Как искать работу в фейсбуке

Когда безработные столичные интеллектуалы ищут работу, они пишут об этом посты в фейсбуке. Но вместо того чтобы написать простой, понятный пост, они строчат пространные простыни. Вот несколько примеров из моей ленты за последнее время:

В отделе культуры — писала, редактировала, искала темы и героев, придумывала, как про них рассказать, заказывала тексты, организовывала премьеры песен, клипов, трейлеров, отрывков из фильмов, публиковала препринты, брала интервью, переводила. В общем, делала все, что полагается делать, если руководишь отделом культуры. Друзья посоветовали вписать в рассказ о своей работе какую-то цифру: заглянула в монитор, монитор говорит, что за это время я выпустила 524 материала. Но завтра еще один рабочий день, вухуу!

Тут надо бы как-то дополнительно рассказать о своих навыках. Мне это дается так себе, но попробую. Я хороший редактор: из безнадежных текстов умею делать небезнадежные, а из неплохих — отличные. Сама писать тексты тоже могу, и не только на культурные темы, но больше люблю работать с чужими. Люблю брать интервью, могу работать с повесткой (но новости писать не хочу), работать вне повестки тоже могу.

До «Медузы» я работала на РБК-ТВ, в журнале Esquire, на сайте Forbes и «Ленте.ру» — везде в относительно старых составах. А до этого была редактором литературной части в театре. И вообще театр люблю, хотя на работу, связанную с ним, не очень надеюсь.

или вот:

— я очень хороший сотрудник. это могут подтвердить все мои начальники, да и, надеюсь, коллеги. я много чего умею, работаю быстро, учусь новому — все, что полагается. (неловко это писать, но надо.) материалы, которые я редактировал, 9 раз получали премию «Редколлегия». понятно, что главным образом это заслуга их авторов, но, наверное, и моя в какой-то степени тоже.

— мне интересен сторителлинг во всех его проявлениях. я умею придумывать идеи, небанально разворачивать банальные сюжеты, конструировать структуру и вообще работать с историями во всех масштабах — от макро до микро. умею это делать как редактор; умею — как автор (к сожалению, в «Медузе» мало оставалось на это времени, но вообще-то писать сам я тоже люблю). это необязательно про лонгриды, необязательно про буквы; вообще, мне было бы интересно попробовать делать что-то за пределами текстов.

— мне кажется потенциально интересной задачей редактирование книг и развитие российского нонфикшн-рынка. собственно, первое, что я собираюсь сделать после увольнения, — отредактировать одну книгу и написать главу для другой.

— я 15 лет так или иначе занимаюсь музыкальной журналистикой и критикой. мой последний большой текст в этом жанре (про «конец эпохи») прочитали 350 тысяч раз. я понимаю не только про саму музыку, но и про индустрию и про то, как она работает; что-то придумывать в этой области мне тоже могло бы быть интересно.

— мне интересно документальное кино и вообще нарративная видеожурналистика. я только подступался к тому, чтобы что-то делать в этой области, но много смотрел и много про это думал.

— мне интересна образовательная и просветительская деятельность — и в контексте журналистики, и в контексте вообще каких-то культурных проектов. последние годы я читаю курс про лонгриды на факультете Liberal Arts в РАНХиГС, а также иногда выступаю с лекциями по разным вопросам — от журналистики до музыки. обычно всем нравится.

Ну это всё еще более-менее. Вот более яркий пример:

Это пост о поисках работы, не фриланса. Постараюсь покороче. Знать про меня нужно вот что:

1. Когда-то я начинал с того, что был курьером и продавал DVD с порно. Сейчас я ищу работу.

