Mamiya Press Universal

Приобрел хорошую среднеформатную камеру формата 6×9 — Mamiya Press Universal. Кажется, это самая недорогая, простая и надежная камера такого формата.

Японская компания Mamiya выпускала эту модель в шестидесятых годах для нужд фотокорреспондентов (поэтому ее и называют пресс-камерой). Это довольно простая камера, она состоит из прямоугольного корпуса с фокусировочным дальномером, сменных задников и объектива, который крепится к корпусу гайкой, а также ручки с кнопкой. Затвор у камеры — центральный, в объективе. Он спускается кнопкой в ручке, от которой к объективу тянется обычный тросик.

Камера очень тяжелая, со 100 мм объективом весит более 2,5 кг, видимо, фотожурналистам надежность была важнее удобства. Всё в ней сделано чрезвычайно основательно, никакого пластика — только сталь, алюминий, кожа и бакелит. Камеру не страшно уронить (но я не пробовал).

Семейство составных частей «Мамия Пресс»

У фотоаппарата классные сменные задники. Они вкладываются в корпус и зажимаются двумя натяжными болтами, поэтому их можно менять за несколько секунд. У каждого задника есть сдвижная гильотинка, так что можно менять задники с пленкой внутри. Это удобно, когда хочешь снять что-то на цветную пленку вместо черно-белой, или нужна пленка с другой светочувствительностью. Жалко только, в заднике нет блокировочного устройства, которое не дает мотать пленку со вставленной гильотинкой. А то я так пленку отснял, а гильотинку вытащить забыл. Видимо, фотожурналисты были повнимательнее, чем я. Задники, кстати, бывают разные: 6×4,5, 6×6, 6×9, разные «Полародиды», кассеты для пластин с матовыми стеклами и мехами. На некоторые модификации «Пресса» подходят даже моторные задники от RB67.

Вообще «Пресс» оказалась очень удобной камерой. Ее приятно держать в руках, просто снимать, просто заряжать. Единственное, к чему нужно привыкнуть — это к несвязности задников и затвора. Чтобы сделать снимок, нужно сперва перемотать пленку в заднике, потом взвести затвор и только потом — снять. Забудешь перемотать пленку — получишь двойную экспозицию. Задумаешься и перемотаешь еще раз — получишь пустой кадр. А с задником 6×9 и так всего 8 кадров получается. Ну и гильотинку надо не забывать вытаскивать.

Я сам камеру еще не распробовал, но уже кажется, что она классная. Ну а еще «Пресс» — довольно недорогая. Я купил ее в Японии за 30 тысяч йен (около 15 000 ₽), и еще 3000 йен отдал за второй задник. На местном немецком ибее «Прессы» продаются за 300-400 евро. При этом камера дает честные 6×9. Не знаю, на чем еще можно получить сопоставимый формат, разве что на Mamiya RB67 Pro SD, но и там будет только 6×8. Кажется, из конкурентов у «Пресса» — только младшая сестра, Mamiya 6. Но она стоит 2-3 тысячи евро и не такая надежная, как мне кажется (Таня, прости).

Мучимый джетлагом, я прогулялся с камерой по городу в семь утра, и отснял пару пленок. Вот что из этого получилось.

Система Orphus