Тренинг Максима Дорофеева

Сходил на лекцию и тренинг Максима Дорофеева про организацию дел. Максим рассказывал про иррациональность в работе, о правильном формулировании задачи, работе с электронной почтой.

Я много читал про Максима и его джедайскую технику пустого инбокса, и вот сходил на семинар. Семинар было обо всём сразу, но получилось интересно. Во-многом это из-за образцовой организации лекции: слайды, стиль, шутки, практика — всё это было идеально. Я много хожу на лекции и конференции, но впервые получил такое удовольствие от организации. Сходить на тренинг стоило просто ради этого чувства.

Вёл конспект семинара, публикую его. Предупреждаю, что это просто конспект для себя, а не подробный пересказ.

  1. Правила не гарантируют нам результата, а могут только влиять на его вероятность.
  2. Большинство из нас очень хорошо знают, как мы должны себя вести. Проблема — не отсутствие знания, а выполнение.
  3. У нас в голове есть идеал аристотелевского человека: каждое действие человека имеет причину, направлено на результат. Но самом деле большую часть времени большинство мы иррациональны, импульсивны, действуем на автомате (переоцениваем свой уровень осознанности). Но мы не считаем такое поведение нормой.
  4. Думать — больно.
  5. Мы все работаем над срочными делами. Ну а зачем работать над несрочными делами, пока они не станут срочными?
  6. У ответственного человека пендель приходит изнутри, у безответственного — от руководства.
  7. Оценивая задачу, мы часто накидываем буфер «на всякий случай». Надо сделать через два дня, оцениваем срок в неделю. Но мы такую задачу считаем несрочной. Дата завершения задачи превращается в дату, раньше которой ничего не происходит.
  8. Когда человеку даешь задачу за задачей, он решает их легко в отведенное время. Даёшь их все сразу — она начинает придумывать планирование и часть не успевает.
  9. Словосочетание «расставить приоритеты» звучит как «составить список моих единственных жоп». Когда люди расставляют приоритеты, они выбирают между важным и срочным. Но на самом деле выбирают понятное.
  10. Память работает криво: краткосрочная мешает думать, в долговременную плохо записать.
  11. У человеческой памяти нет гарантии подлинности. Есть психологический эксперимент, когда людям показывали их отфотошопленные детские фотографии. Уже на третьем интервью люди в деталях вспоминают события, в которых они не участвовали.
  12. Чтобы делать больше, нужно экономить мыслетопливо. Для этого нужно минимизировать «повторные мысли» — правильно формулировать задачи. Нужно разгрузить рабочую память — перенести все данные в компьютер. Еще нужно уменьшать внешние переключения.
  13. Кому слабо приехать в Икею за батарейками и купить батарейки?
  14. Есть даже приложение для смартфона для медитации. Люди три тысячи лет как-то обходились без этого.
  15. Если хотите сэкономить на работе с почтой, обрабатывайте письма пачкой.
  16. Обработать письмо — значит выделить из него смысловые части, расщепить. После прочтения у вас должны быть задачи, встречи, новая информация.
  17. Нет правильных и неправильных людей. Есть люди, чья картина мира отличается от вашей.
  18. Правильная формулировка задачи — словно вы рассказываете последовательность действий не очень умной служанке. Только эта служанка — это вы сам.
  19. Хорошая задача отвечает на вопрос «Что надо сделать?». Важно не выпендриваться, а написать просто. Не «Разобраться с годовым отчётом», а «Добавить таблицу на последний слайд».
  20. «Построить дом» — это не задача, а проект. В проекте «Построить дом» куча задач: «Позвонить в банк», «Позвонить в строительную компанию».
  21. Хорошая задача содержит глагол в начальной форме, сказуемое.
  22. Хорошая задача звучит так, что вы в любой момент времени можете схватить её и делать.
  23. Формулировка хорошей задачи совпадает с первым шагом, которым нужно сделать для её выполнения.
  24. Полезная задача: «Потупить 15 минут на тему». Речь о том, чтобы просто подумать о задаче, не хватаясь сразу за её выполнение.
  25. Сроки должны быть у проектов, у задач сроков нет.
  26. Если не хочется делать задачу, полезно подумать о том что будет, если её не делать. Иногда станет понятно, что можно и не делать. Иногда захочется взять и сделать.
  27. Если к вам приходят люди и отвлекают, и такое случается регулярно — договоритесь о регулярных встречах. Пускай человек копит идеи и приносит их списком.
  28. Не нужно путать многозадачность и многопроектность. Читать пять книг одновременно тяжело, это многозадачность. А читать книгу, заряжать телефон и строить дом — можно.
  29. Метод маленькой волшебной феи. Берёте задачу, смотрите на неё и думаете: а что бы я сделал, если бы прилетела фея и дала мне только 20 минут на выполнение этой задачи?
  30. Генерация идей и их оценка — это два разных процесса.
  31. В компаниях бывает календарное домогательство: люди сами бронируют время на встречи в календаре других людей. Полезно забивать себе самому время на работу.
  32. Всесторонняя оценка проекта описывается вопросами: Что? Что еще? Что бы что? Кому и для чего? А как еще?
  33. Часто, выбирая между «Сделать хорошо» и и «Сделать плохо», мы на самом деле можем только влиять на момент, когда работа будет сделана через жопу. Огромный пласт проектов нельзя сразу делать хорошо.
  34. Вместо «Вы в жопе» надо говорить «У вас есть потенциал для роста».
  35. Хватит теребить адженду!