2. Между этими двумя состояниями было все, что может показаться важным. В золотую эпоху Бахтина-Голубовского я работал в Эсквайре, где занимался Правилами жизни и текстами. Лучший текст для Эсквайра я не написал. Я поехал в Чечню искать Тимура Муцураева и, в общем-то, почти нашел, но почти не считается. Потом был сайт Форбса (занимался лайфстайлом). Потом — журнал Афиша-мир (я писал для него и был его редактором). Кажется, это был лучший момент в жизни, потому что это позволило мне почти год, хоть и не одним куском, провести в Океании. Затем был Арзамас (я участвовал в его придумывании). После этого была серия работ на Р — Рамблер, Репаблик, Ромб и РБК. Работы на Р начались сразу после присоединения Крыма к России, но, думаю, это не связано. Во всех местах на Р я занимался производством видео для соцсетей. Момент настоящего счастья был в РБК, когда мы в прямом эфире 41 час без сна считали деньги полковника Захарченко при помощи одной машинки. После этого у меня больше месяца болело сердце, но я хочу снова чего-то такого.

3. Считается, что у меня получаются забавные тесты и игры. Мнение не мое. Приведу пару последних:
— https://www.kinopoisk.ru/article/...
— https://meduza.io/…

4. Больше всего мне нравится придумывать. Воплощать у меня иногда получается хуже, чем придумывать, но я стараюсь. Это значит, что мне было бы интересно работать там, где надо придумывать. Это может быть медиа, реклама, образование или что-то еще, о чем я не могу даже подумать.

5. Если мы с вами не знакомы, с большой вероятностью, я не тот Михаил Казиник, о котором вы подумали.

6. На фото не я.

Не знаю как вас, а меня такие посты бесят:

  • Их пишут не для потенциальных работодателей, а для друзей из тусовочки.
  • Автор поста уже на второй строчке забывает о том, что ищет работу, а начинает что-то вспоминать, гордиться былыми достижениями, упоминать и отмечать в посте каких-то людей.
  • Из постов непонятно, что конкретно умеет человек.
  • Из постов непонятно, кем конкретно он хочет заниматься.
  • Все это приправлено тупым натужным юмором — словно автор выступает на собственном юбилее и хочет рассмешить гостей за столом.

Меня это бесит, потому что мне и моим друзьям и коллегам регулярно нужны редакторы, дизайнеры, менеджеры СММщики. Я смотрю на эти объявления глазами потенциального работодателя, и мне жутко неохота продираться сквозь этот поток сознания.

Не помню, чтобы я когда-нибудь хоть раз написал автору подобного поста. Мне трудно представить какую работу я могу дать человеку, который даже заметку в фейсбуке написать не может.

А ведь пост о поиске работы — это несложный текст, который собирается за полчаса. Просто нужно думать о нем с точки зрения потенциального работодателя. Вот что этому работодателю важно знать:

  1. Какую работу ищешь.
  2. Где и кем ты работал, кратко.
  3. Примеры твоих работ, ссылками. Можно про каждую кратенько рассказать, если это важно.
  4. Что умеешь и чем хочешь заниматься.
  5. Какие есть ограничения.
  6. Как с тобой связаться.

Всё, больше ничего не надо. Истории, байки, былые достижения будете травить на обеде или у кулера.

Вот как выглядит хороший пост о поиске работы с моей точки зрения. Вот как бы я сам писал такой текст:

Ищу работу редактором в крупной компании.

Работаю редактором с 2006 года. Успел потрудиться с «Яндексом», «Сбербанком», «Додо Пиццей», «Геттом» и другими компаниями.

Вот чем горжусь:

Хочу найти среднюю или большую компанию, у которой время от времени появляются текстовые задачки, и она хочет закрыть их все разом. В такой компании я отредактирую промостраницу, послежу за СММ-агентством, напишу рассылку, помогут коллегам выпустить статью на внешнем ресурсе. Со мной все сотрудники будут знать куда идти за текстом, и больше не нужно мучаться самим или нанимать разовых фрилансеров. Еще я пишу книги на заказ: собираю информацию, пишу, редактирую, структурирую.

Люблю плясать от задач, а не от рабочего времени. Не хочу идти в офис — но это не мешает мне быть на связи всегда, когда требуется. Готов обсуждать условия и оплату от 80 тыс ₽ в месяц при частичной занятости.

Пишите в телеграм: @korol, или на почту: sergey@sergeykorol.ru

Если что — на самом деле я не ищу работу, а пост написал для примера.

⌘ ⌘ ⌘

И еще пара слов тем, кто шарит самовлюбленные простыни. Ребята, ценность вашего репоста такой ерунды стремится к нулю. Ну окей, автор объявления облажался, ну вы-то помогите ему, вытащите главное в расшар.

