«Аналитики часто делят страну на 84 субъекта и проводят разграничения: богатые, бедные, средние, промышленные и прочие зоны. На мой взгляд, Российская Федерация делится на три части. Первая часть (Россия-1) вполне очевидна — это крупнейшие города. Они разные: Новосибирск отличается от Екатеринбурга, Москва от Краснодара, — но у них есть общее и главное свойство — в них концентрируется человеческий капитал. Самое образованное, мобильное, мотивированное население России, как правило, концентрируется в крупнейших городах. Если отсекать крупнейшие города по уровню «под миллион», то это каждый пятый россиянин. Если поставить планку в 500 тысяч, то это 31% населения Российской Федерации. Населенные пункты в 500 тысяч человек — это большинство региональных крупных центров. Каждый третий россиянин живет в крупногородской среде. Если в России-1 мы видим модерн, новые формы и образы жизни (конечно, и там бабушки сидят на лавочках, но двигает Россию-1 модернизационный тренд), то Россия-2 — это территория еще очень советская. Это средние и менее крупные города (условные границы в 50–250 тысяч человек). Большие и средние города (большие — по классификации свыше 100 тысяч) можно разделить на две группы. Первая — сохранившие индустриальную функцию города, которые остаются в основном индустриальными (Череповец, Магнитогорск, Нефтеюганск и так далее). Они часто зависят от предприятий, которые в них расположены, или компаний, являющихся доминирующими в экономике. Вторая группа — это большие и средние города, утратившие индустриальную функцию, обычные райцентры: «стотысячник», окруженный сельской территорией, в нем райбольница, пара ПТУ, техникум, филиалы вузов, индустрия умерла еще в 90-е годы. Эта средняя Россия — она очень советская. Она, во-первых, сильно зависит от государства — потому что доля бюджетников там существенно выше; зависит от экономической конъюнктуры — потому что российские промышленные предприятия, те, что живые, вписаны в глобальный рынок, и когда начинается кризис на глобальном рынке, он сильно сказывается на этих городах. Или же они уже полуживые, как машиностроительные города, и им нужны формы поддержки государства. Это территория со средним человеческим капиталом, базовый профиль образования — среднее и начально-техническое, концентрация людей с высшим образованием, более фундированным, гораздо меньше, и эта Россия-2 остается в значительной мере патерналистской, она зависит от государства и требует от него помощи». — интересное на Постнауке.
Look At Me пишет про фотографию: «Как обычно рисовали художники-реалисты? Они брали бумагу, прикрепляли её на мольберт (или клали на колено или столик в парижском кафе блокнот для зарисовок) и начинали рисовать. То, что он рисует, если, конечно, он художник реалистического направления, должно находиться у него перед глазами. Саму картину на холсте можно писать уже потом, в мастерской, опираясь на подготовленные эскизы, наброски и зарисовки. Людям неудобно смотреть вверх или вниз, обычно они смотрят перед собой. Именно поэтому художники-реалисты рисовали то, что находится у них перед глазами. Поэтому практически во всей классической живописи линия горизонта находится в пределах картины, ведь взгляд стремится к горизонтали. В первые 30–40 лет своей жизни фотография придерживалась аналогичных взглядов на отношения с пространством. Только с последней четверти XIX века фотографы задались вопросом «а почему мы должны смотреть только и исключительно горизонтально?». Выяснилось, что можно снимать и вниз, и вверх, и это открытие радикально поменяло как фотографию, так и живопись».
Оказываются, были специальные бальные книжечки: «Заполнение бальной книжечки требовало большого искусства, которым мне так и не удалось овладеть до конца. Скажем, на танцах присутствуют три девушки, А, В и С, и три юноши, D, Е, F. Существуют обязательные правила: полагается с каждым протанцевать минимум по два раза, а, может быть, пойти с кем-то из них поужинать, если только вы не настроены решительно против. Все остальное на ваше усмотрение, вы свободны. На вечере полным-полно молодых людей. Некоторые из них — иных вам вовсе не хочется видеть — тотчас приближаются. Приходится хитрить. Надо попытаться не дать им увидеть, что ваша бальная книжечка еще не заполнена, и с задумчивым видом сказать, что, может быть, разве только танец под номером четырнадцать. Трудность состоит в том, чтобы соблюсти баланс. Молодые люди, с которыми вам хотелось бы танцевать, где-то здесь, но если они появятся слишком поздно, книжечка может оказаться уже заполненной. С другой стороны, если вам удалось увернуться от первых кавалеров, в вашей книжечке могут остаться дырки, так и не заполненные «правильными» молодыми людьми. И тогда во время некоторых танцев придется «подпирать стену». О! Какое разочарование приходилось испытывать, когда молодой человек, которого вы втайне так страстно ждали, вдруг возникает перед вами, потратив массу времени в тщетных поисках, отчаянно высматривая вас повсюду, но только не там, где вы были на самом деле!»
Фейсбук радует: «К фразам Ницше стоит мысленно приписывать: «Один я умный в белом пальто стою красивый». И все сразу становится на свои места. Например: Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп. Один я умный в белом пальто стою красивый. Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести. Один я умный в белом пальто стою красивый. Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии. Один я умный в белом пальто стою красивый».
