«Slide:ology»

Одна из самых крутых книжек о презентациях на русском языке.

 

Командующий войсками США в Афганистане генерал Мак-Кристалл назвал главным врагом союзных сил не талибов и смертников, а PowerPoint. Комиссия, расследовавшая причины гибели космического челнока Коламбия, назвала в качестве одной из причин использование PowerPoint во время разработки шаттла. Похоже, дела плохи — мы больны презентитом, тяжелой формой визуально-эстетической импотенции.

Книга Нэнси Дуарте призвана вылечить от этого страшного заболевания. Я презентитом не болею (из-за того, что презентации не составляю), но книга мне очень понравилась.

Во-первых, она отлично выглядит. Это скорее не книга, а альбом, который приятнее листать и рассматривать, чем читать. И действительно, текста в ней немного, на некоторых страницах его вообще нет. Из-за этого книга читается быстро и легко. Наверное, со времени чтения «Бизнеса в эпоху перемен» Питерса я не получал такого эстетического удовольствия от книжки. Портит его только порой встречающиеся подписи под фотографиями, указывающие на каких фотостоках они были взяты. Неужели нельзя было убрать это?

Во-вторых, книга не ставит перед собой цель дать четкие рекомендации: здесь такой цвет, здесь тридцатый кегль. Это не методическая, а методологическая книга — она учит зрить в корень и разбираться самому, что плохо и что хорошо. Для некоторых читателей подобный подход к книге является минусом, лично мне он очень понравился.

Из минусов книги могу отметить ее не слишком хорошую структурированность. «Слайдологии» не хватило четкого оглавления, а ее автору — умения выдерживать тему каждой главы. Как в случае с «Тайными знаниями коммерческих иллюстраторов» Яны Франк, Нэнси Дуарте в своей книге с какой-то особой легкостью прыгает по темам. Важная информация, так сказать, техническая выжимка буквально размазана по книге. Ну а еще удивляет большое количество отсылок к историям Великих Презентаторов. Если читатель последует моему примеру и самостоятельно поищет их выступления, то книга откроется для него в новых красках, а если нет — 20% из нее пройдут практически впустую.

Ну а теперь, как обычно — саммари:

  • Мы часто виним в своих неудачах программное обеспечение, однако все же ответственность за неуспех обычно принадлежит нам.
  • Ваши работодатели и коллеги оценивают вас прежде всего по тому, как вы общаетесь.
  • Всеобщее неумение работать с презентациями исказило представление об этом средстве коммуникации. Многие даже не представляют себе его потенциала.
  • Слайд, на котором содержится более 75 слов, становится документом.
  • Презентация, на каждый слайд которой приходится 50 слов, становится для выступающего телесуфлером.
  • Настоящие презентации фокусируют внимание аудитории на выступающем, на его идеях.
  • Количество времени, которое требуется на создание презентации, прямо пропорционально ее важности.
  • Люди приходят на презентацию не для того, чтобы посмотреть на вас, а чтобы понять, что вы можете для них сделать.
  • Начните работу над презентацией с составления психологического портрета ваших слушателей. Кто они? Каковы их интересы и проблемы?
  • Программы — это сосуды для идей, а не способы их создания.
  • Для создания презентации используйте стикеры — они помогут реорганизовать идеи в нужном порядке.
  • Для отработки идей отлично подходят эскизы и скетчи.
  • Для презентации, обращенной к большой аудитории, используйте культурно-нейтральные изображения. Текст можно перевести, картинки — нет.
  • Разрушительный аспект созидательного процесса — борьба с первоначальными идеями до тех пор, пока не останется одна. Вот он, ваш победитель.
  • Постоянно обеспечивайте себя визуальной и концептуальной подпиткой — смотрите фильмы, ходите в музеи, читайте о новинках в дизайне.
  • При отображении в презентации количественных показателей, на первый план выходит только одно — ясность.
  • Слайды с цифрами, данными диаграммами и статистикой на самом деле не о самих цифрах, а о смысле, который они несут.
  • В дополнении к «цифровой» части презентации будьте готовы предоставить все данные и ответить на вопросы по нему.
  • Чтобы донести информацию до аудитории, вам следует в первую очередь сформулировать выводы, которые она должна сделать из нее.
  • Если у вас одно ключевое послание или одна цифра, зачем вообще строить графики?
  • Круговые диаграммы эффективны тогда, когда следует показать большую разницу в пропорциях. Гистограммы визуально более точны и могут вместить большее количество данных.
  • Ограничьте информацию на диаграмме восемью секциями — больше глаз не улавливает.
  • В восприятии данных важнее всего их простота.
  • Компании, ориентированные на дизайн, ценят своих клиентов.
  • Если вы способны визуально воспринять красоту, то значит вы способны и воспроизвести ее.
  • Смотрите на каждый слайд как на часть окружающей среды.
  • Фон должен подчиняться основному содержанию книги.
  • Оптимальное количество цветов в презентации — от пяти до семи.
  • Правило трех секунд: если содержание на слайде нельзя воспринять за три секунды, то его нужно переработать.
  • Шрифт воспринимается на подсознательном уровне как часть информации.
  • На одну презентацию — два шрифта.
  • Чтобы узнать кегль, разделите возраст самого старого участника презентации на два.
  • Если анимация не добавляет ценности или понятности — не используйте ее.
  • Текст, отбитый буллетами, нужно согласовать — все предложения должны быть в одном времени и  должны начинаться с одной части речи.
  • Ключевой принцип для форматирования текста — единообразие.
  • Любое изменение становится отвлекающим фактором.
  • Создавая структуру презентации, представляйте себя кинорежиссером.
  • Ваши сотрудники — послы вашего бренда. За каждым дизайнерским решением должна стоять логика бренда.
  • Если презентации приходится составлять достаточно часто, то вам следует использовать шаблоны.
  • Создавайте шаблоны, которые не будут стареть.
  • Если вы можете спокойно смотреть на презентацию в масштабе 66%, то и аудитория ее увидит.
  • Основная сложность в подготовке — отсутствие желания репетировать. Повторять, повторять и еще раз повторять!
  • Создали презентацию? А теперь сократите ее!
  • Сократили презентацию? А теперь сократите время своего выступления!
  • Печа-куча: 20 слайдов, которые меняются каждые 20 секунд. Отличная модель представления своих идей и прекрасная тренировка лаконичности.
  • Метод Лессига: 200 слайдов на 8 минут. Прекрасный способ для динамичного представления своих идей.
  • Подумайте, что бы вы стали делать, если во время презентации бы вдруг отключили электричество?
  • Пауза во время выступления придает словам дополнительную весомость.
  • Правило 10/20/30 — 10 слайдов, 20 минут на всю презентацию, шрифт 30 кеглем.
  • Создавайте эмоции во время выступления!
  • Ваша главная задача — помочь зрителям презентации увидеть то, что вы говорите.

 

⌘ ⌘ ⌘

Slide:ology

Система Orphus