Секрет эмоциональной безопасности в интернете

Каждый день в интернете кто-то не прав. Блогерки не получают косметику, бренды обижают меньшинства, каждый божий день случается какая-то кисло-сладкая фигня. В такие ситуации так и хочется броситься и доказать всем что они неправы. Каждый раз, когда подкатывает такое желание, я советую спокойно сесть, и спросить себя:

Какое лично мне дело до этого?

В 99% случаев ответ будет «Никакого». Ну и славно — можно забить и идти заниматься другими делами.

Возможно, с вами случится тот самый 1%, в который хочется сказать: «Блин, они тут явно не правы, потому что важно учесть это и это, а тут пишут об этом так, а вообще я предлагаю это». Поздравляю — вы блогер. Не держите это в себе, идите и напишите своё мнение куда-нибудь, где его прочитают другие люди. К сожалению, 70% их них окажутся душными мудаками, но среди остальных будут хорошие люди, которые аргументированно поспорят, и возможно даже прислушаются к вам (но это вряд ли). Может быть, среди таких людей вы прослывете неплохим человеком. Уже это вполне себе достижение в жизни.

В интернете уже достаточно мнений людей, которые говорят другим людям как им все равно о том, что они говорят и как другим нужно говорить. Берите окружающих и берегите себя!

Азиатское путешествие, часть 2

Продолжаю показывать большую коллекцию фотографий из путешествия по Азии. Их сделал в 80-х годах неизвестный мне фотограф, а я купил коллекцию на аукционе и постепенно сканирую лучшие снимки.

Продаю Bronica GS-1

Друзья, я продаю свою пленочную фотокамеру Bronica GS-1. Это среднеформатная зеркальная фотокамера формата 6×7.

Японская компания Bronica выпускала такие камеры с 1983 по 2002 год. Несмотря на то что камера хорошо сделана и пользовалась спросом, выпустили таких «Броник» немного, и сейчас они встречаются нечасто.

Я купил эту камеру год назад с рук. Продавец уверял что она в отличном состоянии, но на деле я быстро обнаружил проблемы с задником — он оставлял слишком большие межкадровые расстояния, и вместо 10 кадров на пленку помещалось 8. Мне это не понравилось, и я купил новый задник — теперь все нормально. Старый задник я прикладываю к камере, это несложная и недорогая в починке поломка, с которой можно даже самостоятельно разобраться.

Также к камере прилагается объектив Zenzanon 65 mm 1:4 — чистый, без грибка и царапин. Еще прилагается скоростная ручка, причем «крутилка» также имеется.

Вцелом я не испытывал никаких проблем с камерой. Внешне и технически она выглядит довольно свежей, и думаю что прослужит еще долго. Из минусов могу отметить только габариты и вес. Это внушительная камера, но иначе с форматом 6×7 и не бывает.

Я продаю камеру, потому что у меня скопилось уже 3 фотоаппарата формата 6×7, и «Броникой» я пользуюсь редко.

Я продаю камеру за 40 000 ₽. Это немного дешевле чем на «Ибее», и немного дороже чем на «Авито» — но я продаю свою, проверенную камеру. Смогу передать её лично в Москве или Петербурге в начале марта. Чтобы купить ее, нужно написать мне в телеграм @korol.

А вот примеры фотографий с этой камеры:

Фотографируем на PolaPan

В посте про мгновенную фотографию в фильме «Человек, который упал на Землю» я рассказывал о разных технологиях компании Polaroid. Упоминал там о пленке PolaPan, которую можно было проявлять на дому в специальной машине.

Это технология-динозавр. Компания Polaroid разорилась почти 20 лет назад, уже более 15 лет не производят ни машин для проявки, ни самой пленки. Она и раньше была довольно дорогой и редкой, а сейчас вообще переходит в разряд музейных ценностей. Я за год в интернет-аукционах я видел только пару лотов с пленкой «Полапан». Первый я пропустил, за второй вцепился. Так у меня оказалась машинка и несколько катушек этой редкой пленки.