Москва на Rollei

Приобрёл в коллекцию старенькую плёночную камеру «Ролле» (Rollei) и отснял на неё две плёнки.

«Ролле» производили с середины шестидесятых годов как самую маленькую 35-мм камеру. И она действительно крохотная, размером с пачку сигарет или три баночки плёнки, составленные в ряд.

«Ролле» необычная — похожа на смесь плёночной фотокамеры и часов. Чего стоит только объектив с механизмом, который выдвигается из корпуса на полированном металлическом цилиндре (на фото объектив выдвинут). Помимо выдвигающегося объектива инженеры умудрились встроить в крохотную камеру экспонометр.

Я долго искал компактную 35-мм камеру, чтобы носить её с собой всё время. Не скажу, что «Ролле» — это, что мне нужно. Выдвижной объектив не особо удобен в работе, да и крутить каждый раз кучу дисков тоже не нравится. В любом случае, пока «Ролле» заменит мне «Олимпус Пен», который я использовал раньше для ежедневных целей.

Еще покажу немного фотографий.

Сын-физик в мессенджерах

С этими вашими мессенджерами есть забавная штука. Когда собеседников несколько и дискуссия жаркая, общение перестаёт быть линейным. Все отвечают друг другу или всем, печатают длинные и короткие сообщения вперемешку.

Это выглядит хаосом. И первое время я нервничал — было непонятно, как люди вообще тут что-то понимают? Хотелось срочно навести порядок, хотелось сказать: «Ребята, пишите строго по очереди. Сначала один, потом второй».

Но такое хаотичное общение — это не баг, а фича. В жизни мы не можем кричать все сразу, потому что сразу перестанем слышать друг друга. Нам приходится говорить по одному. Это очень долго.

Одновременное общение в чате много быстрее. Я не знаю насколько быстрее, но думаю что в несколько раз. Так мы здорово экономим время.

Вспоминается рассказ Айзека Азимова «Мой сын — физик». В рассказе группа землян полетела в межзвездное путешествие. С ними общались как обычно: с Земли спрашивают, а путешественники отвечают. Но когда корабль улетел далеко, это стало неудобно: сигнал летит слишком долго. Могут пройти месяцы пока спросишь, пока получишь ответ и сообщишь что-то еще. Пока учёные судорожно придумывали новый способ связи, им помогла мама одного из них:

— Мама! — в голосе Кремоны послышалось отчаяние.
— Ну-ну, хорошо. Но если ты собираешься что-то сказать, а потом двенадцать часов ждать ответа, это очень глупо. И совсем не нужно.

Генерал нетерпеливо фыркнул.
— Доктор Кремона, может быть, обратимся за консультацией к…
— Одну минуту, генерал. Что ты хотела сказать, мама?
— Пока вы ждете ответа, все равно ведите передачу дальше, — очень серьезно посоветовала миссис Кремона. — И им тоже велите так делать. Говорите не переставая, и они пускай говорят не переставая. И пускай у вас кто-нибудь все время слушает, и у них тоже. Если кто-то скажет что-нибудь такое, на что нужен ответ, можно его вставить, но скорей всего вы, и не спрашивая, услышите все, что надо.

