Лучшая работа на свете

Меня спрашивают: «Тебе не скучно работать редактором? Сидишь себе и пишешь всякие тексты…» Я гневно фыркаю в ответ. Ведь за десять лет работы мне повезло потрудиться для самых разных людей.

Мои клиенты освещают буровые вышки, готовят самую лучшую пиццу на свете, отправляют детей учиться в другие страны, шьют форму для полицейских, строят мобильную сеть для знакомств, сверлят зубы, ищут недвижимость, сокращают книжки и делают сотни других интересных дел. Моя работа — лучшая работа на свете.

У меня есть три убеждения в свою пользу:

  1. Текст нужен разным людям.
  2. Чтобы написать хороший текст, нужно перевоплотиться.
  3. Перевоплощаться — это интересно.

Текст нужен разным людям

Есть миф о том, что копирайтер создает описание товаров в интернет-магазине, придумывает текст для сраных лендингов™ и занимается другими скучными делами. Ну ладно, ладно, это не миф. Помню, как я когда-то писал десятки, сотни СЕО-текстов для цветочного интернет-магазина. На заработанные деньги я купил айпад, фотоаппарат и первый раз уехал в Европу, совершенно вымотанный и опустошённый этой бессмысленной работой.

Но на самом деле текст нужен самым разным людям: от банкиров до хипстеров с бородами и крафтовым пивом. Одни люди не умеют писать хорошо по разным причинам: стесняются или не уверены в результате. Другие заняты делами и предпочитают делегировать.

Начинающие возятся со своей текстовой грядкой и не представляют, какое непаханое поле вокруг них. Целина! Текст существует везде: от обёртки шоколадных конфет до инструкции к авиалайнеру. Редактор нужен всем, особенно хороший редактор.

Чтобы написать хороший текст, нужно перевоплотиться

У Рэя Бредбери есть рассказ «Апрельское колдовство». В нём бестелесная девушка Сеси вселялась в других людей, чтобы понять и ощутить, то, что они чувствовали. Каждый редактор — это немножечко Сеси.

Чтобы написать текст, нужно вселиться в своего заказчика. Это делают посредством магии неудобных вопросов. Как устроен бизнес клиента? Кто его заказчики, как они думают? Какие необычные случаи бывают? Любая работа начинается с общения. Иногда мы с заказчиком болтаем часами. Иногда я прихожу к нему в гости, стою в мастерской, лаборатории или кухне ресторана. Нужно понять и ощутить.

Начинающий редактор берётся за любую задачу. Он переписывает текст из данного или из того, что найдёт в интернете. Получается… ну, что получается. Порой лучше не перечитывать, а то сам расстроишься. Я знаю это чувство, бро! Но со временем всё меняется. Ты начинаешь разбираться и спрашивать, начинаешь нащупывать боль заказчика и его клиентов. Начинаешь перевоплощаться.

При этом редактору лучше, чем дизайнеру или менеджеру проектов. Дизайнер двигает пиксели на экране и ему всё равно, какая там фишка у бульдозеров заказчика. А менеджер работает над проектом год или несколько лет, поэтому перевоплощаться может реже.

Перевоплощаться — это интересно

От необычной новой работы я испытываю возбуждение и встаю в стойку — как спаниель, который увидел утку в камышах. Дело не в деньгах, а в интересе. Просто мне до дрожи нравится узнавать новое. Новые истории, знания и навыки — это смысл моей жизни.

Редактор — это удивительная работа. Люди делятся с вами сутью своих дел, и еще приплачивают за это. Порой мне кажется, что это вселенская несправедливость, и я обогащаюсь незаконно.

Много лет назад я думал: «Вот сейчас пишу скучные тексты, а потом наберусь опыта и возьмусь за настоящую работу». Сейчас я понимаю, что скучной работы вообще не бывает. В каждой профессии есть фишка, в каждой компании — скелет в шкафу. Вот пишешь пост в блог сети фастфуда, вроде куда уж скучнее? А тебе рассказывают про клиента, который заказал килограмм еды и слёг с белковым отравлением. Кайф!

⌘ ⌘ ⌘

Ну да, я знаю. Чтобы стать хорошим редактором, нужно много учиться и переучиваться, общаться с заказчиками, ломать через колено свою социологию и вредную гордость. Это сложно, порой неприятно и редко — больно. Но это лучшая работа на свете, и я ни на что её не променяю.

Футболка от Маши Андриановой

Поучаствовал в создании черной одежды для себя. Вместе с дизайнером Машей Андриановой мы придумали и сшили чёрную шерстяную футболку.

Расскажу обо всём по порядку.

Создание одежды начинается с лекал.

Как я понял, лекала — это самое сложное и драгоценное. Без лекал любая одежда похожа на зашифрованное сообщение, его не прочитать и не подделать. Известные и дорогие бренды берегут лекала посильнее корпоративных секретов. Это и есть их главный корпоративный секрет.

Когда говорят, что одежда сидит, имеют в виду хорошие лекала.

Чтобы сделать такие, нужно отшить много тестовых моделей, каждый раз дорабатывая их. Тестовые модели шьют из недорогой ткани, например, бязи. Этим мы сейчас и займёмся.

Мы с Машей придумали сделать длинную минималистичную футболку с рукавами. Идею подсмотрели у какого-то японского бренда.

Маша берёт базовые лекала одной из своих вещей. Затем она снимает мерки и дорабатывает лекала: добавляет в длину и ширину. Пока что это очень приблизительно и грубо — нам всё равно сначала шить тестовую одежду из бязи.

Забавно, как Маша время от времени отходит от выкройки и говорит: «Нет, вот тут некрасиво получается!». Забавно видеть готовое изделие еще в чертежах.

Когда черновая выкройка готова, Маша переносит её на на чистовой лист. Я думал, что она будет очерчивать бумажки карандашом, но вместо этого она берет колёсико с зубчиками и проводит по бумаге. На нижнем столе остаются едва заметные глазу дырочки. Их нужно соединить карандашом — и готово!

Выкройку закрепляют на ткани булавочками. Маша говорит, что некоторые используют степлер, но это какая-то шляпа.

Портняжные булавки похожи на гвоздики.

Маша учит, как правильно раскладывать выкройки на ткани. Оказывается, у ткани есть направления. Она хорошо тянется в одну сторону, и почти не тянется в другую.

Выкройки надо раскладывать длинной стороной на нетянущуюся сторону. Иначе неизбежно натянешь рукой когда будет выстригать или сшивать, и готовая вещь расползётся.

Маша выстригает, я помогаю. Большие ножницы на фото — это подарок её парижского мастера из дома мод. Ножницы очень тяжелые, острые и дорогие. Такими режут только ткань, бумагу нельзя — затупятся.

Все детали выстрижены, пришло время сшивать их машинкой.

Я больше всего ждал работы на машине, и боялся этого сильнее всего. Она кажется какой-то сложной и несуразной: нажимай ногой, двигай рукой. Что-то куда-то ездит, ничего непонятно. И напортачить проще простого.

Оказалось, что шить на машинке — просто. По крайней мере, на Машиной, и несложным стежком. Машинка сама тянет ткань вперёд, для этого у неё снизу есть специальное колёсико с зубчиками. Еще она подсвечивает место шва и показывает линейку, которой надо держаться.

Мой первый в жизни шов вышел очень даже неплохо.

На стене висят старенькие ножницы. Это наследство от бабушки, которая была портнихой.

Бязевая модель готова. Мы начинаем её мерить и прищипывать в местах, где переборщили.

А переборщили мы почти везде. Футболка тянет скорее на чехол от дирижабля. Она широка и несуразна. Мы убираем прилично в боках, делаем рукава уже. Кажется, что половину бязи использовали зря.

На всю эту работу ушёл целый день, с утра и до вечера. За это время мы переслушали всю дискографию Дэвида Боуи.

Второй день начинается со «Служебного романа». Мы с Машей смотрели его сотню раз каждый, и знаем все реплики наизусть.

Попутно исправляем выкройки — убираем всё лишнее, сглаживаем округлые швы. После переносим на ткань, французскую тонкую шерсть. Маша рассказывает, что она по старой привычке возит ткань из Парижа на автобусе.

Резать ткань ножницами оказалось непросто. Она всё равно тянется в разные стороны! А еще ножницы тяжелые, орудовать ими непросто. После моих постригуш Маше пришлось приходить и отстригать лишнее.

На финальную ткань нужно еще больше иголочек-гвоздиков.

Кстати, скреплять ими ткань нужно умеючи. Я научился более-менее только на сотый раз.

Чтобы придать футболке характер, решили шить её наружным швом. Сначала планировали сделать так только с рукавами, но потом я настоял, чтобы наружные швы были везде. Маша нехотя согласилась — переживала, что получится не очень изысканно.

Для шерсти делали швы в два прохода: сшивали первый раз, потом подгибали и сшивали снова. Так они получались толще и выразительнее. Ну, и крепче, само собой.

 

Последние штрихи — нашить лейбл и вытащить пару забытых иголок.