Я решил отснять 1 катушку ради интереса, и заснял процесс на видео:

Если вам лень смотреть видео — рассказываю. В коробке находится катушка пленки и картридж с химией. Пленку снимают как обычную, после заряжают вместе с картриджем в машинку, и крутят ручки. Спустя пару минут все проявлятся.

Срок годности моей пленки — июль 2001 года. Я не верил, что такая капризная пленка будет хоть в каком-то приемлемом состоянии спустя 17 лет, но на удивление она и отснялась, и проявилась вполне неплохо. Вот несколько снимков:

 

Азиатское путешествие

Очередной семейный фотоархив — про который я не знаю ничего, но лучшие снимки из которого все равно покажу.

Эти фотографии сделаны немцем с 1974 по 1987 год. Всего за это время он отснял несколько тысяч кадров на позитивную фотопленку «Кодахром». Судя по всему, он любит Юго-Восточную Азию, и посетил Таиланд, Вьетнам, Китай, Гонконг и много что еще. Поэтому этот архив я про себя назвал «Азиатским путешествием».

Это довольно большая коллекция слайдов, и я успел пока разобрать не более 20% от общего объема. Покажу пока лучшее, что удалось найти. Напоминаю, что все посты с чужими фотоархивами доступны по тегу «Слайды».

Велотур в Бордо

В июне я с друзьями поеду на недельку в Бордо, чтобы кататься на велосипедах по виноградникам, пробовать козий сыр на ферме, пить вино, завтракать круассанами в деревне и заниматься много чем еще. И приглашаю вас присоединиться.

Когда

С 1 по 7 июня. Можно приехать и уехать в любой день в промежутке.

Где

В Бордо, в деревне Бизе-сюр-Баис и в окрестностях. Бизе-сюр-Баис — это традиционная французская деревня на юго-западе в Бордо, в регионе Аквитания (раньше она называлась Гасконью, оттуда был родом Д'артаньян).

Что там интересного

Бизе-сюр-Баис — это самая обычная деревня, тут нечасто бывают туристы (кроме немногочисленных французов-путешественников).

Деревня окружена фермами и виноградниками, по которым здорово путешествовать на велосипеде. Там почти нет холмов, и можно за день преодолевать по 15-20 км. Здесь можно посмотреть на настоящую сельскую Францию, с её гастрономичностью и неторопливостью.

Где жить

Жить будем в обычном доме, который снимем у британки Клэр и её мужа-француза Жана. В доме 3 отдельных двухместных спальни и диван в гостиной на первом этаже, а также большая кухня, 2 ванных и бильярдная (не спрашивайте). В целом жить там довольно комфортно. Для других участников Клэр найдет ночлег в других домах в деревне.

Что будем делать

Обычно мы завтракаем утром, и после отправляемся в велопоездку по фермам, винодельням и окрестным городам. Поездка занимается 3-5 часов, и к обеду мы возвращаемся домой.

После обеда мы можем спокойно заниматься своими делами, гулять по Бизе-сюр-Баис, проверять почты и инстаграмы, или просто спать на диване после пары бокалов доброго вина.

Вот тут я кратко описывал, как всё это выглядит.

Что интересного есть в округе

Вот что мы точно застанем:

  1. Пару винодельческих хозяйств, в том числе одно натуральное.
  2. Ферму, на которой производят козий сыр и козье мороженое.
  3. Одно из последних мест во Франции, где занимаются паломбье́ — охотой на диких голубей. С дегустацией добычи.
  4. Фермерский рынок в соседнем городке.
  5. Ферму фуа-гра.
  6. Кулинарный мастер-класс от жителей деревни.

А как насчет Бордо

В один из дней мы съездим в город Бордо, чтобы побывать в 2 музеях вина и 1 музее современного искусства. Кроме того, мы погуляем по симпатичному городу и посидим в отличном гастробаре «Эхо». Если все будут не против, можем заменить «Эхо» на мишленовский ресторан.

А что с Тулузой

Еще мы побываем в Тулузе: попьем вина на набережных, зайдем в магазин французских комиксов, пообедаем в мишленовском ресторане и сходим на экскурсию на завод «Эйрбас», чтобы посмотреть на сборку самолетов.

