Подводная охота

Полгода назад я писал о курсах дайвинга, которые удалось пройти. Сразу после дайвинга я прошёл еще и курс подводной охоты. Про него будет запоздалый рассказ.

Подводная охота — это что-то среднее между рыбалкой, обычной охотой и фридайвингом. От фридайвинга ей досталось плавание под водой на задержке дыхания и специальные костюмы. От обычной охоты — гарпунное ружьё, а от рыбалки — вода и рыба. Меня в подводной охоте интересовала, прежде всего, первая составляющая, стрелять рыбу я не планировал и с момента окончания курса ни разу не побывал в настоящем, рыбном водоёме.

Курс подводной охоты немного напоминает дайверский, но существенно отличается от него в сторону упрощения. Для того, чтобы охотиться на рыбу не нужно никаких сертификатов, это доступно любому человеку. Можно купить костюм, снаряжение, ружьё и сразу прыгать в воду за добычей. Подавляющее большинство подводных охотников не проходили никаких курсов и занимаются этим только на основе своего опыта.

Мой рассказ будет состоять из трёх частей. Сперва — немного о подводной охоте и снаряжении. Затем — о процессе обучения. Ну, и напоследок — общие впечатления.

⌘ ⌘ ⌘

Типичный подводный охотник выглядит ровно как на знаменитой фотографии Хенки Коенторо:

Здесь отлично видно всё снаряжение:

  • Гидрокостюм. Охотники используют специальные неопреновые гидрокостюмы с открытой порой. От дайверских они отличаются очень плотным прилеганием к коже. Костюм прилипает словно скотч, и под него почти не подтекает вода, это позволяет лучше сохранять тепло. Из-за такого плотного прилегания надевать костюм — то еще удовольствие. «На сухую» его вообще не получится натянуть. Приходится обильно мылить костюм изнутри, а потом буквально заныривать в него, выпуская из горловины, руковов и штанин струи пены. На ноги надеваются носки, на руки натягиваются перчатки. На голову надевается капюшон, оставляя открытым только лицо. Костюм ощущается буквально как вторая кожа, в нём очень комфортно и тепло — как в космическом скафандре (у меня большой опыт, ага). Мне охотничий костюм понравился больше дайверского.
  • Маска. Охотники используют маски с небольшим объемом подмасочного пространства — это позволяет избежать обжима давлением воды на глубине и экономит воздух для продувания. Я в масках особо не разбираюсь, мне все одинаково хороши.
  • Трубка. Подводные охотники используют специальные трубки, которые отличаются от дайверских и простых, любительских. Охотничьи трубки — толстые и жёсткие, без специального клапана для продувания. На конце заострены — для того, чтобы трубкой можно было пробить слой тины. А еще они по традиции не крепятся к маске, а засовываются под один из ремешков. Многие вытаскивают загубник маски во время нырка, я же нырял с загубником во рту.
  • Ласты. У охотников — огромные, метровые ласты, которые плотно надеваются на ногу. У моих ласт лопасти длиной в метр, они изготовлены из карбона. Есть еще ласты для маньяков с прозрачными лопастями, в воде их совсем не видно. Работать такими длинными лопастями в воде непросто, нужна специальная техника гребка. Зато при правильном движении ногами такие ласты позволяют развить в воде очень приличную скорость — до метра вперёд за один взмах одной ногой. От полустатичного напряжения у меня несколько раз сводило ногу, пару раз — под водой. Это неприятная и даже опасная штука, оба раза мне пришлось прервать погружение и срочно всплывать.
  • Нож. Незаменимая вещь, без неё вообще нельзя погружаться. Нож помогает разобраться с главной опасностью для охотника — рыболовными сетями. Нож имеет форму стропореза и предназначен перерезать тонкие нейлоновые нити, верёвки и прочие подводные запутывающие штуки. Еще им можно усыпить подстреленную рыбу. Охотники обычно держат нож слева на груди. Отверстие в центре — для большого пальца, на него можно повесить нож, если нет времени искать ножны. Нож держится в ножнах специальными защёлками (на фото → они красного цвета). У большинства охотников в запасе есть пара историй о том, как нож спас им жизнь. А еще по негласному закону подводные охотники срезают все сети, которые им встречаются. У большинства охотников в запасе есть пара историй, как в общении с местными жителями дело едва не дошло до ножа.
  • Грузовой пояс. Тугой резиновый пояс со специальном застёжкой «марсельез», которую можно расстягнуть одной рукой за одно движение. На пояс навешиваются грузы для утяжеления и иногда крепится специальное охотничье оборудование.
  • Компьютер. Компьютер для подводной охоты обычно выглядит как часы. Показывает глубину погружения и время на задержке дыхания. Нужен для контроля восстановления своего дыхания на поверхности (минута под водой — две минуты на поверхности). Можно и без компьютера нырять, но так придётся считать про себя или дышать по ощущениям.
  • Буй. Многие охотники пристёгивают себя к специальному бую. Он показывает, что под водой находится человек и оберегает от лодок. А еще в буе можно хранить кучу снаряжения: от запасных ружей до рации. К бую также цепляют пойманную рыбу. Еще он может послужить в качестве плотика для отдыха. Охотник и его буй связаны гибким быстросъемным линем.