Мужчины ошеломленно смотрели на нее.
— Ну, конечно! — прошептал Кремона. — Непрерывный разговор. Сдвинутый по фазе на двенадцать часов, только и всего… Сейчас же и начнем!

Он решительно вышел из комнаты, чуть ли не силком таща за собой генерала, но тотчас вернулся.

— Мама, — сказал он, — ты извини, это, наверно, отнимет несколько часов. Я пришлю кого-нибудь из девушек, они с тобой побеседуют. Или приляг, вздремни, если хочешь.
— Обо мне не беспокойся, Джерард, — сказала миссис Кремона.
— Но как ты до этого додумалась, мама? Почему ты это предложила?
— Так ведь это известно всем женщинам, Джерард. Когда две женщины разговаривают — все равно, по видеофону, по страторадио или просто с глазу на глаз, — они прекрасно понимают: чтобы передать любую новость, надо просто говорить не переставая. В этом весь секрет.

Это рассказ 1969 года, ребята! Будущее наступило.

Редакторский приём «Сходить в бар»

В редактуре есть приём, который я про себя называю «Сходить в бар». Редактор показывает сложное и рядом — простое, переводит с непонятного языка на понятный. Давайте лучше покажу на примерах.

Вот договор «Бюро». Слева — скучный формальный текст, справа его переводят на обычный язык.

Вот журнал «Кварц» понятно пересказывает переписку европейских чиновников. Тут много сарказма, но подход такой же.

Вот письмо из онлайн-курса по аналитике от Алексея Куличевского.

А вот кусочек урока в школе городских предпринимателей «Вектор». Сначала нам показывают цитату эксперта, а под ней предлагают сходить с ним в бар.

Есть нажать на кнопку, то текст преобразится — станет простым и понятным. Словно эксперт на самом деле выпил и по дружбе пересказывает тебе свою книжную скучнямбу.

«Сходить в бар» работает на контрасте: тяжелое и непонятное сравнивается с лёгким и простым.

Этот приём хорошо работает со сложным текстом: документами, официальными письмами, цитатами из учебников. Достаточно просто поставить рядом оригинальную и упрощенные версии. Особенно если оригинальный текст всё равно нужен: для юридической ерунды или точности цитаты.

Еще «Сходить в бар» показывает редакторскую работу по упрощению. Если хотите показать, какой вы полезный — покажите, как было до начала.

Напоследок — первый экран приложения «Эр-эн-ай». Тут оригинального текста не приводится, но приём всё равно работает. Мы же и так все знаем, что пользовательские соглашения скучные и читать их неохота.

 

Петербург, Москва и Владимир на плёнке

Есть у меня старенький полукадровый фотоаппарат «Олимпус Пен», который я купил на барахолке в Токио. Два месяца назад я зарядил в него катушку странной плёнки Oscar K400T, которая сделана из киноплёнки «Кодак Вижн».

Время от времени я брал камеру с собой на прогулки, возил во Владимир и Москву, а после, перебравшись в Москву, брал её с собой в Петербург. Снимал как чувствовал: без экспонометра, часто не глядя в видоискатель. Вчера проявил и вот.

Я сознательно не стал нарезать полукадрики, и показываю как есть. Кажется, в их парности есть серийность и парность.

О кофе

Уже несколько лет я пью кофе каждый день. Раньше я заваривал его в турке, потом — во френч-прессе. Три года назад мой друг Артур познакомил меня с «третьей кофейной революцией»: светлым вкусным зерном и альтернативными способами его заварки. С тех пор я варю кофе в V60 и отношусь к нему как к вину. Я пробую разные сорта и знаю свой любимый, могу отличить по вкусу хорошее от плохого.

Среди моих знакомых есть Рома Шамин — дизайнер и программист из «Злых марсиан». Он увлёкся кофе примерно в одно время со мной, но вырастил своё увлечение в мощное хобби и своё дело. Рома тюнингует дорогущие кофе-машины, изучает химию и физику, пишет специальные программы-калькуляторы для расчета оптимальных параметров заваривания. Несколько месяцев назад он даже открыл небольшую компанию, где обжаривает и продаёт кофе в зёрнах.