Сколько стоит

Траты в путешествии делятся на основные и дополнительные.

Основные траты — это аренда жилья и велосипедов. За них с 1 по 7 июня включительно нужно заплатить 180 евро с человека. С эту стоимость входит только ночлег, велики и право пользоваться всеми услугами дома. Завтраков и обедов нет.

Дополнительные траты:

  1. Продукты из супермаркета и вино. По моему опыту, можно уложиться в 7-10 евро на человека в день.
  2. Экскурсии и мастер-классы. Часть ферм и виноделен можно посетить бесплатно (правда, за это принято купить что-то). За часть нужно заплатить. Я бы закладывал 5-10 евро в сутки.
  3. Аренда машины. К сожалению, в Бизе-сюр-Баис не добраться на общественном транспорте, и нам нужно арендовать машины. Аренда машины обойдется примерно в 10 евро в сутки (с учетом того, что в 1 машине может ехать до 5 человек).
  4. Все дополнительные покупки, обеды и ужины в ресторанах, круассаны поутру из пекарни и прочее все оплачивают самостоятельно.

Кроме того, вам потребуется добраться до Тулузы — мы стартуем из этого города. Из Москвы проще и дешевле всего долететь до Парижа, а оттуда либо пересесть на самолет до Тулузы, либо доехать на скоростном поезде. Я прикинул бюджет на дорогу из Москвы и обратно — это около 20 тыс ₽.

Оплату за жилье и велосипедов потребуется внести сразу, пейпалом.

Мои требования

Я не туристическое агентство, и не зарабатываю на этой поездке. Я еду вместе со всеми и плачу за свое участие как все. Мне важно, чтобы участники это понимали. Я не буду няньчиться, переносить даты, собирать людей по Бордо. Мне хочется чтобы участники были максимально самостоятельными.

Мне также хочется чтобы в путешествии была дружественная, неконфликтая и комфортная обстановка. Если вы не уверены, что сможете неделю прожить с малознакомыми людьми в деревне (пусть даже французской), то лучше не стоит. Идеально, если вы любите вино и интересную еду.

Еще я ищу людей, которые точно хотят поехать. Оплату за проживание и велики нужно внести сразу, переиграть потом ничего не получится. Если вы вдруг решите не ехать — потрудитесь найти себе замену.

Как участвовать

Пожалуйста, заполните небольшую форму с информацией о себе. Заполните её даже если мы с вами лично договаривались поехать. Каждый участник должен заполнить форму для себя самостоятельно. Если желающих будет больше, чем я ожидаю, то некоторым буду вынужден отказать.

Заполнить форму

По всем вопросам пишите в телеграм — @korol.

Свадьба электрика

Хочу напомнить читателям, что одно из моих хобби — покупать чужие семейные фотоархивы, и показывать вам лучшие снимки из этих архивов. Я оцифровал уже не один десяток таких архивов, все они доступны по тегу «Слайды».

Иногда архивы бывают клевыми, иногда — так себе. Сегодня вот такой архив, ни рыба, ни мясо. Он вроде бы и состоит почти из 2 тысяч снимков, но показывать особо нечего: типичные фотопортреты на фоне памятников, до посиделки с друзьями. С трудом наскреб пару десятков приличных снимков. Из них большинство — это обычная жизнь немецкого электрика. В конце будет несколько занятных снимков с типичной американской свадьбы 90-х (не знаю, может у него там родственники жили).

Какой Polaroid выбрать

Недавно я рассказывал вкратце о том, какой клевой и необычной была компания Polaroid. Я упоминал, что под маркой Polaroid до сих пор выпускают камеры и кассеты. Я сам довольно активно снимаю на них, и решил написать гид для тех, кто тоже хочет.

Зачем вообще снимать на Polaroid

Моментальная фотография — это отдельный, очень интересный жанр фотографии. Polaroid-фотограф производит снимки сразу, они становятся объектами, вещами. Их можно повесить на стенку в рамке, можно подарить другу, можно выставлять в музее и продавать на аукционе.

Американка Шэлби Димонд делает классные эротические фотопортеры на «Полароид».

