«История на миллион долларов», саммари

Это была книга из разряда «Я читал ее три недели по часу в день и с сожалением обнаружил, что она закончилась». Действительно, редкой силы книга, книга на миллион долларов.

История на миллион долларов
На самом деле, картинка выше врет — в жизни «История» толще раза в три. В книге почти 500 страниц, причем она набрана небольшим кеглем. Это могучее, всеобъемлющее руководство по написанию грамотного во всех отношениях киносценария. «История на миллион долларов» для сценариста — это почти что Библия для истово верующего человека или азбука для малыша, который только начинает читать. Одним словом, это всё.

Все эти 500 страниц я прочитал с карандашом в руках, подчеркивая интересные мысли и фразы Роберта Макки. Порой этих мыслей было так много, что я буквально испещрял всю страницу пометками. Я провел за книгой почти три недели ежедневного чтения, и это были насыщенные недели. Макки разрушал в моей голове представление о кинематографе как о спонтанном акте красоты и смысла, в котором все держится на какой-то магии. Он просто провел меня за кулисы и показал, что никакой магии нет. Кино изнутри — это строгая система, больше похожая на математику, это конструкция из балок, болтов и тросов, похожая на башню. Хорошее кино — это высокая и крепкая башня, в плохом кино конструкция еле держится на клею и краске.

После этой книги я словно потерял какую-то особую кинематографическую девственность (свою музыкальную наивную девственность я потерял раньше, изучая теорию музыки в музыкальной школе). После «Истории на миллион долларов» я уже не могу смотреть кино как раньше, я все время вижу его законы и структуру. Не знаю как некоторым, а мне смотреть стало еще интереснее.

Вот и саммари.