Пару дней назад я поговорил с Ромой о кофе: задавал вопросы, слушал его рассказ и тихонечко вёл конспект. Подумал, что это может быть интересно и вам тоже, поэтому причесал свои заметки и публикую их. Должен заметить, что это только конспект — если в нём есть ошибки и неточности, то скорее потому что я что-то прослушал или не понял.

  1. Считается, что настоящий кофе делают в Италии. Но на самом деле все эти традиционные эспрессо — фигня. В Италии варят очень плохой кофе.
  2. Итальянский эспрессо придумали, чтобы быстренько варить маленькую дозу бодрячка для рабочих на заводе. Они подошли, хряпнули кофе и побежали трудиться дальше.
  3. Традиционный рецепт эспрессо такой: из 18 г кофе нужно сварить 36 г напитка за 25 секунд. На самом деле напиток будет вкуснее, если варить его не 25, а 35 секунд. Но эти 10 секунд были важны — рабочим нечего прохлаждаться. Сейчас это тоже важно в проходимых кафе, где люди не любят ждать.
  4. В традиционном итальянском кофе больше бизнеса, чем традиции или вкуса.
  5. В Италии чашечка эспрессо стоит евро или меньше. Это слишком мало для хорошего кофейного зерна, поэтому на нём экономят.
  6. Для экономии хороший сорт, арабику, мешают с плохим — робустой. Арабика растёт высоко в горах, выше 1800 метров, она чувствительна к почве, и выращивать её сложно. Робуста растёт везде, словно сорняк.
  7. Арабика даёт вкус, а робуста — горечь. Чтобы скрыть привкус робусты, кофе зажаривают. Поэтому традиционный итальянский кофе тёмный, с горьким карамельным привкусом.
  8. Со временем стали понимать, что так кофе скорее портят, чем улучшают. Но для кофеен важна стабильность вкуса. Им кажется, что если перестать варить плохой жареный кофе, то их постоянные консервативные посетители перестанут ходить. Поэтому долго ничего не менялось.
  9. Раньше собирали весь кофе с нескольких ферм, сваливали в один контейнер и продавали с аукциона. Продавцы старались сбить цену, фермеры работали с минимальной прибылью и халтурили. Да и в чём смысл выращивать хорошее зерно, если потом его всё равно смешают с робустой и пожарят?
  10. Но потом поняли, что лучше оценивать партии с разных ферм по отдельности. Кофе научились различать по сортам и производителям. Каждую партию оценивают специальные люди, ку-грейдеры. Чем выше оценка, тем дороже зерно. Так у фермеров появилась мотивация работать над качеством.
  11. Вкус кофе зависит от почвы, окружающего ландшафта, страны происхождения. Кофе из Руанды, Кении, Бразилии, Колумбии, Эфиопии отличается. У кофейных гиков есть даже байка про то, что если кофе росло рядом с персиковыми деревьями, то у напитка будет персиковый аромат. Это метафора, но она отражает важность окружения на вкус кофе.
  12. Обычно чем высокогорнее кофе, тем он вкуснее.
  13. Ку-грейдеры оценивают кофе по всем этим показателям. Каждой партии выставляют оценку по 100-балльной шкале. Если хотите пить вкусный кофе, ищите двузначную оценку на пачке. Она должна начинаться с 80 или 85. Полбалла разницы сказывается на цене и вкусе.
  14. Одна пачка кофейных зёрен в 200 г может стоит 500 ₽, а другая — несколько тысяч.
  15. С ку-грейдерами и их оценками кофе приблизилось к вину. Теперь фанаты тоже различают сорта, спорят о высоте происхождения и оценивают терруар.
  16. Зёрна по способу обработки делят на сухие и мытые. Мытые зёрна по вкусу будут лёгкими, яркими, чистыми, сухие — шоколадными.
  17. Обжарка кофе — это как готовка пиццы. Вроде бы везде пицца одинаковая, однако люди быстро улавливают разницу. Так и с обжаркой. Важно не просто найти свой любимый сорт, но и своего обжарщика тоже.
  18. Кофе — это ягода. Поэтому ему нормально быть кислым.
  19. Зерно внутри пористое. Если размолоть и залить его водичкой, то из пор начнут выделяться вещества и растворяться в воде. Если просто холодной водой залить, то вскоре водичка станет слегка тёмной и запахнет кофе.
  20. Но чтобы кофе был вкусный, надо забрать из зерна много веществ — от 18% до 20% их массы. Для этого кофе размалывают и заливают горячей водой. В кофе-машине воду пропускают под большим давлением.
  21. Чтобы сварить вкусный эспрессо, нужно нащупать баланс между температурой, давлением, количеством кофе и его помолом, временем варки. Но не получится просто найти идеальный рецепт, его нужно постоянно калибровать. Так, кофе стареет и чуть выдыхается уже за несколько часов после обжарки. Меняется температура, влажность и давление окружающего воздуха, вода тоже везде разная. Поэтому в хороших кофейнях бариста подстраивает кофе-машину несколько раз в день.
  22. Для хорошего кофе кофемолка даже важнее, чем эспрессо-машина. Она и стоит порой дороже. Вместе они обе стоят как иномарка.
  23. Домой такую не поставишь — сложно и дорого. Чтобы варить кофе дома, придумали другие способы заварки, без эспрессо. «Харио», «Кемекс», «Аэропресс», турка и френч-пресс — их называют альтернативой.
  24. Основа хорошей альтернативы — это хороший кофе.
  25. Кофе выходит на пик вкуса через несколько дней после обжарки. Потом он стареет, и через несколько недель сильно сдаёт в качестве: из зёрен испарятся ароматические масла и уносят с собой вкус. Поэтому покупать кофе в супермаркете не стоит. Непонятно, когда он обжарен и сколько уже валяется на полке.
  26. Если вы всю жизнь пили двойной капуч в безымянной кофейне, сходите в приличную кофейню, например в «Дабл-би». Попросите капучино там. Не добавляйте сахара, просто попробуйте. Вы почувствуете, насколько там круче, и обычный пережаренный кофе а-ля итальяно пить уже не сможете. Потом пробуйте эспрессо.
  27. Если захотите варить кофе дома, купите хорошее зерно от местного обжарщика, и варите его во френч-прессе. Потом попробуйте V60. Но приготовьтесь к тому, что его придётся варить по науке: с хорошей кофемолкой, весами, таймером, специальным чайничком.
  28. Кофе можно наслаждаться, словно хорошим вином.