Снимки на Polaroid не сравнятся по качеству со снимками на пленочную камеру (хотя что конечно считать качеством). Они часто получаются слегка размытыми, с измененной цветовой схемой. Но в этом есть особый шарм, за который и любят Polaroid.

Я очень люблю полародиный цвет и легкую недосказанность, правильную некачественность этих снимков.

Какую полароидную камеру выбрать

Есть несколько типов камер, на которые стоит обратить внимание. Расскажу по-порядку, начиная с лучшей.

Лучшая на мой взгляд — это Impossible Project i-1. Это первая современная камера Polaroid. Её выпустили энтузиасты, которые выкупили закрывшийся завод по производству кассет. Они буквально перепридумали камеру и сделали её очень классной.

Камеру приятно держать в руках. Я про себя шучу что так могла бы выглядеть полароидная камера, которую придумал Дитер Рамс и выпустили в Apple. У нее приятный на ощупь матовый пластик, минимум ненужных частей, очень простое управление. Кроме того, с помощью iOS-приложения можно менять параметры съемки, использовать айфон как дистанционный пульт, снимать с двойной экспозицией и все такое. Одним словом, камера почти идеальная — при этом новая стоит около 5000 ₽. Даже фирменные ремешок и сумка сделаны так, что ими приятно пользоваться. Давно не видел такой продуманности в бытовой технике.

Камера может снимать сразу на 2 типа кассет: i-Type и Type 600.

Это два самых распространенных и самых недорогих типов кассет. Цены на них начинаются от 15 евро за кассету, их можно купить в большинстве фотомагазинов по всему миру, и в интернете.

Снимает Polaroid i-1 вот так.

Единственный минус i-1 — камеру нужно заряжать. Встроенного аккумулятора в ней хватает на несколько кассет, особенно если пользоваться вспышкой. Поэтому в путешествие с собой придется брать USB-кабель.

Другая замечательная фотокамера — это легендарный Polaroid SX-70. Это первая камера в таком формате, ее представили еще 1970 году.

SX-70 — это настоящее чудо инженерной мысли. В сложенном состоянии камера — размером с небольшую книжку. Но в разложенном становится полноценной зеркальной фотокамерой со встроенным электронным экспонометром. Сам процесс её раскладывания за секунду — это вау.

Энди Уорхол перефоткал на SX-70 всех звезд 60-80 годов прошлого века, а Вим Вендерс снял про фотоаппарат фильм «Алиса в городах».

Камера настолько простая и надежная, что до сих пор продается с рук. Приличный SX-70 можно купить за 8-10 тыс ₽. Чуть подороже продается усовершенствованная модель, с ультразвуковым автофокусом — Polaroid SX-70 PolaSonic.

SX-70 — моя любимая Polaroid-камера из «старых». Из минусов отмечу только особые кассеты SX-70, которые сложнее купить и стоят они дороже, 18-19 евро за штуку. Кроме того, у кассет к этой камере невысокая светочувствительность, всего 160 ISO.

И третья достойная Polaroid-камера — это камеры семейства Pro-Cam или Spectra. Эти камеры компания позиционировала как профессиональные. Их снабжали улучшенной оптикой, фотограф мог управлять выдержкой и другими параметрами съемки.

Самая популярная камера выглядит вот так:

Есть и другая модель, которая раскрывается не вверх, а вбок. Не знаю как вас, а мне её дизайн кажется фриковатым.

Камеры Spectra снимают на отдельный формат кассет Polaroid. Снимки на них получаются не квадратными, а прямоугольными, они крупнее обычных примерно на треть. Однако такие кассеты купить сложнее и стоят они дороже — около 22-23 евро за штуку.

Какие камеры покупать не стоит

Не стоит покупать самые массовые и широко распространенные типы камер Polaroid. Они называются Polaroid 600, Polaroid Super, Polaroid Time-Zero и много как еще.

Это чрезвычайно упрощенные ради дешевизны камеры, с дурацкими пластиковыми линзами. Распознать их легко — они выглядят как кусок говна (чем они и являются).

А как же Fujifilm Instax?

