Высокопечатные визитки путешественника
Вместе с ребятами из мастерской высокой печати «Демоны Печати» отпечатал себе визитки в большое новогоднее путешествие.
Высокая печать или letterpress — это маленькая бумажная магия. По совместительству это одна из самых простых и самых древних полиграфических технологий. Всё элементарно: на матрицу наносится краска, затем сверху прижимается бумага, да так, что выступы матрицы продавливают в бумаге небольшие желобки. Так оттиск получается объёмным, причём это не бросается в глаза. Как и любая уважающая себя магия, высокая печать проявляется на уровне ощущений и таинственных наблюдений.
Я долго копил дома плакаты, календари и прочие бумажки, сделанные высокой печатью, несколько раз приходил к «Демонам» в гости под различными предлогами, но тут решился отпечатать небольшой тираж своими руками. А. быстро нарисовала иллюстрацию, я отправил её ребятам, и через пару дней всё случилось.
Высокая печать начинается с матрицы, или клише. Раньше матрицы изготавливались самыми разными способами: вырезались из камня, дерева и даже из куска плотного линолеума.
С помощью специального скотча клише крепится к пластине станка.
Печать на станке похожа на танец с железом, бумагой и краской. Две педали, ручка, лист бумаги и полдюжины барабанов. Нажал одну педаль, прокатил барабаны по клише и нанёс на него краску. Отпустил педаль, нажал вторую — открылись зажимы для бумаги. Вставил листочек, отпустил вторую педаль, прокатил голову станка до упора. В самом конце зажимы открываются, и оттиск появляется на свет.
Станок печатает типографской краской (если книги пахнут хорошо и вкусно, то это как раз хорошая, нехимическая типографская краска).
Я печатал чёрной краской. Открытая банка с краской меньше всего на краску похожа. Скорее это какой-то дёготь или битум, его можно ножом резать.
Собственно, ножом её и наносят на вал. Достаточно немного намазать по прямой — после включится электромотор, барабаны с валами придут в движение и раскатают краску.
Нажали одну педаль, прокатали барабаном с краской по клише. Всё готово для первого оттиска.
А вот и он — первый оттиск. Всё отпечаталось нормально, но с небольшими замечаниями. Немного добавить краски, немного настроить машину, и всё куда лучше. Внимательный глаз нащупает разницу между первым оттиском и неким последующим.
Мы печатали на плотной хлопковой бумаге, и сделали несколько оттисков на красной и крафтовой.
После того, как всё отпечаталось, стопки открыток кладутся в специальный пресс. У пресса есть острый нож, специальные двигатели бумаги, управляемые с калькулятора и несколько лазеров — один показывает линию реза, а второй следит, чтобы в рабочей зоне не появилась рука неловкого печатника.
Ну вот и всё. Весь процесс занял пару часов (если не считать печать клише и отрисовывания иллюстрации).
Конец года выдался у меня рукодельным. Мне удалось своими руками вырезать деревянную ложку, сшить кожаную штуку для карточек и вот — отпечатать визитки путешественника. И мне очень понравилось пробовать новое и работать руками. Поэтому, если вы занимаетесь чем-то подобным (неважно чем) — зовите меня в гости, я попробую на день стать вами и напишу об этом пост с фотографиями.
Кстати говоря, это последняя запись в этом году — сейчас мы с А. путешествуем по долгожданной стране (внимательные смотрители фотографий догадаются, по какой). Следите за нами в инстаграммах: моём и А.