Велосипед
Несколько дней назад я закрыл свой первый настоящий велосезон, и поэтому буду рад рассказать о том, на чём я его открывал, проводил и закрывал.
Собственно, знакомьтесь — Interceptor, мой фиксед-гир велосипед.
Велосипед назван Интерсептором (с английского — «перехватчик») в честь гоночно-полицейской машины из фильма «Безумный Макс». Не то, чтобы я был большим фанатом этого фильма, мне просто понравилось слово, да и в любом случае, велосипеду нужно имя.
Интерсептор — это fixed-gear велосипед. От любого другого односкоростного велосипеда его отличает жёсткая связь педалей и колеса. Пока крутятся педали, велосипед едет, и наоборот. Такая, казалось бы, простота конструкции по факту приносит в езду на велосипеде много нового — буквально появляется еще одно измерение движения. Велосипед и велосипедист оказываются связанными, один становится продолжением другого. Это очень необычное ощущение.
Езда на фиксед-гире похожа на… полёт самолёта. Самолёт лучше всего чувствует себя во время быстрого полёта высоко в небе. На велосипеде лучше всего ехать по обычной дороге на приличной скорости. Маленькие аэродромы и разбитые тротуары заставляют нервничать и рисковать. Этот велосипед создан для скорости и ровной дороги.
Езда на фиксед-гире похожа на… секс. Велосипед позволяет чувствовать обратную связь. Результат прямо пропорционален вложенному усилию и напрямую зависит от настроения. Разумеется, удовольствие и лёгкая усталость также присутствуют.
Езда на фиксед-гире похожа на… секту. Поклонники велосипедов с жёсткой связью имеют свои законы и правила, отличаются бунтарством на дорогах, любят скорость. У них есть свои сообщества и даже секретные игры.
С таким видом велосипедов я познакомился практически случайно. Так получилось, что я долгое время читал ЖЖ одного московского дизайнера Владимира Лосинского, который часто писал о каких-то трековых рамах, локрингах и красивых велосипедах с необычно узкими колёсами. Потом вдруг такой велосипед купил себе еще один московский дизайнер, Игорь Степахин. Я посмотрел на всё это и тоже захотел себе такой.
Мне понравился особый велосипедный дзен. Фиксед-гир максимально лёгок и прост: количество деталей, из которых он состоит, можно пересчитать по пальцам руки. Ну и плюс ко всему велосипед показался мне очень необычным и красивым.
К тому времени Владимир открыл свою веломастерскую Fixie.ru, где я и заказал Интерсептора. Вот что Володя говорит о результате:
Для меня этот проект был очень интересный, так как давно хотел построить на наших рамах эдакий кроссовер, велосипед под суровые российские реалии. Плюс выбор цвета был просто идеальный, голубой с черными и коричневыми акцентами — настоящая американская рандонер классика. В итоге получился отличный боевой агрегат.
А вот и сам агрегат:
А теперь — общие впечатления от велосипеда и езды на нём:
- Как только велосипед приехал ко мне и я его собрал, моей первой мыслью было «Ох, какой-же он хрупкий». Эта мысль нашла материальное подтверждение в виде проскочившего вниз подседельного штыря со штырём — болт, который его фиксировал, закусило и сломало, и пришлось срочно ставить новый.
- Велосипед очень лёгок (весит, кажется, 9 килограммов), но при этом прочнее и жёстче большинства «горных» великов, на которых катаются горожане.
- Первый раз ехать на нём было очень непривычно. Немного крутанёшь педали, по привычке чуть расслабишься и не крутишь больше — велосипед чувствует обратное усилие и останавливается.
- Сначала было очень страшно вставлять ноги в туклипсы (это такие кожаные фиксирующие ремешки на педалях) — казалось, что если велосипед вдруг остановится, и ты не успеешь вытащить ноги, то так и упадёшь пристёгнутым к педалям. Отчасти это впечатление подтвердилось уже через полчаса первой, пробной поездки. Я не заметил «лежачего полицейского» и наехал на него на приличной скорости. Ударом меня выбило из велосипеда, отправив в свободный полёт… но ненадолго — велосипед полетел следом за мной и приземлился на меня, уже лежащего на асфальте.
