Интерфейсные атавизмы

Есть справедливый тезис о том, что интерфейс — это зло. Мол, вещи должны работать сами по себе и быть невидимыми для человека.

Параллельно с этим развивается тезис о том, что цифровой мир не связан с реальным миром, хоть и наследует многие его элементы. Так, кнопки на сайтах — это потомки физических кнопок на пультах управления.

Подумал, какие еще дизайнерские атавизмы остались (и от чего следует поскорей избавиться).

#хэштеги и @никнеймы
И то и другое — из дремучего прошлого интернета. Куда приятнее писать просто Сергей Король, а не @krlsg. Хочу писать просто имена и слова, и пускай машина сама соотносит их с людьми и событиями.
QR-коды
Отвратительная прореха в реальности, через которую на людей вываливаются компьютерные внутренности. Зашифрованный код, который нельзя прочитать и понять глазами — что может быть хуже? Может быть, нам сразу на стены клеить исполняемый код программ?
Файлы и расширения файлов
Файлы — это термин в мире машин, а не в мире людей. Мы говорим о картинках, тексте, видео, а не о файлах с расширениями .jpg, .txt или .avi.
Электронная почта и сообщения
Сейчас мы вынуждены запоминать дурацкие заклинания связи: «эс как доллар, николай, валентина, собака, гугл точка ком». В будущем мы просто напишем: Сергею Королю. Машина по контексту поймёт, какому именно Сергею Королю отправить сообщение. А затем доставит мне его по всем каналам связи. Я увижу его где-нибудь и прочитаю, а все остальные сообщения в других каналах автоматически отозовутся, чтобы я не терял своё драгоценное внимание
Качество информации
Мы вынуждены разбираться в разрешении графических файлов и выбирать между видео в 720 и 1080i. В будущем вся информация будет автоматически самой качественной. Когда это невозможно, машина сама пожертвует качеством и спрашивать меня ни о чём не станет.
Ссылки
Ссылки нужны машинам, чтобы строить логическую структуру сети. Однако людям вовсе необязательно разбираться в её устройстве. Для них есть просто странички с текстом, картинками и видео. Люди не переходят между разделами, они просто читают сначала одну, а потом другую.
Логин и пароль
Машина узнаёт меня по паре слов, которые я делаю посложней и не могу запомнить — и поэтому вынужден хранить внутри самой машины. В будущем не будет ни логинов, ни паролей. Машина узнает меня по сочетанию кучи факторов: формы лица, местоположению, сигнатуре набора текста, голосу, чёрт знает чему ещё. Сел за чужой ноутбук, открыл крышку — и ты уже везде автоматически залогинен, чужой компьютер на время становится твоим.
Сохранение информации
В будущем больше не придётся жать на кнопку «Сохранить» и заливать файлы в облачную папку. Вся информация будет автоматически сохраняться и храниться в облаке. Можно легко посмотреть все изменения в каждом файле, посмотреть любую картинку. Ничто никогда не пропадёт, если только специально этого не удалить. Но и в таком случае оно останется, разве что будет труднее доступно.

Думаю, в будущем будет сочетание голосового интерфейса и планшетов с тач-управлением. Все устройства всегда подключены к сети. Все данные в облаке, ими управляет нейронная сеть, которая знает контекст: характер каждого человека, его связи с другими людьми, его интересы.

Поскорей бы уже.

Фрилансерская оплата

В 2014 году я стал индивидуальным предпринимателем. Об этом попросил мой бывший работодатель, так ему было проще и выгодней платить мне зарплату. Пятого числа каждого месяца мне на счёт падали все заработанные за прошедший месяц деньги.

Вскоре я ушёл на вольные хлеба. Работы стало больше, одновременно делал 3-5 проектов. Для каждого проекта требовалось получить предоплату и постоплату. Некоторые ребята платили мне фиксированную сумму ежемесячно, другие дробили полугодовой проект на недельные отрезки и выплачивали каждый по пятницам.

Всё это совмещалось и накладывалось. Одним клиентам я забывал вовремя выставить счёт. Про других вообще забывал, и вспоминал через полгода после того, как сдавал работу. Так я понял, что фрилансеру нужно настроить систему управления платежами.

