«Она»

Посмотрел замечательный фильм Спайка Джонса «Она».

Фильм поднимает три важных темы: интерфейсы будущего, психология людей и машин, и то, как будет выглядеть мир грядущего дня.

Интерфейсы

Некоторое время назад я написал небольшое эссе о том, как должно выглядеть взаимодействие человека и машины — в нём не будет место кнопкам и индикаторам, это будет интерфейс без интерфейса. Кажется, что «Она» является достоверным и весьма красивым визуальным изображением моей идеи.

В «Она» компьютеры уже лишились клавиатуры или мыши. Интерфейсы максимально упростились, при этом приобретя небольшой налёт вычурной визуальной эстетики. К примеру, мобильный телефон похож на гибрид портсигара и винтажной фоторамки, а всей своей цифровой средой Теодор управляет голосом. По большому счёту, экраны ему вообще не нужны (но такую революционную идею вряд ли поняли и приняли зрители, которые вовсю светили ими в зале).

С точки зрения будущего в «Она», в будущем нас ждёт не слияние человека и машины, а помощь машины в том, чтобы человек стал более человечным. Мне нравится такое будущее.

Психология

В будущем люди станут куда более психологичными, а эмоции превратятся в ценный ресурс, куда ценней нефти, бриллиантов или микросхем.

Не зря Теодор работает в компании, которая помогает людям написать от руки красивые, чувственные письма. В мире, где людям не нужно часами стучать по клавишам, на первый план выходит творчество, восприятие мира, тяга к красоте. Можно дополнить себя интерфейсом с искусственным интеллектом, вставив в ухо всемогущую гарнитуру, но не получится так же просто стать творческим человеком. Уверен, что в будущем эмпатичные люди станут цениться куда больше, чем сейчас.

Еще одна занятная подтема фильма — высокая толерантность людей будущего. При этом уровень неприятия нечеловеческого (или сверхчеловеческого) останется таким же. Люди в «Она» по-прежнему видят в компьютере цифрового человека, испытывают к нему полный спектр чувств: от привязанности до ревности.

Боюсь, что нам будет трудно изменить наше восприятие, понять, что системы будущего не могут быть поняты до конца. Как только нам начинает казаться, что мы понимаем компьютер, на самом в этот самый момент мы перестаём понимать его.

Будущее

Особенно меня порадовала эстетика будущего, изображённая в фильме.

Спайк Джонс рисует мир убер-хипстеров, которые живут в интерьерах из «Икеи», получившей пластическую подтяжку в стиле семидесятых, Дитера Рамса и вот этого всего. Фильм фонтанирует красотой минимализма и насыщенными цветами, визуальная эклектика сочетается в нём с тягой к натуральным материалам и вещам надолго. Всё это смотрится очень вкусно. Не зря к визуальной составляющей фильма приложили руку крутые ребята вроде Загмайстера.

Внимательный зритель найдёт в фильме немало и других флешбеков: от «Призрака в доспехах» и знаменитого фильма Кубрика, до литературных намёков, вроде «Навигатора Пиркса» Лема.

⌘ ⌘ ⌘

«Она» прекрасный фильм, с глубокой философской составляющей. Местами мы с А. посмеивались над тем, как создатели фильма посмеиваются над хипстерами, местами хотелось плакать, кое-где мы испытывали стыд или волнение.

Советую сходить — классное кино.

Система Orphus