Футболка получилась вот такой. Прошу любить и жаловать:

Я ношу её уже пару недель, и мне нравится. Она якобы безразмерная, но на деле сшита на меня, и это заметно. Её легко носить на водолазку или на тонкий свитер поверх обычной футболки. Так выходит несколько слоёв, и получается теплота.

А еще она уникальная. Такую вещь не купишь в магазине, она сшита хорошими руками, а также частично моими, не очень хорошими. С этой футболкой связана история, которую вы сейчас читаете. Этим она мне и дорога.

⌘ ⌘ ⌘

А еще хочу посоветовать Машу. Маша — классный молодой дизайнер одежды. Посмотрите, какие штуки она придумывает и шьёт.

Маша выросла и выучилась в Париже, она настоящий модельер. Про таких пишут в книжках и на каком-нибудь «Вандерзине». Забавно, как она пишет мерки на-французском и говорит время от времени: «Ну, это, как это сказать по-русски… Рукав, во!».

Маша коллекционирует винтажную одежду, носит старинные платья и восстанавливает их. В её работах чувствуется вкус и стиль, при этом у неё есть авангардные вещи. При этом одежду она шьёт самостоятельно, часто — вручную. Если слушать Дэвида Боуи во время работы, то плохого не получится, я уверен.

Мне очень нравится то, что делает Маша. Скоро у меня появятся другие её вещи. Ну и вы тоже закажите что-нибудь, не стесняйтесь. И инстаграм её посмотрите!

 

Узбекистан

Во вступлении к рассказу о путешествии принято писать что-нибудь вроде: «Узбекистан — это удивительная страна, волшебный мир Востока, который манит случайных пут…». Но это безнадёжная ерунда, всё совсем не так.

Мы оказались в Узбекистане случайно. Путешествие в волшебный мир Востока — это цепочка странных событий: доллары, обменянные на чёрном рынке, подкупленные менты и сотрудники авиакомпании, многочасовые марш-броски по пустыне на газовой «Нексии», горячая, словно магма, самса, сероводородные источники в чреве грязного бетона. Наше путешествие — это десятидневное роад-муви с узбекским колоритом. Сейчас я вспоминаю о нём со странной улыбкой на лице. Постараюсь объяснить, почему так.

Начнём с географической разминки.

Узбекистан оказался в самом сердце среднего Востока. Сверху его прижал тяжёлый Казахстан, Он упёрся локтем в горы Памиро-Алая, и разрезал страну на две неравные части. Справа оказалась Ферганская долина: с набожными женщинами в плотных чёрных одеждах, садами и вечными туманами с окружающих гор. Слева распростёрлась сухая и безлюдная местность с ниточкой дороги: от Самарканда через Бухару и Хиву к далёкому Нукусу, под боком у умирающего Аральского моря. А между ними — Ташкент, столица, город богатых таксистов.

Путешествовать по Узбекистану непросто, но нужно. Всё самое интересное Аллах размазал ножом по пористому пустынному хлебу. Места и события прячутся в степи, связанные сутками пути.

От Москвы до Ташкента — четыре часа лёта и минус два часа времени. Самолёт «Узбекистон хаво йюларри» наполнен смуглыми белозубыми мужчинами, которые без конца улыбаются и теребят стюардесс. Те возятся с ними словно с детьми.

После посадки иностранцы принялись заполнять таможенные декларации: требуется описать всё ценное и особенно электронное, вплоть до флешки в фотоаппарате. Всех просвечивают, простукивают и пронюхивают. Ладно мы, с рюкзаками и набором носков! Узбеки везут домой на самолёте множество разнообразного хлама: мультиварки, бухты кабеля, детские кубики размером с кулак. По багажной ленте аэропорта едет выставка неудачного промышленного дизайна. Иногда лента останавливается, и пассажиры зачем-то усаживаются прямо на неё.

В Узбекистане зимой так жарко, что аж холодно. Погоды и климаты затейливо вложены друг в друга. В Ташкенте утром тебе будет душно в куртке и ты снимешь её, чтобы спустя пять минут замёрзнуть в случайной тени. В Фергане начнёшь бесконечно мёрзнуть в тумане и встретишься со снегом на горном перевале — «Нексия» топит салон всеми силами своей печки. В Бухаре будет наконец достаточно тепло для футболки, которая измялась в углу чемодана. Но стоит только солнцу зайти за тучу…

Впрочем, это случается редко. В Узбекистане вы редко увидите тучу или хотя бы небольшое облако. Небо над головой чистое более 250 дней в году. Именно поэтому здесь так хорошо растёт хлопок, вторая государственная ценность после газа.

В Узбекистан не стоит ехать ни зимой, ни летом. Зимой здесь плюс минус несколько градусов, холодно и сыро (лучше в Петербург езжайте). Летом здесь очень жарко. В середине июля наступает пик жары, «чилля», плюс сорок днём и плюс двадцать пять ночью. Люди сидят по глиняным домам и даже скотину не пасут. Зато поздней весной и ранней осенью цветёт пустыня, зреет черешня и знаменитый персик «белый лебедь». Тогда и надо ехать.

Большинство представляют себе Узбекистан как советскую страну в пустыне, где покрытые мудрыми сединами старцы водят ишаков, смотрят вслед заходящему солнцу и общаются исключительно былинами, на манер Ходжи Насреддина. Так вот, так оно и есть.

А еще Узбекистан — это древняя страна. В ней Тамерлан ел свою конину и Улугбек рассчитал движение светил с секундной точностью, по ней неторопливо шли караваны Шёлкового пути и стоял лагерем Александр Македонский. В Узбекистане вполне могли бы снимать Аладдина — Бухара или Хива подойдут и архитектурой, и колоритом.

Узбеки — это тюрки, народ более восточный, чем нам может показаться. Если путешествовать вниз, через Шахрисабз и Термез, то через несколько часов вы пересечёте один из множества «мостов дружбы» и окажетесь в Афганистане. Раньше по этим мостам входили и уходили советские военные с усталыми улыбками на лицах и красными флагами на бронированных спинах БТРов. А сейчас афганцы и узбеки ходят по ним друг к другу в гости, игнорируя пограничный режим.

А значит, рядом и «Талибан», и «ИГИЛ». Недаром чем ниже дорога, тем чаще на ней встречаются блок-посты. У самой границы с Афганистаном посты стоят через каждый час пути.

А еще узбеки — хитрые. Они будут похитрее, чем соседние среднеазиатские народы: таджики, киргизы или казахи. Они беднее, и поэтому не стесняются торгануть своей восточностью. А еще Узбекистан показался нам столицей взяточничества.

За деньги нас посадили на хорошие места в самолёте и пустили рано утром в закрытый Регистан — комплекс мечетей и памятник мусульманской архитектуры. Мы громко топали по кованым крышам, пугали голубей из минаретов и запинались об задубевшие носки строителей-реставраторов. А в аэропорту сотрудник от жадности едва не порвал деньги, протянутые ему под посадочным талоном.

Знайте: если что-то закрыто или нельзя, то можно. Если вам нужен ключ или доступ — ищите мента. Это неприятно, но действенно. Узбекские полицейские от бедности и скуки напоминают ишаков: они кормятся сами.

Как и от ишаков, пользы от них немного. Там, где в России стоит один полицейский, в Узбекистане будет бродить десять: без оружия, дубинок и даже без раций. Кажется, что они не могут защитить даже самих себя. Полицейское государство в худшем виде — государство полицейских.

Я ожидал увидеть пустыню, но этого не удалось. Хотел походить пешком по горячим дюнам, запуская пальцы на ногах в струи песка. Но ничего такого не встретилось. Узбекская пустыня — это просто место без всего. В ней нет романтической пустынности. Нет ни верблюдов, ни дюн. Нет миражей. Вместо оазисов на горизонте встаёт разве что хлопковое поле да ржавый трёхколёсный трактор.

Бабушка М. просила привезти ей из пустыни перекати-поле. Она говорила: «Его нужно растолочь, положить в руку и втирать — отлично помогает от экземы». Мы не привезли ничего. Пустыню в Узбекистане еще нужно найти.

Как известно, плов в хорошем месте заканчивается к полудню. От полудня до обеда кормят пловом из второго казана. Считается, что это как бы похуже, но мы не поняли, почему так. Плов варят в огромных чанах, в таких черти в аду купают души грешников. Он дышит паром, блестит жиром и перемешивается половником размером с добрую лопату.

Если будете брать плов, берите полпорции. Вам принесут огромную гору жёлтого риса с изюмом, барбарисом и алой морквой. В плове найдёте куски мяса размером с хомяка — режьте мясо на доске, а затем бросайте обратно в рис. Ешьте жадно, не стесняйтесь. И ничего не бойтесь.

В узбекской эстетике нет преклонения перед старым, про древнее я уже не говорю. Когда веками живёшь в восточной сказке, то древние мечети и крепости спускаются с исторического уровня на повседневный. В старом минарете можно хранить дрова для тандыра, возле замка построить электроподстанцию и питать ею лампочку.

Кажется, что узбекская эстетика — это сущность иного порядка. Она скорее питается временем, а не вещами. Пить чай важнее, чем картина. Это удивительно и странно.

