Антинациональность

К сожалению, вынужден признать — мы живём в ещё более странное и интересное время, чем мне казалось ранее. Даже те, кто обитают в сети и напрямую связаны с всеобщей свободой знаний, могут путешествовать и менять мир, даже эти люди попадают в неприятные ловушки стереотипного мышления о важности национальности и государственности.

Людям приятна мысль о том, что у них есть особенность, которая якобы отличает их от других людей — национальность. Миллиарды людей толкаются локтями, выстраиваясь огромную шеренгу по выдуманному старшинству и меряются мифическими письками.

Родился американцем — круто, теперь будешь ездить по миру на авианосцах. Негр? Держи банан! Ах, ты еврейская морда? Все беды от вас! Трудно поверить, что жизнь большинства людей на планете управляется национальными стереотипами из плохих анекдотов.

Давным-давно сорняки национализма проросли и укоренились в сознании людей, и до сих пор оказывают важнейшее влияние на наши жизни. Планета, одна на всех, она нарезана на сотни кусочков, а их жители с умением и страстью отравляют жизнь друг другу.

Вместо того, чтобы объединяться, государства максимально затрудняют перемещение людей и знаний, словно в этом и заключается их основная задача. Это навязанные проблемы чаще всего объясняются заботой о нации.

Представьте, что на нашу планету прилетят инопланетяне, незнакомые со странностями современного мироустройства. Как объяснить им, что такое национальность? Почему люди готовы убивать других, внешне точно таких же людей просто потому, что они какие-то другие?

Национальности не существует. Цвет кожи, раса, родина и многие другие разъединительные признаки живут только в головах людей.

Раньше в головах людей бывали и другие предрассудки: что мутная моча означает безумство, что на удачу оказывает влияние цвет кошки или степень заполнения мусорного ведра, что в жёны надо брать девственницу, и что Майк Тайсон откусил ухо Ван Гогу. Тысячи бредовых понятий сперва казались естественными и логичными, но потом попадали в немилость к очевидной действительности и отпадали. Уверен, и национальность с государственностью отпадёт.

К сожалению, пока мы живём в мире, который профессионально плодит себе неудобства. Хочешь жить в другой стране? Не положено, живи где родился или унижайся, выполняя сложные бюрократические требования. И забери с собой свои товары — нам нужно поддержать своих, отечественных, неэффективных производителей. Во имя величия нации, аминь!

Для древних людей национальность была вполне себе географичной — ей определялось место, где люди жили и добывали себе пропитание: родина. Сакральный смысл этого слова был напрямую связан с выживанием. Если враг прогнал с родных мест, то где жить и на что? У современного человека нет географической родины, а национальность весьма размыта. Большинство из нас рождается в одном месте, живёт и учится — в другом. Кого заботят контуры огромной страны, очерченные когда-то давно? Кому какое дело до Камчатки? Большинство людей со словом «родина» на устах там никогда не были и не собираются. Для них географическая родина — это просто карта, картинка на бумажке.

Это время ушло безвозвратно. Теперь основным капиталом человечества являются знания и люди, которые их производят. Площадь земной поверхности — больше не ресурс сам по себе, если там некому жить и некому приумножать возможности человечества.

Мы живём в прекрасное время, когда один человек своими знаниями и своей волей может менять судьбы миллионов людей, обходясь без высокопарных речей и бряцания оружием. Люди, которые хотят видеть свой мир лучше, чем он есть на самом деле — они создают новые компании, технологии и целые сферы деятельности, а также кардинально преобразуют существующие.

Пока глупые чиновники используют свои полудремучие космические технологии как инструмент политического торга, маленькие частные компании запускают в межпланетное пространство свои маленькие частные аппараты — без гигантских вложений и слов о нации-покорителе холодного вакуума. Пока государство вливает миллиарды долларов в неэффективное производство бензиновых автомобилей и борется с импортом машин получше, производители электрокаров борются с огромными очередями на свою продукцию. Таких примеров — сотни, тысячи, с каждым днём они появляются снова, и часто угасают, запутавшись в колючей проволоке государственных и национальных границ.

Для идей и людей не должно быть границ и странных отличительных признаков. Человечество должно отказаться от любых видов дискриминации по древним, полумифическим особенностям. Национальность и место рождения должны остаться сугубо личными фактами биографии, и не должны мешать людям делать то, что хочется, жить там, где хочется и не умирать раньше времени.

Всё это кажется красивым идеализмом, однако тотальное объединение людей не-из-беж-но. Дело даже не в красоте самой идеи, а огромном количестве издержек, которые вынуждены терпеть люди, путаясь в государственных или национальных границах, словно в двухметровых шнурках. Когда-то людям казалось диким, что чернокожие люди могут жить без цепей, что немец сможет годами жить в Париже без танка, что мужчина может поцеловать другого мужчину без страха смерти. Просто однажды оказалось, что так жить естественней и проще, и сейчас и представить себе нельзя, что раньше было иначе.

Уверен, и с национально-государственной ерундой будет аналогичным образом. К сожалению, это будущее ждёт только наших детей (если не внуков), но наши дети и внуки должны будут знать, что мы в нашем дремучем для них прошлом уже задумывались о таких вещах и понимали, как хорошо им будет житься в мире, где нет государств и наций, а есть только люди и их мечты.

Система Orphus