«На территории Кремля есть специально обученные хищные птицы, которые отпугивают стаи голубей. Это соколы, голуби их боятся. Голубей нигде не любят, а в Кремле особенно: они гадят, портят памятники своим помётом. Конечно, главная опасность в том, что у них бывают вспышки заболеваний, в том числе тех, которые передаются людям. Например, от голубей можно заразиться токсоплазмозом — болезнь с неприятными последствиями для человека, вплоть до бесплодия». — вот такие пироги.
«На первый план выходит новый тип едока — не хипстер из «Жан-Жака», а рыцарь аскезы, защищенный от насмешек и непонимания внешним панцирем, неподвижной светлой идей. Хипстер — такие раздаются упреки — наел себе репу на устрицах; воин укрепит свои устричные латы, накушавшись репы». — «Афиша» радует.
Американский путешественник описывает впечатления от путешествия по России: «I imposed a character limit on myself for the About Russia section or I would have pulled a Tim and made it 4,000 words, so I’ll just do this whole thing in one sentence: Things were ruled by a series of Grand Princes through the Middle Ages until 1547, when Ivan the Terrible decided he’d rather be a Czar, at which point there were Czars, which lasted until 1721, when Peter the Great realized that it was cooler to be an Emperor, and then there were Emperors until the Russian Revolution in 1917, when the last Emperor, Nicholas II, was murdered along with his family, after which there was the Soviet Union, whose leaders were called long things like General Secretary of the Communist Party of the Soviet Union and most notably include Vladimir Lenin at first, then the especially unpleasant Joseph Stalin, then a handful of others until the reign of Mikhail Gorbachev and the dissolution of the Soviet Union in 1991, after which we were left with the new Russian Federation, officially a multi-party representative democracy but unofficially one of those democracies that does a lot of undemocratic things and is ranked as the 122nd most democratic country by the EIU, and of which Boris Yeltsin served as the first President, followed by Vladimir Putin and then Dmitry Medvedev, but then in 2012 Putin (who was Prime Minister then, the second highest office) was like “Hey look at that zebra!” and when Medvedev looked Putin took the office again and made Medvedev Prime Minister, and that’s where we are today».
Занятная статья про психологию потребления вина. Вот характерная цитата: «Expectations seem to matter on a fundamental level: they may affect the physiology of taste itself. In one recent study, the Stanford University neuroeconomist Baba Shiv, along with his graduate student Ab Litt, designed a test to interfere with our actual taste receptors. First, they gave two groups of students identical descriptions of a wine, but for one group they added a note that described some vintages as having “unpleasant and unappealing sour undertones.” By itself, the note dramatically changed the experience of wine tasting: those who’d read it rated the wine significantly lower. Shiv and Litt then went a step further by manipulating actual taste receptors using miraculin, a glycoprotein from the so-called “miracle berry”—the fruit of the plant Synsepalum dolcificum—that alters one’s ability to taste sour notes. The miraculin was presented in the form of a dissolvable tablet that, participants were told, was a simple “chalky and tasteless” way to clear their palates for the tasting. (In a control condition, the substance was actually a calcium supplement pill.) Shiv and Litt found that the people in the sour condition now rated the wine as tastier. They couldn’t taste the sourness, so their enjoyment of the same wine increased—all because they weren’t tasting something they’d been led to expect would negatively influence their appreciation. In a second study, Litt and Shiv described the same sour undertones as a positive attribute: it would signal “palate sensitivity.” This time, people who’d read the sour description liked the wine more, and those treated with miraculin liked it less».
ЖЖ радует: «Итак, финальное действие представляет собой эпизод, где в небе над Скандинавией, Юте приходится выпрыгнуть без парашюта из самолета с пристегнутой к руке бомбой, в прыжке взломать наручники, после чего спланировать на другой самолет, зацепиться за него, прикрепить бомбу, дождаться взрыва, а затем начать искать среди падающих с ним на землю обломков запасной парашют, в то время как остальные члены экипажа самолета тоже ищут парашюты и параллельно стреляют в героя (а он отстреливается), прячась в падении за другими обломками. Параллельно с этим Бохди, который тоже падает без парашюта, пытается прикрепить к ногам сноуборд, чтобы приземлиться на нем на ледник и выполнить восьмое испытание.
Интервью с Эмили Смит, которая в одиночку путешествует на яхте вокруг света».
Кусочек книги Макса Хейстинга об обществе времён Первой Мировой: «Французским школьникам предлагались такие темы для сочинений, как «Отъезд полка на фронт», «Письмо от неизвестного старшего брата, который сражается за нас», «Прибытие поезда с ранеными», «Немцы убили маленького семилетнего мальчика, который играл в поле с деревянным ружьем» и «Немцы заняли твой город. Опиши свои чувства». Географию требовали вести по ежедневно обновляющимся картам боевых действий. Раненым учителям, возвращающимся в школы, отводилась особая роль, хотя, возможно, не совсем та, которую предполагало Министерство просвещения. Уроки немецкого сменил английский, а в курсе истории упор делался теперь на римских и греческих героев».
Большая и интересная статья про бразильского автобусного магната, который скупает тоннами виниловые пластинки, собрал дома самую крупную коллекцию.