Календарь

Сначала я завёл отдельный календарь «Платежи», выделил его жёлтеньким. На каждый день оплаты я заводил событие. Если платеж был регулярным, то событие делал повторяющимся. Это выглядело примерно так:

Сначала такая система показалась мне крутой. Однако у неё есть проблемы:

  1. Часто оплаты сдвигаются. Например, требуется подписать и отправить акт, а клиенту нужно сделать это у занятого генерального директора. У меня событие в календаре делает «дзыынь!», я пишу клиенту: «Пора платить», и про себя считаю задачу сделанной. Но это не так — деньги-то еще не получены. Приходится двигать событие вперёд. Так из стройной сеточки оплат случаются поленницы просроченных платежей. Настоящий бульдозеризм.
  2. Из календаря непонятно, сколько мне должны и за что.

Поэтому вместе с календарём я стал заводить счета в «Эльбе».

Эльба

«Эльба» — это система управления счетами и налогами. Она напоминает, когда нужно заплатить государству и создаёт счета для оплаты на мои счета ИП.

Сервис сохраняет все неоплаченные счета. Поэтому я создаю несколько счетов сразу: на предоплату и на постоплату. Регулярные платежи также настраиваются.

В календаре платеж может потеряться: забыл перетянуть событие вперёд или случайно удалил, не удостоверившись. Эльба же помнит все долги, пока я сам их не закрою. Иногда она узнаёт платежи на счетах и сама отмечает их как завершённые — и тогда они пропадают из списка.

Со связкой календаря и «Эльбы» стало легче. Календарь отвечает за даты платежей, «Эльба» — за суммы. Клёво было бы иметь какой-то сторонний сервис для контроля оплат, чтобы он с одной стороны умел посылать события в календарь, а с другой стороны выставлял счета и автоматически отправлял клиентам напоминания. Может быть такой уже есть, а я о нём не знаю?

Вот еще немного мыслей об оплате:

  1. В идеальном мире клиенты платят вовремя и без напоминаний. Однако в реальности добиться своих денег — такая же часть работы, как составление понимания задачи и защита текста. Странно круто делать одно, и забивать на другое.
  2. Всегда лучше просить 100% предоплату. Это снижает риски и уменьшает волокиту со счетами. Если работа большая и сумма тоже, то я обычно делю её пополам.
  3. Важно не обнадеживать себя деньгами, которые должны. Их нет, пока они не на карточке. Из скриншота видно, что мне сейчас должны больше 150 тысяч рублей. Однако я просто жду их зачисления и никак не учитываю в своём бюджете.
  4. Мои клиенты редко задерживают мне оплату, так что я не знаю, что советовать в таком случае. Разве что начинаю методично, ежедневно напоминать о себе.
  5. Лучше отказываться от регулярных ежемесячных оплат за условно-нормированную работу, и каждую задачу оценивать отдельно. Несколько раз мне платили ежемесячно, и каждый раз получалась шляпа: работы становится всё больше, оценить её эффективность — всё трудней.
  6. Чем меньше платежей в серую и работ без договора, тем лучше.

Как начать писать: три простых совета

Копирайтеры и редакторы часто жалуются на так называемый «писательский блок». Открываешь файл, смотришь на чистый лист и ощущаешь ступор. С чего начать, что писать — непонятно.

С одними людьми от такого случается казённо-маркетологический шок, и они начинают писать что-то вроде «С целью недопущения самовольного перемещения...» или «Как известно, всем людям нужны зарядки для айфонов...». Другие вообще вообще не могут выдавить из себя пару строчек.

Есть разные способы справиться с писательским блоком. Вот три моих любимых.

Пишите списком

Начитайте думать о тексте и записывайте все мысли списком. Один пункт — одна мысль.

Не думайте о красоте фраз, просто перечисляйте идеи. Я советую даже ошибки не исправлять, всё это потом успеется. Главное — вывалить на бумагу как можно больше мыслей по теме.

Я очень люблю такой способ и часто его применяю. Вот, к примеру, готовлюсь к вебинару в «Нетологии». Сам не заметил, как перешагнул за сотню.

Выходите из «серого прямоугольника»

Линейный текст в гугл-доке или ворде диктует свою структуру. Мы пишем сверху вниз, излагаем мысли последовательно. Однако это может мешать: например, когда идеи связаны друг с другом, когда их много и они равноправные.

