«Занимательное волноведение»

Нонфикшен о физике волн, написанный журналистом.

У книг, написанных журналистами, есть свои плюсы и минусы.

Плюсы обычно в том, что язык автора подвешен на крутых амортизаторах, свободно вращается влево-вправо — читать такие книги интересно и легко. Журналист хорошо понимает свою аудиторию, не старается выглядеть слишком заумным, пишет понятно. Книга превращается в очень большую статью, которую можно читать за ужином или в метро. Или за ужином в метро.

Уникальному способу навигации, теперь уже по большей части утерянному, обучались из поколения в поколение с помощью особых карт — маттанг. Карты делались из переплётенных жилок листа кокосовой пальмы; на картах указывалось, каким образом зыби отражаются от островов и как меняют направление движения, преломляясь и огибая их. Небольшие ракушки на карте символизировали острова. Поскольку зыби обычно приходят с одной и той же стороны, островитяне научились определять местоположение острова на расстоянии более 60 км от него — по тому, как волны под влиянием этого острова меняли свой ход.

Самый главный минус в том, что автор-журналист, пишущий, к примеру, о волнах, не разбирается в вопросе детально. Он просто читает много смежной литературы, статей и исследований, а потом излагает это так, как понимает сам. Места, которые ему непонятны (и которые нельзя просто так выкинуть), он старательно замазывает стилем изложения. В результате книга превращается в монолог Дон-Жуана — звучит красиво, но непонятно, чему можно верить.

Захлопывая клешню с невероятной скоростью, креветка производит резкий щёлкающий звук — так она общается с сородичами. Нырните на глубину и проплывите возле колонии этих креветок — можно подумать, будто вы очутились на подводной фабрике попкорна. Хлопки клешней нескольких креветок могут быть настолько громкими, что во время Второй мировой мешали подводным лодкам отслеживать передвижение вражеских субмарин.

Однако щёлкающие звуки составляют не только креветочную «азбуку Морзе» — они выступают в качестве смертоносного оружия. Когда креветка щёлкает клешнёй, возникает струя воды, текущей со скоростью 105 км/ч. Когда дети плещутся в бассейне и под водой резко сжимают кулаки, получаются те же струи, только меньше. Зрелище само по себе впечатляющее. Но удивительней всего то, что орудием убийства выступает отнюдь не захлопывающаяся со звуком кастаньет клешня, а подводная ударная волна.

И хотя ударная волна имеет малые масштабы, по силе воздействия ей можно сравнить с извержением Кракатау. Струя воды развивает скорость, достаточную для того, чтобы возник кавитационный пузырёк. В момент зарождения струи давление падает настолько, что морская вода моментально превращается в пузырёк водяного пара. В течение нескольких миллисекунд этот пузырёк с силой захлопывается, порождая ударную волну, которая распространяется как участок сильного повышения давления, и способна оглушить жертву на расстоянии четырёх сантиметров.

Водяной пар в схлопнувшемся пузырьке мгновенно переходит обратно в жидкое состояние. нагреваясь до температуры около +4700 °C. Подумать только, ведь это почти что температуры поверхности Солнца! Одновременно происходит вспышка света. Данный феномен — ударная волна давления, порождающая световую вспышку — известен как сонолюминесценция, заснявшие её в природных условиях исследователи придумали термин «креветколюминисценция».

Книга хороша тем, что здорово упорядочивает скудные школьные представления о волновой физике. В ней много интересных историй и случаев — здорово узнать новое о теме, которую раньше представлял себе весьма смутно. Круто, что Гэвин пишет о самых различных волнах: от морских и акустических до стадионных. Под конец автор правда скатился уж в совсем журналистское описание самолишения сёрфингической девственности, но ему это можно простить.

А вообще книгу рекомендую, она хорошая.

⌘ ⌘ ⌘

Система Orphus