Как не прокрастинировать в соцсетях

Есть такая беда: садишься печатать текст, а через полчаса обнаруживаешь себя в чатиках телеграмма. Вроде кажется, что сидишь и делаешь работу, даже вкладка с текстом открыта в браузере. Но на деле получается фигня и трата времени.

Есть простой способ не попадать в такую ситуацию: работайте на компьютере, а общайтесь — в телефоне.

Если мне хочется переписываться в телеграф-каналах, ответить на сообщения в фейсбуке — я беру в руки телефон. На телефоне печатаешь медленней, чем на компьютере, устанешь долго переписываться. Кроме всего, состояние «телефон в руках» воспринимаешь как отдых. Мозг мигает красной лампочкой: так, работа стоит, надо отложить телефон и делать дела.

Ну а компьютер днём — это печатающая машинка. На печатающей машинке можно только с текстом работать, в телеграмме не посидишь.

Должен признаться, я прокрастинирую редко. Обычно я люблю работать и не отлыниваю. Но иногда нападает, и тогда я включаю этот способ. Пользуйтесь и вы!

Любимые рассылки

В последнее время я полюбил электронные рассылки — подписан на несколько десятков и читаю все выпуски. Кажется, что рассылки перестали быть спамерским инструментом и превратились в уютный канал общения автора с аудиторией: как блог, только по почте.

Расскажу о своих любимых рассылках — может быть, вы тоже на них подпишитесь. Я не включаю в список дайджеды статей всяких медиа. Пусть будут только хорошие, авторские рассылки.