Узбекистан — это страна победившего чёрного рынка. У доллара есть два курса: официальный и тот, по которому нужно менять. Обычно они отличаются в два раза. Государство покупает сто долларов за 260 тысяч сум, а на рынке за них вам дадут 520. А вот обратно вы их уже вряд ли купите.

Машина в Узбекистане может стоить пять тысяч долларов, но по чёрному курсу. А значит, что за неё придётся переплатить вдвое на чёрном рынке.

Перед тем, как ехать, узнайте курс на рынке. Не меняйте деньги у таксистов — обманут. И возьмите с собой рюкзак, чтобы носить в нём вот такие пачки денег.

Узбекский рынок тренирует переговорные практики лучше любого Кэмпа. Без торговли нет покупки. Торговаться не то чтобы стыдно — просто иначе никак нельзя. Процесс состоит из называния первоначальной цены продавцом, её снижения покупателем наполовину, и дальнейшими прениями, двиганием цифры по шкале туда-сюда. Почти всегда удаётся купить на треть дешевле.

Для продавцов торговля заменяет светскую беседу. Это своего рода развлечение, и лишить развлечения — значит расстроить. Туристы из Москвы торгуются неумело и показушно, но никто не уходит обиженным!

Таксист — лучший друг путешественника. Таксист подскажет курс доллара, отвезёт в место с вкусным пловом и самсой, подождёт или вернётся, чтобы забрать. Если вы будете благодарными слушателями и не постесняетесь задавать вопросы, то судьба вас вознаградит.

В путеводителях пишут, что в Узбекистане нужен проводник. Но это скучный путь. Лучше разговаривайте с таксистами, пока он вас везёт. Помните: в Ташкенте поездка по городу стоит не дороже 6-8 тысяч, а в Самарканде вас отвезут за фиксированные 2 тысячи с человека — можно просто садиться и ехать. Убер-поп в азиатской столице.

Вы наверняка привезёте историю об удивительном узбекском таксисте. Он остановит машину и станцует, чтобы вы убедились в его таланте. Или будет долго одной рукой перебирать пыльные аудиокассеты, чтобы из динамиков понеслись напевы Надежды Кадышевой. Когда ты будешь выходить, он спросит: «А она еще жива? Очень её люблю, так и передай».

Мы коллекционировали транспортные средства, которые нам удалось таксануть. «Матизы» и «Нексии» не в счёт — вся страна на них ездит. Крохотный микроавтобус «Дамас» — чуть лучше, они обычно пассажиров не берут. Нам вот удалось проехать на автобусе для хлопкоробов, который за скромную плату подбросил нас к ментам у Регистана.

Мне очень хотелось покататься на ишаке, но к своей беде я оставлял это напоследок. Когда времени уже не оставалось, пришлось лезть на медного ишака у памятника Ходже Насреддину. Когда я закинул ногу на осла, у меня лопнули штаны в паху. Случай, достойный самого Ходжи.

Чай здесь бывает двух видов: чёрный и зелёный. Если попросишь чаю, то всегда принесут зелёный. В расписном чайнике будут плавать крупные чаинки, а сам напиток окажется крепким и душистым. Если попросишь чёрного чаю, посмотрят на секунду дольше, но принесут в итоге и его. В чайнике будет одиноко барахтаться заварной пакетик. Чай обычно подают к любым блюдам, часто он бесплатный. Местные жители с удовольствием предпочитают ему кока-колу, и даже плов запивают газировкой.

С алкоголем тут довольно печально: либо харам, либо не умеют. Иногда к плову подают забродивший сок молодого винограда, по вкусу он как моча Кисломэна. Я сейчас пишу эти строки и постоянно сглатываю слюну от воспоминаний. Но, говорят, хорошо влияет на пищеварение, мерзавец.

Случайный попутчик рассказал, что Узбекистан — самая обиженная постсоветская республика. Во всех остальных четырнадцати сёстрах были свои производства, и они сами себя обеспечивали. А в Узбекистане был только хлопок, и больше ничего. После распада СССР узбекам приходилось выживать и завозить в страну всё. Разве что кроме персиков сорта «белый лебедь».

Кроме персиков в Ферганской долине растет много чего: от яблок до винограда. Многое из этого никуда не экспортируется, потому что быстро портится из-за специфической микрофлоры. Вдоль крупных дорог стоят продавцы фруктов и торгуют свежевшим, утреннего сбора. Мы покупали яблоки — они вкусные и практически бесплатные.

Маленькое гастрономическое открытие — курт, маленькие белые шарики. По вкусу курт похож на кислый солёный сыр, хотя на самом деле ближе к сушеному кефиру. Его продают на любом базаре, россыпью. Курт сухой и почти не портится, зато пахнет специфически: то ли конюшней, то ли недельными носками.

Курт хорошо подходит к крафтовому пиву (мы проверяли на родине), или в качестве сувенира. Почему-то его любят дети. Особенно если не говорить, что это и из чего сделано.

Почему-то мы нечасто встречали людей в национальной одежде, хотя её детали прослеживаются повсеместно. Кто-то носит тяжелый и пыльный халат с вышивкой, кто-то национальный головной убор в виде прямоугольной кипы. Местные ласково называют его «бюпишкой». Бюпишки отличаются в каждом регионе. В Фергане они высокие и белые.

Женщины часто прикрывают ноги и носят махровые халаты с длинной полой. Свежезамужние щеголяют в блестящей вышивке. В Фергане случайно увидели невесту на заднем сиденье тонированной «Нексии». Она гордо носила диадему и была похожа на принцессу Лею из «Звездных войн».

В Фергане гостили у дяди М. Дядя — бывший офицер государственной безопасности, человек с ровной и прочной психикой. Он ездит на БМВ. На второй день в бардачок иномарки он припрятал наши загранпаспорта, «чтобы мы их не потеряли». С ментами на блокпостах дядя здоровается за руку, уличные торговцы ему скидывают цену сами. Первую треть путешествия мы провели вместе с дядей и  его сослуживцем, имени которого я не запомнил. Помню только, что в переводе оно означает «гордость веры».

Блокпосты дядя одобряет. Говорит, что так государство заботится о безопасности своих граждан. Мы рассказываем, что у нас такого нет. «Будет, обязательно будет!» — успокаивает нас дядя.

В Узбекистане есть большая диаспора корейцев. Дело не в автомобильном производстве «Деу», а в советской депортации народов. Корейцы укоренились, открыли свои магазины, гостиницы и даже кормят специальных собак для супа. Мы пытались отведать этого блюда, но не сложилось.

Таксист рассказывал и о других гастрономических пристрастиях корейцев. Из-за них, говорит, сокращается поголовье ишаков. Якобы корейцы скупают ишаков, забивают их и разделывают тушу на четыре части. Затем их подвязывают к дереву и под каждой ставят таз. В тушах заводятся личинки мух и кормятся протухшей ишачатиной, а затем, разжирев, выползают для окукливания и падают в тазы. Их-то корейцы и употребляют! «Ты только представь, это же чистый белок» — в восторге воскликнул мужчина, на секунду бросив руль.

В Узбекистане удивительное отношение к смерти. В ней нет трагизма и фатализма. Смерть — это нормально, это бывает. Главное жить праведно и быть полезным людям, и тогда после смерти тебя похоронят в большой гробнице. Её стены украсят мозаиками, а двери — изящной резьбой. Ты будешь лежать внутри под ровным и плоским гранитным камнем, на который будет падать свет из крохотного окошка в куполе. Туристы из Китая, Японии, Кореи или Москвы станут в недоумении заходить внутрь, а кто-то поставит на надгробие свой рюкзак, чтобы снять крышку с объектива.

Когда шесть веков назад строили величественный Регистан, неизвестный мясник семь лет бесплатно поставлял мясо рабочим. После его смерти строители выполнили завет и похоронили мясника прямо у входа в медресе. Теперь это место считается священным.

В Узбекистане нетрудно сойти за своего. Достаточно представляться гостем из Ташкента, «из Госпиталки». В Ташкенте еще осталось немало русских, которые не говорят по-узбекски и выглядят соответствующе. Если цену вам называют в долларах — это плохой знак. Говорите про Госпиталку.

Мы редко встречали в Узбекистане одиноких торговцев или лавочки с чем-то уникальными. А значит можно смело гулять между торговцев, узнавая цену у всех. Нередко они сами включаются в этот танец, споря друг с другом и с покупателем. Конкуренция побеждает, и выигрывают все.

Первые несколько дней радуешься узбекской кухне. Прямо в восточную сказку попал: тут тебе плов, там тебе самса. К концу недели устаёшь от неё и тайком ищешь чизкейк в форсквере, но не находишь ничего. Через полторы недели мечтаешь о лапше и шоколаде с консистенцией, отличной от пластилина.

Узбекистан показался нам страной с небогатой кулинарной традицией. Наверное, «Афиша» бы нашла пять мест, но мы как-то не очень смогли, хотя бывали и в копеечных забегаловках, и в приличных ресторанах. Мясо с мясом в тесте. А. питаться отказалась.

