«Экономика Голливуда»

Занятная книжка — она навсегда изменила моё отношение к голливудским фильмам:

Экономика Голливуда
Эта небольшая по объему книжка выросла из курса статей Эдварда Эпштейна о том, как устроен кинобизнес, которые он написал для непомню какого журнала, а потом собрал в утлую книжечку и пустил её по волнам читательского интереса. А она вдруг оказалась мощным лайнером!

Мы привыкли считать Голливуд сверхприбыльным бизнесом, в котором творчески одарённые режиссеры и талантливые актёры пляшут под дудку гениальных сценаристов, а сверху на них сыплется дождь из стодолларовых банкнот. Эпштейн быстро развенчивает этот миф. Голливуд — это огромная корпорация, в которой уже давно нет места одарённости, таланту и гениальности. Более того, даже банкноты оказываются ненастоящими — даже сверхуспешные кинокартины чаще приносят убытки, чем прибыли.

Вот как обстояли дела с доходами от фильма «Угнать за 60 секунд», который был выпущен студией Disney’s в 2000 году. В годовом отчёте кинокомпании говорилось, что картина имела головокружительный успех. Продюсер фильма Джерри Брукхаймер — один из самых успешных в Голливуде, а главные роли исполнили такие звёзды, как Николас Кейдж и Анджелина Джоли. Фильм-автокатастрофа для подростков обошелся кинотеатрам в $103,3 млн, и собрал $242 млн в кинопрокате. Вот что случилось с доходами фильма.

Из $242 млн, полученых от продажи билетов, кинотеатры удержали $139,8 млн, то есть почти 60%. Хотя кинокомпания Buena Vista, распространяющая продукцию Disneys’s, и является одним из самых влиятельных дистрибьютеров в Голливуде, она получила лишь $102,2 млн, или около 40% от всех мировых прокатных сборов. Из этой суммы были вычтены расходы на дистрибуцию в размере $90,6 млн, куда вошли затраты на рекламу с целью привлечения подростков всего мира в кинотеатры — $67,4 млн, производство прокатных копий — $13 млн и оплата страховки, доставки, пошлинных сборов, комиссий банка и местных налогов — $10,2 млн. В итоге доход стал равен $11,6 млн. Из этой суммы Николас Кейдж и Брукхаймер забрали себе еще $3,4 млн. Таким образом, после выхода премьеры в кинотеатрах фильм с бюджетом в $103,3 млн принес $95 млн убытка.

Шесть месяцев спустя фильм «Угнать за 60 секунд» вышел на DVD-дисках и видеокассетах. Доходы от их продажи составили около $198 млн. Но лишь скромную долю от этой суммы — $39,6 млн — можно было отнести на прибыль киностудии, поскольку, согласно стандартным условиям голливудского контракта, она составляет только 20% выручки от продажи видеопродукции. Поэтому $15,4 млн выручки ушло на счета Home Entertainment — подразделения компании Buena Vista, которое работает с производителями DVD-дисков и видеокассет. Из $39,6 млн доходов дистрибьютор вычел $19,7 млн на затраты и оплату своих услуг. Актёр Николас Кейдж, которому полагалось 5% с дохода, забрал еще $3,9 млн, оставив кинокомпании лишь $16 млн выручки от реализации видепродукции. Поэтому, несмотря на значительные денежные поступления от продажи фильма, убыток фильма всё еще составлял примерно $80 млн.

Чистая прибыль появилась лишь спустя год, когда поступили доходы от платных телеканалов в размере $18,2 млн. Это была очень большая сумма, которая объяснялась огромным успехом фильма в прокате. Из неё кинокомпания Disney’s вычла $2,7 млн на полагающиеся выплаты актёрам и другим участникам съемок, а также $149 000 — на страховку и прочие издержки. Таким образом, еще $15,4 млн было отнесено на чистую прибыль от фильма, в результате чего дефицит бюджета сократился бы до $63 млн, если бы не выплаты процентов по банковским кредитам и обязательные отчисления участникам съемок. В конечном итоге, не смотря на постоянный приток денежных средств от продажи лицензий телеканалам, к 2008 году фильм «Угнать за 60 секунд» принёс убыток в $155 млн. И, даже обеспечив доход в полмиллиарда, он не дал участникам съемок ни гроша их относительной прибыли.

В книге на 190 страниц текста очень много интересных историй о том, почему актёры так трясутся над страховкой, и как кинокомпании зарабатывают десятки миллионов долларов на налоговых махинациях. Эпштейн вынес столько мусора из съемочного павильона избы, что не удивлюсь, если владельцы кинокомпаний скоро снимут его в каком-нибудь ужастике с настоящими монстрами вместо бутафорских.

Одним словом, быстрая, лёгкая и очень интересная книжка. Советую!

⌘ ⌘ ⌘

Экономика Голливуда

Система Orphus