Максим Ильяхов присылает статьи о редактуре и информационном стиле. Есть ограниченная бесплатная версия, и две платных: простая (1700 ₽) и продвинутая, с домашними (5400 ₽).
Филолог Константин Когут написал цикл писем о неизвестной русской литературе. Письма большие, обстоятельные, интересные.
Интернет-газета из Петербурга раз в неделю пишет о событиях северной столицы. Мне нравится стиль, в котором они этом делают.
Рассылка с новостями и статьями для дизайнеров от Кирилла Олейниченко. Стоит 108 ₽ в месяц.
Редактор и сценарист Ната Покровская раз в неделю присылает подобие сетевого дневника: с рассказом о событиях последних дней, прочитанных книгах и просмотренных фильмах.
Еженедельная порция статей и рецензий от IT-журналиста и редактора стартапа «Руки». Анна фокусируется на вопросах гендера, много пишет об обществе.
Цикл статей о психологии общения, переговорах и клиентском сервисе.
Раз в неделю Антон Григорьев переводит статью о дизайне и юзабилити. Рассылка платная, 150 ₽ в месяц.
Еженедельная рассылка нью-йоркской журналистки. В середине каждого выпуска — шикарный дайджест статей.
Почтовый блог от американского IT-журналиста из «Фьюжн»
Удивительная рассылка от известного нью-йоркского блога. Каждый её выпуск не похож на предыдущий.
Ежедневная рассылка с новостями от понятно какого сми. Хороший способ быть в курсе важных новостей.
Обычный московский школьник читает по десять книг в неделю, катается на сёрфе, путешествует и покоряет мир другими способами.
Копирайтер из издательства «Манн, Иванов и Фербер» пишет о книжках и лайфлисте (с которым он порядком достал, признаюсь).
Рассылка Татьяны Никоновой о сексе и гендере.
Рассылка Макса Черепицы об управлении своим временем и собой.

⌘ ⌘ ⌘
И подпишитесь на мою еженедельную рассылку. По пятницам я отправляю большое письмо с пересказом интересных статей, делюсь новостями и публикую клёвые ссылки. В каждой выпуске — новая иллюстрация от А. Моя рассылка стоит 100 ₽ в месяц.

⌘ ⌘ ⌘
Поделитесь в комментариях своими любимыми рассылками — подпишусь с удовольствием.

«Пиши, сокращай»

Прочитал самую важную книгу о редактуре и хорошем тексте. Она выросла из многолетней работы её авторов: из практики, управления другими авторами, рассылок и преподавания.

Авторы книги — Максим Ильяхов и Люда Сарычева.

Максим — ответственный редактор Бюро Горбунова, преподаватель в Школе редакторов и Школе стажёров. Главный редактор «Тиньков-Журнала». Создатель сервиса «Главред», автор рассылки о редактуре.
Люда — соавтор рассылки «Главреда», главный редактор журнала «Дело». Соавтор Максима в рассылке Мегаплана.

Я работаю редактором десять лет. Из них половину времени я делал свою работу интуитивно и чаще всего — неправильно. У меня не было правил и принципов, по которым я мог бы оценить свою работу хорошо, мог бы сказать: «Лажа!» или «Вот это круто!». Рассылка Главреда, советы о тексте на сайте Бюро и в блоге Максима помогли мне вырулить в правильную сторону.

«Пиши, сокращай» — это сосредоточение всего главного о сильном тексте, о чём Максим и Люда писали годами. Скажу честно, я мог бы не читать эту книгу, потому что всё это уже давно читал у них и успел проверить на практике. Но я потратил на это годы, а вы сможете уложить несколько дней.

Меня часто спрашивали: что почитать о редактуре и копирайтинге, как учиться? Я советовал что мог: Нору Галь, блог Максима, какие-то странные статьи в интернете. Но теперь я могу смело посоветовать эту книгу. Советую купить и прочитать её всем, не только копирайтерам и редакторам. Она изменит ваше представление о тексте — в правильную сторону.

По традиции написал конспект книги.