Сероводородные источники могли быть знаменитыми и туристическими, но не сложилось. Ехать до них из Ферганы часа три, через Маргилан в сторону Намангана. Хлопковые поля сменяются рыбхозами, которые перепахали землю длинными и узкими каналами. Рыбу продают и готовят прямо тут, в одном из множества придорожных кафе. Рыбу следует выбирать живую, в бассейне. Через полчаса подадут на стол её надрезанную и солёную тушу, пожаренную в подсолнечном масле. Рыба — божественная.

Сероводородные источники оказались похуже. В бетонных чанах глубиной по пояс стоит горячая и грязная вода. Она оставляет на коже соль, на теле — ощущение приятной температурной усталости. Это развлечение для неприхотливых. А. купаться отказалась.

28

По пути из серных источников остановились попробовать дыню. Продавцы расположились прямо у разбитой дороги, поставив у арыка импровизированный топчан и накрыв его парниковой плёнкой для согрева. Дыни лежат на земле подобно снарядам, достаточно показать рукой. Из топчана извлекают нож и режут её прямо тут. Это делают иначе, чем у нас: на дынное тело наносят продольные разрезы и пускают куски по рукам, требуха отправляется в молочные воды арыка.

Первая дыня была прекрасная, давно такой не пробовал. Вторая — дрянь, биомасса. Наши узбекские проводники не постеснялись укорить продавцов: вот, мол, негожий товар, обидели гостей из Москвы. Заплатили мы только за одну дыню.

В Фергану если и стоило ехать, то только ради горного перевала. Путь туда — из тёплого Ташкента прямо через поля, а потом вверх зигзагом. Вода в бутылке шипит каждый раз, когда откручиваешь пробку, это первый знак возвышения над реальностью. Спустя час пути зелёное вокруг меняется на белое. Снег в горах выпадает раньше, идёт дольше и падает хлопьями размером с ладонь. Мы пытались сфотографировать это, но ничего не вышло.

Обратно ехали три дня спустя, и ночью. До перевала домчались в сплошном тумане, который полз по земле подвижной ватой. В гору ползли бесконечной пробкой, мечтая не встать под расчистку трассы. Из Ферганы в Ташкент — одна дорога, и если её завалит, долина отрежется насмерть (так уже бывало). Время от времени я открывал окно, дышал ледяным воздухом, смотрел на горы и звёзды. Было холодно и страшно. Спустя пять часов пути, спускаясь, мы остановились перед вечно работающей чайханой. Всё внутри покрыто паром и сонными разговорами. Правило двенадцати часов для плова тут не действовало, его готовят и подают круглосуточно.

Важная узбекская особенность — это регистрация. Иностранцу следует зарегистрироваться в стране за три дня или раньше. Иначе на выезде его ждут большие штрафы и даже депортация. Регистрируют путников в каждом отеле: вносят в специальную книгу, выдают специальную бумагу с штампом. В одной из гостиниц я случайно заметил на столе докладную записку на имя начальника местной полиции: «За сим уведомляем, что иностранный гражданин Сергей Коро…». Остаток бумаги был скрыт под прочими подобными, и дочитывать я не решился.

Трудами дяди М. нас временно прописали в квартире бабушки М. в Фергане. Теперь на последней странице моего паспорта стоит размашистая узбекская печать. Кажется, что прописка всё еще действует на момент публикации этого поста.

Перед поездкой в кафе и в специальном чатике я разогревался шутками про ИГИЛ, чем приводил в ужас М., который вырос в тех краях. Казалось, что за такой юмор меня немедленно арестуют и посадят в узбекскую тюрьму посреди степей. Но на деле шутить про Исламское Государство не было особого случая, а когда он наступал, дядя М. смеялся сильнее всего. Правда, потом сразу замолкал.

После того как мы уехали, в стране ввели чрезвычайное положение. Внутренние войска в Ташкенте подняли по боевой готовности, в Фергане поставили дополнительные посты (кажется, что для них с трудом нашли место в долине). Наверное, это не связано с моими шутками про ИГИЛ, но я уже не уверен.

Когда говоришь что ты из Москвы, обычно переспрашивают: «Из самой Москвы?», словно есть какая-то не сама. На самом деле в России и Москве были почти все узбеки: кто-то учился, кто-то работал, у многих живут дети и родственники. Поговорить о Москве — это отличный способ скоротать время в долгом путешествии.

Другие темы не такие радостные. Курс доллара на чёрном рынке, тот же ИГИЛ, и прочие печали узбекской жизни. Впрочем, никто не мешает разыграть столичного дурачка и, показывая пальцем на ишака, восклицать: «Ого какие тут у вас большие кролики!»

33

В Узбекистане вдоволь отвыкаешь от светового шума. В городе мало мигающей рекламы, на дорогах и городских улицах нет фонарей. Это помогает почаще смотреть на небо. Звёзды на нём маленькие и холодные, но яркие. Так, я впервые увидел Млечный Путь — жидкий и едва различимый звёздный мазок по иссиня-чёрному полотну бесконечности. Увидел, как Луна бывает наклонённым серпом, Большая Медведица стоит на ручке своего ковша.

Перед самым отъездом в Бухаре застали лунное гало. Мы полчаса просто стояли и смотрели на него, пытаясь сфотографировать. А потом пролетающий мимо самолёт расчертил его инверсионным следом для полноты художественного эффекта.

В Узбекистане есть железнодорожное сообщение, но и оно с восточным колоритом. До Самарканда можно домчать на скоростном поезде «Афросиаб», но только если получится купить билеты — их выбрасывают в кассу за три часа до отправления, прямо как в старые добрые времена. Есть поезд «Шарк», но и он не акула — едет долго и по философии ближе к плацкарту. А в Фергану вообще на поезде не доехать, потому что горы. В неё есть долгий и тяжёлый железнодорожный путь через Таджикистан и иже с ними, двое суток через три границы.

Узбекский поезд — это колорит и виды за окном, разок проехать стоит только ради них. Проводники по очереди предлагают доплатить за спальные места. Потом выяснится, что они продают тебе своё, проводницкое купе. Откажешься, а они будут долго и громко играть в купе в футбол на мобильных телефонах. Где еще такое встретишь?

А еще обязательно стоит посетить железнодорожный вокзал. Это не вокзал в нашем понимании, с бомжами, голубями и булками из кислого теста. Узбекский вокзал — это храм, это мечеть полицейского государства. Он обнесён забором с будочками, полными скучающих сотрудников. Без билета и паспорта в него попасть нельзя. Внутри холодно и пустынно, на каждого пассажира приходится по пять-шесть ментов.

Мы провели на вокзале четыре часа ночью в ожидании утреннего поезда. Было невыносимо холодно, и согреться попытались в комнате отдыха. Мы едва не умерли в промерзшем коридоре, пока сотрудник пересчитывал наши деньги, а затем мучались под тонкими одеялами в большой комнате без отопления. Наверное, это был единственный раз, когда мы в Узбекистане действительно рисковали своими жизнями.

В Самарканде мы поселились в гостинице с каким-то слегка пошлым названием, я уже и не помню, каким. Что-то вроде лесби-хаус, кажется. Сначала нас долго не заселяли, требовали заплатить сумами по официальному курсу доллара (то есть в два раза дороже, чем указано на сайте букинга). Мы грозили позвонить в букинг, и разбираться с нами приехал менеджер гостиницы. Он оказался чрезвычайно милым парнем, дал скидку и мы счастливо заселились. На чек-ауте он развлекал гостей невиданным девайсом — счётной машинкой для денег.

Лесби-хаус оказался потрясающей гостиницей. Он похож скорее на музей, который варварски переоборудовали под отель. В резные потолки вбита дизайнерская люстра, на фрески в обеденном зале повесили провода и выключатель. Половину времени я радовался великолепным интерьером, а вторую половину печалился за их судьбу.

Запрет на изображение людей превратил Узбекистан в страну с удивительной визуальной культурой. На всех памятниках у людей усреднённые лица, все древние и знаменитые похожи друг на друга, словно близнецы после ЭКО.

Зато развился орнаментализм. Мечети украшены затейливыми узорами: листья, прямоугольники и звёзды сплетаются в бесконечном изысканном танце. Неумелый взгляд видит в узорах узоры, опытный читает их. Вот это — не два квадрата друг в друге, а символическое изображение шести ворот рая. А это — не просто узор, а шахада: أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسوُلُ اللَّهِ, «Ашхаду алля иляха илля ллаху ва ашхаду анна мухаммадан насулю ллах». Нет бога кроме Аллаха, и Магомет — пророк его.

Орнаментализм сохранился даже в позолоченном алюминии советского безбожества.

Говорят, при дворе Тамерлана угощали особенным образом: сначала на столы гостям ставили много алкоголя и долго поили. Потом напитки убирали и кормили, обычно блюдами из конины. Это порядком удивляло европейских послов, которые либо напивались, либо страдали от сухомятки.

В современном Узбекистане кормят как твоя бабушка. Традиции гостеприимства заставляют угощать гостя до тех пор, пока он не начнёт молить о пощаде. Будьте осторожны, когда соберётесь в гости. Особенно к узбекской бабушке.

