Велосипед в Берлине

Уже больше года я постоянно езжу в Берлине на велосипеде. С тех пор накопились разные впечатления и наблюдения, и я хочу о них рассказать.

Инфраструктура

Берлин — очень велосипедный город. Когда живешь в нем, начинаешь замечать, как много людей используют велосипед не для прогулок, а как ежедневный транспорт.

Я живу на улице Линиенштрассе, по которой пролегает «муравьиная тропа» — незагруженную и тихую улицу используют тысячи велосипедистов. Каждый день из окна я наблюдаю две волны: утром, с 8 до 9 часов берлинцы едут по ней на работу, и возвращаются второй волной, вечером, в 18-19 часов. И таких улиц в городе — сотни. Берлинцы ездят на велосипеде сами, возят грузы, перевозят детей, катаются. Даже поздно вечером видно: подвыпившая парочка катит своих железных коней за рули, чуть покачиваясь на ходу.

При этом я бы не сказал что Берлин — город победившего велосипеда. Здесь не очень много настоящих велодорожек, часто они узкие и запущенные. В любой поездке половину времени придется ехать по дороге с машинами. В городе каждый год проходит большой велопарад, после которого городским чиновникам отправляют манифест, мол: «В Берлине ездить на велосипеде совершенно невозможно. Требуем нормальных дорожек и маршрутов!». Смешные, это они в Москве еще не катались.

Берлин — небольшой город, который в несколько раз меньше Москвы и Санкт-Петербурга. Он довольно плоский (иногда только встречаются пологие холмы). Берлин кажется «размазанным», в нем нет высоких спальных районов. Но несмотря на это, ездить на велосипеде по нему удобно, почти всюду можно добраться за 20-30 минут, а из одного конца в другой — за 60-80 минут. Велодорожки, спокойное автомобильное движение с неширокими улицами, вежливость и аккуратность участников движения превращают любую поездку если не в удовольствие, то в рутину. Ездить на велосипеде тут — словно ходить пешком в любом другом городе.

Безопасность

Ездить на велосипеде в Берлине в несколько раз безопаснее, чем в Москве. Велосипедистов тут много, часто они едут сплошным потоком, поэтому автомобилисты привыкли и едут осторожно. Недавно велосипед уровняли в правах на дорогах с машиной, поэтому машины стали пропускать. Если двухколесный водитель едет по однополосной или узкой двухполосной улице, то едущая сзади машина никогда не станет обгонять.

Я никогда не видел, чтобы машина сбивала велосипедиста, или чтобы велосипедисты сталкивались. Иногда видел, как велосипедисты падают, но обычно все это обходится без травм.

Многие в Берлине ездят в шлемах. Я недавно ввязался в спор в твиттере и прочитал несколько исследований об этом — пишут, что езда в шлеме безопасней, но на крайне малую величину. Я езжу в шлеме (потому что он модный и я в нём выгляжу круто). Тут есть правило: если велосипедист без шлема попадает в аварию и получает травму, то страховая не так охотно компенсирует ему лечение. Берлинцы шутят: когда кто-то начал щеголять в велосипедной каске, значит завел ребенка — мол, негоже оставлять малыша сиротой или без средств на образование.

Вспоминаю свои маршруты не могу вспомнить места, которые кажутся мне опасными, разве что не люблю улицы с трамвайными рейсами — в них нетрудно попасть колесом и потерять равновесие. Тут никто нигде не гоняет, в городе нет страшных трасс. Весь Берлин кажется гомогенно-безопасным для велосипедиста. Кажется, что хороший показатель такой безопасности — родители, которые возят на велике по малышу, или таскают за собой пару в специальном прицепе-коляске.

Велосипеды

Я не большой специалист в велосипедах. Я езжу на поддержанном велике местного производителя Fahrräder Manufaktur, который купил через неделю после переезда за 150 евро. Это крепкий, но обычный велосипед. С ним я никогда не испытывал никаких проблем, несмотря на то, что он зимовал под окном, под дождем и несильным снегом. Разве что я сделал ему техническое обслуживание весной, сменил седло на удобное и прикрепил держатель для двух велосумок.