  • Осторожные неопытные авторы подчиняются правилам. Многообразованные бунтари их нарушают. Мастера истории совершенствуют форму.
  • Однажды Паскаль написал своему другу длинное, пространное письмо, а в постскриптуме извинился за то, что не смог написать короткое.
  • Если талантливые люди пишут плохо, то на это есть две причины: или они ослеплены идеей, которую, как им кажется, они должны обосновать, или ими управляют эмоции, которые они хотят выразить.
  • Оригинальность — это сочетание формы и содержания, это оригинальный выбор темы плюс уникальный подход к ее изложению.
  • История — это не только то, что вы хотите рассказать, но и то, как вы это сделаете.
  • История — это не бегство от действительности, а средство передвижения, которое помогает разобраться с хаосом бытия.
  • К 1990-м годам в Голливуде затраты на создание сценариев достигли 500 млн. долларов в год, из которых три четверти уходило на оплату работы сценаристов, сценарии которых никогда не пойдут в дело.
  • За редким исключением, непризнанный гений — это миф.
  • Для большинства авторов сценариев знания, полученные в результате чтения и обучения, равнозначны жизненному опыту и даже перевешивают его.
  • При написании сценария необходимо привносить в него собственное видение, основанное на понимании человеческой природы и общества, и сочетающееся со всесторонним знанием создаваемого вами мира и населяющих его персонажей.
  • Истина никогда не лежит на поверхности: связывая реальность или разрывая ее на части, истина не проявляется открыто.
  • «Коммерческий автор», ослепленный сиянием зрелищных фильмов, зачастую не в состоянии понять, что настоящее лицедейство может быть связано только с правдой жизни, скрывающейся за зрительным образом.
  • Авторы сценариев-описаний и ярких представлений, а так же все другие писатели должны понять, что история — это модель жизни. Рассказчик должен стать художником, преобразующим повседневное существование, внутренний и внешний мир, мечту и реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события — в двухчасовую метафору, которая сообщает «Жизнь вот такая!»
  • События в чистом виде не приближают нас к правде. Правда — это только то, что мы думаем о ней.
  • На одном конце шкалы реальности находятся только факты, на другом — одно лишь воображение. Между этими двумя полюсами — бесконечно широкий спектр художественных произведений.
  • Вы можете обладать проницательностью Будды, но если вы не умеете рассказывать истории, то ваши мысли и идеи останутся сухими как мел.
  • Структура — это набор событий из истории персонажей, выстраиваемых в тщательно спланированной последовательности для того чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции и выразить особое мироощущение.
  • Событие — это часть истории, где происходит существенное изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью. Событие вызывает значимое изменение в жизни персонажа, которое проявляется через конфликт.
  • Ценности — это универсальные свойства человеческих переживаний и опыта, которые в какой-то момент времени могут быть то позитивными, то негативными.
  • Сцена — это действие, выраженное через конфликт, происходящее в определенном пространстве на протяжении более или менее продолжительного периода времени и обладающее в данный момент жизни персонажа хотя бы одной значимой ценностью.
  • Кадр — самая маленькая структурная единица. Кадр — это изменение отношений между персонажами в рамках их действий или реакций.
  • Эпизод — это последовательный ряд сцен (от двух до пяти), который заканчивается кульминационным моментом, оказывающим более значительное влияние на дальнейшее развитие сюжета, чем это было в любой предшествующей сцене.
  • Акт — это серия эпизодов, где в кульминационной сцене достигается высшая точка напряжения.
  • Если сравнивать определенную ситуацию в жизни персонажа в начале истории с значимостью в конце, то можно увидеть дугу фильма — изменение огромного диапазона, которая превращает жизненную ситуацию, представленную в начале фильма в ту, что показана в конце.
  • Изменение в фильме должно быть полным и необратимым.
  • С точки зрения композиции или структуры любая история имеет сюжет.
  • Фильм должен иметь начало, середину и конец, но не обязательно в таком порядке.
  • Авангард существует чтобы противостоять тому, что популярно и носит коммерческий характер, но только до тех пор, пока сам не становится популярным и коммерческим, нападая на самого себя.
  • Сценарист оттачивает свои писательские навыки до тех пор, пока знания не переместятся из правого полушария мозга в левое и интеллектуальное сознание не станет жизненным ремеслом.
  • Сеттинг истории имеет четыре измерения — период, длительность, локация и конфликт.
  • Искусство заключается в том, чтобы выделить из вселенной одну крошечную часть и представить ее наиболее важной и интересной на данный момент.
  • Чем убедительнее мир, тем хуже знает его писатель и тем меньше у него возможностей творческого выбора и больше штампов. Чем меньше мир, тем полнее знание о нем и тем шире выбор для творчества.
  • Только в письменном виде воспоминания становятся пригодными для работы знаниями.
  • Действенное воображение — это исследование.
  • Нельзя убить свой талант, но невежество способно довести его до состояния комы. Несведущий человек писать не может, каким одаренным он бы ни был. Талант необходимо стимулировать фактами и идеями. Занимайтесь исследованиями, подпитывайте свой талант.
  • История — это не совокупность информации, представленная в повествовательном виде, а структура событий, которая подводит нас к осмысленной кульминации.
  • Творчество — это умение сделать выбор между необходимым и излишним.
  • Гениальность определяется не только способностью создавать впечатляющие кадры и сцены, но также наличием вкуса, здравым смыслом и готовностью выкорчевывать и уничтожать банальности, пышные метафоры, фальшь и ложь.
  • Читайте все подряд, принимайте любую помощь, откуда бы она не поступала. наибольшее понимание даст только процесс самопознания: ничто так не подстегивает воображение, как раскапывание запрятанных сокровищ.

Это было саммари с первых ста страниц книги (причем самых скучных). Если бы я попытался пересказать все интересные мысли и фразы автора, то этот пост был бы раз в пять длиннее и его хватило бы на целую небольшую книжку.

«История» — это очень интересная, буквально крутая книга для тех, кто не боится читать умно и сложно. Я очень советую ее к прочтению.

Система Orphus