Перед поездкой пытались почитать узбекских писателей, особенно современных — это здорово помогает в восприятии новой для себя страны. Но современные писатели не обнаружились, или их просто нет на русском языке. Есть только всякие советские авторы, но их читать не хочется.

Обычно из узбекских писателей вспоминают Алишера Навои, поэта и философа-суфиста. Он странный и фаталистичный, с ангелами в строках и призывами к самому себе: «О, Навои, какова тебе судьба такая!». Дельфин мог бы писать музыку на его стихи. А еще именем Навои назван крупный промышленный город. «В нём всё есть: и бензин, и свет» — сказал случайный таксист.

В Узбекистане носишь деньги толстыми пачками и никогда в них не всматриваешься. Зато потом, дома, понимаешь, что они довольно красивые. Сумы покрыты орнаментами, словно хард-рокер — татуировками. На банкноте в 200 сум нарисован зверь, из которого выглядывает любопытный ребёнок. Это знаменитый лев-тигр с медресе Шердор, он несёт на спине Солнце.

Банкнота в 500 сум — это мелочь, на неё мало что купишь. Я долго пытался найти банкноты номиналом поменьше, ведь должны же быть! Однажды в супермаркете женщина извлекла из-за кассы мятую бумажку в 200 сум: «Давно пытаюсь отдать на сдачу, но никто не берёт». А на следующий день торговец чак-чаком подарил к покупке монету в сто сум. А ведь есть банкноты в 5, 3 и даже 1 сум!

Узбекский язык хрипучий и нескладный, слуху не за что ухватиться. Мне разве что нравилось название национальных авиалиний: «Озбекистон хаво йуларри», но по-русски это звучит приятнее, чем по-узбекски. Еще запомнилось слово «аёллар», женщина. Если на туалете стоит буква А, то значит мне в другую кабинку.

Узбекский язык пережил две реформы. Сначала его из арабской письменности перевели на кириллический алфавит, а двадцать лет назад пересадили на латиницу. До сих пор на указателях и объявлениях слова и буквы смешиваются. Словно кто-то постоянно забывает переключать раскладку клавиатуры.

Как-то на бегу пытался поблагодарить узбека за услугу, и забыл слово «спасибо», рахмат. Вспомнил что под руку попалось и говорил во след: «Бахрома! Бахрома!».

В Узбекистане хватает удивительных мест. Например, НИИ Солнца с полями позолоченных отражателей, которые многократно фокусируют свет, направляя его на образцы — температура там достигает тысяч градусов. Мы с А. попасть туда не смогли, но М., В., и Л. съездили удачно, разве что на взятки потратились.

Не попал я в Урта-Булак, знаменитое газовое месторождение, вырвавшееся из-под контроля и пылавшее три года, сжигая стаи птиц и превращая пустыню в стекло. Успокоить его смогли только подземным ядерным взрывом.

Не покупайте в Узбекистане нож, хоть он и сделан из традиционной дамасской стали, с большими и прямоугольными узорами — его точно отберут на границе. Говорят, нельзя увозить из страны кристаллы сахара, которые я купил на рынке из-за странной формы. Могут изъять старые книги, изделия из серебра и изюм. По слухам, ничего нельзя вывозить, особенно доллары.

Думаю, что это всё ерунда (кроме ножей). Везите смело курт и пару лепёшек в подарок друзьям. Везите носки из верблюжьей шерсти (если найдёте), тутовую бумагу из Конигила, бутылку самаркандского Кагора, курагу и халву. И впечатлений, да побольше.

В Узбекских квартирах огромные балконы, похожие на отдельную комнату с двойными рамами вместо стен. Обычно её устилают коврами и обустраивают кухню. Чтобы согреться, дверцу газовой печи открывают и придавливают камнями. В Узбекистане много камней, газа и свежего воздуха.

В комнатах также немало ковров. Это не элитные ковры, над которыми сгорбленные девственницы работают до старости, а самые простые, советские. Впрочем, дорогие я тоже видел, в специальном магазине. Продавец яростно и быстро раскидывал передо мной груды изделий с ценником в тысячи долларов, попутно рассказывая про щедрых туристов из Кореи и Японии. Неожиданно в середине стопки открылся ковёр ручной работы с красной надписью по белому шёлку: TOYOTA.

Хороший попутчик — это половина путешествия. Иной раз четыре часа в машине мучаешься, как на электрическом стуле. А всё потому, что поговорить не с кем: водитель ведёт молча, насупившись, а пассажир на переднем сиденье без конца рассматривает экран своего мобильного. Дорога без историй утомляет, выбивает всю душу на каждой кочке.

То ли дело, когда попутчик оказывается говорливым, да еще и знает русский язык хоть немного (но это необязательно). Можно узнать кучу интересного: где шли войска в Афганистан, почему в стране мало бензина, почему самолёты из Ташкента летают в Токио. За десять дней я услышал сотни замечательных историй. Жаль, что я не удосужился их записать и забыл почти все.

Не смогли мы попасть в далекий город Нукус, хотя очень туда рвались. В какой-то момент я почти забыл о своей аэрофобии и собрался с А. в авиакассы за билетами, но не случилось. Планировали даже рвануть в Нукус из Бухары, но между ними тысяча километров по пустыне. На такую поездку не найти ни сил, ни попутчика.

Про Нукус мне рассказал случайный попутчик в самолёте до Стамбула. Им оказался узбекский кинодокументалист Али Хамраев. Он представлял музей как уникальное место — величайшее собрание русского авангарда и поставангарда, тысячи полотен. Среди них есть даже экспонаты Лувра. И всё это ждёт посетителя в крохотном городке посреди пустыни Кызылкум.

Очень жалею, что не смог побывать в музее Савицкого. Думаю, что вернуться в Узбекистан стоит ради одного этого места.

Не успели мы побывать и на умирающем Арале. В моей фотокамере нет снимков с рыболовецкими кораблями, которые лежат на брюхе посреди пустыни, не в силах уйти вместе с водой стремительно обмелевшего моря.

В Узбекистане моря почти не осталось. До него ехать сотни километров по образовавшейся пустыне, последние километры — по опасной смеси соли и ила, в которой застревают и тонут машины. Людей там нет, только редкие рыбаки ловят в воде рачка артемия, сушат и продают за доллары в Китай.

В мире трудно найти природные катастрофы планетарного масштаба, за которыми можно наблюдать из самого эпицентра. Аральское море — одно из таких мест.

Я буду с восхищением вспоминать узбекский хлеб из тандыра. К концу поездки я научился различать их: рыхлый бухарский, объёмистый самаркандский, плоский и большой кокандский. Мука, яйцо, масло вроде бы везде одинаковые, а хлеб отличается заметно даже для туристического вкуса.

Запомню, как хлебопеки лепят десятки тестовых дисков, и ставят в центр каждой печать: кто с молитвой, а кто с номером телефона и именем. Затем умелой рукой сырые лепешки забрасывают на стенку раскалённого тандыра, чтобы спустя полчаса снять ароматными и пылающими.

Никогда бы не подумал, что буду наслаждаться хлебом, словно пирожным.

Самса — тоже занятная штука. Она печется в тандыре, но другом, вертикальном. На стенке толстой глиняной трубы прилипли десятки пельменей из слоёного теста, словно эритроциты размером с кулак. Их снимают большой загнутой лопатой, очищают от пригоревших слоёв, и подают к столу.

Самсу едят в обед, позже её не бывает. Не будешь ведь растапливать тандыр ради тех, кто опоздал! Первый раз мы опасливо заказали в самсушечной три штуки, и мальчик-официант посмотрел на нас недоуменно. Спустя пять минут он принёс за соседний стол три десятка самсы.

Не удивляйтесь, если на столе будет стоять бутылка от колы с прозрачной жидкостью внутри. Присмотритесь, на крышке бутылки есть дырка, а внутри не вода — уксус. Проткните горлышком бутылки самсу и облейте уксусом её горячие внутренности. Так будет лучше и вам, и ей.

Чтобы пост получился сбалансированным, мучительно вспомнаю хорошее и плохое вперемешку. Не получается, перед глазами встают только приключения, что считаются счастливыми или удачными. Длинные перегоны на нексиях, походы в ресторанчики для своих, десятки красивых мечетей и гробниц, сотни случайных людей вокруг — они все улыбались и делились с нами своими историями.

Нам почти никогда не было плохо, страшно или больно — вроде бы этого опасаются все путешественники. Нам было много раз удивительно и странно, пусть мы и не испытали раболепной радости, что случается в других местах.

Я не знаю, как относиться к путешествиям в Узбекистан.

С одной стороны, в триаде «туризм — путешествие — приключение» такая поездка будет болтаться в середине с явным отклонением в приключение. В Узбекистане мало что приспособлено для туристов, за редким исключением пары городов, куда прибывают всякие индусы и прочие французы. Большая часть страны неисследованна хипстерами, про неё нет путеводителя «Афиши» и завлекающих видео от «Монокля». Нетрудно найти места, где вообще не бывали туристы и привезти оттуда уникальные впечатления. Если это, конечно, достойная цель для поездки.