О ружьях для подводной охоты — чуть подробнее.
Они бывают двух видов:

Арбалет.
Пневматическое ружьё.
Гарпун выстреливается силой двух тяг (на фотографии они бежевого цвета). Для заряжания арбалет приставляют к груди и руками надевают тяги. Очень простая и надёжная штука. И очень мощная. Разве что натягивать его тяжеловато. Стреляет силой сжатого воздуха. Для заряжания сжимают специальный поршень внутри ружья. Пневматическое ружьё легче и компактней арбалета. В последнее время пневматики стали популярней арбалетов.

К ружью с помощью тонкого и гибкого линя крепится гарпун. Из-за особенностей среды гарпун летит всего на несколько метров, так что прицельная дальность ружья невелика. В морях и океанах охотникам, конечно, живётся круче. В северных реках проще наколоть случайного окуня прямо на ружьё, не стреляя, или бросить оружие и собирать раков.

Не смотря на схожесть с водяным пистолетиком, подводное ружьё — очень мощное. С пары метров гарпун просаживает неаккуратного охотника насквозь. Иногда бывали случаи, когда один охотник подстреливал другого.

Собственно, про оборудование и снаряжение всё.

⌘ ⌘ ⌘

Обучение подводной охоте очень похоже на обучение дайвера, разве что не приходится возиться с кучей резинового и железного обрудования для дыхания.

У нас было шесть теоретических занятий и шесть практических. На теории мы изучали особенности снаряжения и оружия, а также изучали всякие прикольные штуки о дыхании. На практике мы отныряли более десяти часов в бассейне.

Я шел на курсы с одной целью в голове — научиться более-менее долго проводить время под водой на задержке дыхания. У меня с детства есть такая проблема. Стоит мне только нырнуть под воду, как сразу наступает какой-то паралич, ужас и сердцебиение. Я почти сразу выныриваю, тяжело дыша, на расстоянии пары метров от места нырка. Я не притворяюсь, просто физически ощущаю удушье спустя несколько секунд, сам не зная, почему. Я, конечно же, рассказал об этом тренеру Артёму, на что он привычно рассмеялся и махнул рукой, мол, и не таких учили.

Вообще, в задержке дыхания различают три стадии:

Охотники ныряют только в зелёной зоне, зоне комфорта. В этой зоне человек может провести под водой около минуты (мы говорим, конечно, про активное проведение времени). В случае чрезвычайной ситуации можно провести еще секунд 20-30 в желтой зоне допустимого дискомфорта. Организм будет показывать избыток углекислого газа в крови, посылая характерные глотательные движения и покалывания кожи. В красной зоне человек оказывается в экстренной ситуации, когда жизнь висит на волоске. Организм выгребает остатки кислорода из лёгких и крови, возникает эффект туннельного зрения, сознание мутнеет, губы белеют и происходят прочие ужасы. Часто ныряльщик, высплывающий из красной зоны, теряет сознание в метре от поверхности или через несколько секунд после всплытия.

Ныряя в детстве, физиологически я оставался в зелёной зоне, как и большинство людей. Но моё сознание под действием страха перемещало меня в красную зону, заставляя резко всплывать. Так что я предчувствовал, что учиться нырять придётся параллельно с преодолением себя.

На первом занятии всё было так, как я и думал. Я нырнул вниз, через секунду меня прихватило, и я вынырнул, не достав дна на четырёхметровой глубине. Стыдно, а что поделаешь? Особенно стыдно заниматься в одной группе с ребятами, которые ныряют в океане на двадцать метров и фотографируют там рыбок на айфон, замотанный в целлофановый пакет.

