Япония
Новогодние каникулы мы с А. провели в Японии.
Посетили все примечательные районы Токио, прокатились в Киото на ночном автобусе, вернулись обратно на скоростном поезде и набрались впечатлений в маленькой, но необычной стране.
Поездка в Японию похожа на что угодно, но не на обычное туристическое путешествие. Скорее это паломничество, пересечение всех мысленных границ: географических, временных, климатических, государственных, языковых и культурных. Страна Восходящего Солнца далека во всех смыслах. Дальше, наверное, только какая-нибудь Боливия или Никарагуа.
Япония строит границы и возводит препятствия. В страну нельзя поехать просто так, и даже визу получить непросто. Официально каждый турист в Японии должен иметь гаранта-японца, который может поручиться за иностранца и отвечает за его поведение. У подавляющего большинства туристов, конечно же, никакого гаранта нет, и они «покупают» его в специальных визовых центрах. Так, двухнедельная однократная виза в Японию обойдётся в 8.000 рублей (при том, что в японском посольстве нет визового сбора).
Лететь в Японию десять часов вдоль всей России-матушки. Над Владивостоком самолёт поворачивает вниз и через полчаса садится на полоске суши в океане, пахнущей тунцом и землетрясениями.
Токио
Токио — это крупнейшая городская агломерация, совокупность городов, городков, районов, областей и даже островов. Это настоящий салат из культур: гиковатые районы с аниме соседствуют с районами храмов и крохотных одноэтажных домишек.
У Токио нет ярко выраженного центра. Город расфокусирован, в каждом из районов есть свои центры притяжений. Географически центром города является Императорский дворец, закрытый для посещения и тщательно охраняемый.
Первое впечатление от Токио — город очень похож на Хельсинки. Природность, экологичность, холодная эстетика бетона, кафеля, дерева, стекла и стали. Очень чисто, свежо и умиротворённо.
Япония — страна повышенной сейсмологической активности. Города постоянно страдают от землетрясений и прочих цунами. Токио, к примеру, два раза разрушался до основания сильнейшими землетрясениями. С тех пор город застроен широкими улицами и парками. Это добавляет безопасности в ситуации, когда всё вокруг шатается.
Токио — это город районов. Как и какой-нибудь Нью-Йорк, Токио очень разный в разных своих частях. Это выглядит непривычно для москвича, но добавляет шарма местным жителям и удобства туристу.
Хочешь посмотреть на упоротых анимешников, фанатов манги и компьютерных игр? Добро пожаловать в Акихабару. Это один из крупнейших торговых и развлекательных районов города.
Акихабара — это район, в котором вечно бурлит жизнь. Небольшие кафешки варят собу и мисо-суп, продавцы экзотической атрибутики зазывают в свои лавочки, симпатичные девчонки приглашают зайти в магазин с комиксами или коллекционными фигурками.
Однако Токио может быть совершенно другим. Например, таким, как в районе Уэно, окрестностях городского зоопарка.
Кипучесть улиц куда-то пропадает, уступая размеренности и спокойствию. Старики приходят в парк, чтобы покормить птичек с руки.
Парочки стыдливо целуются на лавочках и делают себяшки под крики чаек. Студенты Токийского университета вповалку паркуют свои велосипеды и гоночные праворульные автомашины.
Кстати, о велосипедах. В Японии вообще и в Токио в частности очень любят двухколёсный транспорт. В кармане токийца вряд ли будет болтаться автомобильный ключ, но наверняка окажется ключ велосипедный, рядом с магнитной карточкой платной велопарковки.
Японцы очень любят детей. Возможно, потому, что все японцы — немножко дети.
Известные всем школьницы тоже встречаются. Удивительно, как в стране со значительным количеством сексуальных преступлений и женскими вагонами в метро, по улицам ходят девочки с юбками сантиметров в 20-30 длиной.
Громадный город, столица контрастов. Дедушки в лаптях на фоне жидкокристаллических небоскрёбов. Футуристичные надземные переходы в районе трущоб. Современная архитектура вырастает из старого района, словно сияющий гриб из лесной древесной трухи.
Киото
Киото — это японский аналог Санкт-Петербурга. Древняя столица, культурная и чуть неспешная, она притягивает жителей Страны Восходящего Солнца храмами, барами и традиционным отелями, рёканами.
В отличие от Токио, Киото не подвергался бомбардировкам и не засыпался зажигательными бомбами. Поэтому его исторические части уцелели и благоденствуют (хоть и ощутимо поджимаются с боков современной бетонной архитектурой).
Киото очень понятен и прост — город нарезан на квадраты кварталов, каждый из которых можно пройти поперёк за полчаса. Внутри кварталов под прямыми углами сплетаются дюжины улочек, по которым удобно ходить пешком и ездить на велосипеде.
В один из дней нашего пребывания в Киото выпал снег. Сочетание зелёных пальм и цветущих бананов с сугробами оказалось не самым удивительным. Куда забавнее были способы, которыми местные жители боролись с снежными завалами в два пальца высотой. Они поливали их водой, разгребали палками и даже столовой посудой. Удивительное бедствие!
Видели на набережной свидание японской парочки. Между ними было столько места, что вполне влезли бы родители обоих свидающихся (уверен, они там и сидели, но только морально).
Снежная зима в Японии и Киото — нестрашная. А. заявила, что она совсем не замёрзла, а потом отобрала мои перчатки. Впрочем, через полчаса выглянуло солнышко и снег счастливо растаял.
Киото — город на берегу реки. Через весь город протекает Камо, сливаясь с множеством других горных речек и берегов, плутая между бетонными набережными, кварталами гейш и ныряя под десятки мостов: железнодорожных, автомобильных, пешеходных.
Влюблённые парочки, преодолевшие расстояние между друг другом, приходят на берег строить башенки своей любви. Мы с А. тоже построили, какую сумели.
По сравнению с Токио, Киото кажется куда спокойнее, ровнее, чище. Город словно спит между горами, укрытый снежными одеялом. Это место, где хорошо проводить долгую, очень долгую старость.
Япония стала самым необычным нашим путешествием, самым далёким и долгожданным. При этом я не знаю, что писать о Японии. Всё кажется удивительным за пределами удивительности, странным до состояния полной обыденности. Роботы, школьницы, мисо-суп, женские вагоны в метро. Да, ну и что такого?
Япония — не та страна, которую можно осознать и почувствовать за один раз. Гайдзину за две недели открывается лишь самая малость, одна долька нашими. Поэтому следует поклониться, улыбнуться, а затем вернуться снова.
И мы вернёмся, Япония.