Действительно, после ухода компании Polaroid с массового рынка его нишу заняла компания Fujifilm, которая производит мгновенные камеры и картриджи Instax. Но я ими не пользуюсь и не советую вам.

Прежде всего, камеры Instax выглядят просто ужасно. У них дешевый азиатский дизайн — такие камеры неприятно брать в руки. Они выглядят просто нелепо, словно их нарисовал ребенок. Не могу представить, что я буду пользоваться таким говном.

Ну а еще камеры и кассеты Instax ориентированы для школьников, которые снимают друзей на вечеринке со вспышкой. В них нет шарма полароида, они выглядят ненастоящими.

Единственный плюс Instax — дешевизна кассет. Кассеты Fuji стоят в 2-3 раза дешевле кассет Polaroid.

Как правильно снимать на Polaroid

Собственно, особых правил нет — фоткайте как на любую другую камеру. Разве что дам пару простых советов.

  • У кассет Polaroid — невысокая светочувствительность. У кассет 600 и i-Type — около 640 ISO, у Spectra — чуть поменьше, у SX-70 — всего 160. Поэтому снимать на них лучше на улице или в хорошо освещенном помещении.
  • Сразу после экспонирования камера «выплюнет» кадр. Вытащите его и сразу переверните, или положите в карман. Свежеотснятые кадры боятся яркого солнца.
  • Старайтесь не снимать в холодную погоду, иначе кадры плохо проявятся.
  • Не покупайте просроченные кассеты. За 2-3 года кассета выдыхается, за 5-6 лет и более химические вещества высыхают и превращаются в кристаллы. Такие кассеты теряют в чувствительности, вообще не проявляются и даже могут сломать камеру.
  • Кассеты стоят дорого, 1 кадр на Polaroid может обходиться до 200 ₽. Чтобы тратить такие деньги было интереснее, придумайте себе проект. Например, снимайте одного и того же человека раз в месяц, или только красные автомобили. Ну или обнаженные селфи, в конце концов.

APS

В 1990-х годов компании Kodak. Nikon, Canon, Minolta и Fujifilm решили подстегнуть фоторынок и представили новый формат фотопленки — APS (Advanced Photo System, «Усовершенствованная фотосистема»). Это очень интересный формат, про который хочу рассказать.

Сперва — про саму пленку. Создатели APS решили переизобрести катушку фотопленки, избавив её от типичный проблем и дав ей новые возможности. Вот так выглядят катушки APS:

Их выпускали под разными брендами, самые популярные — Advantix от Kodak и Nexia от Fujifilm. Внешне катушка кажется похожей на обычную катушку для фотопленки, но на деле они заметно отличаются:

Вот что изменилось в катушке APS:

  • Пленка в ней — уже обычной, 24 мм против стандартных 35 мм. Размер кадра также уменьшился, в APS он 16,7×30,2 мм против стандартных 24×35 мм. Создатели новой катушки учитывали возросшее качество эмульсии новых пленок, и ориентировались на любителей — поэтому уменьшением размера кадра решили пренебречь.
  • В новую кассету помещалось 15, 25 или 40 кадров.
  • Кассета превратилась в картридж. Из нее больше не торчал хвостик пленки, она всегда была смотана внутри и разматывалась уже в фотоаппарате.
  • Форма картриджа подсказывала, как правильно вставить её в камеру. Сами камеры стали удобнее и проще в плане зарядки. Больше не требовалось раскрывать дверцу в задней части камеры, вытягивать хвостик пленки и вставлять её в приемную катушку. Достаточно было открыть небольшое окошко, поместить туда APS-кассету и закрыть окошко — камера дальше сама вытягивала пленку. Зарядка камеры стала занимать буквально пару секунд, этим можно было заниматься в перчатках.
  • С краю фотопленки размещалась небольшая магнитная полоса, на которую камера могла записывать информацию: дату, время, параметры съемки и другие данные.
  • Благодаря полосе можно было менять кассеты «на лету». Достаточно нажать на кнопку — камера запишет номер последнего отснятого кадра на полосу, и смотает пленку в кассету. Затем если вставить эту кассету в другую камеру, то фотоаппарат автоматически отмотает её на кадр, которым закончили снимать. Это прямо очень круто! Раньше для такого создатели фотоаппаратов придумывали сложные съемные «задники». А теперь фотограф мог держать в кармане несколько пленок с разной светочувствительностью, и быстро менять их по мере необходимости.
  • Также с помощью магнитной полосы можно было отмечать кадры сразу после того, как их сделал. После кассету сдавали в лабораторию, и в ней автоматически печатали выбранные кадры.
  • У кассеты были четыре состояния: «Новая», «Частично отснятая», «Полностью отснятая, но непроявленная», «Проявленная». Состояния видны в окошке на самой кассете. Камера не позволяла случайно отснять кассету заново.