В конце первого занятия я всё же смог донырнуть и достать со дна учебную торпеду. При этом всё выглядело как настоящая спецоперация — я долго готовился, запасал воздух в баках и фокусировался на яркой торпеде, лежащей на дне. Под водой я провёл около пяти секунд.

После первого занятия я немного расслабился, и начал узнавать способности своего организма. На втором занятии уже уверенно доныривал до дна, а к пятому комфортно проводил под водой более минуты, причём в движении. Думаю, что с тренировками это время легко довести до двух минут, а при необходимости я эти две минуты проплыву и сейчас, но уже в состоянии неприятного удушья.

Подробно описывать занятия не имеет смысла, расскажу вкратце, что мы делали:

  • Учились правильному входу в воду. Хороший нырок делает всё погружение. Если правильно изогнуться, лежа на поверхности, то тело само соскользнёт в воду и уйдёт вниз под весом грузов на поясе. Такой нырок не тратит ни сил, ни драгоценного воздуха в лёгких. Сперва нырять правильно было немного трудно, но под конец все довольно быстро научились. Технику отрабатывали нырком с мячиком в руках — утащить под воду мячик, наполненный воздухом, очень непросто. Зато потом как приятно нырять без него!
  • Ставили технику правильного положения на воде. Лежать ровно на поверхности воды оказалось проще, чем я думал. Достаточно лишь небольших движений ласт «восьмёркой», чтобы не тонули ноги. В лежании на воде есть своя приятная медитативность.
  • Учились плыть под поверхностью воды. С этим у меня возникли определённые трудности. Мне было трудно правильно продавливать ласту движением бедра, и я плыл немного по-черепашьи, шумно. Грамотное движение ног в метровых ластах позволяет развить потрясающую скорость, но и сил требует немало. Лично я отучивался грести руками. Было непривычно всё время вытягивать руки вперёд и не помогать себе ими, но я быстро понял преимущества такого способа плавания. Движение руками мгновенно съедает запас воздуха и обычно мешает ровному, размеренному движению ногами. А еще руками, сложенными друг к другу, в воде можно управлять как рулями.
  • Развивали технику повторов, разворов, кувыраний, зависаний на месте и прочего. Удивительно, как много движений в воде можно делать одними только ногами. Техника развивается плаванием между стойками, прикреплёнными ко дну — такая подводная «змейка».
  • Работали с ножом. Учились быстро доставать нож обеими руками. Проплыв «змейку», перерезали верёвку, к которой привязана наполненная воздухом бутылка, а затем, не всплывая, завязывали под водой перерезанную верёвку. Для меня это было очень сложным упражнением: нож мешает в руке, пальцы в неопреновых перчатках словно деревянные, бутылка тянет вверх, верёвка скользит и пушится, кислород кончается… Только под конец занятий стал нормально ощущать в воде нож, и то после того, как снял перчатки.
  • Учились правильно дышать, готовить организм к задержке дыхания. Это целая наука, вокруг которой пишутся книги и идут споры тысяч учёных, ныряльщиков и охотников. Существует множество приёмов и приёмчиков повышения времени нахождения под водой, от опасных до простых и доступных каждому. Мы учились двум основным: гипервентиляции лёгких и диафрагменному дыханию. Гипервентиляция — это несколько глубоких вдохов на поверхности перед погружением, они помогают запасти кислород в крови и очищают организм от углекислого газа (не самый крутой приём, может привести к головокружению). А о диафрагменном дыхании нам расскажет Александр Друзь учебник Марко Барди:

    Обычно мы неосознанно используем дыхание грудного типа. Тем не менее, даже если его не усиливать, грудное дыхание имеет свои ограничения: оно менее расслабляющее и утомляет мускулатуру грудной клетки. При диафрагмальном дыхании (дыхание посредством движения диафрагмальной мышцы) в нижнюю часть легких (более вместительную) попадает большее количество воздуха и с меньшим усилием, чем при работе мышц грудной клетки. Речь идет о более расслабляющем дыхании, способствующем хорошему самочувствию и концентрации. Многие техники расслабления ссылаются или непосредственно связаны с динамикой диафрагмального дыхания.