Я советую не городить таблиц, а вообще на время отказаться от линейной структуры. Для этого здорово отложить ноутбук и взять в руки блокнот — чтобы писать, рисовать текст. В отличие от одномерного ворда лист бумаги двумерен. Это помогает справиться с писательским блоком.

Когда я работал над сайтом «Почты России», то большую часть материалов придумал на листе бумаги: чертил, писал руками, делал скетчи. Когда вывалил всё на листы и разобрался, написать текст в гугл-доке было несложно.

Не пишите, а говорите

Речь первее текста, большинству людей комфортнее рассказывать голосом, чем письмом.

Замена текста на речь — это еще один способ выбраться из «серого прямоугольника». Вот как его использовать:

  1. Представьте перед собой приятеля, и расскажите ему текст. Я называю это способ «разговор с вымышленным другом».
  2. Используйте диктовку текста. Вот инструкция, как включить её на маке. Диктовщик на маке работает замечательно, всё распознаёт почти без ошибок. Скажешь: «точка» — он точку ставит.
  3. Поговорите о тексте с заказчиком. Требуется написать статью о безопасности банкоматов? Позвоните инженеру, задайте вопросы и запишите разговор. Затем закиньте файл на «юду» или в сервис расшифровки и отредактируйте.

Есть и другие способы борьбы с блоком. Например, можно заводить карточки как в «Медузе»: задавать самому себе вопросы и отвечать на них.

А вы как боретесь?

Ссылки и мысли #182

Амплифер

Амплифер — это сервис для отложенной публикации и аналитики в соцсетях. Я пользуюсь им полтора года, а еще веду для сервиса блог, рассылку и делаю всякие другие небольшие задачи.

Я публиковал через Амплифер раньше, чем начал работать в компании. Так у меня было с «Манн, Иванов и Фербер» и «Гетвеар». Думаю, что это какая-то волшебная печать лав-бренда. Приятно и пользоваться сервисом, и трудиться в нём.

За это время пришлось много узнать про аналитику в соцсетях, маркетинг, пиар. К сожалению, узнал куда меньше чем хотел и чем следовало, но хоть что-то. А еще я каждый день пользовался и пользуюсь Амплифером как обычный пользователь. Вот об этом опыте и хочу рассказать.

Первая клёвая штука в Амплифере — это календарь. Это лента всех постов: с картинками и показателями каждого. Вот так выглядят мои публикации в конце мая и начале июня:

Если нажать на старую публикацию, раскроется окошко. Вверху видны главные метрики: репосты, лайки, комментарии, переходы по ссылке. Можно нажать «Повторить» и опубликовать запись заново.

В календаре удобно планировать посты на будущее. Например, поехал я снова в кемпинг, и хочу опубликовать анонсы постов, рассказать о свежем выпуске рассылки. Я иду в календарь и заполняю, прости господи, слоты:

При публикации и заготовке постов работает моя любимая фишка Амплифера — постинг везде сразу. Вот, смотрите, окошко публикации.

  • Вверху — иконки соцсетей. Видно, что я публикую сразу во вконтакте, фейсбук, твиттер и свой телеграм-канал. Канал «Петербургские известия» выключен, в него ничего не публикуем.
  • Ниже — окошко редактора. В него я пишу сообщение, вставляю ссылку и прикрепляю картинку к посту. Амплифер сам готовит карточку, которую покажет в соцсетях — она красиво выглядит и приносит больше пользы. Сервис сам обрабатывает все ссылки, не боится русскоязычных урлов, умеет даже видео и гифки загружать.
  • Можно создать разные версии для разных соцсетей. Так, я часто пишу длинный пост во вконтакте и фейсбук, и делаю его короткую версию для твиттера. Они опубликуются одной пачкой.
  • И наконец, выставляю время публикации. Амплифер советует максимально эффективное время в своих «слотах», но можно выбрать любое другое или опубликовать прямо сейчас.

Ну, и наконец, в Амплифере есть подробная аналитика постов. Признаюсь, я ей почти не пользуюсь — эта штука скорее для профессиональных SMM-специалистов и клиентов-брендов. Для них есть еще всякие возможности, например скачивание отчёта в экселе и разные пользователи в одном аккаунте.

Еще Амплифер присылает еженедельное письмо с главными метриками. Видно, на сколько приросла твоя аудитория за неделю. У меня это обычно суммарно +100 подписчиков.