Сумки — это вообще удобнейшая штука. Я возил в них плед и другие принадлежности для пикника, запас продуктов на неделю и однажды успешно перевез домой 12 бутылок вина.

Велики в Берлине обязательно пристегивают. Обычно замок закрывают между рамой и колесом, дорогие велики прикрепляют к столбам. Если велосипед стоит без присмотра долго, его конечно же «каннибализируют», и часто пристегнутой остается только ржавая рама.

За год я один раз упал с велика, потому что вез какую-то неприличную кучу продуктов в сумке на плече, и потерял равновесие (пострадала только сметана). Еще раз порвалась цепь, и я полчаса ехал, отталкиваясь ногой от бордюра, причем под проливным дождем.

У А. украли велик, её замечательную «Стриду» — знакомая забыла застегнуть её во внутреннем дворе, и через час велосипеда уже не было. А. написал грустное письмо по полицейскому имейлу горячей линии, но конечно же велик не нашли.

В городе много электровелосипедов, тандемом и больших полугрузовых велосипедов, в которых возят детей или барахло в люльке. Но я во всем этом не разбираюсь.

Велопрокат

В Берлине активно развивается велопрокат. Кажется, что еще полгода назад были только какие-то страшные тяжелые велосипеды на станциях, а сейчас каждый третий уже гоняет на прокатном велике.

Сейчас в городе пять систем:

0Bike. Велики с абонементом — платите 29 евро в год и гоняете без ограничений. Можно также добавить пару членов семьи в свой абонемент. Но велосипедов мало.

oFo. Желтые велосипеды, которых везде полно. Прокат стоит 80 центов за 20 минут, есть абонементы на день за 3 евро.

Donkey Republic. Какие-то дурацкие велосипеды с запутанной системой: парковками, штрафами. Для туристов тариф в 1,25 евро за полчаса, для местных жителей — 60 центов за полчаса или абонемент на месяц за 15 евро. Еще эти велосипеды можно «придерживать» за собой до 12 часов.

LimeBike. Этот прокат интересен своими электровеликами, которые правда стоят дорого: 1 евро сразу и по 15 центов за минуту.

Mobike. Самый популярный велопрокат, велосипедов везде кучи. Обычно прокат стоит 50 центов за 20 минут, но можно купить абонемент, например за 50 евро на год — и гонять с ним, любая поездка до 2 часов бесплатная.

Вообще прокат велосипедов расслабляет горожан. Зачем идти 15 минут до метро пешком, когда можно бесплатно проехать за 2-3 минуты на велике, и бросить его прямо у станции? С прокатным великом можно поехать в бар, а обратно вернуться на метро.

Если вы едете в Берлин отдыхать — обязательно возьмите велик в прокат и покатайтесь по городу.

Разное

И напоследок — немного разрозненных впечатлений:

  • Многие улицы Берлина — пыльные. Иногда едешь по ним на велике в сильный ветер, и всюду летают кучи песка. Чтобы не ослепнуть в такой ситуации, я еду зажмурив один глаз. Если песок попадет в открытый глаз, у меня всегда есть запасной. Ну чего вы смеетесь, а.
  • Самые неприятные соседи на дороге — двухэтажные автобусы, которые покушаются на полосу возле своих остановок, и десяток туристов на прокатных велосипедах во время экскурсии, они едут как хотят или как могут.
  • Иногда странно: едешь в дождь и промокнешь весь до нитки, а после тебя сильным ветром продует, и приезжаешь уже полностью сухой. Удобно!
  • Типичный берлинец едет между трамвайных рельсов без рук, и читает ленту фейсбука. Один раз видел как человек ехал на велосипеде без рук и читал книгу. Каждый второй едет в наушниках.
  • В метро, городских электричках и пригородных поездах конечно же можно ездить с великом, нужно только докупать за него недорогой билет. Я ездил с велосипедом даже за 3 часа от Берлина на поезде, чтобы покататься вдоль моря.
  • Нет ничего приятнее, четь ехать за рулем с мороженым в вафельном стаканчике.
Система Orphus