Одним словом, формат кассеты APS для любительской пленочной фотографии был очень классным — настоящий шаг вперед по сравнению с привычным форматом 35-мм пленочной кассеты (тип-135), которая не менялась почти век.

Для формата APS выпускались десятки фотокамер. Большинство таких камер — любительские модели-мыльницы, или камеры со сменными объективами, которые пытаются походить на профессиональные модели. Не знаю почему, но большинство APS-камер — очень уродливые, найти среди них что-то приятное в коллекцию трудно. Наверное, влияет неразбериха в дизайне, которая свойственна 2000-м годам.

Но одними кассетами и камерами мир APS не ограничивался. Фотопроизводители решили сделать из фотопленки удобный формат для хранения и демонстрации фотографий. После проявки пленка APS помещалась обратно в кассету и хранилась прямо в ней (выпускались специальные альбомы с ячейками для кассет). Можно было купить специальную приставку размером с видеоплеер. Приставка подключалась к телевизору, в нее вставляли кассеты — и смотрели фотографии прямо на экране! Для девяностых это было просто вау-штука.

Вообще формат APS рассматривался создателями как переходный от традиционной пленочной фотографии к фотографии цифровой. В отличие от обычных фотолабораторий для 35-мм пленки, лаборатории APS не печатали снимки оптическим способом — они оцифровывали кадры и печатали их на цифровом принтере.

Однако цифровизация фотографии наступила быстрее, чем на это рассчитывали создатели формата APS. Уже спустя несколько лет после презентации новых пленок и камер цифровая любительская фотография стала повсеместной. Цены на цифровые камеры и принтеры снижались каждый год, на рынке появлялись новые модели. Кроме того, формат APS требовал переоборудования лабораторий — проявлять и печатать новую пленку в обычных машинах для 35-мм пленки было нельзя. Новых лабораторий было мало, владельцам камер приходилось искать, куда бы сдать свои высокотехнологичные пленки.

К 2010 году цифровая фотография полностью «съела» любительскую пленочную фотографию, и пленка держалась только в сегменте профессионалов. Стандарт APS не удовлетворял требованиям профессионалов — им и обычного кадра 24×36 было мало, а кадр APS был меньше на треть. В результате уже в 2001 году продажи пленки и техники APS рухнули. В 2004 году компания Kodak перестала производить новые камеры, а в 2011 году выпустили последний ролик APS.

Сегодня формат APS полностью мёртв. На онлайн-аукционах еще можно купить камеры, они обычно продаются по 10-20 евро (цена на коллекционные титановые камеры может доходить до 200 евро). Пленки все еще много, хотя она постепенно попадает в жанр сильно просроченной. Обычная цена за катушку — 2-3 евро. Приставки и другую ерунду также можно недорого купить. Еще остаются немногочисленные энтузиасты, которые снимают на APS, проявляют пленку, сканируют её, печатают. Проявить и отсканировать пленку APS можно и в Москве, в лаборатории «Среда». А еще формат APS сохранился в обозначении матриц цифровых камер, можно встретить формат матриц APS-C и APS-H.

У меня есть в коллекции и камеры, и пленки формата APS, но я не могу назвать себя фанатом этого стандарта. Хотя сам по себе он кажется мне интересным и технологичным. Если бы у технологий 2000-х годов было престижное кладбище, то APS определенно заслуживал бы там места, наряду с мини-дисками, смартфонами Nokia и другими штуками.

↓ Следующая страница
Система Orphus