⌘ ⌘ ⌘
Амплифер автоматизирует мою SMM-рутину и здорово экономит моё время.

Раньше я писал пост или заметку, а потом бегал и разносил это по фейсбуку, твиттеру, вконтакте, телеграмму. Постоянно забывал опубликовать куда-то, забывал прикрепить ссылку или картинку. Хочешь повторить публикацию через пару дней? Начинай сначала.

Сейчас я трачу на это минуту. Если учитывать, что я пишу много и каждый день, то Амплифер сэкономил мне кучку времени и сил. При этом я обычный сетевой житель, а не профессиональный SMM-щик. Представляю, насколько полезен сервис таким ребятам.

Чтобы мой рассказ не был слишком слащавым, укажу на пару недостатков Амплифера:

  1. Нельзя прикладывать аудиозаписи во вконтакте. Можете смеяться надо мной, но я люблю прикладывать музыку к постам. Нет, мне совсем не стыдно.
  2. Аналитика слишком сложная для простого человека вроде меня. Красивые графики — это круто, но из них не всегда понятно, что делать. Что любят мои читатели? Почему стали отписываться? Для простого пользователя это не так важно, конечно, но для бренда  — очень.
  3. Ну, и Амплифер — это дорого. Если не подключать «Петербургские известия» и инстаграм, то в сервисе останутся 4 аккаунта. За них попросят 20 долларов в месяц. По нынешнему курсу это очень много, особенно если ты не бренд какой-нибудь.

В остальном всё очень круто. И будет еще круче — это я говорю как человек, который знаком с процессами и планами компании изнутри.

Сейчас я опубликую этот пост и отправлю его в соцсети через Амплифер. А вы можете спрашивать что угодно в комментариях — я отвечу.

Конспект литературной мастерской, часть III (лекции с 7 по 9)

Продолжаю смотреть и конспектировать уроки литературной мастерской Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова.

Лекция 7, «Трёхактовая структура сюжета»

  • Чем проще, тем лучше. Машина цинично выплюнула меня из своих железных объятий → Я вышел из машины.
  • Действия героя, направленные на достижения цели вызывают контрдействия.
  • Трёхактная структура: экспозиция, перепетия, развязка. В каждом акте условия и обстоятельства меняются.
  • По Макки есть четыре возможности закончить произведения: поражение, победа, поражение как победа и победа как поражение.
  • История — это не бегство от действительности, а попытка разобраться в бытии. История — это творческая адаптация правды.
  • Если у автора есть ценности, то ценности будут и у его героя.
  • В наше время всё меньше людей с ценностями, всё меньше людей, которые готовы бороться и жертвовать. Размытие ценностей вызывает кризис сценарного мастерства.
  • Каждый раз, когда герой совершает действие, он надеется на благополучный исход. Но на деле он промахивается — так создаётся брешь между ожиданием и результатом.
  • Герой чувствует зов и влияние обстоятельств, и в какой-то момент больше не может не следовать им. Такой момент называют первым поворотным пунктом.
  • Самое трудное в писательском мастерстве — знать, что ты пишешь.

Лекция 8, «Три вида классического сюжета»

  • Три основных древних сюжета: путешествие, откровение и личная драма.
  • Хотите лучше разбираться в литературе? Слушайте больше историй или просто поживите в коммунальной квартире.
  • Если рабы на Сицилии рассказывали наизусть стихи Эврипида, их отпускали без выкупа.
  • До Средних веков в литературе доминирует сюжет путешествия.
  • В начале XX появляются массовые дешевые приключенческие романы. Так, книгу про сыщика Ната Пиркентона выпустили тиражом 500 тыс экземпляров и распродали за пару месяцев. Для сравнения, «Преступление и наказание» напечатали тиражом в 2000 экземпляров и продавали четыре года.
  • До романа Ричардсона «Памела» авторы писали: «Я сделал это, потом то». После писали так: «Я почувствовал это, потом сделал то и ощутил иное».
  • «Эффект Вертера» — эпидемия самоубийств после прочтения грустного любовного романа.
  • Чтобы понимать Чехова, нужно быть порядочным человеком.