- К туклипсам быстро привык. Во-первых, они позволяют не только толкать педали, но и тянуть их вверх. А во-вторых, они позволяют избежать удара педалью при соскоке ноги.
- От фиксированной передачи после нескольких поездок остались очень приятные чувства. Она позволяет точно дозировать усилия, быстро разгоняться и притормаживать ногами, без ручных тормозов. Это похоже на то, что автомобилисты называют торможением двигателем. А вот первые несколько поездок было очень тяжело — ноги же всё время вращаются! Иногда их буквально сводило, приходилось останавливаться и разминаться. Но теперь уже привык, и на обычном велосипеде чувствую себя некомфортно.
- Необычно ездить по дорогам вместе с автомобилями. Сначала было очень страшно. Я просто плёлся в крайнем правом ряду, постоянно оглядываясь назад. Сейчас езжу со средней городской скоростью без опаски. За всё время было только два раза, когда на дороге мне что-то угрожало, но оба раза обошлось, слава моей наблюдательности. После фиксед-гира я стал немного презирать велосипедистов, которые ездят по тротуару, особенно владельцев крутых «спортивных» байков — они доставляют пешеходам немало неприятностей, беспокоясь о собственном комфорте.
- Велосипед позволяет отлично выигрывать в работе ногами при езде на длинные дистанции. Когда ехал за город по трассе, ощутил, что такое каденс — особое состояние равномерного движения, при котором велосипед едет с оптимальной скоростью, почти не требуя усилий для этого. Кажется, в каденсе я могу проехать хоть сотню километров, почти не устав при этом. Невероятное ощущение.
- Мой велосипед не совсем кошерный фиксед-гир — на нём есть тормоза. Настоящие фикседгирщики тормозят только ногами и ездят в состоянии постоянного риска. Мне пока далековато до такого, но свои тормоза думаю снять уже в следующем году.
- Без крыльев ездить грязно. На сыром асфальте или после «поливалки» быстро превращаешься в настоящую свинью. Для фиксед-гиров есть специальные крылья, но с ними одна морока, да и внешний вид они портят.
- За три месяца регулярных поездок я три раза подкачивал колёса, один раз подтянул цепь и перевернул рулевой вынос. Кстати, подкачать колёса — это прямо небольшая проблема. Нужен мощный насос с манометром — в моих колёсах по девять атмосфер.
- Недавно Макс Кочанов на фиксе проехал по обычным дорогам из Москвы в Милан.
- Фиксед-гир — это настоящий קְפִיצַת הַדֶּרֶךְ, сокращающий путь. На нём можно ехать по дороге со скоростью автомобиля, а пробку объехать по краю дороги или между машинами, можно пересечь светофор вместе с пешеходами, а потом рвануть по пустой дороге. Средняя скорость перемещения по городу — 20-30 километров в час.
- После того, как стал активно ездить на велосипеде с узкими колёсами, стал замечать множество деталей, которые раньше не замечал. Начал чувствовать руками где какой асфальт, внимательно вглядываться в то, как сориентированы щели люков ливневой канализации (они должны быть поперёк движения, чтобы не попасть в них колесом и не разбиться).
Доволен ли я велосипедом?
Однозначно — да. Сначала фиксед меня пугал, потом мы привыкали друг к другу, а сейчас я буквально впитываю его философию. Бывало, что прямо испытывал ломку — хотелось поскорей покрутить педали.
Стоит ли вам пересаживаться на фиксед гир?
Сразу — нет. Шанс, что не понравится примерно 50/50. Лучше просто связаться с владельцами подобных байков в своём городе (в Питере и Москве есть крупные сообщества), спросить совета, попросить покататься. Также нужно понимать. что фиксед-гир, не смотря на свою простоту — это достаточно дорогое удовольствие, в которое можно вкладывать и вкладывать деньги, тюнингуя велосипед. Впрочем, обо всем можно поговорить с Володей — он отличный веломастер и влюбленный в фикседы человек. У него же можно купить готовый велик или собрать что-то под себя.
Одним словом, сезон я закрыл, поскорей бы открыть следующий. До встречи на дорогах!