Развенчание мифа о «пальце императора» на железной дороге Санкт-Петербург → Москва: «Железная дорога была построена по прямому направлению, что было ошибкой, обусловленной отсутствием нормальных карт и волей начальства —«строить прямо». Через овраг речки Веребьи линия проходила по уникальному девятипролетному мосту высотой 53 м и общей длиной 590 м — самому высокому на тот момент в России. Его проектировал и строил молодой инженер, впоследствии известный теоретик мостостроения М.И.Журавский. Он применил ферму американской системы «Гау», но разработал теорию ее расчета, при этом чуть ли не впервые в мире сделал ее неразрезной на все 9 пролетов. Ферма состояла из деревянных поясов и раскосов, стянутых железными тяжким. Опыт первых же лет эксплуатации показал все недостатки «прямого варианта». Подъем из оврага в сторону Москвы был не только самым крутым на всей линии — 8,2 тысячных, но очень длинным, затяжным. Маломощные паровозы того времени физически не могли вытянуть наверх тяжелые составы, их приходилось расцеплять в Бурге и проводить частями по 10-12 вагонов, для чего на этом участке дежурили четыре дополнительных локомотива. При спуске тормоза вагонов перегревались, теряли эффективность, и хотя прямолинейность линии спасала от тяжелых последствий, к Мстинскому мосту поезд вылетал иногда с непозволительно большой скоростью. Станция Веребьинская находилась на уклоне перед самым мостом, что вносило много трудностей в ее эксплуатацию».
Алексей Черенкевич побывал в большинстве белорусских замков (есть и такое чудо), и составил по ним подробный гид.
Справедливо об ущербности национальных государств: «Когда-то средневековая система казалось человечеству правильной и справедливой. Потом, по мере развития общества она начала расшатываться — и рухнула под напором демократов, значительная часть которых, кстати, происходила из сравнительно привилегированных слоев общества. Сейчас большинство людей воспринимают сословную систему – и ее подобия, типа северокорейского сонбуна — как воплощение несправедливости. Думаю, что когда-нибудь так будет восприниматься и нынешняя система национальных государств».
Интервью с исследователем человеческой памяти: «Трудно себе представить, но еще 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их бабушка с дедушкой. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая. Люди, например, не знали и не могли знать, как они выглядели в детстве. «Я» — это я сейчас. Если человек был относительно состоятельным, то он мог еще в зеркало посмотреть, а простой крестьянин мог разве что услышать, как соседские девки говорят: «А парень-то видный!» И все. То есть все, что для нас сейчас развернуто в длинную историю, в те времена ограничивалось примерно двумя-тремя годами. Обычные люди даже не знали, сколько им лет. Ну и не очень интересовались».
Симпатичное видео Антарктики, снятое с дрона. Всё-таки беспилотные летательные аппараты меняют наше представление о реальности. Еще пять лет назад подобные видео были вау, а сейчас — ну так, прикольно.
Антон Реппонен рассказывает о балансе профессионального и личного: «Я не хотел бы работать в продакт-компании, или, как это сейчас называется, стартапе. И я не думаю, что хотел бы сейчас заниматься только одним проектом. Мне нравится работать с разными проектами, с разными людьми и над разными вещами. Сейчас мы делаем 4 личных проекта, и ничего из этого мы не делали раньше. Я учусь, как делать часы, изучаю индустральный дизайн. Я никогда не делал приложение с нуля с такой бизнес-моделью, как у Urban Walks. Я никогда не снимал документальные фильмы, вообще без понятия, как это делается. У меня есть возможность учиться новому, и это мне намного интереснее, чем если бы я делал один продукт по 8 часов в день на протяжении года или двух. Хотя этим я не хочу сказать, что, работая в стартапе, даже над одним проектом по 8 часов в день, ты не учишься ничему новому. Конечно, учишься, но совершенно другим вещам».
На «Йоде» вышел огромный рассказ об истории Арбатской площади.
Отрывок из книги про Ленинград периода оттепели: «К новым формам досуга, связанным с распространением в быту автомобилей, можно отнести путешествие автостопом. Это явление пришло в СССР с Запада в конце 50-х годов, где в это время была уже довольно развитая система организованного использования для туристических целей попутных автомашин. Останавливая автомобиль, человек предъявлял водителю специальный жетон и так мог проехать часть пути. К началу 60-х годов автостоповское движение стало реальностью и в советской действительности. В Ленинграде, например, оно зародилось в 1961 году, и по талонам «Автостопа» за первый год ленинградцы проехали 150 тыс. км, а за 1963 год — уже 10,5 млн. км. Желающему путешествовать этим предельно дешевым способом в областных советах по туризму при профсоюзах выдавались книжки «со знаком остановки машин на обложке». Кроме того, за очень небольшую плату поклонники автостопа приобретали талоны на проезд. Водитель, взявший пассажира, как предполагали организаторы, теоретически мог собрать эти талоны, затем отправить их в совет по туризму и получить шанс выиграть в специальной лотерее шоферовавтостоповцев. Однако это была трудоемкая и малоэффективная работа. Более выгодной водителям представлялась система сдачи талонов «Автостопа» в бухгалтерию собственных предприятий для получения денежной компенсации. Но эта идея тоже оказалась трудновыполнимой».
Подборка классных иллюстраций на тему «блистающей» научной фантастики.