Лекция 9, «Неоклассический сюжет»

  • Моэм: «Хороший рассказ — это такой, который можно рассказать в курилке, и люди будут слушать, не отвлекаясь».
  • Чехов: «Написал что-то странное. Никого не осудил. Никого не оправдал. Догадывайтесь сами, кто прав, а кто виноват».
  • Совершенство утомляет. Важно оставить немного несовершенства, чтобы была возможность додумать.
  • Если писатель хорошо знает о чём пишет, то он может опустить солидный кусок того, что знает. Читатель всё равно это поймёт и почувствует.
  • Классическая история может быть написана посредственно, и при этом будет хорошим произведением. Соль классики — в сюжете. Но неоклассический сюжет держится на превосходстве стиля. Плохой неоклассический сюжет видно сразу.

⌘ ⌘ ⌘
Часть I • Часть II • Часть III • Часть IV • Часть V • Часть VI • Часть VII • Часть VIII • Часть IX • Часть X • Часть XI • Часть XII • Часть XIII • Часть XIV

20 мыслей об одежде

Писал про то, почему ношу только чёрную одежду и советовал классных российских дизайнеров. С тех пор мне регулярно пишут письма с такими вопросами:

С чего ты решил, что одежда вообще что-то значит? Я вот одеваюсь чтобы холодно не было.

А тебе не кажется что чёрный — это мрачный цвет?

Решил рассказать о том, что думаю об одежде и моде. Вот несколько мыслей об этом. Предупреждаю сразу — тут много бытовой философии и пространных рассуждений с опорой на собственный опыт.

  1. Когда-то люди носили одежду для того, чтобы защититься от холода. Однако с усложнением отношений между людьми и появлением культуры у одежды появились новые смыслы. Смыслы одежды куда важнее её первоначальной цели — защитить от холода. Таких смыслов несколько.

  1. Главный из них — различительный. Одежда помогает понять, кто перед нами: мужчина или женщина. Она также помогает определить его социальный статус, роль в обществе. Мы распознаём эти роли с первого взгляда. Различительный смысл обычно игнорировать невозможно, общество таких игр не любит. Так, если мужчина оденется в юбку и блузку и придёт на работу в офис, то его уволят (если он не Ричард Брэнсон, конечно).
  2. Другой смысл — передать настроение или намерение. Так, женщина может в одной ситуации одеться в строгий брючный костюм, и окружающие люди поймут её закрытость, серьёзность. В другой ситуации она наденет лёгкое платье. В третьей натянет под него чулки и оставит дома бюстгальтер. Такие смыслы считываются сложнее и не всегда, но большинство людей их также распознают.
  3. Есть более сложный смысл — передача своего мироощущения. Так мы безошибочно выхватываем из толпы готов, описываем знакомых как хипстеров, говорим: «Да он одет как гей!». И этот смысл самый интересный.

  1. Чаще всего люди не пытаются передать своё мироощущение, а стараются скопировать стиль группы людей, к которой они относятся. Грубо говоря, если в офисе «Яндекса» все носят джинсы и футболки с надписями, то скорее всего новый сотрудник тоже начнёт так ходить. А еще вероятнее он придёт на собеседование уже в футболке и джинсах, потому что в его кругу разработчиков принято так одеваться уже много лет.
  2. Стиль одежды — это сообщение, которое человек передаёт другим людям. К сожалению, его не всегда получается перевести на слова без искажений смысла. Сообщения могут выглядеть так:
    Я предпочитаю простую комфортную одежду, потому что не люблю ходить по магазинам и ценю удобство больше, чем всю эту вашу моду.
    Обтягивающая одежда подчёркивает мою мускулистость. Мне кажется, я так выгляжу симпатичнее.
    Я слушаю рок, и хочу, чтобы окружающие видели это. Так мне легче знакомиться с другими рокерами.
    Современная модная одежда мне не к лицу, ведь скоро на пенсию. Стараюсь одеваться неброско.
    Важно отметить, что это не слова, а образы, чувства. Человек может одеваться так, как описано выше, но не осознавать это или вообще в разговоре заявлять об обратном.
  3. Обычно люди выбирают одежду, чтобы принять на себя уже сформулированное сообщение. Вместе с одеждой они словно надевают социальную роль и отношение окружающих, прибиваются к группе других людей. Мы можем посмотреть человека и выбрать его характеристику словно из выпадающего списка: училка, программист, гопник и так далее.
  4. Иногда человек пытается передать другим людям своё собственное сообщение, которого в списке нет. Это часто вводит людей в ступор, они не знают как описать такого человека. Про таких говорят: «Он одет, ммм, как-то необычно!» или «Он какой-то странный». Иногда люди пытаются подобрать для него определение, опираясь на максимально похожий образ. Так про меня часто говорят: «Он в чёрном как какой-нибудь гот, но не гот».
  5. Так одеваться — сложно. Нельзя просто так взять и купить необычную одежду. Я так говорю, потому что пробовал. Одежда должна сочетаться с внутренним миром человека, иначе возникнет сильный дискомфорт. Ты вроде выглядишь круто, но сам себе не нравишься, и хочется поскорее переодеться.