С другой стороны, Узбекистан — это доступная и развитая страна, которая не растеряла восточного колорита. В ней есть древние мечети, но нет злых мужчин в белых одеждах и с бородами. Есть базары, но почти нет уличной преступности. Все вокруг говорят по-русски, но не отравлены русскоговорящей туристической культурой.

Как написали бы в дурацком онлайн-путеводителе, «Узбекистан — это жемчужина в среднеазиатской короне». Глупая банальщина, от которой я пытался отвязаться в начале этого поста, вернулась ко мне снова. Круг замкнулся.

После возвращения домой мы с А. испытали странную смесь восхищения и облегчения. Не верится, что ты там был и что ты вернулся домой здоровым. Не знаем теперь, что делать с этим чувством.

Лекция Ждана Филиппова

Сходил на лекцию дизайнера Ждана Филиппова в ❙❙❙колу.

 

Небольшой конспект с лекции:

  • Не нужно ностальгировать по поводу прошлых работ: «Ах, как нужно было переделать вот так». Надо сразу хорошо делать.
  • Суть эдиториала: каждый раз рассказывать одно и то же, но по-разному. Не помню где подслушал, звучит классно.
  • Дизайнеры шрифта подозрительно часто не в состоянии ничего внятного сделать своими же шрифтами. Не хватает дистанции от материала, наверное.
  • Если к каждому слову добавлять слово «художественный», то это сразу придаёт солидности. Элемент → художественный элемент. Форма → художественная форма.
  • Приёмы и методы — это ничто. Считаются только чувства.
  • Рид Майлз — мастер, эпоха. Джаза не любил, обложек не хранил, а свои копии пластинок отдавал в комиссионку. А сейчас его обложки хранятся в MoMA.
  • Представьте, что вы сидите за воображаемым столом, скажем, с Монгуззи или Хаммом. Не верится, такого быть не может. А ведь вы люди одной профессии, вы работаете на одном поле. Если это не мотивирует, то я не знаю, что еще может мотивировать.
  • Классное ощущение, когда ты смотришь на элемент и понимаешь: он всегда был здесь.
  • Копировать приём бесполезно. Можно копировать только ощущение.
  • Люди испытывают вау-чувство, когда слышат (особенно в первый раз) классную песню. А чтобы добиться такого чувства буквами на плоскости, нужно супер-мастерство. Я не умею.
  • Избегайте очевидных ходов.

Неудобные вопросы

В общении есть вопросы и темы, которые называют неудобными. Они разные:

  • Зачем ты развелся?
  • Почему вы так мало зарабатываете?
  • Больно ли ампутировать руку?

Люди стараются их обходить, иногда умело, иногда — с пластикой сухогруза, гарцующего по льдам. Но все признают, что неудобные вопросы должны остаться незаданными. Это большая и вредная ошибка.

Неудобные вопросы — это ключ к человеку. Чем больше и чаще вы их задаёте, тем лучше понимаете собеседника и лучше решаете свою задачу.

Неудобные вопросы важно задавать всем людям, но редакторам — особенно. Вот, Максим Ильяхов свидетельствует:

Клиент только что рассказал вам изумительную историю и обмолвился о мощнейшем преимуществе своей компании. Осталось договориться, что из этого этично сообщить на сайте. И заметьте: вы уже давно не обсуждаете стиль.

Вот почему важно их задавать:

Собеседник не обидится

Вас никто не убьёт и не уволит за неудобный вопрос. Худшее, что случится — человек ответит: «Ох, я не хочу говорить об этом». Да и это случается крайне редко, я помню только пару таких случаев.

Если вы не зададите неудобных вопросов, вы потеряете куда больше — огромный событий пласт. Он уйдёт от вас, останется неузнанным. Вы не поймёте истинных мотивов собеседника и взаимосвязей между людьми. Это повлияет на качество вашей работы. Вот уж где непаханое поле для обид.

Я помню множество случаев, когда после неудобных вопросов отношения между людьми выходят на новую орбиту. Между вами настраивается эмоциональная связь. Вы спросили и узнали много всего разного. Теперь вы почти что друзья.

Вы нащупаете историю

История не рождается из шаблонных фраз и анкет. Когда человек говорит то, что хочет сказать — он предлагает свою версию событий, которая витает у него в голове. Если изложите его версию, то получите обычное повествование. Его нельзя использовать в работе, читателям будет неинтересно.

История рождается из того, что скрыто. Это можно узнать из других источников или просто домыслить. Первое проще, но результат даёт слабый. Второй путь — к мощной истории и профессиональному самоубийству. Или к художественной литературе.

Неудобные вопросы дают отличную историю с крепким тылом. Их неприятно и стыдно задавать, я знаю. Но это того стоит.

Собеседник поймёт сам себя

Вот частная ситуация из моей практики. Ко мне обращается клиент, рассказывает задачу. Мы начинаем её обсуждать, я задаю неудобные вопросы. Например, такие: «У вас совсем нет опыта в этой проблеме. Почему вы пытаетесь решить её?» или «Сколько покупателей вам нужно из блога?». Много, много разных неудобных вопросов.

В процессе обсуждения случается удивительное: задача меняется. Нам нужно было вести блог, а в итоге блог и не нужен вовсе — его надо закрыть. Нам нужно было написать текст на сайт через неделю, а на деле менеджеру не нравится новый дизайн и он решился всё переделать.

По идее неудобные вопросы человек должен задавать себе сам. Но часто он стесняется, откладывает на потом или решает, что он и так всё знает. А тут то вы и появляетесь!

⌘ ⌘ ⌘

Вдогонку — несколько правил, как обращаться с неудобными вопросами.

  1. Общайтесь в комфортной атмосфере. Важно, чтобы собеседнику было удобно раскрываться перед вами. Как минимум убедитесь, что вас не выгонят из переговорки через пять минут, сломав магию доверительности.
  2. Задавайте вопросы лично. Уровень «личности» по убыванию:Тет-а-тет в неформальной атмосфере → Тет-а-тет в рабочей атмосфере → Разговор по телефону или скайпу → Общение в социальных сетях → Переписка по почте.
  3. Не спрашивайте по почте. Дело в том, что в переписке люди думают иначе, они лучше контролируют себя и чаще ловят себя на мысли «ой, это я зря сказал». В разговоре такой блок не работает, и собеседник часто проскакивает на доверительный уровень машинально.
  4. Будьте простофилей. Создайте «невпорядковость» по Кэмпу. Я, например, люблю записывать и зарисовывать дудлами детали разговора в толстый серый блокнот из «Мюдзи». Боковым зрением вижу, как собеседник косится в него и улыбается в усы.
  5. Слушайте и стимулируйте. Старайтесь много говорить в начале и очень мало — в конце, когда собеседник разговорится. Вам следует вывести его на монолог, когда ему хочется выговориться, когда приятно рассказывать истории, байки и сплетни. Начните с диалога и уточняющих вопросов. В конце достаточно говорить: «Ого» или «Да уж».
  6. Не комментируйте. Старайтесь не давать свою оценку неудобным ответам.
  7. Задавайте вопросы из тени. Это высший пилотаж неудобных вопросов. Вы спрашиваете как бы что-то другое, но собеседник рассказывает то, что нужно вам. Например, можно рассказать маленькую историю из жизни или из головы. Сделайте её провокационной, и собеседник не постесняется раскрыть свою точку зрения.
  8. Начните с себя. Чтобы создать доверительную атмосферу, расскажите свою историю. Идеально, если вы в ней выступите неудачником, облажаетесь. Люди в таких ситуациях чувствуют долг, им хочется рассказать историю в ответ.
  9. Не бейте вопросами. Никогда не спрашивайте, если хотите ущучить человека, припереть к стенке, замочить вопросом. Не спрашивайте, если не хотите услышать ответ. Вам кажется, что укажете мерзавцу на его место, а в ответ получите много печальных событий (даже не буду уточнять, каких).
  10. Договоритесь о правилах. Потравите леску. Скажите, что будете задавать вопросы — это важно для дела ну и вам просто интересно добраться до сути. Уточните, что можно не отвечать на совсем неудобные вопросы. Пообещайте, что не используете эту информацию без разрешения.

⌘ ⌘ ⌘

А теперь слово вам. Что думаете о неудобных вопросах. Стесняетесь отвечать? Часто задаёте? Какой самый неудобный вопрос удалось задать и получить ответ?

Как организовывать, выступать и слушать конференции

За последний год я принял участие в дюжине разных конференций, где выступал и слушал. Я уже начинаю чувствовать себя профессиональным посетителем таких мероприятий. Это дало мне новые знания и опыт. Опыт не всегда был положительным.

Я набрался наглости и наблюдательности, и написал советы организаторам, докладчикам и слушателям. Буду рад, если дополните мой пост своими советами в комментариях.

