Неудобные вопросы
В общении есть вопросы и темы, которые называют неудобными. Они разные:
- Зачем ты развелся?
- Почему вы так мало зарабатываете?
- Больно ли ампутировать руку?
Люди стараются их обходить, иногда умело, иногда — с пластикой сухогруза, гарцующего по льдам. Но все признают, что неудобные вопросы должны остаться незаданными. Это большая и вредная ошибка.
Неудобные вопросы — это ключ к человеку. Чем больше и чаще вы их задаёте, тем лучше понимаете собеседника и лучше решаете свою задачу.
Неудобные вопросы важно задавать всем людям, но редакторам — особенно. Вот, Максим Ильяхов свидетельствует:
Клиент только что рассказал вам изумительную историю и обмолвился о мощнейшем преимуществе своей компании. Осталось договориться, что из этого этично сообщить на сайте. И заметьте: вы уже давно не обсуждаете стиль.
Вот почему важно их задавать:
Собеседник не обидится
Вас никто не убьёт и не уволит за неудобный вопрос. Худшее, что случится — человек ответит: «Ох, я не хочу говорить об этом». Да и это случается крайне редко, я помню только пару таких случаев.
Если вы не зададите неудобных вопросов, вы потеряете куда больше — огромный событий пласт. Он уйдёт от вас, останется неузнанным. Вы не поймёте истинных мотивов собеседника и взаимосвязей между людьми. Это повлияет на качество вашей работы. Вот уж где непаханое поле для обид.
Я помню множество случаев, когда после неудобных вопросов отношения между людьми выходят на новую орбиту. Между вами настраивается эмоциональная связь. Вы спросили и узнали много всего разного. Теперь вы почти что друзья.
Вы нащупаете историю
История не рождается из шаблонных фраз и анкет. Когда человек говорит то, что хочет сказать — он предлагает свою версию событий, которая витает у него в голове. Если изложите его версию, то получите обычное повествование. Его нельзя использовать в работе, читателям будет неинтересно.
История рождается из того, что скрыто. Это можно узнать из других источников или просто домыслить. Первое проще, но результат даёт слабый. Второй путь — к мощной истории и профессиональному самоубийству. Или к художественной литературе.
Неудобные вопросы дают отличную историю с крепким тылом. Их неприятно и стыдно задавать, я знаю. Но это того стоит.
Собеседник поймёт сам себя
Вот частная ситуация из моей практики. Ко мне обращается клиент, рассказывает задачу. Мы начинаем её обсуждать, я задаю неудобные вопросы. Например, такие: «У вас совсем нет опыта в этой проблеме. Почему вы пытаетесь решить её?» или «Сколько покупателей вам нужно из блога?». Много, много разных неудобных вопросов.
В процессе обсуждения случается удивительное: задача меняется. Нам нужно было вести блог, а в итоге блог и не нужен вовсе — его надо закрыть. Нам нужно было написать текст на сайт через неделю, а на деле менеджеру не нравится новый дизайн и он решился всё переделать.
По идее неудобные вопросы человек должен задавать себе сам. Но часто он стесняется, откладывает на потом или решает, что он и так всё знает. А тут то вы и появляетесь!
⌘ ⌘ ⌘
Вдогонку — несколько правил, как обращаться с неудобными вопросами.
- Общайтесь в комфортной атмосфере. Важно, чтобы собеседнику было удобно раскрываться перед вами. Как минимум убедитесь, что вас не выгонят из переговорки через пять минут, сломав магию доверительности.
- Задавайте вопросы лично. Уровень «личности» по убыванию:Тет-а-тет в неформальной атмосфере → Тет-а-тет в рабочей атмосфере → Разговор по телефону или скайпу → Общение в социальных сетях → Переписка по почте.
- Не спрашивайте по почте. Дело в том, что в переписке люди думают иначе, они лучше контролируют себя и чаще ловят себя на мысли «ой, это я зря сказал». В разговоре такой блок не работает, и собеседник часто проскакивает на доверительный уровень машинально.
- Будьте простофилей. Создайте «невпорядковость» по Кэмпу. Я, например, люблю записывать и зарисовывать дудлами детали разговора в толстый серый блокнот из «Мюдзи». Боковым зрением вижу, как собеседник косится в него и улыбается в усы.
- Слушайте и стимулируйте. Старайтесь много говорить в начале и очень мало — в конце, когда собеседник разговорится. Вам следует вывести его на монолог, когда ему хочется выговориться, когда приятно рассказывать истории, байки и сплетни. Начните с диалога и уточняющих вопросов. В конце достаточно говорить: «Ого» или «Да уж».
- Не комментируйте. Старайтесь не давать свою оценку неудобным ответам.
- Задавайте вопросы из тени. Это высший пилотаж неудобных вопросов. Вы спрашиваете как бы что-то другое, но собеседник рассказывает то, что нужно вам. Например, можно рассказать маленькую историю из жизни или из головы. Сделайте её провокационной, и собеседник не постесняется раскрыть свою точку зрения.
- Начните с себя. Чтобы создать доверительную атмосферу, расскажите свою историю. Идеально, если вы в ней выступите неудачником, облажаетесь. Люди в таких ситуациях чувствуют долг, им хочется рассказать историю в ответ.
- Не бейте вопросами. Никогда не спрашивайте, если хотите ущучить человека, припереть к стенке, замочить вопросом. Не спрашивайте, если не хотите услышать ответ. Вам кажется, что укажете мерзавцу на его место, а в ответ получите много печальных событий (даже не буду уточнять, каких).
- Договоритесь о правилах. Потравите леску. Скажите, что будете задавать вопросы — это важно для дела ну и вам просто интересно добраться до сути. Уточните, что можно не отвечать на совсем неудобные вопросы. Пообещайте, что не используете эту информацию без разрешения.
⌘ ⌘ ⌘
А теперь слово вам. Что думаете о неудобных вопросах. Стесняетесь отвечать? Часто задаёте? Какой самый неудобный вопрос удалось задать и получить ответ?