  1. Поэтому обычно одежда одновременно сочетается и с ролью человека в обществе, и с его внутренним миром, сообщением. Круто взять и изменить что-то одно. Так, одни рок-музыканты используют женский макияж, а другие выступают в строгих деловых костюмах. Это вызывает мощный диссонанс.
  2. Изменить сообщение сложнее и дольше. Человек взрослеет, меняет увлечения и работу, знакомится с новыми людьми. Это изменяет его внутренний мир и постепенно меняет отношение к одежде.

  1. Редко случается так, что человек стал глубже, а одежду носит ту же, что в 16 лет. Скорее всего, он просто стал старше, но не сложней.
  2. Обычно одежда приносит ощущение нормальности, соответствия. Для большинства людей этого достаточно. Мне хочется, чтобы одежда дарила уверенность, точнее выражала моё отношение к миру. У меня есть своё сообщение, которое я хочу передать людям.
  3. Большинство марок и брендов стараются выражать привычные сообщения и соответствовать ролям. Мы сами описываем их одежду как классическую, нарядную, спортивную, «кэжуал» (ох это чёртово слово, которое никто не понимает). Хороший способ изменить это — предпочитать небольшие марки, что не боятся экспериментировать.
  4. Наверное, я извращённый маньяк, но в обычной одежде я ощущаю себя некомфортно. С той, что мне нравится, понимаю высказывание Вима Вендерса о пиджаке от Йоши Ямамото: «В нём я чувствую себя более собой!».
  5. Люди любят чёрную одежду, потому что мало кто умеет шить красивую цветную.
  6. Для меня одежда всегда чуть-чуть неудобна. Я ощущаю это расплатой за то, что она необычная, странная.
  7. Удивительно слушать фразы вроде: «Увлекаться одеждой стыдно — это потребительство, шмоточничество!». И это говорят люди, которые тратят тысячи часов на просмотр футбольных матчей или готовы до хрипоты спорить о гаджетах. В Америке вот люди много думают о качестве матрасов и готовы хорошие в кредит покупать. Они понимают, что проведут на нём треть своего времени. Не стыдно изучать то, что влияет на твою жизнь.
  8. Мода — это не про то, как выделиться из толпы или придумать новый крой платья. Это искусство передать максимально сложное сообщение максимально понятным образом. В этом она очень близка к фотографии. Я долго думал, читал и смотрел о моде, а также много экспериментировал с одеждой. За последние несколько лет это изменило мою жизнь сильнее, чем всё остальное вместе взятое

Интересное про рассылку

Привет!

Меня тут спрашивают, как дела у моей еженедельной рассылки. Так что рассказываю новости, показываю новую штуку и делюсь планами.

Новости

Рассылка существует три месяца, в эту пятницу подписчикам отправится 13 выпуск (надеюсь, он всё же будет счастливым).

Сейчас на рассылку подписано более 500 человек. Это число плавающее, постоянно отписываются старые читатели и подписываются новые. К счастью, подписчики прибывают быстрее, чем убывают. Так что мы потихоньку растём.

Вот скриншот из «Клаудпейментса». На «пиках» видно, как убывает количество оплат за подписку:

Когда я задумывал рассылку, то представлял финансовую модель так: читатели подписываются, привязывают карточку и остаются со мной на годы. А если и отписываются, то понемногу и сами.

Но на деле оказалось, что у подписчиков регулярно случаются проблемы с карточками. У карт заканчивается срок действия, к моменту оплаты на счету не хватает средств, карточки просто теряются или меняются. Иногда бывает так, что первый ежемесячный платёж проходит, а второй и третий — нет.

Так что если вдруг на рассылку перестанут подписываться новые читатели, она за полгода сдуется вдвое.