Спикерам

  • Сделайте классную презентацию. Для этого прочитайте хорошие книги по теме: «Мастерство презентации» Алексея Каптерева и «Слайдолоджи» Нэнси Дуарте. Вдохновитесь каким-нибудь видео с эппл-ивента.
  • Не ставьте на слайд текст длиннее двух предложений. Ставьте картинки, цифры, несложные графики. На одном слайде — одна мысль. Разделите время выступления на два, и готовьте столько слайдов. На последнем слайде оставляйте свои контакты.
  • Обязательно репетируйте презентацию.
  • Не читайте текст со слайдов. Возьмите с собой ноутбук и выведите все слайды на экран.
  • Следите за временем и не нарушайте тайминг. Уважайте аудиторию и других докладчиков. Если не следите за временем, то видно, что вы не репетировали.
  • Общайтесь с аудиторией. Просите поднять руку на вопрос, даже если это вам не нужно. Людям важно понимать, что вы рассказываете со сцены для них, а не просто бубните там себе, потому что вас попросили.
  • Следите за временем сами. Попросите организаторов напомнить вам, когда останется пять минут до конца выступления.
  • Не занимайтесь саморекламой вместо презентации.
  • Рассказывайте кейсы. Помните о том, в кейсе должны быть инструменты, цифры, негативный опыт.
  • Если хотите получить отклик после презентации, покажите слайд: «Отправьте мне «Привет» на sergey@sergeykorol.ru прямо сейчас». Спросите в ответ на каждое письмо как слушателю презентация, кто он, чем занимается. В этом весь нетворкинг.
  • Если вас спрашивают о том, что вы не знаете — говорите, что не знаете. Не старайтесь нагородить случайно пришедшую в голову версию, или, еще хуже, соврать на ходу. Всё это попадёт в головы десятков слушателей, на видео, в социальные сети.
  • Старайтесь хоть немного перемещаться во время выступления. Жестикулируйте, будьте живчиком! Помните, что выступать перед аудиторией сидя — неприлично (конечно, если вы не Папа Римский).
  • Позволяйте задавать вопросы прямо во время выступления. Если вы отрепетируете, то это вас не сильно собьёт. Обычно предлагают задавать вопросы в конце. Это удобно для спикера, но плохо для аудитории: слушатели забывают, что хотели спросить полчаса назад.
  • Если человек очень долго и путано задаёт вопрос, перебейте со словами «Спасибо, я понял», и отвечайте. Если действительно не поняли, о чём вопрос, то предложите пообщаться в кулуарах.
  • Учитесь обращаться с микрофоном, если не умеете. Я знаю, это дурацкая, страшная штука, в ней голос звучит иначе. Не держите его на вытянутой руке перед лицом — рука быстро устанет и ваш голос начнёт «плавать». Просто прижмите металлическую сеточку на конце микрофона к ямочке на подбородке. Так звук будет отличный, и не придётся всё время контролировать руку.
  • Общайтесь в кулуарах после выступления. Выслушивайте всех обратившихся, даже самых странных. Если попадётся городской сумасшедший — просто улыбайтесь и кивайте.
  • Держите визитки в левом кармане.
  • Держите телефон в правом кармане. Посмотрите пару часов на людей вокруг, а не на сенсорный экран.
  • Возьмите с собой воду, а то организаторы смогут забыть.
  • Репетируйте выступление, мать вашу!

Организаторам

  • Есть отличные профессионалы, которые не умеют выступать. Есть профессиональные выступальщики, которым особо нечего рассказать. Старайтесь разбавлять первых вторыми.
  • Не пресмыкайтесь перед спикерами, даже если они звезды. Ваша конференция должна быть интересна и полезна аудитории. Этого не будет, если спикеры придут неподготовленными и расслабятся.
  • Смотрите презентации за две недели до выступления. Заставляйте переделывать, если там всё плохо: много мелкого текста, слишком много или слишком мало слайдов, дурацкое оформление, самореклама. Если спикер говорит, что соберёт презентацию в ночь перед выступлением, гоните его в шею и меняйте на другого.
  • Заставляйте спикера репетировать выступление, даже если это Обама. За неделю до выступления прогоните выступление по скайпу или лично.
  • Людям трудно сидеть и слушать дольше 40 минут. Дайте спикеру полчаса на выступление. Он всё равно не уложится — как раз сорок минут и пройдёт.
  • Предупреждайте спикера два раза. Первый раз — когда осталась половина времени. Второй раз — когда осталось пять минут. Если время вышло, говорите в микрофон что время вышло. Говорите, что даёте минуту чтобы закончить выступление и просите поднять руку вопрошающих в зале.
  • Объявите, что выложите презентации и видео в сети.
  • Поставьте в фойе флипборды и оставьте ручки. Предложите участникам конференции написать пару строк о себе и оставьте контакт. Сфотографируйте все листки и выложите это в соцсети конференции.
  • Если у вас две параллельные секции, то доклады в них должны сильно различаться по характеру. Например, в одном потоке доклады о редактуре, а в другом — про видеоблоги. Иначе аудитория опечалится и будет скакать между секциями.
  • Пригласите в фойе хипстера с попа-ап кофейней и домашней выпечкой. Если не можете — раздайте слушателям шоколадки.
  • Найдите человека, который хорошо пишет конспекты выступлений, и позовите его бесплатно (или даже приплатите ему).
  • Найдите человека, который хорошо фотографирует людей. Пускай он сделает много-много хороших фотографий докладчиков и слушателей.
  • Найдите человека, который снимет все выступления на видео, и смонтирует видео пополам с презентациями.
  • Отправьте всем слушателям рассылку. В нём отправьте видео выступлений и конспекты к ним, а также приложите ссылку на все фотографии с мероприятиями.
  • Выложите всё это в соцсети конференции.
  • Дайте спикерам и слушателям воды.
  • Попросите докладчиков не ругаться матом.

Слушателям

  • Конспектируйте за докладчиками.
  • Не стесняйтесь подойти после выступления. Поблагодарите за доклад и скажите что особенно понравилось. Пожмите руку и спросите, в какой соцсети можно следить за спикером. И сразу уходите, чтобы не быть тем самым странным собеседником.
  • Спрашивайте, только если очень-очень хотите спросить. Иногда хочется не спросить, а самому высказаться по теме доклада. Не делайте так! Лучше напишите пост в фейсбуке и пришлите ссылку спикеру.
  • Представляйтесь, когда спрашиваете.
  • Если есть микрофон, говорите в микрофон. Да, все боятся микрофонов, но без него лучше вообще не спрашивать.
  • Не задавайте сразу два или три вопроса. Не задавайте дополнительных вопросов после того, как спикер ответил. Лучше напишите пост в фейсбуке. Сразу отдавайте микрофон, чтобы случайно не вступить в дискуссию с докладчиком.
  • Обращайтесь к докладчикам на «вы», даже если давно знакомы.
  • Подходите в кулуарах к умным на вид мужчинам и симпатичным на вид девушкам. Спрашивайте, чем они занимаются, что особенно понравилось. Добавляйте их в друзья в фейсбук — откройте приложение на телефоне и попросите их найти себя в поиске.
  • Если конференция продлится несколько часов, возьмите с собой воду и шоколадку.

⌘ ⌘ ⌘

Пятиминутка саморекламы

Я с удовольствием выступаю на конференциях: рассказываю о редактуре, блогах, социальных медиа. Рассказываю перед большими аудиториями и внутри компаний. Самовыезд.

Также я с удовольствием прихожу слушателем на конференцию, мастер-класс, интенсив и практикум. Если там здорово, то пишу конспект и даже выкладываю его в блоге.

Ссылки и мысли #172

  • Как мальчишки середины прошлого века представляли себе автомобили будущего.
  • Во что играли мальчики несколько десятилетий назад.
  • «Денежный» музыкальный клип.
  • Интересно про сингулярность: «Существует логика брендов, которые всегда были у государств — флаги, национальная айдентика, униформы и так далее. С их помощью создается патриотизм. Значительный сдвиг в этом направлении произошел в 80-х или немного раньше, когда государства стали специально организовывать свои компании, возникла идея брендинга президентов. В будущем государство может стать брендом, не привязанным к определенной территории. Калифорния как штат предоставляет определенные услуги и сервисы — водительские права, правила дорожного движения и так далее — они сейчас привязаны к определенному участку земли. В каких условиях Калифорния сможет предложить эти услуги любому человеку на Земле? Можно стать потребителем и участником сервисных программ, которые представляет собой государство, вне зависимости от того, на каком участке Земли вы находитесь. Я не обещаю, что это случится в ближайшие два года, но я думаю, что после миграции государства в «облако» эти территориальные ограничения будут сняты. Это будет очень интересный сдвиг: мы перемещаемся от гражданина к потребителю и пользователю».
  • Классный калифорнийский бренд одежды.
  • С 17 по 22 ноября в Москве состоятся инклюзивные танцы. На них выступают люди с нарушением здоровья. Это будут классные мероприятия — сходите, пожалуйста.
  • Интересно про интерфейсы будущего: в кино и в жизни тоже.
  • Видеосъемка Солнца в сверхвысоком разрешении.
  • Блог с красивыми картами и инфографиками.
  • Пародийный генератор меню для бруклинских кафе. Хипстеры оценят.

Боу-таг

Сыграл в боу-таг — гибрид пейнтбола и стрельбы из лука.

Игроки бегают по площадке, прячутся за надувными укрытиями и стреляют друг в друга стрелами с плоскими и мягкими наконечниками. Нужно подстрелить побольше соперников, собирать выпущенные в тебя стрелы, перемещаться по площадке и всё такое.