    Чтобы добиться наилучших результатов, следует начать дыхание, используя лишь диафрагму, делая медленные и не слишком глубокие движения. Медленно прогибая диафрагму вниз, мы вдыхаем воздух, который достигнет даже нижних полостей легких. Движение должно быть медленным и постепенно усиливающимся, а по времени занимать около 10 секунд.

    Мышцы грудной клетки остаются неподвижными. Дыхательное движение неглубокое и не усиленное, а плавное и расслабляющее. При сокращении и подъеме диафрагмы, воздух выдыхается. Это движение должно быть медленным и не слишком глубоким. При подготовке к задержке дыхания правильный дыхательный ритм подразумевает, что время выдоха будет дольше, чем время вдоха. Это способствует мышечному расслаблению и уменьшению сердечного ритма (брадикардии). Выдох должен в среднем продолжаться около 15 секунд. Мышцы грудной клетки неподвижны, и дыхание остается расслабленным.

    Через несколько полных дыхательных циклов, позволяющих достигнуть достаточного уровня расслабления, последний цикл перед спуском должен быть более глубоким, чтобы подводник имел в распоряжении максимальный объем воздуха.

    Во время выдоха движется только диафрагма, поскольку мышцы грудной клетки расслаблены и не могут быть задействованы (пассивная фаза), тогда как сильный прогиб вверх диафрагмы способствует максимальному выдоху (резервный объем выдоха). В результате вдох также окажется полным и глубоким (после удаления непригодного воздуха с максимальным выдохом появится пространство для нового воздуха, богатого кислородом).

    В этом последнем движении для получения оптимального результата используются также и мышцы грудной клетки. Сначала начинает двигаться диафрагма, прогибаясь вниз в сторону желудка, в результате чего воздух наполнит нижнюю часть легких (брюшная фаза). Затем вдох завершается максимальным расширением грудной клетки, что позволяет наполнить верхние полости легких (грудная фаза), до самой их высокой части (ключичная фаза). Совокупность этих движений дает резервный объем вдоха.

    Даже поверхностное знакомство с принципами дыхания помогает нырять глубже и больше времени проводить под водой.

  • Наконец, учились стрелять из подводных ружей. Сначала, конечно, учились их заряжать — это то еще упражнение. Заряжая ружьё, нужно выполнить дюжину действий руками и телом: подтянуть гарпун, вставить его в ружьё, намотать линь, закрепить, защёлкнуть, притянуть, повернуть, надавить и так далее. Всё это время нужно находиться на поверхности воды, дышать через трубку и сохранять хотя бы относительную неподвижность. У меня же получалось барахтанье в воде с полузаряженным ружьём вокруг напуганных таким соседством сокурсников. Инструктор Артём на этом занятии немало поволновался. Зато стрелять из ружья оказалось несложно. Мы стреляли по бутылкам, и я свою под конец занятия всю издырявил. Дыхания хватало даже на то, чтобы доплыть до бутылки, извлечь гарпун и подобрать ружьё.

На занятиях я успешно выполнил все упражнения, сдал норматив на подводного охотника и получил сертификат:

Конечно, сертификат мне особо ни к чему, я могу нырять и без него. Зато он может пригодиться, если я поеду пострелять рыбку куда-нибудь в другую страну. Я, конечно, не планирую, но кто знает.

⌘ ⌘ ⌘

Теперь немного общих впечатлений.

Я шел учиться ради ныряния на задержке дыхания и попытки нащупать предел своих физических возможностей. Нырять я стал куда лучше, предел возможностей не нащупал, но понял, что он гораздо, гораздо больше моего представления о нём. Если бы мне до занятия кто-нибудь сказал, что я буду вальяжно нарезать круги по дну бассейна или минуту перекидываться с сокурсниками игрушечной торпедой, я бы просто рассмеялся. Курс подводной охоты помог расслабиться, поверить в себя. Я перестал бояться воды, глубины и задержки дыхания.

Подводное плавание на задержке дыхания мне нравится больше дайвинга. В последнем ты словно сам себе не принадлежишь, а служишь клубку баллонов, жилетов-компенсаторов и октопусов. Плавая на задержке, можно ощутить свободу, лёгкость, получить настоящий кайф от «подводы».

Я точно буду дальше заниматься фридайвингом. Пройду специальные курсы, быть может, съезжу на любительские мастер-классы или сборы. Зимой буду нырять в бассейне, в гидрокостюме и с ластами. Я обменял по выгодному курсу страх воды на кайф от погружения, и очень рад этому.

Система Orphus