативности, я начинаю упорядочивать свой рабочий процесс. Обратная зависимость также верна.
  • За несколько лет достиг такого состояния, когда книги о редактуре и копирайтинге стало неинтересно читать. С удовольствием читаю Советы и рассылку Главреда. Еще люблю читать хорошие англоязычные тексты, стараюсь перенести их лаконичность и красоту в свой текст. Хочу попробовать себя на литературных или журналистских курсах.
  • Если человек хочет писать понятные тексты, он должен избавиться от творчества. И наоборот: в художественном тексте следует напустить туману.
  • Я не верю в обиженное самолюбие копирайтеров и редактора, оскорблённого серией правок. Любая критика — это круто. Впрочем, меня обычно ругают за ошибки в тексте.
  • Моя профессия сложнее, чем кажется мне и проще, чем кажется всем окружающим.

Вот, вероятно, и всё, что есть рассказать. Если что-то забыл — спросите в комментариях.

Система Orphus