В боу-таге стреляют из несильных упрощённых луков, натяжением фунтов в 8 (мой спортивный лук был с натяжением в 28 фунтов). Попадание стрелы из такого лука ощущается как удар кулаком. На излёте он слабый, в упор оставляет синяк. Для защиты лица носят пейнтбольные маски (но многие играют и без них).

Правила оптимизированы против читеров. Так, каждый раунд начинают без луков — нужно по команде добежать до середины поля и собрать стрел, сколько успеешь. Только потом возвращаешься к краю площадки за оружием. Вообще, весь боу-таг — это сплошная беготня, перекаты, приседания, прыжки. За три часа упахиваешься как после хорошей тренировки в спортзале.

В игре есть место и азарту, и тактике. В некоторые моменты в центре площадки сходится несколько игроков, все стреляют наугад. Стоит крик, глухие удары стрел о надувные укрытия, вой тетив и игроков, которые остались без боеприпасов.

Еще немного отрывочных наблюдений:

  • Небольшим людям играть легче — в них стрелой попасть труднее.
  • Прицеливаться довольно трудно, в каждом выстреле есть больше доля рандомайзера, щедро приправленная азартом.
  • Если один или два человека уверенно идут в атаку с натянутыми луками, то это выглядит внушительно и заставляет прятаться даже численно превосходящих противников. Пару раз видел, как один человек гоняет целую команду, как собака гоняет овец.
  • Легче всего подстрелить человека в момент, когда тот пытается подстрелить кого-то еще. Или когда он перезаряжает лук.
  • Численный перевес даже в одного человека переламывает игру. Если в одной команде остаётся половина участников другой команды, то она обречена.
  • Наблюдал за тем, как в одном раунде сыграл профессиональный игрок в боу-таг. Он быстро перемещался по площадке на полусогнутых, вращал головой, быстро забегал за укрытия и спины соперников. Был похож на маленького паука.
  • В одном раунде стрела попала в палец, и, как показалось, на секунду выбила сустав. Палец опух и покрылся злобным синяком.
  • От стрелы увернуться реально.

Одним словом, было весело. Мои лучные навыки не пригодились совершенно. Чувствовал себя олимпийским фехтовальщиком, которого Д’Артаньян пригласил на пьяную уличную драку.

Если будет возможность — обязательно поучаствуйте.

Про юмор в тексте

Есть два мнения о юморе в тексте.

Некоторые считают, что его в тексте быть не должно. Инфостиль,™ мол, завещал: писатели редактируют текст и удаляют из него эмоции, шелуху и фальшь. Другие наоборот, стараются писать смешно: придумывают шуточки и метафоры, некоторые даже цитируют анекдоты.

Я не верю ни тому, ни другому. Вот что я думаю о юморе в тексте:

  • Если можете обойтись без шуток в тексте — обходитесь смело. Вы только что отказались от адской и неблагодарной работы. Серьёзно, шутить по необходимости кажется мне адской работой. Это даже хуже, чем придумывать названия для товаров «Икеи».
  • Юмор используют, чтобы придать тексту чувственный опыт. Однако есть другой инструмент для этого — история. Расскажите историю вместо дурацкого анекдота. В историю, как в лаваш, можно завернуть любую шутку.
  • Другой способ пошутить безболезненно — посмеяться над собой. Люди любят самокритичных людей, они видят в этом честность и личностную зрелость.
  • Шутку нельзя придумать. Она рождается сама, магическим образом, буквально заводится в тексте. Написал, возвращаешься прочитать, а она тут как тут: лежит и смотрит на тебя очаровательными глазёнками. Ну как такую прелесть выкидывать, пускай уж остаётся… А зря.
  • Чтобы понять, хорошая шутка или плохая — постарайтесь прочитать её с каменным лицом. Фраза должна нести смысл, даже если человек не понял ваш юмор.
  • Не используйте смайлы в тексте. Смайл в тексте — это как закадровый смех в дурацком кино, импотенция юмора. Если без смайла непонятно, что тут шутка, то она плоха.
  • Не шутите для всех читателей сразу. Среди них найдутся люди, которые испытают раздражение. Лучше сделайте её тоньше, нацельте на небольшую аудитории. Они точно поймут и улыбнутся, а остальные просто прочитают и ничего не заметят.
  • Хорошо работают интернет-мемы, они что-то вроде системы опознания «свой-чужой» у военных. Человек может написать пару фраз или приложить картинку, и ты сразу понимаешь, что он с тобой на одной волне. Такие шутки выходят в надсистему, на культурный, этнографический уровень.
  • Чтобы шутить смешно, будьте максимально серьёзным.

Напоследок, пример хорошей шутки в тексте — «Почта России».

Почта доставляет! А теперь твоя очередь.

Курс Игоря Штанга по вёрстке

В курсе — два дня с лекцией и практикой, а также день на защиту курсовых работ. Кроме того, участники посещают мастер-класс у «Демонов печати».

Мне курс понравился. Он рассчитан на новичков, которые только начинают работать с вёрсткой текста — на таких, как я. Занятно, но половина участников уже давно работают дизайнерами, учатся или закончили школу стажёров Бюро. Как мне показалось, им тоже было не скучно.

Понимаю, что странно писать словами о вёрстке, но с курса Штанга получилось собрать небольшой конспект. Может быть, он будет полезен кому-нибудь

  • Простой приём сбежать от серого скучного блока текста — набрать текст крупно. Пример: рубрика «72 слова» в Эсквайре. Если набирать крупно, то акцент переходит с формы блока «серого прямоугольника» на форму букв в нём.
  • Другой приём — разбить текст на колонки. Есть даже такое представление, что в книге одна колонка, в журнале — две или три, а пять и больше колонок в газете.
  • В путеводителе «Афиши» текст набирается в одну, две или три колонки. Это используется для иерархии внутри книги — разные разделы набираются по-разному.
  • «Серый прямоугольник» можно разбить на кусочки. Например, подать списком, таблицей или нарисовать таймлайн. Чем больше элементов в каждом кусочке, тем интересней это смотрится. Элементы в кусочках задают ритм. Кстати, некоторые кусочки внутри можно заверстать по-разному.
  • Еще текст можно размазать по макету и превратить в паттерн. Текст может превратиться в иллюстрацию до уровня полной нечитаемости.
  • От серого прямоугольника можно сбежать в третье измерение. Например, набрать крупно текст жёлтым, и мелкий текст — фиолетовым. Получатся две плоскости текста, которые читаются независимо. Это расслоение можно получить только типографическими средствами, даже без цветов.
  • «Гипноэротомахия Полифила» — пример идеальной книжной вёрстки в классическом стиле. Его называют «серебром набора».
  • Раньше нельзя было писать или печатать на машинке текст с ровным правым краем или сцентрированный по оси симметрии.
  • Красную строку отбивают на «круглую». Круглая — это брусочек, длина стороны которого равна высоте буквы, то есть кеглю.
  • У классического стиля всегда есть основание, которое шире, больше и массивнее боковых и верхней части. Это прослеживается в дизайне, и архитектуре тоже.
  • Нужно применять правило внутреннего и внешнего. Расстояние между внутренними частями должны быть меньше внешних расстояний.
  • В книжной полосе поля возрастают по часовой стрелке. Маленькое слева, побольше вверху, еще больше справа, и много внизу. В классической вёрстке это соотношение 2,3,4 и 6.
  • Когда картинка или текст находятся по центру, то это очень скучно. Достаточно сдвинуть его, и появляется напряжение, история.
  • Модернисты в дизайне боролись не с прошлым, а с настоящим — с кризисом классики, в котором они оказались.
  • Модернизм — это жирный текст, цвет и капитель. Всё это инструменты для создания контраста.
  • Висячая пунктуация — это плохо, это слишком нарочитый жест.
  • При выключке по формату стоит оставлять висячие предлоги и пунктуацию.
  • Классический абзац — это отступ в начале строки и отсутствие отступа от предыдущего и следующего абзацев. В швейцарском абзаце нет отступа, но абзацы отбиваются отдельной строкой.
  • Лучше не использовать буллиты в списках. Их никогда не было в русской типографический школе. Вместо буллитов лучше использовать длинное тире.
  • Таблицу лучше верстать как можно легче и проще. Данные говорят сами за себя.
  • На иллюстрациях нельзя обрезать кисти, уши. Если фотография обтравлена, но один из краёв остался обрезанным, то его следует закрыть линией. Обрезанную обставленную фотографию также берут в круг. Если фотографию кадрируют и обрезают существенную часть, то в комментарии пишут, что это фрагмент.
  • Разные изображения на макете создадут контраст и будут смотреться лучше. Изображения контрастируют форматом, размером, цветом, планом.
  • Нельзя использовать линейки, рамки и плашки для спасения слабого макета. Проверка на вёрстку: убрать всё это с макета и посмотреть, не стало ли хуже.

Одним словом, курс замечательный — идите смело, если выдастся такая возможность. Напоследок покажу один из самых полезных слайдов: десять шрифтов, которые рекомендует Игорь Штанг:

↓ Следующая страница
Система Orphus