Я пока не знаю, что с этим делать. Первое время при неудачных оплатах я писал подписчикам письма, мол посмотри пожалуйста, что с карточкой, всё ли ок? Но потом понял, что это хлопотно и мне, и им. Думаю, в будущем при неудачной оплате за несколько месяцев буду присылать автоматическое письмо с просьбой ввести новую карточку.

А сами по себе читатели отписываются нечасто — всего несколько человек после каждого выпуска. Пишут, что нет времени читать рассылку, или что осилить длинное письмо в почте сложно. Чтобы помочь им, мы с А. придумали новую штуку.

Личный кабинет

Личный кабинет — это список выпусков рассылки с веб-версией. Можно полистать архивные письма или добавить свежий выпуск в «Покет».

Входите в личный кабинет со страницы рассылки или по ссылке: http://sergeykorol.ru/letter/dashboard

Укажите почту, на которую подписывались — отправим на неё письмо со ссылкой для входа. По нему перейдёте прямо в личный кабинет. Кабинет вас запомнит, следующая ссылка для входа потребуется через месяц.

Все рассылки открываются в браузере. Читайте на здоровье с компьютера или телефона, печатайте на крафтовой бумаге, отправляйте в любимую читалку статей. Послать рассылку другу не получится, если он не подписан — выпуски только для читателей рассылки.

Планы

Видно, что Личный кабинет выглядит просто. Но это только первая его версия, мы будем развивать его дальше. Вот ближайшие планы:

  1. В личном кабинет загрузим все выпуски (с того момента, когда вы подписались).
  2. Добавим RSS.
  3. Дадим поделиться рассылкой с друзьями.
  4. Откроем доступ к архиву старых выпусков.

Постепенно рассылка получит маленький блог для подписчиков. Хотите — читайте меня в письмах, как раньше. Не нравится в письмах — читайте на сайте.

Ну а еще стиль иллюстраций сменим, лето же на дворе. Для тех, кто не знает — в каждой рассылке выходит тематическая иллюстрация, каждый раз разная. Вот мои любимые:

Одним словом, подписывайтесь и зовите друзей: http://sergeykorol.ru/letter/. Когда перевалим за 700 подписчиков, я принесу еще новостей.

Экономика авиаперелётов

Наткнулся на пару занятных видео о том, как работает экономика пассажирских авиакомпаний.

В первом видео разбирают, из чего складывается стоимость часового перелёта. В видео рассматривают перелёт из Нью-Йорка в Вашингтон (наш аналог перелёта из Москвы в Питер).

Выписал примерные расчёты на одного пассажира:

  • 2,5 доллара на топливо.
  • 1,5 доллара на работу пилотов и стюардов.
  • По 7 долларов за работу каждого аэропорта. Занятно, что аэропорты тарифицируют авиакомпании по весу самолётов. Так, обслуживание небольшого Эйрбас А-320 стоит тысячу долларов.
  • Налоги и сборы. В США авиакомпании платят 7,5% от стоимость каждого билета, плюс четыре доллара за каждого пассажира за взлёт (8,7 доллара при полёт с Гавайев или Аляски) и 5,6 долларов сбора на безопасность (я уже писал про это, кстати). За международные полёты сборы увеличиваются: 5,5 долларов таможенного сбора, 11 долларов — сбор за иностранный перелёт, 5 долларов службе ветеринарного контроля. Некоторые страны требуют дополнительные налоги и сборы.
  • 11 долларов на амортизацию. С точки зрения амортизации самолёта неважно, находится он в полёте 15 минут или 10 часов. Важно то, сколько раз в нём менялось давление. Дело в том, что после каждого изменения давления образуются микротрещины в заклёпках и усталость металла. Так что стоимость обслуживания измеряется в циклах взлёт-посадка. Наш Эйрбас А-320 выдерживает до 60 тысяч циклов. Исходя из его каталожной стоимости в 107 млн долларов, каждый цикл обходится в 1700 долларов амортизационных расходов.
  • 14 долларов на обслуживание. На часовой полёт приходится обслуживания на 2100 долларов наземного обслуживания.
  • До 10 долларов на внутренние траты авикомпании: офис, поддержка, реклама.

Средняя стоимость билета из Нью-Йорка в Вашингтон — 80 долларов. Если сложить все траты, то доход с каждого билета не превысит 10 долларов. И то, если самолёт полетит заполненным на 100%.