  1. Текст пишут все люди. От качества нашего текста часто зависит успех в делах.
  2. Работе с текстом учат в школе, и учат неправильно. Нам советуют обращать внимание не на смысл, а на форму. На уроках литературы важно писать красиво, образно. Мы впитываем это и переносим в текст, который пишем после: в институте, на работе. Чтобы писать хорошо, важно разобраться в правилах текста. «Пиши, сокращай» — это книга о правилах хорошего текста.
  3. Главное правило — текст должен быть полезным для читателя. При этом автору следует быть заботливым и честным. Всё это даже не про текст, а про жизненный выбор.
  4. Текст должен быть понятным. Для этого упрощайте: на уровне слов, предложений, смысла, подачи.
  5. На уровне слов из текста убирайте стоп-слова. Это вводные конструкции (итак, допустим, как известно), оценки (уникальный, современный, необыкновенный), усилители (максимально, сильно, ужасно), штампы (молодая и динамично развивающаяся, бьёт ключом, не за горами), канцеляризмы (с целью недопущения, сохраняется вероятность, было принято решение) и другие. Стоп-слова не несут смысла в тексте. Удаляйте их или переформулируйте.
  6. Чем проще текст, тем он понятнее. Не перегружайте его заумными словами и терминами. Любые термины раскрывайте и объясняйте.
  7. Используйте прямой порядок слов и глаголы вместо отглагольных существительных и страдательных залогов. Не Михаилом было оказано воздействие на рычаг, а Михаил повернул рычаг.
  8. Определите неопределённые слова. Пишите на языке цифр и фактов. При этом цифры должны быть в мире читателя. Нельзя привирать и притягивать их за уши.
  9. Не стесняйтесь проблем. Выложите их на стол и раскройте.
  10. В одном предложении — одна мысль.
  11. Однотипные мысли обобщайте в абзацы. Абзац начинайте с главной мысли. В конце абзаца поставьте вывод.
  12. Сложные мысли объясняйте друг за другом, по цепочке. Объясняйте новое через известное.
  13. Нужно читать текст вслух по многу раз и переписывать всё, на чём спотыкаешься. У естественной речи лучший синтаксис.
  14. Длинные предложения разбивайте на несколько.
  15. Сокращайте близкие по смыслу однородные члены.
  16. Если не знаете с чего начать — начните с истории.
  17. У каждого текста должна быть цель. Всё в тексте или подчинено её достижению, или не нужно.
  18. Хорошая структура работает как магнит: она притягивает внимание читателя.
  19. Чтобы у текста была хорошая структура, разбивайте на смысловые единицы с заголовками — модули. Модули состоят из абзацев. Хороший модуль — это мини-статья.
  20. В заключении поставьте вывод с главными мыслями текста.
  21. Картинки, фотографии и иллюстрации лучше текста. Если можете проиллюстрировать — проиллюстрируйте, а не пишите. Покажите продукт в деле.
  22. Хорошая реклама полезна читателю.
  23. Критикуйте работу, а не человека.
  24. Чтобы писать хорошо, нужно хорошо разбираться в том, о чём пишешь. Разобраться — это первая задача автора, когда он берётся за текст. Если автор не разобрался, это сразу видно.
  25. Мысли важнее слов.

Лучшая книга этого года. Прочитайте обязательно.

Продаю рюкзак и три пары обуви

 

Кожаный рюкзак от Кати Якуниной

Катя сшила его четыре года назад специально для меня. Я просил её о рюкзаке, в котором объем и надёжность важнее удобства. Так получилась эта вещь: из толстой кожи растительного дубления, с удобными широкими лямками, с медными застёжками.

К сожалению, я не ношу цветную одежду, а рюкзак — коричневый. Последние полтора года он лежит у меня почти без дела. Мне очень жаль расставаться с рюкзаком, это больше чем просто вещь. Надеюсь, она найдёт нового хозяина.

Рюкзак не подойдёт маленьким девушкам — он будет слишком большим и тяжелым. Также не подойдёт тем, кто не таскает за спиной ничего тяжелее ключей и ноутбука.

Думаю, это будет классной вещью для тех, кто ездит в небольшие путешествия и любит всё носить с собой: в рюкзак влезет всё нужное на несколько дней. Ну и еще всякие фотографы с объективами не разочаруются.

Внутри есть отделение для ноутбука. Снаружи, за спиной — карман для ключей и телефона. Вообще карман за спиной очень удобен для ответственных вещей. Не понимаю, почему их нет в других рюкзаках.

Хочу за него 10 000 ₽. Это дорого для обычного рюкзака, но очень дёшево для вещи ручной работы из натуральной кожи.

UPD. Рюкзак забронирован.

Три пары обуви

Вся обувь номинально 47 размера. Однако сапоги «Тимберленд» ощутимо больше, примерно на размер.

Английские ботинки я продаю за 2 000 ₽, сапоги и кроссовки — ра 1 000 ₽. Вся обувь в состоянии между хорошим и отличным.

UPD. Забронировано.

⌘ ⌘ ⌘
Все вещи я продаю в Петербурге или Москве. Если вам приглянулось что-то — напишите мне на sergey@sergeykorol.ru или в социальных сетях.

↓ Следующая страница
Система Orphus