Приятная новость — стоимость билетов на самолёт неуклонно снижается. Скажем спасибо новым современным самолётам. Новые экономичные двигатели, хорошая аэродинамика, корпус из композитов двигают общую стоимость билетов вниз.

Второе видео — о том, почему лоукостеры летают дешевле обычных авиакомпаний.

И вот почему:

  • Компании покупают новые самолёты большими партиями. Современные лайнеры тратят меньше топлива и оказываются экономичнее. А за большие партии самолётов полагается крупная скидка.
  • Все самолёты в парке лоукостеров одного типа. Так компания экономит на обслуживании, обучении пилотов, техниках, запчастях.
  • Компании берегут деньги на куче мелочей. Так, в «Рианейр» у кресел не откидываются спинки: такие кресла дешевле и обслуживания не требуют. В таких креслах даже нет кармашков, а значит бортпроводники экономят время на уборке.
  • Проводники могут совмещать несколько дел. Перед посадкой пассажиров одни убирают салон, а другие проверяют билеты у гейтов, а потом все быстренько принимаются за основную работу.
  • На борту все удобства — за деньги. Кроме еды, авиакомпании продают товары дьюти-фри и даже лотерейные билеты.
  • Лоукостеры не летают в основные столичные аэропорты: там дорого и зарегулировано. Вместо этого самолёты садятся в небольших аэропортах поблизости (или не очень поблизости). С этих аэропортов еще и скидку выбивают.
  • Если небольших аэропортов нет, то лоукостеры летают в основные аэропорты в самое незагруженное время.
  • Самолёты лоукостеров летают без остановки 24 часа в сутки, выполняя порой дюжину рейсов в день. Между взлётами и посадками проходит полчаса — и лайнер снова в небе.
  • Традиционные авиакомпании летают по модели хабов, возят между крупными городами и конкурируют друг с другом. Лоукостеры связывают множество городов, хоть летают во многие из них всего пару раз в неделю.
  • Многие лоукостеры не допускают пересадки между своими рейсами. Пересадки стоят дорого: нужно перегрузить багаж, занять больше людей в аэропорту, отвечать за задержки своих рейсов.
  • Компании научились экономить на билетах. Так, за печать билета в аэропорту «Рианейр» потребует 45 фунтов. Чекин — не на стойках, а в автоматах.
  • Лоукостеры не пользуются пассажирскими рукавами в аэропорту, потому что это стоит отдельных денег. Вместо этого они загоняют самолёты на стоянки и выводят пассажиров через трапы.

В результате всего этого маржинальность лоукостера много выше маржинальности обычных авиакомпаний. Так, «Рианейр» зарабатывает 24% прибыли с каждого билета, а «Эйр Франс» — всего 2%.

Обычным авиакомпаниям основной доход приносят пассажиры бизнес-класса, которым важно летать по привычным маршрутам между столицами. Лоукостеры делают ставку на небогатых туристов, что часто путешествуют между городами и готовы потерпеть неудобства. Часто многие непопулярные города получают второе туристическое дыхание просто потому, что в них начинает летать лоукостер.

Многие обычные авиакомпании видят преимущества лоукостеров и открывают свои «карманные» малобюджетные компании. Однако такие лоукостеры обычно быстро разоряются или несут убытки. Лоукостер может быть успешным только если у него большой флот в сотни самолётов и сотни городов назначения, а также экономический вес для снижения цен на всё на свете. Тогда они становятся гибкими и прибыльными.

Пинхол

В Финляндии отснял пару плёночек на пинхол — самодельную деревянную фотокамеру без объектива.

Пинхол — это максимально аналоговая фотокамера. Фактически это небольшой ящичек, в которую помещают катушку плёнки. С лицевой стороны у ящичка крохотное отверстие, что закрывается и открывается вручную шторкой. Вот и вся конструкция. Перематывание плёнки, закрывание шторки, выбор экспозиции производят вручную, на глаз.

У пинхола нет объектива, а значит нет и искажений. Камера снимает всё в тех пропорциях, как есть на самом деле, и в этом её уникальность. Еще у пинхола большая диафрагма, более 1/200. Так что глубина резко изображаемого пространства также большая. Правда, на плёнке всё оказывается в фокусе, но нерезким.

Камера словно фотографирует сны.

↓ Следующая страница
Система Orphus